Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:37, автореферат
Объект исследования – воспитание в гостевой семье.
Предмет – педагогические условия воспитания ребенка в гостевой семье
Методология – системный и личностно-ориентированный подходы
Цель : выявить и обосновать педагогические условия, при которых гостевая семья будет дополнять институализированное воспитание.
Задачи:
-охарактеризовать гостевую семью как социально-педагогический феномен
-разработать модель воспитания в гостевой семье
- выявить педагогические условия и средства , обеспечивающие дополнительность воспитания в гостевой семье.
Прикладное значение данного исследования выражается в возможности в дальнейшем налаживать работы семейных центров, будет способствовать качеству подготовки и переподготовки специалистов, работающих с такими категориями детей.
Сопровождение предполагает несколько этапов, на каждом из которых проводится работа как с родителями (претендентами), так и с детьми Дети участвуют в специально разработанных программах подготовки к жизни в семье, адаптации выпускников в обществе, которые включают формирование когнитивных представлений о взаимодействиях в семье, эмоциональных связях и позитивных паттернах поведения, тренинг конструктивного взаимодействия с членами семьи, разрешение эмоциональных проблем. (Три возрастные группы: 4-7лет, 8-10 лет, 11-15 лет и соответственно количество часов 13, 45, 52, включающие и самодиагностику старших воспитанников). По нашему убеждению, все семьи усыновителей, опекунов, должны обязательно проходить ступени краткосрочного патроната, ибо знания, которые они приобретают о ребенке, уходе за ним не даются ни одним учреждением или специалистом в силу их загруженности, а, зачастую, и незаинтересованности в результатах своего труда.
II этап. Сопровождение приемных семей. Предполагает помощь со стороны специалистов службы сопровождения ребенку и родителям в преодолении основных трудностей и проблем их адаптации, а также дальнейшего жизнеустройства.
Экспериментальная работа по внедрению семейных форм жизнеустройства со службой сопровождения при учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, началась с декабря 2000 года с открытия первого в городе и области семейного центра для выпускников детских домов. Инициировал данную работу Департамент образования и науки Костромской области совместно с Администрацией области при финансовой поддержке благотворительного фонда «Надежда» и благотворительной организации «Children’s Hope Chest» Христианских общин США. На средства фонда был приобретен дом, переданный в собственность детского дома №1 города Костромы. Так же фондом оплачивались ставки воспитателей и психолога, пособие на детей, канцелярские товары, коммунальные услуги. Один из родителей-воспитателей по договору был принят на работу в детский дом.
Служба сопровождения семьи работала в составе 4 человек: психолог, социальный педагог, педиатр, руководитель-методист. Социальный педагог и медицинский работник, осуществляющие сопровождение центра, были сотрудниками детского дома.
Правильнее, если за каждым семейным центром, семьей закрепляется один человек, который полностью отвечал за данную семью и данного ребенка (детей), привлекал в случае необходимости других специалистов, если требовалась помощь педиатра, социального педагога, специалиста органов опеки и попечительства. При открытии первого семейного центра ответственность за сопровождение была возложена на психолога, который и являлся главным координатором в работе, связующим звеном между семьей и администрацией и сотрудниками детского дома. Хотя могут быть и другие варианты, например, научный руководитель, методист (Островский детский дом), социальный педагог, медицинский работник, особенно в тех случаях, когда на воспитание передается ребенок с ослабленным здоровьем, хроническими заболеваниями и тому подобное. Но ответственность одного специалиста за конкретную семью - одно из непременных условий успешности и результативности работы службы сопровождения. Поскольку и самой семье легче установить доверительные отношения с одним конкретным человеком и в случае необходимости для разрешения сложной ситуации знать к кому обратиться за помощью, сообщить в первую очередь. Для чего семье оставляется контактный телефон ответственного специалиста. Именно такое распределение обязанностей среди специалистов позволяло нам иметь полную информацию о семье, оперативно решать вопросы и составлять конкретные планы работы с семьей.
Основным инструментом в
Для исследования уровня готовности воспитанников детских домов и реабилитационных центров к переходу в замещающие семьи, а также выяснения характера трудностей и проблем, возникающих в семье с принятием на себя роли приемного воспитателя, было проведено анкетирование и тестирование потенциальных и приемных родителей. Были отобраны психолого-педагогические методики диагностики семьи (взаимоотношений, удовлетворенности ролью каждого из супругов, совместимости, семейных установок и ценностей, мотивов принятия ребенка на воспитание и тому подобные), специально составленные анкеты и экспресс-опросники, стандартные тесты и проективные методики на определение характерологических особенностей детей и взрослых. (Приложение) С целью выявления первичных представлений воспитанников о семье и семейном жизнеустройстве, мотивов перехода в приемную семью у детей проводилась диагностика воспитанников и частично (выборочно воспитателей. Использовались опросники, рисунки «Мой дом», «Моя семья»; мини-сочинения «Какой я родитель», «Я и моя семья»; анкетирование участников.
