Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
1.1 Понятие и типы детско-родительских отношений
1.2 Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
1.3 Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений
Выводы по Главе 1.
Глава 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
2.1 Описание и методика обследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по преодолению нарушений детско-родительских отношений
Выводы по Главе 2.
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая С..doc

— 283.50 Кб (Скачать)

     Содержание: 

Введение

Глава 1. Теоретическое  изучение проблемы влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

1.1 Понятие и типы детско-родительских отношений

1.2 Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста

1.3 Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений

Выводы по Главе 1.

Глава 2. Выявление  особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

2.1 Описание и методика обследования

2.2     Анализ результатов  исследования

2.3 Рекомендации  по преодолению нарушений детско-родительских  отношений

Выводы по Главе 2.

Заключение

Список используемых источников

Приложение 
 
 

                                              

                                        
 
 
 
 
 
 
 
 

               Введение 

     Гармоничное развитие дошкольника – важная государственная  задача. И это закономерно. Ведь за последние годы в нашей стране значительно увеличилось число  людей, страдающих психологическими нарушениями. Среди них немало детей дошкольного возраста.

Чем объясняется  этот тревожный факт? В настоящее  время наибольшее распространение  получила концепция полифакторной  этиологии психологических нарушений  у детей. Иными словами признается, что в возникновении и развитии этих нарушений взаимодействуют биологические и социальные механизмы.

Ряд отечественных  авторов связывает возникновение  психологических нарушений у  детей в дошкольном возрасте с  психическими травмами. К ним ученые, в частности О.А.Карабанова, А.И.Баркан, Е.И.Артамонова, И.И. Мамайчук и др., относят испуг, внезапное отлучение от матери, госпитализацию без матери до пятилетнего возраста, оперативные вмешательства и неблагополучные детско-родительские отношения. Вместе с тем, анализ большинства исследований показывает: в детском возрасте основная причина психологических нарушений – не острые, а затяжные психические травмы, или психотравмирующие ситуации, - это относительно слабые, но длительно действующие и многократно повторяющиеся раздражители. В детском возрасте психотравмирующие ситуации вытекают из семейных отношений и тесно связаны с тем, как взаимодействуют между собой дети и родители. Среди патогенных факторов, вызывающих невротизации, хронически неблагоприятная ситуация в семье. Уровень психологического напряжения в таких семьях имеет тенденцию к нарастанию. И как результат – психологические нарушения у всех членов семьи, и в первую очередь у детей.

Актуальность  исследования обусловливается недостаточностью внимания к решению проблем психологической диагностики и коррекции, возникших в результате нарушенных отношений в семье. Исключение составляют отдельные работы  клиницистов – А.И. Захарова, В.И. Гарбузова, Э.Г. Эйдемиллера. Поэтому разработка теоретических и методических принципов психокоррекционной работы как с детьми, так и с их близким окружением чрезвычайно актуальна.

Цель  исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Объектом данного исследования являются дети среднего дошкольного возраста.

Предмет: процесс  влияния детско-родительских отношений  на психологическое развитие детей  среднего дошкольного возраста.

Гипотеза: уровень  психологического развития детей улучшится, если:

  • обеспечена целевая направленность психологической диагностики по выявлению влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста;

Исходя из цели и гипотезы мною были поставлены следующие  задачи:

1-Теоретически изучить  проблемы влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

2-Выявить особенности   влияния детско-родительских отношений  на психологическом развитии  детей среднего дошкольного возраста.

3-Обработать и проанализировать результаты обследования на данном этапе исследования.

4-Дать рекомендации  по преодолению нарушений детско-родительских  отношений.

Исследование  включало:

Теоретический метод-анализ психологической литературы.

Эмпирический  метод-анкетирование, тестирование, наблюдение.

           Теоретическая значимость:

  • раскрыты содержательные характеристики психологического развития дошкольников с психолого-педагогической точки зрения и особенности влияния на него детско-родительских отношений;

                Практическая значимость:

  • применение практических знаний для помощи родителям в воспитании здорового ребенка и выявление психологических проблем идущих с детства.

Методологическимиосновами работы являются основные положения педагогики,психологии,философии об обусловленности развития личности ребенка с окружающими людьмии взаимоотношением с родителями.

Теоретические   основы, выдвинутые в работах российских учёных Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.С. Выготского, а также современных исследователей Э.Г. Эйдемиллера, Смирновой, Н.Ю. Синягиной, Е.И. Захаровой, Э. Арутюнянц, И.М. Марковской, Н.А. Рождественской, исследующих личность дошкольника и характер детско-родительского взаимодействия в семье.

