В
Приморском крае новая форма
семейного жизнеустройства детей-сирот
и детей, лишенных родительского попечения
(патронатное воспитание) осуществлялось
в рамках проекта «Семейный очаг» Некоторые
детские дома России начали работу по
организации патронатного воспитания
с передачи ребенка в семью на летний отдых,
на каникулы или на выходные дни (г. Питкяранга
Республики Карелия, г. Печоры Псковской
области, г. Старая Русса Новгородской
области, г. Калининград, г. Пермь г. Железногорске
Ямало-Ненецкого автономного округа и
Газ-Салинским Домом детства Южно-Сахалинска
г. Смоленске г. Владивостоке Приморского
края и другие).
Как
видно из примеров регионов, везде
при введении новых форм семейного
жизнеустройства детей кроме
перечисленных этапов присутствовало
еще одно непременное условие
успешности работы – наличие специально
организованных служб, группы специалистов:
психологов, социальных педагогов, медицинских
работников, которые занимались как подбором
кандидатов, подготовкой, так и участвовали
в дальнейшем сопровождении состоявшихся
семей, в том числе и гостевых. В Новосибирске,
например, специалисты учреждения
совместно с органами опеки и попечительства,
социальной защиты населения по месту
жительства воспитателя осуществляют
систематический контроль над условиями
проживания, воспитания, развития и состоянием
здоровья воспитанника, а также за выполнением
воспитателем семейной группы своих обязанностей
по отношению к ребенку и рекомендаций
специалистов учреждения. Так в приюте
"Милосердие" Санкт-Петербурга
работает Школа приемных родителей, организованная
благотворительной организацией "Врачи
мира" совместно с приютами "Альмус"
и "Дом милосердия»[193].
Цель проекта - подготовка родителей,
готовых принять на воспитание
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. На
первом этапе привлекаются заинтересованные
семьи, проводится психологическое тестирование,
отбор и обучение приемных родителей.
На втором - путем психологического подбора
детей и родителей происходит формирование
семейно-воспитательных групп (приемных
семей), которые в дальнейшем получат психологическую,
медицинскую, юридическую и педагогическую
поддержку.
За два года существования
проекта обучение прошли 157 человек.
Из выпускников последней школы
14 человек получили сертификаты
об окончании, пять семей берут
детей в гостевую семью, которая в будущем
может перерасти в другую форму опеки
и попечительства. Школа работает круглогодично
по мере формирования групп.
Даже при помещении ребенка
в гостевую семью в Смоленске
с воспитателями проводятся
так называемые тренинги, чтобы они смогли
объяснять, что значит для детей сходить
в гости в незнакомую семью, как себя там
вести и почему потом надо вернуться в
детдом. С детьми работают штатные психологи,
тринадцать специалистов, и в основном
это профессиональные психологи из СахГУ.
Сначала идет коррекция психики ребенка.
Есть в штатном расписании юрист, менеджер
по социальному маркетингу и, в обязательном
порядке, педиатр, который учит будущих
наставников приемам первой медицинской
помощи. Специалисты составляют на воспитанников
детских домов подробные психологические
карты (портреты), где содержится информация
о способностях, навыках и желаниях ребенка.
Работа
в детском доме по проблеме адаптации
ребенка и усыновителя ведется не
только с будущими опекунами, но и с детьми.
Дети, поступающие в детский дом, имеют
чаще всего отрицательный опыт поведения
в семье, смутно представляют, какой должна
быть настоящая семья. Поэтому перед коллективом
стоит задача формирования позитивного
образа семьи у воспитанников . в Иркутской
области привел к созданию социально-реабилитационных
центров для несовершеннолетних с наличием
в его структуре социального приюта, социальной
гостиницы, семейной воспитательной группы
и других подразделений.
Подводя
итог вышесказанному, можно сделать ряд
выводов.
