Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
1.1 Понятие и типы детско-родительских отношений
1.2 Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
1.3 Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений
Выводы по Главе 1.
Глава 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
2.1 Описание и методика обследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по преодолению нарушений детско-родительских отношений
Выводы по Главе 2.
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая С..doc

— 283.50 Кб (Скачать)

    2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста 

    2.1 Описание объекта  и методика исследования 

     Методика исследования по выявлению особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие ребенка. В данном случае проводилась в ДОУ№ 8 г.Арзамаса.

Проведено анкетирование родителей, в ходе которого проводилось ознакомление с медицинской картой. Во-первых, собирались сведения о внутриутробном развитии, наследственности, возрасте обоих родителей к моменту рождения ребенка, от какой по счету беременности он родился, была ли патология беременности и родов, если да, то какая, уделялось ли внимание состоянию ребенка сразу после родов. Собирались сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях ребенка, случаях госпитализации, реакции ребенка на них. Проверялись сведения, не состоит ли ребенок на учете у психоневролога, невропатолога или других специалистов, какой они ставят диагноз.

     Фиксировались сведения о родителях: ФИО матери и отца, образование, специальность.

Такие же сведения фиксировались и о тех родственниках, которые принимают или принимали  участие в воспитании ребенка. Эти сведения важны для понимания системы воспитания, принятой в данной семье, ее культурных особенностей, обстоятельств, приведших к тем или иным отклонениям в развитии ребенка, выявленных в ходе дальнейшего диагностического обследования.

Также фиксировались социальные характеристики семьи, которые включают в себя:

1) Состав семьи: полная, неполная, распадающаяся, стабильная;

2) Жилищные условия: отдельная квартира, комната в коммунальной квартире, с родственниками и прочее;

3) Среднемесячный доход: выше среднего уровня, средний уровень, ниже среднего уровня;

4) Характер взаимоотношений между родителями и детьми: взаимопонимание, доминирование (отца, матери, других родственников), конфликты, ссоры, напряженные отношения с расхождением во мнениях, пренебрежение, неприязнь, прочее.

Было проведено  тестирование с родителями, где выяснялось мнение родителей о взаимоотношениях в семье, конфликтах, их частоте, способах разрешения, принятых наказаниях и  поощрениях со стороны взрослых, реакции  ребенка на них, а также об особенностях ребенка, волнующих родителя.

Разработана коррекционная программа по преодолению  выявленных в ходе констатирующего  этапа нарушений детско-родительских отношений. Разработанная коррекционная  программа реализована с детьми и родителями, в семьях которых выявлены нарушения детско-родительских отношений (см. Приложение 3).

     Методика  диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р. Сирса) [31, 25] имеет  следующие аспекты:

Совместно с  воспитателем на группу заполняется  лист наблюдений по каждому ребенку в соответствии с признаками по шкале тревожности Р. Сирса, наблюдаемыми у детей (см. Приложение 1).

На основании  результатов диагностики и наблюдений за детьми детей каждого группы детского сада можно условно разделить  на 3 группы в соответствии с уровнем их психологического здоровья. Как уже отмечалось, дети 1-й группы, отнесенные к креативному уровню, не требуют психологической поддержки. Дети 2-й группы должны быть включены в групповые занятия профилактически-развивающей направленности. С детьми 3-й группы необходимо проводить индивидуальную коррекционную работу. Кроме того, следует особо остановиться на индивидуальной и групповой помощи детям с выраженными страхами, поскольку проблема страха является довольно распространенной для современных детей. Безусловно, помощь детям будет эффективной только при поддержке родителей, поэтому необходимо специально рассмотреть консультирование родителей.

    2.2 Анализ результатов  исследования 

     В данной работе были обследованы 24 ребенка (и их семьи), составляющих списочный состав средней группы ДОУ № 8 г. Арзамас.

Констатирующий  этап работы я начинал со сбора  анкетных данных родителей исследуемых  детей (см. Приложение 2).

В результате анкетного опроса родителей  по собрались  следующие данные о них: 

Таблица 1

Сводная аналитическая таблица  результатов опроса родителей

Имя ребенка Сведения  о родителях
  И.О. матери и отца образование
Арина С. М. – Светлана Николаевна

П. – Владимир Яковлевич

Средне-спец.

