Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений в воспитании приемных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:37, автореферат

Описание работы

Объект исследования – воспитание в гостевой семье.
Предмет – педагогические условия воспитания ребенка в гостевой семье
Методология – системный и личностно-ориентированный подходы
Цель : выявить и обосновать педагогические условия, при которых гостевая семья будет дополнять институализированное воспитание.
Задачи:
-охарактеризовать гостевую семью как социально-педагогический феномен
-разработать модель воспитания в гостевой семье
- выявить педагогические условия и средства , обеспечивающие дополнительность воспитания в гостевой семье.
Прикладное значение данного исследования выражается в возможности в дальнейшем налаживать работы семейных центров, будет способствовать качеству подготовки и переподготовки специалистов, работающих с такими категориями детей.

Работа содержит 1 файл

автореферат.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

Сопровождение предполагает несколько этапов, на каждом из которых проводится работа как с родителями (претендентами), так и  с детьми Дети участвуют в специально разработанных программах подготовки к жизни в семье, адаптации выпускников в обществе,  которые включают  формирование когнитивных представлений о взаимодействиях в семье, эмоциональных связях и позитивных паттернах поведения, тренинг конструктивного взаимодействия  с членами семьи, разрешение эмоциональных проблем. (Три возрастные группы: 4-7лет, 8-10 лет, 11-15 лет и соответственно количество часов 13, 45, 52, включающие и самодиагностику старших воспитанников). По нашему убеждению, все семьи усыновителей, опекунов, должны обязательно проходить ступени краткосрочного патроната, ибо знания, которые они приобретают о ребенке, уходе за ним не даются ни одним учреждением или специалистом в силу их загруженности, а, зачастую, и незаинтересованности в результатах своего труда.

II этап. Сопровождение приемных семей. Предполагает помощь со стороны специалистов службы сопровождения   ребенку и родителям в преодолении основных трудностей и проблем их адаптации, а также дальнейшего жизнеустройства.

Экспериментальная работа по внедрению семейных форм жизнеустройства со службой сопровождения  при учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  началась с декабря 2000 года с открытия первого в городе и области семейного центра для выпускников детских домов. Инициировал данную работу Департамент образования и науки Костромской области совместно с Администрацией области при финансовой поддержке благотворительного фонда «Надежда» и благотворительной организации «Children’s Hope Chest» Христианских общин  США. На средства фонда был приобретен дом, переданный в собственность  детского дома №1 города Костромы. Так же фондом оплачивались ставки воспитателей и психолога, пособие на детей, канцелярские товары,  коммунальные услуги.  Один из родителей-воспитателей по договору был принят на работу в детский дом.

Служба  сопровождения семьи   работала в составе 4 человек: психолог, социальный педагог, педиатр,  руководитель-методист. Социальный педагог и медицинский работник, осуществляющие сопровождение центра, были сотрудниками детского дома.

Правильнее, если за каждым семейным центром, семьей  закрепляется один человек, который полностью отвечал за данную семью и данного ребенка (детей), привлекал в случае необходимости других специалистов, если требовалась помощь  педиатра, социального педагога, специалиста органов опеки и попечительства. При открытии первого семейного центра  ответственность за сопровождение была возложена на психолога, который и являлся главным координатором в работе, связующим звеном между семьей и администрацией и сотрудниками детского дома. Хотя могут быть и другие варианты, например, научный руководитель, методист (Островский детский дом), социальный педагог, медицинский работник, особенно в тех случаях, когда на воспитание передается  ребенок с ослабленным здоровьем, хроническими заболеваниями и тому подобное.  Но ответственность одного специалиста за конкретную семью  - одно из  непременных  условий успешности и результативности работы службы сопровождения. Поскольку и самой семье легче установить доверительные отношения  с одним конкретным человеком и в случае необходимости  для разрешения сложной ситуации знать к кому обратиться за помощью, сообщить в первую очередь. Для чего семье оставляется контактный телефон  ответственного специалиста. Именно такое распределение  обязанностей среди специалистов  позволяло нам  иметь полную информацию о семье,  оперативно решать вопросы и составлять конкретные планы работы с семьей.

      Основным инструментом в работе  с детьми и родителями  службы  сопровождения является индивидуальный  план работы на каждого воспитанника Общее руководство службой было возложено на директора детского дома, как законного представителя интересов ребенка с одной стороны  и работодателя с другой. При этом для соблюдения независимой экспертизы, интересов ребенка и/или  родителей психолог, являясь менеджером центра, не находился в прямой зависимости от администрации детского дома, а был сотрудником благотворительного фонда «Надежда». В дальнейшем было принято решение о необходимости создания службы сопровождения, руководство в которой было бы передано не директору, а назначенному руководителю, что позволяет снизить риск давления со стороны заинтересованных лиц в спорных ситуациях между детским домом, как законным представителем ребенка, и замещающими родителями. 

Для исследования уровня готовности воспитанников детских домов и реабилитационных центров  к переходу в замещающие семьи, а также  выяснения характера трудностей  и проблем,  возникающих в семье с принятием на себя роли приемного воспитателя, было проведено анкетирование и тестирование потенциальных и приемных родителей. Были отобраны психолого-педагогические методики диагностики семьи (взаимоотношений, удовлетворенности ролью каждого из супругов, совместимости, семейных установок и ценностей, мотивов принятия ребенка на воспитание и тому подобные), специально составленные анкеты и экспресс-опросники, стандартные тесты и проективные методики на определение характерологических особенностей детей и взрослых. (Приложение) С целью выявления первичных представлений воспитанников о семье и семейном жизнеустройстве, мотивов перехода в приемную семью у детей  проводилась  диагностика  воспитанников и частично (выборочно воспитателей. Использовались  опросники, рисунки «Мой дом», «Моя семья»; мини-сочинения «Какой я родитель», «Я и моя семья»; анкетирование участников.  

С целью  выявления первичных представлений  воспитанников о семье и семейном жизнеустройстве, мотивов перехода в приемную семью у детей  проводилась  диагностика  воспитанников и  частично (выборочно воспитателей. Использовались  опросники, рисунки  «Мой дом», «Моя семья»; мини-сочинения «Какой я родитель», «Я и моя семья»; анкетирование участников.  

     Отобранные в ходе собеседования,  тестирования, изучения представленных  документов кандидаты совместно  с воспитателями детского дома  прошли курс обучения по специально составленной программе, разработанной специалистами службы сопровождения.

        В ходе наблюдения за участниками  на практических занятиях и  проанализировав полученные данные  и документы, специалисты пришли  к  окончательному решению  в отношении воспитателей семейного центра. После чего был составлен договор о сотрудничестве, и произошло первое знакомство с детьми.

Для  отслеживания результативности работы  центра действуют  основные критерии изменений в развитии воспитанников,  а именно :  

  • Принятие – непринятие себя (самооценка, самоотношение);
  • Принятие – непринятие других (доброжелательность – конфликтность, агрессивность);
  • Эмоциональный комфорт – эмоциональный дискомфорт (эмоциональный фон, уровень тревожности);
  • Развитие самоконтроля (ожидание внутреннего контроля – ожидание внешнего контроля);
  • Личностная автономия (сила «Я», ориентация на собственные ценности и установки, группонезависимость);
  • Профессиональное самоопределение;жизненное самоопределение (сформированность ценностных установок,  представлений о жизненных целях, наличие жизненной стратегии).

Для измерения  и оценки выделенных показателей  нами использовались проективные методики : «Автопортрет», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Я расту, а мне мешают» и другие; опросные методики : «Карта интересов», шкала тревожности , тесты : 16-факторный опросник Кетелла, цветовой тест Люшера, СПА ; результаты наблюдения за ребенком в повседневной деятельности. В связи с разноплановостью выбранных методов выделенные  показателей социально-психологической адаптации рассматривались как интегративные характеристики и при  оценке были выделены три уровня , для удобства переведенные в баллы :

Низкий  уровень развития – 1 балл;

Средний уровень развития – 2 балла;

Высокий уровень развития  - 3 балла.

 Основные стратегии работы  в семейном центре – индивидуальное  внимание, искренняя, доброжелательная  поддержка, наличие надежного  тыла; организация ситуации успеха, доброжелательный круг общения;  работа, направленная на осознание  самоценности и ценности себя для людей; сопровождение, которое обеспечивает продвижение в направлении от решения проблемы за выпускника к совместному и далее самостоятельному решению проблемы самим выпускником; обеспечение планомерного перехода от максимального контроля над подростком и минимальной его самостоятельности к минимальному контролю и максимальной самостоятельности.

      Нами  также  проводилась первичная  диагностика трудностей и проблем  в вопросах воспитания у уже имеющих  детей  патронатных и приемных родителей (сотрудники Островского, Ченцовского детских домов, Николо-Поломского приюта, семьи Костромской области- всего 52 семьи).       С целью корректировки программ и оценивания результативности работы специалистами постоянно проводится мониторинг  эффективности работы . Разработаны  критерии, отобраны методы отслеживания, определены уровни сформированности навыков самостоятельной жизни.. По итогам года все  индивидуальные данные по каждому воспитаннику , собранные специалистами, сводятся в одну таблицу, делается вывод  о переводе на следующий уровень  или (Приложение Оценка)  В качестве критериев были выбраны основные направления работы: здоровье, эмоционально-психологические нужды и поведение, самообслуживание, образование, кровная семья, досуг, социальные проблемы,

Задача  службы сопровождения детских домов  и школ-интернатов:

  • поиск, учет семей, желающих взять на воспитание детей-сирот, участвующих в программах «На каникулы в семью», « Семейный патронат воспитанников детских домов
  • работа по восстановлению детско-родительских отношений, налаживание отношений с кровными родственниками
  • решение вопроса о дальнейшем устройстве ребенка в  замещающую семью ( через договор о социальном патронаже).
  • организация патронатных семей, семейно-воспитательных групп (долгосрочный патронат до совершеннолетия),
  • мониторинг замещающих семей,
  • Собеседование  и подготовка ( учеба) кандидатов.
  • организация краткосрочного патроната (до 6 месяцев) для демонстрации модели социально-здоровой семьи
  • защита прав и интересов детей-сирот в инстанциях, органах власти, ведомствах по предоставлению льгот, жилья и так далее
  • организация мероприятий по интеграции детей-сирот в общество, организация семейных центров для проживания и адаптации к условиям самостоятельной жизни выпускников детского дома.
  • подготовка детей к проживанию в  семье, формирование образа семьи, семьянина
 

Нами  рассматривалась  модель взаимодействия  районного сиротского учреждения и  замещающих семей, дети в которые  были переданы из данного учреждения.

     Различие содержания и направлений в модели взаимодействии учреждения и  замещающих семей в целях создания семей  и , следовательно, в конечном результате.

     Первое направление в работе  - (семейный патронат) помещение в  семью  детей, нуждающихся на  время   в попечении (до определения статуса, оформления документов, определения дальнейшего жизнеустройства, на время болезни, отъезда родителя (обоих), из-за болезни ребенка и тому подобные). Цель: создание атмосферы заботы, буферной зоны между прежней жизнью в семье (или учреждении интернатноо типа) и новыми условиями жизнеустройства. Эта направление в работе учреждения дополняет воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В области  идет процесс формирования  служб сопровождения  замещающих семей при детских домах  и школах-интернатах.  Планируется  открытие 10 в соответствии с  территориально- административным  делением области . В 2005-2006 гг  в области будут действовать 4: на базе  Ченцовского детского дома ( экспериментальная площадка),  Островского детского дома

( экспериментальная  площадка), также в г. Нее и  г. Костроме при детском доме  №1.  Службы созданы на базе  учреждения и будут сопровождать  все виды  замещающих семей,  находящихся в округе : опеку, (открытое) усыновление, патронат и приемные  семьи. 

По мере увеличения семей планируется перевод  учреждения в режим службы сопровождения .   Приютам, учреждениям временного пребывания детей  планируется передать  социальный   патронат, сопровождение неблагополучных семей, из которых дети попадают в реабилитационные центры.  С целью  сохранения семейного быта, уклада , при центрах открываются семейно-воспитательные группы.  При этом работа идет параллельно по двум направлениям специалистами службы: с родителями ( с кровной семьей) с целью реабилитации , сохранения семьи и возвращения в дальнейшем ребенка; с ребенком через помещение его в семейно-воспитательную группу. 

Родители  семейно-воспитательной группы являются сотрудниками приюта и  приняты на работу по договору. При этом  не предполагается переход  СВГ в другой статус , например, приемной семьи. В договоре сразу оговаривается, что дети, передаваемые в СВГ, не могут рассматриваться родителями как потенциальные приемные. Это временная форма жизнеустройства до определения окончательного решения дальнейшей судьбы: возвращения в кровную семью или оформление лишения родительских прав.         Нам видится целесообразным вариант по разделению служб в зависимости от категорий семей ( кровных и замещающих).

Информация о работе Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений в воспитании приемных детей