- Учеными-психологами
доказано, что сам факт помещения ребенка
в детский дом в силу переживаемого им
стресса отбрасывает его в психическом
развитии, как минимум, на полгода, и чем
раньше по возрасту ребенок туда направляется,
тем больше возникает проблем в становлении
его как личности. Воспитать хорошим семьянином
человека, не знающего, что такое семья,
сложно. Важным направлением работы детского
дома является формирование позитивного
образа семьи у воспитанников. Дети должны
знать, что в семье отношения складываются
на основе уважения и любви взрослых и
детей друг к другу, к старшим и пожилым.
В семье всегда можно найти поддержку
и взаимопонимание. В семье рождаются
и воспитываются дети, старшие помогают
младшим, сильные — слабым. Нужна особая
атмосфера терпения и определенная работа
педагогического коллектива по формированию
позитивного образа семьи.
- Если есть
хоть какая-то возможность восстановить
родственные связи и определить ребенка
в родную семью, то необходимо вести работу
в этом направлении. Если же поддержание
таких связей невозможно, то следует проводить
работу по подготовке детей к возможной
жизни в условиях приемной семьи. Для
этого важно, чтобы у ребенка сформировалась
позитивная мотивация на возможных приемных
родителей. В этих направлениях стараются
вести подготовку ребенка к жизни в приемной
семье, а также формируют у них необходимые
для этого умения, навыки, отношения, чувства
многие детские дома .
- Программа
помещения детей в гостевые семьи является
естественным первым шагом, «запускающим»
в субъектах РФ реализацию общей
программы «Право ребенка на семью», направленной
не только на семейное (временное или постоянное)
устройство детей-сирот, но также и на
создание действенной системы профилактики
детской безнадзорности и сиротства, превентивного
разрешения конфликтов и других угрожающих
ребенку и его семейной среде ситуаций,
восстановлению утраченных связей ребенка
с его родителями.
- Приобретенный
опыт социализации в принимающей семье
благотворно влияет и на морально-психологический
климат в детском коллективе после возвращения
детей в учреждение, способствует повышению
успеваемости и активности детей в разнообразных
видах деятельности.
- Мероприятия,
осуществляемые в рамках программ,
носят не одномоментный характер, а
предполагают создание в детских сиротских
учреждениях постоянно действующих Служб
семейного устройства,
в задачи которых входит работа с населением,
подбор и профессиональное консультирование
принимающих семей. В перспективе, по мере
развития семейного патронатного воспитания
детей интернатных учреждений,
эти службы смогут выполнять также и функции
уполномоченных служб органа опеки и попечительства
как по семейному устройству детей временно
или постоянно отобранных у родителей,
так и по социально-профилактической работе
с семьями риска без изъятия ребенка из
семьи (социальный патронат).
- Поскольку
государственное учреждение – детский
дом является опекуном ребенка и несет
полную ответственность за жизнь и здоровье
детей, процесс передачи воспитанников
на патронат, опеку или усыновление, в
приемные семьи предполагает как одно
из основных и обязательных условий наличие
спланированной и четко организованной
системы отбора и подготовки претендентов
с последующим окончательным принятием
решения о передаче ребенка или отказе.
- Работа по
внедрению новых форм жизнеустройства
в России ведется во многих регионах, накоплен
богатейший опыт. В ряде областей завершена
экспериментальная, проектная деятельность,
получившая широкое признание и положительные
результаты. Отработан механизм внедрения
форм, начиная с формирования общественного
мнения через СМИ и заканчивая разработкой
долгосрочных программ сопровождения
выпускников.
Вместе с тем, на региональном
уровне, в каждом конкретном учреждении,
городе и области создаются свои , с учетом
специфики , модели.
Тяжелейшим проявлением кризиса
современного российского общества
стало увеличение числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей. Переход к рыночной
экономике и связанные с ним процессы
имущественного расслоения населения,
кризиса моральных ценностей, последовательного
разрушения института семьи еще в большей
степени усилили распад многих семей и
привели к росту числа отвергнутых детей.
К
началу XXI в. беспризорность и сиротство
детей в России приобрело угрожающие
масштабы.
Отвечая
на вопросы граждан в декабре
2001 г., Президент России В.В. Путин
назвал социальное сиротство одной
из трех-четырех сложнейших приоритетных
проблем, находящихся под неослабным
вниманием руководства страны, а в марте
2002 г. он, выступая в Кремле на совещании
руководителей детских учреждений, высказал
тезис о трех сокрушительных валах беспризорности
в России, в том числе о нынешнем третьем,
когда абсолютное большинство беспризорных
детей – при живых родителях.
Такое общественное явление, как
детский дом, на протяжении
многих лет, считавшееся временным,
обусловленным объективными причинами
проявления массового сиротства
послереволюционной и послевоенной
разрухи, к сожалению, не изжило
себя и в наши дни, более того,
на территории России и Костромской
области, в частности, возникло много
новых детских домов, причем наблюдается
тенденция к дальнейшему увеличению их
числа. В сороковые годы на территории
Костромской области было 120 детских домов,
приютивших детей из блокадного Ленинграда,
Москвы, других городов. К концу восьмидесятых
годов в области осталось только два детских
дома. В конце девяностых годов, особенно
в последние 5-7 лет, снова один за другим
открывались детские дома. Их сегодня
в области 9 и еще 16 школ-интернатов
для детей-сирот (в том числе 9 специальных
(коррекционных) образовательных учреждений
для обучающихся, воспитанников с отклонением
в развитии; 2 оздоровительных санаторного
типа для детей, нуждающихся в длительном
лечении), два реабилитационных центра
для несовершеннолетних с временным пребыванием.
1679 детей воспитываются в школах- интернатах,
290 – в детских домах. Причем, социальных
сирот в 6 раз больше детей, потерявших
своих родителей. В последние годы
на демографическом фронте Костромской
области наблюдается следующая картина:
уровень рождаемости неуклонно падает,
а количество детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, напротив, увеличивается.
Только в городе Костроме в 2004 г. официально
зарегистрировано 324 ребенка, оставшегося
без попечения родителей (для сравнения
в 2003 г. эта цифра была равна 294 чел.).
А всего по области на 01.01.2005
выявлено и учтено детей и подростков
804. Для сравнения : в 2002 году в области
было выявлено 650 детей, оставшихся без
попечения родителе, в 2003-м – их стало
уже 702, в 2004 – 703.[62]
Каждый
год в Костроме лишают родительских
прав около 100 человек. (2001г. – 132 человека,
2002 – 98, 2003 – 99).
Известно,
что даже самое лучшее учреждение
не может обеспечить ребенку полноценное
психическое развитие, успешную социализацию
при переходе в самостоятельную жизнь.
Проблемы социальной адаптации этой категории
детей освещаются в многочисленных психолого-педагогических
исследованиях как отечественных (М.И.Буянов,
И.А.Залыгина, А.И.Захаров, Е.М.Рыбинский,
Г.В.Семья, Е.О.Смирнова и других), так и
зарубежных (У.Боулби, М.Раффер, С.Броу
и другие) ученых. Дети, воспитывающиеся
в условиях детского дома, испытывающие
дефицит родительского тепла, отличаются
отставанием в интеллектуальной (ограниченный
кругозор, недостаточное развитие некоторых
форм мышления : образного, логического
и так далее) и эмоциональной ( отсутствие
избирательности и постоянства в эмоциональных
привязанностях; трудности в общении с
окружающими детьми, которые выражаются
в редком проявлении сочувствия, сопереживания,
повышенной агрессивности, потребительском
отношении к жизни) сферах.
