Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:04, курсовая работа
Цель исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
1.1 Понятие и типы детско-родительских отношений
1.2 Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
1.3 Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений
Выводы по Главе 1.
Глава 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
2.1 Описание и методика обследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по преодолению нарушений детско-родительских отношений
Выводы по Главе 2.
Заключение
Список используемых источников
2.
Выявление особенностей
влияния детско-родительских
отношений на психологическое
развитие детей среднего
дошкольного возраста
2.1
Описание объекта
и методика исследования
Методика исследования по выявлению особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие ребенка. В данном случае проводилась в ДОУ№ 8 г.Арзамаса.
Проведено анкетирование родителей, в ходе которого проводилось ознакомление с медицинской картой. Во-первых, собирались сведения о внутриутробном развитии, наследственности, возрасте обоих родителей к моменту рождения ребенка, от какой по счету беременности он родился, была ли патология беременности и родов, если да, то какая, уделялось ли внимание состоянию ребенка сразу после родов. Собирались сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях ребенка, случаях госпитализации, реакции ребенка на них. Проверялись сведения, не состоит ли ребенок на учете у психоневролога, невропатолога или других специалистов, какой они ставят диагноз.
Фиксировались сведения о родителях: ФИО матери и отца, образование, специальность.
Такие же сведения
фиксировались и о тех
Также фиксировались социальные характеристики семьи, которые включают в себя:
1) Состав семьи: полная, неполная, распадающаяся, стабильная;
2) Жилищные условия: отдельная квартира, комната в коммунальной квартире, с родственниками и прочее;
3) Среднемесячный доход: выше среднего уровня, средний уровень, ниже среднего уровня;
4) Характер взаимоотношений между родителями и детьми: взаимопонимание, доминирование (отца, матери, других родственников), конфликты, ссоры, напряженные отношения с расхождением во мнениях, пренебрежение, неприязнь, прочее.
Было проведено тестирование с родителями, где выяснялось мнение родителей о взаимоотношениях в семье, конфликтах, их частоте, способах разрешения, принятых наказаниях и поощрениях со стороны взрослых, реакции ребенка на них, а также об особенностях ребенка, волнующих родителя.
Разработана
коррекционная программа по преодолению
выявленных в ходе констатирующего
этапа нарушений детско-
Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р. Сирса) [31, 25] имеет следующие аспекты:
Совместно с воспитателем на группу заполняется лист наблюдений по каждому ребенку в соответствии с признаками по шкале тревожности Р. Сирса, наблюдаемыми у детей (см. Приложение 1).
На основании
результатов диагностики и
2.2
Анализ результатов
исследования
В данной работе были обследованы 24 ребенка (и их семьи), составляющих списочный состав средней группы ДОУ № 8 г. Арзамас.
Констатирующий этап работы я начинал со сбора анкетных данных родителей исследуемых детей (см. Приложение 2).
В результате
анкетного опроса родителей по собрались
следующие данные о них:
Таблица 1
Сводная аналитическая таблица результатов опроса родителей
Имя ребенка | Сведения о родителях | |
И.О. матери и отца | образование | |
Арина С. | М. – Светлана
Николаевна
П. – Владимир Яковлевич |
Средне-спец.
Средне-технич. |
Алеша Р. | М. – Елена
Витальевна
П. – Дмитрий Викторович |
Средне-технич.
Средне-технич. |
Даша Р. | М. – Елена
Витальевна
П. – Дмитрий Викторович |
Средне-технич.
Средне-технич. |
Дима Д. | М.–Мария Александровна
П. – Дмитрий Алексеевич |
Средне-спец.
Средне-спец. |
Никита О. | М. – Ирина
Николаевна
П.–Алексей Владимирович |
Высшее
Средне-спец. |
Настя Р. | М. – Елена
Петровна
П. – Олег Викторович |
Высшее
Высшее |
Кирилл Т. | М. – Анастасия
Владимировна
П. -------------- |
Высшее |
Даниил Ч. | М. – Нина
Ивановна
П. – Геннадий Иванович |
Высшее
Средне-спец. |
Рита К. | М. – Елена
Дмитриевна
П. - ------------- |
Средне-спец. |
Оля Б. | М. – Татьяна
Петровна
П. – Игорь Николаевич |
Средне-спец.
Средне-технич. |
Ксюша А. | М. – Ольга
Павловна
П. – Сергей Николаевич |
Высшее
Высшее |
Илья Ж. | М. – Ирина
Анатольевна
П. – Сергей Павлович |
Высшее
Высшее |
Даша К. | М. – Татьяна
Петровна
П. - ------------- |
Средне-спец. |
Рита М. | М. – Ольга
Ивановна
П. – Владимир Павлович |
Высшее
Средне-технич. |
Аня Х. | М. – Наталья
Сергеевна
П. - -------------- |
Средне-технич. |
Семен К. | М. – Галина
Ивановна
П. – Юрий Анатольевич |
Высшее
Высшее |
Лиза П. | М. – Елена
Петровна
П. – Сергей Иванович |
Средне-спец
Средне-технич. |
Даша Ф. | М. – Ольга
Анатольевна
П. – Андрей Николаевич |
Средне-спец.
Средне-спец. |
Никита Б. | М. – Ирина
Сергеевна
П. – Юрий Геннадьевич |
Срежне-технич.
Высшее |
Всеволод С. | М. – Татьяна
Николаевна
П. – Петр Семенович |
Высшее
Средне-спец. |
Анализ представленных данных в Таблице 1 показывает, что общий анамнез детей в целом благоприятен. Исключение составляют следующие дети: Рита М. (психическое расстройство у брата), Аня Х (развод родителей), Никита Б. (смерть близкого человека – бабушки, которая воспитывала мальчика). Во многих семьях наблюдаются конфликты и ссоры в отношениях с детьми (8 семей), взаимопонимание выявлено в 10 семьях. 5 обследуемых семей неполные, детей воспитывают матери. В остальных семьях детей воспитывают оба родителя, из них 5 семей интерпретируют себя как распадающаяся семья.
Таким образом, мы выяснили (со слов родителей), что во многих семьях (8) наблюдаются конфликты, ссоры, напряженные отношения между детьми и родителями.
Уровень психологического развития детей выявили с помощью методики диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р.Сирса) (см. Приложение 1).
Воспитателю средней группы ДОУ № 8 г. Арзамас Сапуновой Надежде Игоревне мы предложили признаки тревожности по Р. Сирсу. Надежде Игоревне было предложено продиагностировать всех детей группы по данным признакам.
Сапунова Надежда Игоревна, воспитатель I квалификационной категории, с высшим педагогическим образованием заполнила лист наблюдений по выявлению уровня психологического развития детей по нашей просьбе. Результаты представлены в Таблице 3.
Приведем примеры наблюдений за детьми.
Наблюдение за Ариной С. показало, что девочка часто напряжена и скована, даже в свободных играх со сверстниками, легко пугается и плачет, также у девочки выявлена сверхчувствительность, которая проявляется в излишней эмоциональности. Так, например, девочка очень бурно реагирует на содержание прочитанных сказок, часто плачет в напряженных моментах сказок. Таким образом, зафиксировано 5 признаков по шкале Р.Сирса, что соответствует адаптивному уровню психологического развития Арины. Ранее мы выяснили, что у Арины С. наблюдаются нарушения детско-родительских отношений, проявляющиеся в чувстве дискомфорта девочки и недостатке тепла к ребенку со стороны родителей.
Наблюдение за близнецами Дашей Р. и Алешей Р. показало практически одинаковое количество признаков по шкале Р.Сирса (Даша – 8, Алеша - 9). У детей зафиксирована частая напряженность и скованность, склонность к чрезмерно тихим ответам на вопросы, а также у близнецов потеют руки, что связано с чрезмерным волнением детей. Даша постоянно сосет палец, даже когда внешне спокойна. Алеша плаксив, причем плач часто сопровождается беспричинной агрессией по отношению к окружающим. У рассматриваемых детей дезадаптивный уровень психологического развития, причем в семье близнецов зафиксированы нарушения детско-родительских отношений.
