Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 14:34, курсовая работа
Цель работы: разработать цикл занятий, направленных на восприятие музыки, как средства нравственного воспитания.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования: музыкальное восприятие в нравственном воспитании старших дошкольников
Задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме;
2.Отобрать методы активизации музыкального восприятия как средство нравственного воспитания старших дошкольников.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Теоретические основы восприятия музыки в нравственном воспитании старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Проблема нравственного воспитания в дошкольном образовании . . . . . . . . 5
1.2 Методы и приемы активизации восприятия музыки, как средство нравственного воспитания старших дошкольников .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2. Практическое использование доминантных занятий по слушанию музыки в нравственном воспитании старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Проект доминантного занятия по слушанию музыки
в старшей группе «В стране музыкальных инструментов».
Этапы музыкального занятия и цели | Художественно - педагогическая деятельность музыкального руководителя | Художественно - эстетическая деятельность старших дошкольников | Ожидаемый результат |
1.Эмоциональный
настрой.
Цель:-усилить
положительный эмоциональный |
Создание положительного
эмоционального настроя через доброе
слово.
-Здравствуйте,
ребятишки: девчонки и |
Восприятие художественного слова. | Внимание детей, сосредоточенность, эмоциональный отклик, настрой на светлое, доброе. |
2.Художественное
восприятие и анализ Цель:-формировать целостное восприятие музыки -учить детей
давать словесный анализ |
Организация восприятия
иллюстрации и художественного
слова.
-Ребята, мы с
вами находимся в стране -Что у него в руках? -Это музыкальный
инструмент- флейта Пана. Пан был
очень несчастен: его Организация восприятия музыки. -Какая музыка
по характеру? Складывайте все
слова в копилочку (ласковая,
нежная, сказочная, волшебная, -Это нежный голос флейты передаёт вам сказочно-волшебную мелодию. Флейта- это духовой музыкальный инструмент (рисунок). -Давайте ещё раз послушаем мелодию флейты. |
Художественное восприятие картины. Асоциации чувства. Размышления и высказывания детей. Художественное восприятие музыки. Высказывания детей о прослушанной музыки. | Эмоциональный
отклик на изображение бога Пана. Желание
высказаться. Желание выразить свои
впечатления после |
3.Рефлексивный
анализ
Цель:-создать условия для личной рефлексии каждого ребёнка |
-Ребята, хотите
ли вы ещё раз побывать в
стране музыкальных -Я дарю вам волшебные ключики, чтобы вы могли вернуться в эту страну. -Желаю вам дружить с музыкальными инструментами! |
Самооценка детей. | Желание узнать ещё много нового о музыкальных инструментах! |
Заключение
Музыкальное искусство занимает важное место в развитии личности ребёнка. Музыка обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир дошкольника, на формирование его нравственно – этических основ. Через музыкальное искусство ребёнок познаёт обще – человеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира. Обще – человеческие ценности, усвоенные детьми через музыку, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, и т.д.. Посредствам музыкального искусства происходит формирование нравственно – эстетических ценностей, выражающихся в отношении ребёнка к природе, человеку, в форме сочувствия, сопереживания, сострадания, благородства и т.д..
Основой познания музыки является её восприятие. Восприятие музыки – сложный психологический процесс. Музыкальный руководитель может организовать восприятие музыки так, чтобы у ребёнка возникла потребность в общении с музыкальным искусством. С этой целью педагог может использовать доминантные занятия по слушанию музыки. Хорошая организация доминантного занятия позволяет музыкальному руководителю сосредоточить внимание на развитии музыкального восприятия дошкольников в процессе слушания музыки.
Музыкальный
руководитель создаёт условия для
общения ребёнка с музыкальным
искусством, тем самым насыщая
его эстетическими
В связи с этим очень важно создать в дошкольном учреждении соответствующую музыкально – эстетическую среду, отбирая для слушания музыкальные произведения, обладающие высокими художественными качествами.
Превращение обще – человеческих ценностей посредствам музыкального искусства в личностные выступает тем ключевым моментом, которое определяет значение музыки в нравственном воспитании ребёнка.
Список
литературы
1.Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду/Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение,1983. – 255с.
2.Ермуханова, Г.Т. Формирование духовно – нравственных качеств учащихся и национальные гуманистические ценности образования/Качество педагогического образования, проблемы и перспективы развития: материалы международной научно – практической конференции. Алматы, 2004.
3.Кабалевский,Д.Б.
Как рассказывать детям о
4.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь/Г.М.Коджаспирова. – М.: Просвещение, 2003.
5.Козлова,С.А. Дошкольная педагогика:учебное пособие для студентов средних пед.уч.заведений,4-е издание/С.А.Козлова .-М.:Академия,2002.-416с.
6.Козлова,С.А. Нравственное воспитание на современном этапе: Материалы конференции.-М.:2001.
7.Лопухова,И.В. Духовное воспитание на уроках изобразительного искусства/Искусство и образование.2004.№6.
8.Назайкинский,Е.В.
О психологии музыкального
9.Новикова,Г.П.
Эстетическое воспитание и развитие творческой
активности детей старшего дошкольного
возраста/Г.П.Новикова.-М.:
10.Нравственное
и трудовое воспитание дошкольников/Под
ред.С.А.Козловой.-М.:Академия,
11.Оспанова,С.Б.
Искусство,как предмет профессионально-
12.Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников/О.П.Радынова . – М.: Академия,2000.-240с.
13.Сахно,И.В.
Музыкальный мир детства. Методическое
пособие/И.В.Сахно.-Барнаул:
14.Сидорова,Ю. Песни Великой Отечественной войны как один из факторов формирования духовно – нравственных качеств младших школьников в процессе внеклассной работы/Сборник великая победа:Духовная преемственность поколений:материалы секционных заседаний межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 60-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Барнаул, 21-22 апреля 2005./под ред.А.Я.Троцковского.- Барнаул. - издательство Алтайского государственного университета,2006.-162-166с.
15.Сластенин,В.А.
16.Трухин, Роль искусства в формировании нравственных качеств личности/Теория и практика воспитательной работы в высшей школе: материалы Всероссийской научно – практической конференции.Барнаул,2000.
17.Эстетическое
воспитание и развитие детей дошкольного
возраста/Под ред.Е.А.Дубровской.-М.:
Информация о работе Восприятие музыки как средство нравственного воспитания старших дошкольников