Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
1.1 Понятие и типы детско-родительских отношений
1.2 Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
1.3 Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений
Выводы по Главе 1.
Глава 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
2.1 Описание и методика обследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по преодолению нарушений детско-родительских отношений
Выводы по Главе 2.
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая С..doc

— 283.50 Кб (Скачать)

Анализ сводной  таблицы показывает, что из 8 детей, в семьях которых отсутствуют  нарушения детско-родительских отношений, лишь у двух детей зафиксирован средний уровень (адаптивный) психологического развития. К ним относятся Семен К., Даша Ф. Перечисленные дети в целом адаптированы к социуму, но проявляют признаки тревожности.

Остальные 5 детей психологически здоровы и обладают креативным уровнем психологического развития. К ним относятся Настя Р., Рита К., Ксюша А., Даша К., Аня Х. Данные дети обладают устойчивой адаптацией к среде.

Рассмотрим 11 детей, в семьях которых выявлены нарушения детско-родительских отношений.

Из них 7 детей  психологически нездоровы и обладают низким (дезадаптационным) уровнем  психологического развития, что означает повышенную тревожность детей, стремление полностью соответствовать желаниям окружающим, или, наоборот, подчинить окружающее своим желаниям. Перечислим таких детей – Алеша Р., Даша Р., Оля Б., Рита М., Никита О., Даниил Ч., Никита Б.

У 5 детей зафиксирован средний (адаптивный) уровень психологического развития. Такие дети в целом приспособлены  к социуму, но проявляют признаки тревожности. К детям, у которых выявлен адаптивный уровень психологического развития относятся: Арина С., Всеволод С., Дима Д., Кирилл Т., Лиза П.

У одного ребенка (Илья Ж.), в семье которого выявлены нарушения детско-родительских отношений, зафиксирован креативный уровень психологического развития, то есть Илья обладает устойчивой адаптацией к среде, активным и творческим отношением к действительности. 

2.3 Рекомендации по  преодолению нарушений  детско-родительских  отношений 

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы мною разработана коррекционная программа по преодолению детско-родительских отношений и реализована на практике.

Психокоррекционная  работа была реализована с детьми и их родителями, в семьях которых  выявлены нарушения детско-родительских отношений. Выявлено 15 таких семей, но у одного ребенка (Илья Ж.) выявлен высокий (креативный) уровень психологического развития, хотя в семье наблюдаются нарушения детско-родительских отношений. Дети с креативным уровнем психологического развития не нуждаются в психокоррекционной работе. Следовательно, психокоррекционная работа реализована со следующей группой детей, состоящей из 12 детей: Арина С., Алеша Р.,Даша Р., Оля Б., Рита М., Всеволод С., Дима Д., Никита О., Даниил Ч., Кирилл Т., Лиза П., Никита Б.

Коррекционная программа направлена на работу с  родителями и детьми. Содержание работы реализовывалось через ряд этапов:

         пропедевтический;

         вводный;

         развивающий;

         контрольно-оценочный (см. Приложение 3).

     В коррекционной работе приняло участие 17 родителей и 12 детей. К большому нашему сожалению, папы некоторых детей (Никиты О.,  Лизы П., Алеши Р. и Даши Р.,  Всеволода С.) отказались присутствовать на коррекционных занятиях, ссылаясь на загруженность на работе и нехватку времени, но мы очень рады тому, что все мамы детей согласились на эксперимент.

Опишем ход  коррекционной работы.

Первый этап (пропедевтический), направленный на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми, начался со знакомства. Ведущий назвал свое имя, рассказал о себе и предложил сделать то же самое остальным. Во время проведения игр не все родители и дети были раскованны. Мама Никиты О., Ирина Николаевна, вообще отказалась от игры. Общее впечатление от занятия у родителей и детей положительное.

На втором этапе (вводный этап) родители были более активны, с интересом прослушали лекцию о психологических особенностях детей пятилетнего возраста (см. Приложение 4). Они отметили актуальность этой темы. Просмотр фильма вызвал эмоциональный отклик, многие родители посмотрели на детей другими глазами.

Проведенное родительское собрание помогло понять многим родителям, что они воспитывают  своих детей также, как воспитывали  когда-то их самих, осознали свои ошибки в воспитании.

Дети также принимали активное участие в беседах. Все с удовольствием рассказывали о праздниках, которые они отмечают семьей. Большинство детей любят «Новый год» и «День рождения». Дима Д. сказал: «Я больше всего люблю Пасху, мы с мамой красим очень красивые яйца».

На третьем  этапе (развивающий этап) все родители принимали активное участие в  дискуссии. Велось активное обсуждение при разрешении педагогических ситуаций. Большинству родителей не составило  труда охарактеризовать своего ребенка.

Для выявления  детских страхов, для развития умения говорить о своих негативных переживаниях открыто, с детьми провели упражнение «Расскажи свои страхи». Сначала дети не решались говорить, чего они боятся, но после рассказа ведущего о своих детских страхах, дети включились в разговор и рассказали свои страхи. Только Дима Д. сказал: «Я не знаю, чего я боюсь!». В рисовании своих страхов дети с удовольствием принимали участие.