Одна из принципиальных задач,
стоящих перед специализированными
учреждениями для детей, нуждающихся
в социальной реабилитации и поддержке,
- по возможности компенсировать ребенку
недостающий опыт семейной жизни. На начальном
этапе функционирования этих учреждений
компенсацию пытались осуществить за
счет приближения условий жизни детей
к домашним, организации для них подобия
семейной жизни, что выражалось в содержании
занятий, традициях, формах поощрения
и порицания, доверительном и конфиденциальном
общении со взрослыми, участии детей в
обустройстве дома, предоставлении возможности
создать свой уголок, выбрать одежду и
обувь, в соответствии с личным вкусом,
внимании окружающих к личным датам, значимым
событиям для каждого ребенка. Процесс
освоения жизненно важных умений и навыков
(гигиенических, трудовых, досуговых) строился
как сотрудничество взрослых и детей,
в ходе которого взрослый давал ребенку
образец действия, поддерживал и сочувствовал
в затруднительных ситуациях, создавал
условия для успеха, радовался вместе
с ним удаче. Наконец, не менее значимой
для благополучного самочувствия детей
являлась система отношений с ребенком,
направленная на воссоздание у него чувства
достоинства и убежденности в собственной
ценности, которые не были сформированы
или оказались разрушенными в его предшествующей
жизни. Однако, имеющийся опыт и результаты
работы вполне убедительно доказывают,
что даже самая лучшая программа и условия,
приближенные к домашним, не смогут заменить
семью, дом, а теоретические знания
так и станутся знаниями, которые не бут
применены на практике.
Для объективного определения
феномена современного сиротства
необходимо представлять общую картину
того, как складывается дальнейшая судьба
выпускников сиротских учреждений.
В
последние годы усиливается интерес
общественности к проблемам детских
домов. Принят ряд правительственных
документов, защищающих права ребенка,
разработаны программы (в области «Дети
Костромской области» до 2006 года, подпрограммой
которой является «Дети-сироты»), появились
публикации в печати, в которых внимание
авторов, к сожалению, сосредоточены в
основном на материальных проблемах воспитания
сирот. Серьезнейшей проблемой детских
домов является слабая научно-методическая
оснащенность педагогического процесса.
Наблюдается острый дефицит специализированных
методических разработок. Как показала
практика обследования воспитанников
ряда учреждений интернатного типа
(Ченцовский
детский дом, Островский детский
дом, Ковалевский, Волжский, Галическая
школа-интернат, детский дом №1
города Костромы, городской реабилитационный
центр для несовершеннолетних,
Николо-Поломский реабилитационный
центр), в детских домах города и области
проживает неоднородный контингент детей:
часто в одной группе находятся дети и
нормально развивающиеся, и с различными
степенями задержки психического и
речевого развития; дети, пережившие тяжелые
эмоциональные стрессы (убийство, алкоголизм
родителей, сексуальное насилие) и имеющие
опыт бродяжничества. К тому же детдомовские
группы – разновозрастные. Для работы
в них нужны педагоги, не только обладающие
общепедагогической компетентностью,
но и владеющие основами дефектологии,
психологии и патопсихологии. К сожалению,
в настоящее время ни в одном вузе или
педагогическом колледже России учебный
процесс не ориентирован на подготовку
специалистов для работы с детьми-сиротами.
Бесспорно,
что положение детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей
в Российской Федерации, остается неудовлетворительным.
Об этом свидетельствуют как научные исследования
(социологические, психологические, педагогические
), так и многолетний опыт воспитания.
Именно
поэтому столь актуальна идея активизации
работы по развитию альтернативных форм
воспитания детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, таких как замещающие
профессиональные семьи: семейный детский
дом, приемная семья, патронат.
Помочь
выстроить правильную картину мира,
где сам ребенок выступал бы ответственным
создателем своей судьбы, значимой составляющей
всего общества – вот задача, которую
призваны решить люди, взявшие на себя
нелегкий труд воспитания приемного ребенка.
Через внутрисемейное общение ребенок
усваивает принятые в данном обществе
нормы и формы поведения, нравственные
ценности и идеалы.