Средне-технич.

Алеша Р. М. – Елена  Витальевна

П. – Дмитрий Викторович

Средне-технич.

Средне-технич.

Даша  Р. М. – Елена  Витальевна

П. – Дмитрий  Викторович

Средне-технич.

Средне-технич.

Дима  Д. М.–Мария Александровна

П. – Дмитрий  Алексеевич

Средне-спец.

Средне-спец.

Никита  О. М. – Ирина  Николаевна

П.–Алексей Владимирович

Высшее

Средне-спец.

Настя Р. М. – Елена  Петровна

П. – Олег Викторович

Высшее

Высшее

Кирилл  Т. М. – Анастасия  Владимировна

П. --------------

Высшее
Даниил  Ч. М. – Нина Ивановна

П. – Геннадий Иванович

Высшее

Средне-спец.

Рита  К. М. – Елена Дмитриевна

П. - -------------

Средне-спец.
Оля Б. М. – Татьяна  Петровна

П. – Игорь  Николаевич

Средне-спец.

Средне-технич.

Ксюша А. М. – Ольга  Павловна

П. – Сергей Николаевич

Высшее

Высшее

Илья  Ж. М. – Ирина  Анатольевна

П. – Сергей Павлович

Высшее

Высшее

Даша  К. М. – Татьяна  Петровна

П. - -------------

Средне-спец.
Рита  М. М. – Ольга  Ивановна

П. – Владимир Павлович

Высшее

Средне-технич.

Аня Х. М. – Наталья  Сергеевна

П. - --------------

Средне-технич.
Семен К. М. – Галина Ивановна

П. – Юрий Анатольевич

Высшее

Высшее

Лиза  П. М. – Елена  Петровна

П. – Сергей Иванович

Средне-спец

Средне-технич.

Даша  Ф. М. – Ольга  Анатольевна

П. – Андрей Николаевич

Средне-спец.

Средне-спец.

Никита  Б. М. – Ирина  Сергеевна

П. – Юрий Геннадьевич

Срежне-технич.

Высшее

Всеволод С. М. – Татьяна  Николаевна

П. – Петр Семенович

Высшее

Средне-спец.

 

Анализ представленных данных в Таблице 1 показывает, что  общий анамнез детей в целом  благоприятен. Исключение составляют следующие дети: Рита М. (психическое  расстройство у брата), Аня Х (развод родителей), Никита Б. (смерть близкого человека – бабушки, которая воспитывала мальчика). Во многих семьях наблюдаются конфликты и ссоры в отношениях с детьми (8 семей), взаимопонимание выявлено в 10 семьях. 5 обследуемых семей неполные, детей воспитывают матери. В остальных семьях детей воспитывают оба родителя, из них 5 семей интерпретируют себя как распадающаяся семья.

Таким образом, мы выяснили (со слов родителей), что  во многих семьях (8) наблюдаются конфликты, ссоры, напряженные отношения между детьми и родителями.

     Уровень психологического развития детей выявили  с помощью методики диагностики  тревожности, включающая наблюдение (методика Р.Сирса) (см. Приложение 1).

     Воспитателю средней группы ДОУ № 8 г. Арзамас  Сапуновой Надежде Игоревне мы предложили признаки тревожности по Р. Сирсу. Надежде Игоревне было предложено продиагностировать всех детей группы по данным признакам.

Сапунова Надежда  Игоревна, воспитатель I квалификационной категории, с высшим педагогическим образованием заполнила лист наблюдений по выявлению уровня психологического развития детей по нашей просьбе. Результаты представлены в Таблице 3.

Приведем примеры  наблюдений за детьми.

Наблюдение за Ариной С. показало, что девочка часто  напряжена и скована, даже в свободных  играх со сверстниками, легко пугается и плачет, также у девочки выявлена сверхчувствительность, которая проявляется в излишней эмоциональности. Так, например, девочка очень бурно реагирует на содержание прочитанных сказок, часто плачет в напряженных моментах сказок. Таким образом, зафиксировано 5 признаков по шкале Р.Сирса, что соответствует адаптивному уровню психологического развития Арины. Ранее мы выяснили, что у Арины С. наблюдаются нарушения детско-родительских отношений, проявляющиеся в чувстве дискомфорта девочки и недостатке тепла к ребенку со стороны родителей.