На совместном детско-родительском занятии было изготовлено  много интересных поделок. Было видно, что детям очень нравится совместная работа с родителями. Очень красивую птицу сделали Даниил Ч. вместе со своим папой, Геннадием Ивановичем. После изготовления поделок была организована выставка.

В играх также  участвовали все с удовольствием. Только Ирине Николаевне (маме Никиты О.) показалось, что упражнения, которые выполняет ее сын, слишком сложные, и она отказалась от них, что вызвало негативную реакцию у ребенка.

В основном занятия  на этом этапе проходили в теплой и дружеской обстановке.

На четвертом  этапе (контрольно-оценочный этап) родители делились впечатлениями о проведенных занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребенка как на личность.

Дети с большой любовью делали подарки в виде рисунков для своих родителей.

В результате мы провели спортивный праздник для  детей и родителей, который прошел в очень веселой обстановке.

Спортивный  праздник закончился чаепитием. Родители и дети делились своими положительными эмоциями. Мама Лизы П. (Елена Петровна) сказала: «Мы все стали одной большой дружной семьей».

Таким образом, коррекционные занятия позволили  установить более теплый эмоциональный  контакт между родителями и детьми, способствовали закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.

На заключительной беседе и подведении итогов занятий  выяснилось, со слов родителей, что  наладились отношения с ребенком в семье Димы Д., причем это отметили как мама, так и папа Димы.

Папа Даниила  Ч. сказал: «Мне так понравились ваши занятия, я открыл много нового для себя, понял, в чём мы допускали ошибки при воспитании своего сына. Теперь у нас дома благоприятная атмосфера и нашу семью можно назвать счастливой».

Во многом этому способствовало то, что на занятиях присутствовали оба родителя Даниила и Димы. К сожалению, папа Никиты Б., хотя и изъявил желание посещать занятия, присутствовал далеко не на всех занятиях, также ссылаясь на нехватку времени.

Мама Никиты О. принимала участие неактивно, явно доставляя огорчение своему ребенку. В заключение она высказалась о том, что занятия не принесли в их семью ничего нового, отношения между членами семьи остались прежними и отличаются отсутствием понимания друг друга.

На наш взгляд, наиболее эффективными формами работы были дискуссии, так как каждый высказывал свое мнение и всей группой находили наиболее оптимальное решение проблемы: проигрывание педагогических ситуаций, потому что со стороны можно лучше увидеть и осознать ошибки, которые ты сам допускаешь; совместные занятия с детьми – они сближают родителей и детей, помогают лучше понять друг другу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Выводы по Главе 2.

     Таким образом, проведенное мною исследование в ДОУ №8 г. Арзамаса  показало следующие факторы:

      ·  во многих семьях отмечаются конфликты и ссоры в отношениях с детьми.

      ·  у 8 детей отмечается дезадаптивный уровень психологического развития.

                       · после работы с родителями определилось значительное улучшение психологического состояния ребенка.

      Заключение

     Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психологического развития ребенка  могут быть определены следующими интегративными показателями:

родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;

тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;

образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. В последней четверти XX в. в общественном сознании основой является пересмотр концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений.

К высшему  уровню психологического развития —  креативному — можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не нуждаются в психологической помощи.

К среднему уровню — адаптивному — отнесем детей, в целом адаптированных к социуму, т. е. по результатам диагностических проверок проявляющих лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность. Такие дети могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности.

К низшему  уровню — назовем его ассимилятивно-аккомодативным (дезадаптивным) — отнесем детей  с нарушением баланса процессов  ассимиляции и аккомодации и  использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. По результатам диагностических проверок такие дети проявляют много признаков дезадаптации и сильно повышенную тревожность. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной коррекционной работе с ними.

Следовательно, в работе теоретически обоснованы психолого-педагогические особенности психологического развития детей и детско-родительских отношений.

     В опытно-экспериментальной работе мы реализовали методику Е.Хаммера «Рисунок семьи» и методику выявления уровня психологического развития детей по шкале тревожности Р.Сирса.

В результате диагностики семейных отношений  детей средней группы ДОУ № 8 г. Арзамас мы выявили 15 семей с нарушениями детско-родительских отношений и 9 семей, где таковых нарушений не наблюдается.

Методика диагностики  уровня психологического развития детей  Р.Сирса показала нарушения психологического здоровья у 17 детей группы, из них  у 5 детей наблюдается адаптивный уровень психологического развития, то есть средний уровень, у 7 детей наблюдается дезадаптивный уровень психологического развития, то есть низкий уровень. Высокий уровень психологического развития, или креативный уровень наблюдается у 1 ребенка..

Уже по результатам констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы мы можем сделать вывод, что нарушения детско-родительских отношений влекут за собой психологическое нездоровье детей.

Для коррекционной  работы по преодолению нарушений  детско-родительских отношений разработана коррекционная программа, которая включает в себя 4 этапа и состоит из 10 занятий. На практике данная программа была полностью реализована.

Эффективность разработанной коррекционной программы  показывают результаты диагностики  на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы по методикам констатирующего этапа.

Информация о работе Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста