Восприятие музыки как средство нравственного воспитания старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать цикл занятий, направленных на восприятие музыки, как средства нравственного воспитания.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования: музыкальное восприятие в нравственном воспитании старших дошкольников
Задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме;
2.Отобрать методы активизации музыкального восприятия как средство нравственного воспитания старших дошкольников.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Теоретические основы восприятия музыки в нравственном воспитании старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Проблема нравственного воспитания в дошкольном образовании . . . . . . . . 5
1.2 Методы и приемы активизации восприятия музыки, как средство нравственного воспитания старших дошкольников .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2. Практическое использование доминантных занятий по слушанию музыки в нравственном воспитании старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Работа содержит 1 файл

кус 1 97.doc

— 170.00 Кб (Скачать)
 

    Проект  доминантного занятия по слушанию музыки

    в старшей группе «В стране музыкальных  инструментов».

Этапы музыкального занятия и цели Художественно - педагогическая деятельность музыкального руководителя Художественно - эстетическая деятельность старших дошкольников Ожидаемый результат
1.Эмоциональный  настрой.

Цель:-усилить  положительный эмоциональный настрой.

Создание положительного эмоционального настроя через доброе слово.

-Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки!  Я рада вас  видеть!

Восприятие  художественного слова. Внимание детей, сосредоточенность, эмоциональный  отклик, настрой на светлое, доброе.
2.Художественное  восприятие и анализ произведений  изобразительного и музыкального искусства.

Цель:-формировать  целостное восприятие музыки

-учить детей  давать словесный анализ прослушанной  музыки.

Организация восприятия иллюстрации и художественного  слова.

-Ребята, мы с  вами находимся в стране музыкальных  инструментов. Здесь любят рассказывать легенды и сказки о появлении первых музыкальных инструментов. Посмотрите на картину. Это странное существо- бог леса по имени Пан.

-Что у него  в руках?

-Это музыкальный  инструмент- флейта Пана. Пан был  очень несчастен: его некрасивого вида боялись все, даже родная мама его покинула. Из стеблей тростника смастерил он музыкальный инструмент, печальные звуки которого часто раздавались в окрестных сёлах. Это играл одинокий Пан. Он оплакивал свою судьбу. Сейчас мы послушаем волшебную мелодию, которую исполняет один инструмент. (Х.Глюк «Соло флейты»)

Организация восприятия музыки.

-Какая музыка  по характеру? Складывайте все  слова в копилочку (ласковая,  нежная, сказочная, волшебная, таинственная, грустная, печальная)

-Это нежный  голос флейты передаёт вам сказочно-волшебную мелодию. Флейта- это духовой музыкальный инструмент (рисунок).

-Давайте ещё  раз послушаем мелодию флейты.

Художественное  восприятие картины. Асоциации чувства. Размышления и высказывания детей. Художественное восприятие музыки. Высказывания детей о прослушанной музыки.  Эмоциональный отклик на изображение бога Пана. Желание  высказаться. Желание выразить свои впечатления после прослушивания  музыки. Эмоциональный отклик. Интерес  к рассказу музыкального руководителя.
3.Рефлексивный анализ

Цель:-создать  условия для личной рефлексии  каждого ребёнка

-Ребята, хотите  ли вы ещё раз побывать в  стране музыкальных инструментов?

-Я дарю вам  волшебные ключики, чтобы вы  могли вернуться в эту страну.

-Желаю вам  дружить с музыкальными инструментами!

Самооценка  детей. Желание узнать ещё много нового о музыкальных  инструментах!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Музыкальное искусство занимает важное место  в развитии личности ребёнка. Музыка обладает неисчерпаемыми возможностями  воздействия на внутренний мир дошкольника, на формирование его нравственно – этических основ. Через музыкальное искусство ребёнок познаёт обще – человеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира. Обще – человеческие ценности, усвоенные детьми через музыку, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, и т.д.. Посредствам музыкального искусства происходит формирование нравственно – эстетических ценностей, выражающихся в отношении ребёнка к природе, человеку, в форме сочувствия, сопереживания, сострадания, благородства и т.д..