С целью
выявления первичных
Отобранные в ходе
В ходе наблюдения за
Для отслеживания результативности работы центра действуют основные критерии изменений в развитии воспитанников, а именно :
Для измерения и оценки выделенных показателей нами использовались проективные методики : «Автопортрет», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Я расту, а мне мешают» и другие; опросные методики : «Карта интересов», шкала тревожности , тесты : 16-факторный опросник Кетелла, цветовой тест Люшера, СПА ; результаты наблюдения за ребенком в повседневной деятельности. В связи с разноплановостью выбранных методов выделенные показателей социально-психологической адаптации рассматривались как интегративные характеристики и при оценке были выделены три уровня , для удобства переведенные в баллы :
Низкий уровень развития – 1 балл;
Средний уровень развития – 2 балла;
Высокий уровень развития - 3 балла.
Основные стратегии работы
в семейном центре –
Нами также проводилась первичная диагностика трудностей и проблем в вопросах воспитания у уже имеющих детей патронатных и приемных родителей (сотрудники Островского, Ченцовского детских домов, Николо-Поломского приюта, семьи Костромской области- всего 52 семьи). С целью корректировки программ и оценивания результативности работы специалистами постоянно проводится мониторинг эффективности работы . Разработаны критерии, отобраны методы отслеживания, определены уровни сформированности навыков самостоятельной жизни.. По итогам года все индивидуальные данные по каждому воспитаннику , собранные специалистами, сводятся в одну таблицу, делается вывод о переводе на следующий уровень или (Приложение Оценка) В качестве критериев были выбраны основные направления работы: здоровье, эмоционально-психологические нужды и поведение, самообслуживание, образование, кровная семья, досуг, социальные проблемы,
Задача службы сопровождения детских домов и школ-интернатов:
Нами рассматривалась модель взаимодействия районного сиротского учреждения и замещающих семей, дети в которые были переданы из данного учреждения.
Различие содержания и направлений в модели взаимодействии учреждения и замещающих семей в целях создания семей и , следовательно, в конечном результате.
Первое направление в работе - (семейный патронат) помещение в семью детей, нуждающихся на время в попечении (до определения статуса, оформления документов, определения дальнейшего жизнеустройства, на время болезни, отъезда родителя (обоих), из-за болезни ребенка и тому подобные). Цель: создание атмосферы заботы, буферной зоны между прежней жизнью в семье (или учреждении интернатноо типа) и новыми условиями жизнеустройства. Эта направление в работе учреждения дополняет воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В области идет процесс формирования служб сопровождения замещающих семей при детских домах и школах-интернатах. Планируется открытие 10 в соответствии с территориально- административным делением области . В 2005-2006 гг в области будут действовать 4: на базе Ченцовского детского дома ( экспериментальная площадка), Островского детского дома
( экспериментальная
площадка), также в г. Нее и
г. Костроме при детском доме
№1. Службы созданы на базе
учреждения и будут
По мере увеличения семей планируется перевод учреждения в режим службы сопровождения . Приютам, учреждениям временного пребывания детей планируется передать социальный патронат, сопровождение неблагополучных семей, из которых дети попадают в реабилитационные центры. С целью сохранения семейного быта, уклада , при центрах открываются семейно-воспитательные группы. При этом работа идет параллельно по двум направлениям специалистами службы: с родителями ( с кровной семьей) с целью реабилитации , сохранения семьи и возвращения в дальнейшем ребенка; с ребенком через помещение его в семейно-воспитательную группу.
Родители семейно-воспитательной группы являются сотрудниками приюта и приняты на работу по договору. При этом не предполагается переход СВГ в другой статус , например, приемной семьи. В договоре сразу оговаривается, что дети, передаваемые в СВГ, не могут рассматриваться родителями как потенциальные приемные. Это временная форма жизнеустройства до определения окончательного решения дальнейшей судьбы: возвращения в кровную семью или оформление лишения родительских прав. Нам видится целесообразным вариант по разделению служб в зависимости от категорий семей ( кровных и замещающих).