Таблица 3
Лист наблюдений по выявлению уровня психологического развития детей
Имя ребенка | Номер признака |
1. Арина С. | 1, 3, 4, 5, 14 |
2. Алеша Р. | 1, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 14 |
3. Даша Р. | 1, 2, 3, 9, 11, 12, 13, 14 |
4. Дима Д. | 1, 3, 6, 7, 8, 11 |
5. Никита О. | 1, 2, 3, 7, 8, 9, 13 |
6. Настя Р. | 10 |
9. Кирилл Т. | 1, 6, 7, 10, 11, 12 |
10. Даниил Ч. | 1, 4, 9, 10, 12, 13, 14 |
11. Рита К. | 9, 13, 14 |
12. Оля Б. | 1, 2, 4, 7, 9, 10, 12, 14 |
14. Ксюша А. | 3, 11 |
16. Илья Ж. | 7 |
17. Даша К. | 13, 14 |
18. Рита М. | 2, 4, 5, 6, 9, 10, 12 |
19. Аня Х. | 7, 8, 10 |
20. Семен К. | 1, 2, 4, 6, 8, 11 |
21. Лиза П. | 3, 4, 5, 9, 10 |
22. Даша Ф. | 1, 8, 9, 10, 14 |
23. Никита Б. | 1, 4, 6, 7, 11, 12, 13 |
24. Всеволод С. | 1, 2, 8, 11, 12, 14 |
Анализ листа наблюдений, заполненный воспитателем группы, показывает нарушения психологического здоровья у 17 детей, из них у 9 детей наблюдается адаптивный уровень психологического развития, то есть средний уровень, у 8 детей наблюдается дезадаптивный уровень психологического развития, то есть низкий уровень. Высокий уровень психологического развития, или креативный уровень наблюдается у 7 детей.
Проследим, как нарушения детско-родительских отношений влияют на уровень психологического развития детей.
Для этого, внесем полученные данные обследований в сводную таблицу «Обзор влияния нарушений детско-родительских отношений на уровень психологического развития детей».
Таблица 4
Обзор влияния нарушений детско-родительских отношений на уровень психологического развития детей
№ | Имя ребенка | нарушение детско-родительских отношений | число признаков по шкале Р.Сирса | выраженность тревожности по шкале Р.Сирса | уровень психологического развития |
1 | Арина С. | + | 5 | выраженная | адаптивный |
2 | Алеша Р. | + | 9 | высокая | дезадаптивный |
3 | Даша Р. | + | 8 | высокая | дезадаптивный |
4 | Дима Д. | + | 6 | выраженная | адаптивный |
5 | Никита О. | + | 7 | высокая | дезадаптивный |
6 | Настя Р. | - | 1 | слабая | креативный |
7 | Талгат А. | + | 5 | выраженная | адаптивный |
8 | Жанара Б. | - | 2 | слабая | креативный |
9 | Кирилл Т. | + | 6 | выраженная | адаптивный |
10 | Даниил Ч. | + | 7 | высокая | дезадаптивный |
11 | Рита К. | - | 3 | слабая | креативный |
12 | Оля Б. | + | 8 | высокая | дезадаптивный |
13 | Амина Р. | - | 6 | выраженная | адаптивный |
14 | Ксюша А. | - | 2 | слабая | креативный |
15 | Дарина И. | + | 7 | высокая | дезадаптивный |
16 | Илья Ж. | + | 1 | слабая | креативный |
17 | Даша К. | - | 2 | слабая | креативный |
18 | Рита М. | + | 7 | высокая | дезадаптивный |
19 | Аня Х. | - | 2 | слабая | креативный |
20 | Семен К. | - | 6 | выраженная | адаптивный |
21 | Лиза П. | + | 5 | выраженная | адаптивный |
22 | Даша Ф. | - | 5 | выраженная | адаптивный |
23 | Никита Б. | + | 7 | высокая | дезадаптивный |
24 | Всеволод С. | + | 6 | выраженная | адаптивный |