    Основой познания музыки является её восприятие. Восприятие музыки – сложный психологический  процесс. Музыкальный руководитель может организовать восприятие музыки так, чтобы у ребёнка возникла потребность в общении с музыкальным искусством. С этой целью педагог может использовать доминантные занятия по слушанию музыки. Хорошая организация доминантного занятия позволяет музыкальному руководителю сосредоточить внимание на развитии музыкального восприятия дошкольников в процессе слушания музыки.

    Музыкальный руководитель создаёт условия для  общения ребёнка с музыкальным  искусством, тем самым насыщая  его эстетическими впечатлениями  и вызывая эмоциональный отклик.

    В связи с этим очень важно создать  в дошкольном учреждении соответствующую музыкально – эстетическую среду, отбирая для слушания музыкальные произведения, обладающие высокими художественными качествами.

    Превращение обще – человеческих ценностей посредствам  музыкального искусства в личностные выступает тем ключевым моментом, которое определяет значение музыки в нравственном воспитании ребёнка.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 

    1.Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду/Н.А. Ветлугина. – М.:  Просвещение,1983. – 255с.

    2.Ермуханова, Г.Т. Формирование духовно – нравственных качеств учащихся и национальные гуманистические ценности образования/Качество педагогического образования, проблемы и перспективы развития: материалы международной научно – практической конференции. Алматы, 2004.

    3.Кабалевский,Д.Б.  Как рассказывать детям о музыке?/Д.Б.Кабалевский.-М.: Советский композитор,1982.

    4.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь/Г.М.Коджаспирова. – М.: Просвещение, 2003.

    5.Козлова,С.А. Дошкольная педагогика:учебное пособие для студентов средних пед.уч.заведений,4-е издание/С.А.Козлова .-М.:Академия,2002.-416с.

    6.Козлова,С.А. Нравственное воспитание на современном этапе: Материалы конференции.-М.:2001.

    7.Лопухова,И.В. Духовное воспитание на уроках изобразительного искусства/Искусство и образование.2004.№6.

    8.Назайкинский,Е.В.  О психологии музыкального восприятия/Е.В.Назайкинский.- М.: Просвещение,1972.

    9.Новикова,Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста/Г.П.Новикова.-М.:АРКТИ,2003.-218с.

    10.Нравственное и трудовое воспитание дошкольников/Под ред.С.А.Козловой.-М.:Академия,2002.-188с.

    11.Оспанова,С.Б. Искусство,как предмет профессионально-педагогического общения в процессе эстетического воспитания/Качество педагогического образования,проблемы и перспективы развития: материалы международной научно – практической конференции.Алматы,2004.

    12.Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников/О.П.Радынова .  –  М.: Академия,2000.-240с.

    13.Сахно,И.В. Музыкальный мир детства. Методическое пособие/И.В.Сахно.-Барнаул:БГПК,2008.

    14.Сидорова,Ю. Песни Великой Отечественной войны как один из факторов формирования духовно – нравственных качеств младших школьников в процессе внеклассной работы/Сборник великая победа:Духовная преемственность поколений:материалы секционных заседаний межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 60-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Барнаул, 21-22 апреля 2005./под ред.А.Я.Троцковского.- Барнаул. - издательство Алтайского государственного университета,2006.-162-166с.

    15.Сластенин,В.А.Педагогика:Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А.Сластенин.-М.:школа-пресс,1998.-512с.

    16.Трухин, Роль искусства в формировании нравственных качеств личности/Теория  и практика воспитательной работы в высшей школе: материалы Всероссийской научно – практической конференции.Барнаул,2000.

    17.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста/Под ред.Е.А.Дубровской.-М.:Академия,2002.-255с.

       

Информация о работе Восприятие музыки как средство нравственного воспитания старших дошкольников