Наблюдение за близнецами Дашей Р. и Алешей Р. показало практически одинаковое количество признаков по шкале Р.Сирса (Даша – 8, Алеша - 9). У детей зафиксирована  частая напряженность и скованность, склонность к чрезмерно тихим ответам на вопросы, а также у близнецов потеют руки, что связано с чрезмерным волнением детей. Даша постоянно сосет палец, даже когда внешне спокойна. Алеша плаксив, причем плач часто сопровождается беспричинной агрессией по отношению к окружающим. У рассматриваемых детей дезадаптивный уровень психологического развития, причем в семье близнецов зафиксированы нарушения детско-родительских отношений.

     Таблица 3

Лист  наблюдений по выявлению  уровня психологического развития детей

Имя ребенка Номер признака
1. Арина С. 1, 3, 4, 5, 14
2. Алеша Р. 1, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 14
3. Даша Р. 1, 2, 3, 9, 11, 12, 13, 14
4. Дима Д. 1, 3, 6, 7, 8, 11
5. Никита О. 1, 2, 3, 7, 8, 9, 13
6. Настя Р. 10
9. Кирилл Т. 1, 6, 7, 10, 11, 12
10. Даниил Ч. 1, 4, 9, 10, 12, 13, 14
11. Рита К. 9, 13, 14
12. Оля Б. 1, 2, 4, 7, 9, 10, 12, 14
14. Ксюша А. 3, 11
16. Илья Ж. 7
17. Даша К. 13, 14
18. Рита М. 2, 4, 5, 6, 9, 10, 12
19. Аня Х. 7, 8, 10
20. Семен К. 1, 2, 4, 6, 8, 11
21. Лиза П. 3, 4, 5, 9, 10
22. Даша Ф. 1, 8, 9, 10, 14
23. Никита Б. 1, 4, 6, 7, 11, 12, 13
24. Всеволод С. 1, 2, 8, 11, 12, 14
 

Анализ листа  наблюдений, заполненный воспитателем группы, показывает нарушения психологического здоровья у 17 детей, из них у 9 детей  наблюдается адаптивный уровень психологического развития, то есть средний уровень, у 8 детей наблюдается дезадаптивный уровень психологического развития, то есть низкий уровень. Высокий уровень психологического развития, или креативный уровень наблюдается у 7 детей.

Проследим, как  нарушения детско-родительских отношений  влияют на уровень психологического развития детей.

Для этого, внесем полученные данные обследований в сводную  таблицу «Обзор влияния нарушений  детско-родительских отношений на уровень  психологического развития детей».

Таблица 4

Обзор влияния нарушений  детско-родительских отношений на уровень  психологического развития детей

Имя ребенка нарушение детско-родительских отношений число признаков по шкале  Р.Сирса выраженность  тревожности по шкале  Р.Сирса уровень психологического развития
1 Арина С. + 5 выраженная адаптивный
2 Алеша Р. + 9 высокая дезадаптивный
3 Даша Р. + 8 высокая дезадаптивный
4 Дима Д. + 6 выраженная адаптивный
5 Никита О. + 7 высокая дезадаптивный
6 Настя Р. - 1 слабая креативный
7 Талгат А. + 5 выраженная адаптивный
8 Жанара Б. - 2 слабая креативный
9 Кирилл Т. + 6 выраженная адаптивный
10 Даниил Ч. + 7 высокая дезадаптивный
11 Рита К. - 3 слабая креативный
12 Оля Б. + 8 высокая дезадаптивный
13 Амина Р. - 6 выраженная адаптивный
14 Ксюша А. - 2 слабая креативный
15  Дарина И. + 7 высокая дезадаптивный
16 Илья Ж. + 1 слабая креативный
17 Даша К. - 2 слабая креативный
18 Рита М. + 7 высокая дезадаптивный
19 Аня Х. - 2 слабая креативный
20 Семен К. - 6 выраженная адаптивный
21 Лиза П. + 5 выраженная адаптивный
22 Даша Ф. - 5 выраженная адаптивный
23 Никита Б. + 7 высокая дезадаптивный
24 Всеволод  С. + 6 выраженная адаптивный

Информация о работе Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста