Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:37, автореферат
Объект исследования – воспитание в гостевой семье.
Предмет – педагогические условия воспитания ребенка в гостевой семье
Методология – системный и личностно-ориентированный подходы
Цель : выявить и обосновать педагогические условия, при которых гостевая семья будет дополнять институализированное воспитание.
Задачи:
-охарактеризовать гостевую семью как социально-педагогический феномен
-разработать модель воспитания в гостевой семье
- выявить педагогические условия и средства , обеспечивающие дополнительность воспитания в гостевой семье.
Прикладное значение данного исследования выражается в возможности в дальнейшем налаживать работы семейных центров, будет способствовать качеству подготовки и переподготовки специалистов, работающих с такими категориями детей.
остаются цели не уточненными,
-подбор идет спонтанно,
-нет программ работы с детьми в семье
- не анализируются результаты по возвращении детей из семьи
- мотивы семей не учитываются
-семьи в основном
контролируются администрацией.
Вышесказанное определило выбор проблемы нашего исследования : при каких социально-педагогических условиях процесс реабилитации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Начиная
исследования, мы предположили, что: специальный
отбор и подготовка родителей, наличие
системы воспитательной работы с
детьми, психолого-педагогическое сопровождение
родителей и детей будет
Объект исследования – воспитание в гостевой семье.
Предмет
– педагогические условия
Методология
– системный и личностно-
Цель : выявить и обосновать педагогические условия, при которых гостевая семья будет дополнять институализированное воспитание.
Задачи:
-охарактеризовать
гостевую семью как социально-
-разработать модель воспитания в гостевой семье
- выявить педагогические условия и средства , обеспечивающие дополнительность воспитания в гостевой семье.
Прикладное значение данного исследования выражается в возможности в дальнейшем налаживать работы семейных центров, будет способствовать качеству подготовки и переподготовки специалистов, работающих с такими категориями детей.
При
отсутствии законодательной
Условия.
Здоровая семья, благополучная ( тем более, если родственники очень тщательный отбор)
Тщательный отбор семей
Предварительная подготовка
Специальная программа работы с семьей и пребывания ребенка в семье
Сопровождение
Ориентация на долгосрочную работу
Анализ деятельности
Определение целей пребывания ребенка в семье
Условия проживания в гостевой семье приближены к реальным возможностям ребенка в дальнейшем устроить свою судьбу ( подбор богатых семей)
Положения о гостевой семье и другие документы ( договор о сотрудничестве)
Работа по лоббированию идеи отдыха детей в период каникул во временных семьях. Принятие необходимых административных решений. В случае необходимости поиск спонсорской поддержки проживания детей в семьях граждан в период каникул.
Формирование Служб семейного устройства в учреждениях, участвующих в проекте, с включением в эту группу специалиста органа опеки и попечительства органа местного самоуправления по месту расположения данного учреждения. Организация обучения специалистов, которые будут проводить работу по подбору, подготовке и оценке временных патронатных воспитателей и по передаче ребенка в семью.
Работа по привлечению
лиц, желающих принять ребенка на
летний
(зимний) отдых.
Подбор, подготовка и оценка временных патронатных воспитателей.
Формирование временных патронатных семей.
Сотрудничество
с патронатными семьями.
В регионе используются все формы семейного жизнеустройства, но процесс их становления и повсеместного внедрения не завершен, не проводится мониторинг результативности запускаемых программ.
- сопровождение
замещающих семей поручено
- - не организована работа на местах,;
- в учреждениях передаваемых детей в семьи не проводится работа с детьми по подготовке к переходу в замещающие семьи. Ни старшие дети, ни тем более маленькие не представляют, что ожидать от таких перемен, поэтому зачастую ожидания сторон (взрослых и детей) не совпадают, что приводит к конфликтам;
- недостаточная
финансовая поддержка семей.
исследования
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что основы становления личности закладываются в семье. Об этом в своих работах писали К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, И.А. Ильин, А.С. Макаренко, Е.А. Аркин, З.Я. Матвейчик . Об этом же свидетельствуют современные научные исследования российских и зарубежных ученых. Специалисты-семьеведы единодушны в оценке роли примера родительской семьи для благополучия брака молодоженов. Детская память, сохранившая лишь непривлекательные стороны супружеских отношений, является благодатной почвой для репродуцирования собственных неудач. Роль семьи в развитии личности невозможно переоценить.
В семье, в этом первичном коллективе, начинается общественное воспитание человека — ведь именно здесь получает он первый опыт общественного труда, распределения обязанностей, социальных ролей. Проявление родительской любви вызывает у ребенка осознание ценности собственного «Я», создает ощущение психологической защиты, так необходимой для полноценного развития. Семья служит примером растущему человеку: воспитательное влияние оказывает на него сам поток человеческих отношений с родными и близкими людьми. Здесь, вырастая, человек апробирует разные социальные роли: от сына и дочери до дедушки или бабушки, из воспитуемых превращаясь в воспитателей Семья в силу этого:
Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и подчас становятся необратимыми. Это и дефекты психического развития ребенка, и его трудный характер, и социальная дезадаптация, и девиантное поведение. В результате страдает не только семья и вступающий в жизнь человек, но и все общество в целом, т.е. первоначально личностная проблема, внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.
А.И.Кревчик, Е.В.Микула, Е.В.Семенова, А.Г.Харчев и др. педагогический механизм семейного воспитания описывают как ориентацию детей на поведение родителей, как пример и прообраз их собственных действий. Поэтому к воспитательному потенциалу семьи они относят :
Характер отношений ребенка с родителями
в семье, и между его отцом и матерью воспроизводится
им в коллективе сверстников, а в дальнейшем
— и в отношениях с окружающими его людьми.
Если внутрисемейные отношения строятся
на основе авторитарности, если в семье
отсутствуют уважение, справедливость,
то вероятность такого же отношения подростка
к своим товарищам, взрослым довольно
велика. Грубость, недружелюбие, равнодушие
родителей к ребенку вызывают у него неуверенность,
страх, недоверие, неприязнь и подозрительность
по отношению к людям, с которыми ему приходится
взаимодействовать. Исследования отечественных
и зарубежных ученых убедительно доказывают,
что для детей, растущих в конфликтных
семьях, характерен чрезвычайно широкий
спектр аномалий, как в психике, так и в
поведении личности вплоть до выраженных
форм криминогенного поведения. Неблагополучная
семья негативно влияет на развитие эмоциональной,
волевой и речевой сфер ребенка, сужает
круг его познавательных интересов. Дети
из конфликтных семей обычно плохо подготовлены
к семейной жизни, а браки распадаются
значительно чаше, чем у выходцев из гармоничных
семей Серьезные психические травмы наносит
детям жестокое обращение в семье. Нередко
они озлобляются, становятся агрессивными,
что выражается, на первый взгляд, в немотивированной
ненависти к людям, их стремлении к разрушительным
действиям.
Поэтому так важно знать и подбирать семьи, чтобы не повторить стиль воспитания в неблагополучной семье.
Таким образом, длительное воздействие неблагоприятной семейной обстановки на ребенка, неправильное его воспитание, сочетание негативных воздействий с сензитивностью возрастных периодов личностного развития, в каждом из которых ребенок особенно чувствительно воспринимает отношение к себе родителей, играют ведущую роль в генезисе личностных деформаций и последующих отклонений в поведении
Социальное и семейное неблагополучие, следствием которого являются деформации процесса социализации и формирования личности ребенка, приводит к росту социальной средовой дезадаптации детей и подростков. Суть этого явления — в рассогласовании мироощущения и миропонимания ребенка с явлениями окружающей среды, ее традициями и нормами, в ослаблении или утрате им социальных связей с семьей, школой и другими социальными институтами, в отчуждении от учения и труда.
Исследователь И. Ф. Деметьева говорит о возникновении новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных материальных и психических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее деятельности В работах Р. К. Сережниковой [144] объектом исследования выступают элитные семьи с высоким уровнем жизненного стандарта. Исследование показало, что существует дефицит контактов родителей с детьми.причинам неблагополучия в семье посвящены работы двух посдедних авторов проблема социального сиротства носит комплексный характер. А в 2000-х гг. в нашей стране социальное сиротство стало уже общенациональной проблемой. В соответствии с существующей в настоящее время практикой дети, жизни и здоровью которых в семье угрожает опасность, могут быть временно помещены в приют. Там они проводят от трех до шести месяцев, а часто – и до двух лет. В этот период социальные работники приютов совместно с инспекторами органов опеки стараются выяснить, в какой мере можно изменить ситуацию в семье. Если это не возможно, если семья не справляется с основными функциями, становится опасной для ребенка, то начинается дело о лишении родительских прав и о дальнейшем жизнеустройстве ребенка.
Современная
наука располагает