Использовался опыт зарубежных авторов Р.У. Ричардсон, Т.А. Думитрашку, П.К. Керш, В.Сатир, П.Скин, К.Бейкер, Л. Берг-Кросс, Б.Е. Робинсон, занимающихся проблемой семьи и её влиянием на формирование личности ребёнка.

Противоречия: необходимость развития обучения родителей адекватному развитию детей в дошкольном возрасте и недостаточностью теоретических и методических изученности данного вопроса.

     Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения,выводов по главам, библиографического списка и приложений. Во введении дана общая характеристика исследования. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы детско-родительских отношений и психологического развития дошкольников, раскрываются особенности влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие дошкольников среднего возраста. Во второй главе раскрывается психологическое обследование семей (родителей и детей) для выявления нарушений детско-родительских отношений, описывается психолого-диагностическая работа по выявлению психологического состояния детей среднего дошкольного возраста. В заключении даны общие выводы исследования.

    Глава 1. Теоретическое  изучение влияния  детско-родительских отношений на психологическое  развитие детей среднего дошкольного возраста 

1.1 Понятие и типы детско-родительских отношений 

     Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». [9; 22] В литературе описана достаточно обширная феноменология родительского отношения, стилей воспитания, а также их следствий – формирование индивидуально-характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения (Захаров А.И., Эйдемиллер Э.Г., Спиваковская А.С.) [5; 25; 34]. Исследований, касающихся личностных особенностей родителей и их влияние на характер родительского отношения в литературе практически нет.

Вообще под  понятием «отношение» в психологии понимается позиция личности к тому, что ее окружает. В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности.

Семья – это  тоже социальная группа, в которой  функционируют те же механизмы. В  ней есть субъект (родитель), с определенными  характеристиками и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Но нужно отметить, что объект является временно и субъектом, активно реагирующим на все предъявленные ему воздействия (влияния), взаимодействующими определенным образом с субъектом.

Объект, наделенный свойствами субъекта, заставляет реагировать, относиться к нему как к субъекту определенным образом, но обратная связь  от субъекта – ребенка проходит еще и через призму собственного набора личностных характеристик субъекта – родителя [29, 51].

Таким образом, в межличностном взаимодействии предполагается активный обмен информацией  между двумя субъектами. При этом само влияние личности может рассматриваться  как атрибут личности, как ее атрибутивная характеристика. Это значит, что детско-родительские отношения между родителями и ребенком, но и взаимоотношения, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка.

То есть «формирование» стиля семейного воспитания –  это взаимообусловленный, обоюдный процесс, за который отвечает и родитель, и ребенок.

При знакомстве с методиками, которые операционализируют стиль семейного воспитания (особенности  родительского отношения), складывается впечатление, что эти методики скорее диагностируют личностные особенности родителя, чем собственно личностные отношения родителя к конкретному ребенку, и в этом смысле правомочно говорить, что стиль семейного воспитания особым образом связан не только с индивидуально-психологическими особенностями ребенка, но и с личностью родителя. [ 23; 24]

Стиль семейного  воспитания является своего рода реализацией  личности, своеобразной характеристикой  личности родителя. Можно предположить, что родитель с теми или иными  личностными особенностями, как  правило, будет реализовать вполне определенный стиль или близкие стили семейного воспитания.

Наблюдение за воспитанием детей в различных  семьях, за поведением родителей позволили  психологам дать описание различных  родительских установок, позиций, типов  поведения, стилей общения и т.п., определяющих специфику детско-родительских отношений. В самом общем подходе к классификации были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительская позиция.

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

·   Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.

·  Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в соответствиями ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.

·  Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностической родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию, можно выполнить требования независимости воспитания.

     В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение  родительских позиций по одному или  по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными.

Существует попытка  описать отношения в семье  через те роли, которые выполняет  ребенок. Роль определяется как некий  набор шаблонов поведения по отношению  к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку от взрослых членов семьи.

В гармоничной  семье дать описание роли трудно, потому что все отношения с ребенком гибки и изменчивы. Но в тех  случаях, когда родительские позиции  утрачивают гибкость, адекватность, детские роли довольно четко выявляются.

Наиболее типичны  четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби» [22, 87]. Первая роль возникает в семье, когда супружеские  проблемы родителей, взаимное недовольство друг другом переходит на ребенка, он как бы отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу. Вторая, внешне совершенно иная роль по своему психологическому содержанию, возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке.

Информация о работе Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста