Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
1.1 Понятие и типы детско-родительских отношений
1.2 Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
1.3 Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений
Выводы по Главе 1.
Глава 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
2.1 Описание и методика обследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по преодолению нарушений детско-родительских отношений
Выводы по Главе 2.
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая С..doc

— 283.50 Кб (Скачать)

Две другие роли по существу описывают стиль близости родителей и ребенка. «Беби» отдален  от родителей, он как бы вытесняется  из семейной общности, еще раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.

«Примиритель», рано включившийся в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место  в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты. Предотвращение супружеских конфликтов вынуждает ребенка играть роль взрослого, приближаться к родителям.

Некоторые авторы (С.В.Ковалев, Д.З.Капустин, А.В.Толстых) пытались положить в основу описания типов семьи степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку.

Представляем  два крайних типа, (а все остальные  отличаются по степени выраженности эмоций) [9; 29].

1. Семьи, в  которых отношения строятся на  основе любви и принятия.

Обобщенная формула  родительского отношения выражается утверждением: «Ребенок – центр моих интересов» в поведении родителей отмечается нежность к детям, разнообразные занятия с ними, забота об их жизни.

2. Семьи, в  которых отношения строятся на  неприятии и отторжении ребенка.

Обобщенная формула родительского отношения формулируется так: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться». В поведении родителей проявляется невнимательность к ребенку, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним.

В ряде исследований (А.Т.Шмелева, Т.М. Афанасьева) внимание уделялось изучению степени свободы ребенка в семье, или тому, как родители регулируют его поведение [ 22; 32]. Были выделены два крайних типа – чрезмерная опека и излишняя требовательность.

1. Отношения  по типу чрезмерной опеки характеризуются следующей родительской установкой: «Все сделаю для своего ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь».

2. Отношение  по типу излишней требовательности. Установка родителей может быть  выражена утверждением: «Не хочу  ребенка такого, какой есть». Такая установка провоцирует усиленную критику ребенка при отсутствии похвалы и поощрений.

Во многих исследованиях  психологи, пытаясь описывать типы семейного воспитания, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведения родителя представляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к ребенку, а другая – поведенческий. Комбинация крайних значений дают четыре типа воспитания:

     1. Теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы.

     2. Холодное разрешающее воспитание, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему достаточной свободы.

3. Теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишнем контролем за его поведением.

     4. Холодное ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и к преследованию любого самостоятельного поступка.

     Многие  работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд типологию стилей семейного  воспитания, описывавшую три основных стиля: авторитарный, демократический  и попустительский [9; 22; 31].

Авторитарный  стиль – все решения принимают  родители, считающие, что ребенок  во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают  нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физиологическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные дети сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными. Робкие, неуверенные дети приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим детям матери склонны реализовать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

Демократический стиль – родители поощряют личную ответственность и самостоятельность  своих детей в соответствии с  их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения  и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль – ребенок должным образом  не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство)- это  отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Опекающий стиль  – стремление постоянно быть с  ребенком, решать за него все возникающие  проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

     Исследования  влияния различных стилей руководства  на развитие личности ребенка и формирование детско-родительских отношений показали, что наиболее благоприятное воздействие на воспитательный процесс оказывает авторитетный и демократический стиль взаимодействия, в то время как остальные стили приводят к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей [9; 22].

Мы рассмотрели  некоторые подходы к классификации  детско-родительских отношений. Их анализ показал, что в основе выделения  типов отношений лежит позиция  родителей, особенности их установок, ценностей, целей. За рамками рассмотрения остается еще один очень важный вопрос – отношение ребенка к сложившейся системе семейных отношений. Этот аспект проблемы детско-родительских отношений остается недостаточно изученным.

Итак, детско-родительские отношения составляют важнейшую  подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения [9; 10; 12; 31]. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психологического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами [31, 112]:

- характер эмоциональной  связи: со стороны родителя  ― эмоциональное принятие ребенка  (родительская любовь), со стороны  ребенка ― привязанность и  эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;

- мотивы воспитания  и родительства;

- степень вовлеченности  родителя и ребенка в детско-родительские отношения;

- удовлетворение  потребностей ребенка, забота  и внимание к нему родителя;

- стиль общения  и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского  лидерства;

- способ разрешения  проблемных и конфликтных ситуаций;

- поддержка автономии ребенка;

- социальный  контроль: требования и запреты,  их содержание и количество; способ  контроля; санкции (поощрения и  подкрепления); родительский мониторинг;

- степень устойчивости  и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

Интегративные показатели детско-родительских отношений [29]:

родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;

тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;

образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений "обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке ― ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений.

Эмоциональная сторона детско-родительских отношений  в значительной степени предопределяет благополучие психологического развития ребенка и реализацию воспитательного  потенциала родительства как социального  института. Эмоциональное отношение  к партнеру у родителей и ребенка в контексте их отношений имеет различное происхождение, психологическое содержание и динамику развития. Если применительно к супружеским отношениям можно говорить о принципиальном равенстве партнеров ― как в отношении генезиса, так и развития и реализации эмоциональной связи, ― то в случае детско-родительских отношений природа детской и родительской любви оказывается различной. Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви (Э. Фромм) [9,], причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное отношение к ребенку матери и отца, выступающее как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие» (А. Рое, М. Сегелман, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга) [5], характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость (В.В. Столин) определяет аффективный знак отношения (симпатия ― антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком [26]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Особенности психологического  развития детей  среднего дошкольного  возраста 

     Психологическое развитие детей имеет свою специфику. Для того чтобы ее рассмотреть, можно  обратиться к взглядам И. В. Дубровиной о соотношении психологического здоровья и развития личности. И. В. Дубровина утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психологическое развитие на всех этапах онтогенеза [31, 18]. Следовательно, психологическое развитие ребенка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого. Таким образом, можно говорить о том, что психологическое здоровье ― это прижизненное образование, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще в пренатальном периоде. Естественно, что в течение жизни человека оно постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия.

Вступление человека во взрослую жизнь характеризуется  началом преобладания процессов  приспособления к среде, освобождением  от инфантильного «Мир должен соответствовать  моим желаниям» [31, 23]. И человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между приспособлением и приспособляемостью при сохранении акцента на преобладании самоизменений как предпосылок изменения внешней ситуации. Исходя из такого понимания нормы, можно подойти к определению уровней психологического развития [31, 37].

     К высшему уровню психологического развития ― креативному можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие дети не нуждаются в психологической помощи.

К среднему уровню ― адаптивному отнесем детей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие дети могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности.

Низший уровень  ― это дезадаптивный, или ассимилятивно-аккомодативный. К нему можно отнести детей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Ассимилятивный стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих.

Информация о работе Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста