Восприятие музыки как средство нравственного воспитания старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать цикл занятий, направленных на восприятие музыки, как средства нравственного воспитания.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования: музыкальное восприятие в нравственном воспитании старших дошкольников
Задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме;
2.Отобрать методы активизации музыкального восприятия как средство нравственного воспитания старших дошкольников.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Теоретические основы восприятия музыки в нравственном воспитании старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Проблема нравственного воспитания в дошкольном образовании . . . . . . . . 5
1.2 Методы и приемы активизации восприятия музыки, как средство нравственного воспитания старших дошкольников .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2. Практическое использование доминантных занятий по слушанию музыки в нравственном воспитании старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Работа содержит 1 файл

кус 1 97.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

    Дошкольный  возраст следует рассматривать, как первый базовый этап формирования коллектива. В педагогическом словаре коллективизм характеризуется как сложное интегральное качество,  которое, безусловно, в полной мере может быть присуще лишь взрослому человеку. Применительно к детям 3 – 6 лет, правильнее говорить о воспитании коллективных взаимоотношений – взаимопомощь, дружба, отзывчивость, ответственность, доброта, инициативность.

    В начале старшего дошкольного возраста происходит перестройка дружеских  взаимоотношений. Дети не только осознают дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба». Дети этого возраста начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются даже разобраться в мотивах дружбы, проявляя постоянство, привязанность. Чаще всего дети дружат по 3 – 4 человека, реже по двое. Задача педагога – сохранять дружеские объединения, не допуская изолированности детей от всей группы.

    Взаимопомощь  старших дошкольников отличается большей  осознанностью и избирательностью. Дети этого возраста охотно помогают малышам и взрослым, но с меньшим  желанием – сверстникам.

    В детском коллективе общественное мнение формируется по мере осознания детьми принятых в обществе и реализуемых  в конкретном коллективе нравственных норм, по мере накопления представлений  о добре и зле, о хорошем  и плохом, о справедливости и несправедливости. В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Дошкольникам небезразлично, как их оценивают не только взрослые, но и сверстники. От этой оценки зависит эмоциональное состояние ребёнка. Важно, чтобы складывающееся коллективное мнение с самого начала имело правильную нравственную направленность. Лишь в этом случае оно сможет являться средством формирования коллективных взаимоотношений.

    Детские взаимоотношения регулируются нравственными  правилами и нормами. И правило, и норма – это установленный порядок действий, отношений. Но правило имеет частный и более узкий смысл. Оно может быть единичным, относящимся к определённой ситуации, к определённому предмету. Норма носит более обобщённый характер, она характеризует общую направленность отношений и поведения, и конкретизуется в правилах.

    В старшем дошкольном возрасте у детей  формируется более гибкое отношение  к выполнению правил, стремление понять их. Они уже начинают понимать неоднозначность  применения одного и того же правила в разных ситуациях, видеть противоречивость некоторых правил.

    Главное во взаимоотношениях между людьми –  их искренность, истинное отношение  друг к другу, доброжелательность, готовность к сопереживанию и помощи. Но важно  и то, в какой форме человек  высказывает  своё  искреннее отношение  к  другим людям.  Внешние формы выражения могут оказаться неадекватными  - формы общения приятны, уважительны, а по сути, человек испытывает совсем противоположные чувства к объекту общения.

    Воздействие эстетического воспитания на формирование личности  огромно и   разносторонне.  Восприятие  произведений  искусства развивает и оказывает влияние на творческое и образное мышление. Художественное   произведение,   будучи   явлением   сложным и неповторимым, ведет к формированию тонких ассоциативных связей,  разнообразию и глубине мышления, развивает чувства и способность их выразить в словесной или иной форме.  Развиваются чувство слова,  особенно   поэтического,   воображение   и   фантазия,  углубляется способность творчески относиться к жизни, выражать свои идеи, ощущения и настроения в том или ином художественном материале.

    Элементы  красоты, присутствующие не только в произведениях, но и в окружающем мире, способствуют формированию у человека особых   специфических черт, качеств личности,  таких как  художественный вкус, эстетический идеал, способность воспринимать и эстетически оценивать красоту и гармонию, прекрасное и возвышенное. Так, как мир находится в бесконечном своем развитии и движении, так и эстетические переживания человека обогащаются, наполняя его новыми впечатлениями  и ощущениями. На протяжении всей жизни он имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства, активно развивая свои художественные способности.

    Однако, отягощенный знаниями и опытом, взрослый человек гораздо  прагматичнее  и реальнее в своих эстетических оценках произведений  искусств, груз нерешенных проблем зачастую наглухо закрывает  доступ  к его чувствам. Произведения искусств способны эмоционально сильнее воздействовать на ребенка, с его более тонко организованной психикой, чем на  взрослого. Но имея небольшой  жизненный опыт соприкосновения с прекрасным, ребенок категоричен в  своих  высказываниях: ему либо нравиться то, что он видит перед собой,  либо окончательно нет.

      В наше время очень часто говорят о негативном влиянии на эстетическое развитие ребенка «взрослого» телевидения, популярных печатных изданий, но при этом никто не может предложить им альтернативу Да это и невозможно. Каждый понимает, что «спрос рождает предложения». Поэтому необходимо изменить не  окружающий мир, а отношение ребенка к нему. А это можно сделать только в процессе межличностного общения, цель которого - натолкнуть маленького собеседника на размышления об искусстве, помочь ему передать свои мысли и ощущения от увиденного или услышанного.

    «Музыка (как вид искусства)   -   писал известный педагог – музыкант Д.Б. Кабалевский, - не простое развлечение и не добавление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника». Это определение роли музыки с полным правом можно отнести ко всем видам эстетического переживания [3].

    Особенность восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста заключается в том, чтобы в сочетании звуков различной высоты, длительности, силы, тембра услышать красоту созвучий, их выразительность, услышать целостные художественные образы, которые вызывают у слушателя - ребенка настроения, чувства и мысли, связанные с ними. Таким путем музыка заставляет пережить, прочувствовать и продумать то, о чем она рассказывает.

    Каждый  ребенок достигает своего уровня музыкального развития. Одни дети - более  высокого. Другие - более скромного. Но очень важно, чтобы каждый ребенок с раннего детства учился относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как важному явлению духовной культуры.

    В настоящее время воспитание активного  слушателя является одной из актуальных проблем музыкальной педагогики. И теоретики и практики музыкального образования в своих исследованиях постоянно обращаются к поиску ответа на вопрос: какую же роль выполняет восприятие музыки в музыкальном и общем развитии? Однако на сегодняшний день наиболее точным и многогранным остается определение значения восприятия музыки, которое дал Д.Б.Кабалевский еще в 70-е годы в своей музыкально-педагогической концепции.

    Д.Б.Кабалевский  считал, что понятие «восприятие  музыки» нельзя отождествлять с  термином «слушание» музыки. «Активное восприятие -основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев», - писал он [3].

    По  данным Б.В.Теплова, основами восприятия являются эмоциональная отзывчивость на музыку, развитый музыкальный слух, память, а также «сформированность» способности к творчеству.

    Еще в свое время один из основателей  детского музыкального воспитания в  нашей стране Б.В.Асафьев считал, что научить детей  активно слушать музыку - дело сложное, так как процесс восприятия должен быть активным, творческим, ибо «пассивно воспринимаемая музыка гипнотизирует чувства и завораживает волю».

    Восприятие, по мнению психологов, требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает ее выразительное значение.

    На  основании этих положений можно  говорить о том, что процесс восприятия является первичным, ведущим видом  музыкальной деятельности. Этот вид  доступен ребенку с самого рождения. Первое знакомство с музыкой - колыбельная  матери. Так же ребенок, еще не умея говорить, учится воспринимать речь взрослого, так он включается в восприятие музыки, не имея пока возможности воспринимать другие виды искусства.

    Итак, обобщая  выше указанные положения, мы можем сделать вывод, что во всех возрастных периодах дошкольного детства, в том числе и старшего дошкольного возраста, восприятие является ведущим видом музыкальной деятельности.

    Слушать, воспринимать музыку - это значит различать  ее характер, следить за развитием  образа: сменой интонаций, настроений.

    В психолого-педагогической литературе дается интерпретация терминов «восприятие  музыки» и «музыкальное восприятие». Музыкант-психолог Е.В.Назайкинский предлагает эти два термина различать по значению. Развитие в значении он объясняет в зависимости от того, состоялось ли восприятие. Таким состоявшимся восприятием, прочувствованным и осмысленным, он называет музыкальное восприятие, в противном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы. Таким образом, важно формировать музыкальное восприятие.

    Исследования  музыкантами-психологами процесса восприятия доказали факт того, что  каждый человек воспринимает музыку в силу своего жизненного опыта, опыта слушания музыки, богатства творческого воображения. У каждого человека образуется «личный запас ассоциаций и образов - своеобразный словарь - тезаурус». Понятие «тезаурус» - греческое слово и в переводе означает клад, сокровище, хранилище. Е.В.Назайкинский под тезаурусом понимает некий словарь - набор слов, впечатлений, закрепившихся в памяти, которые могут оживать под воздействием художественного произведения. Отсюда следует, что восприятие у ребенка и взрослого разное в силу неодинакового жизненного и музыкального опыта [8].

    Для качества восприятия имеет значение тип нервной системы, сосредоточенности  и внимания. В музыкально-педагогической литературе указывается также на значение термина «музыкальное восприятие»  как активного творческого процесса. Б.В.Асафьев в работе «Музыкальная форма как процесс» указывал на выражение эмоционального содержания музыки в музыкальных интонациях. В музыке, считал он, как и в речи, содержится тонус звучания - гнев, ласка, ужас. Он дал название этой особенности речи и музыки - «речь чувства». Поэтому, чтобы воспринимать музыкальное произведение, надо проследить за сменой интонаций, которые несут в себе содержание и одновременно образуют музыкальную форму. В детском раннем возрасте восприятие музыки имеет непроизвольный, эмоциональный характер. Постепенно приобретая некоторый жизненный опыт, ребенок воспринимает музыку более осмысленно, соотносит музыкальное звучание с жизненными явления, которые он пережил, может определить  характер произведения.

    Известный отечественный ученый, педагог Н.А.Ветлугина считала, что восприятие музыки может не зависеть от возраста. Качество восприятия во многом зависит от вкусов и интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к музыке [1]. Таким образом, исходя из вышесказанного, следует: музыкальное восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека.

    В восприятии произведений искусства  участвуют как эмоции, так и  мышление. У человека с развитым восприятием постижение музыкального произведения может произойти даже при одном прослушивании. В детском возрасте опыт восприятия музыки еще мал, поэтому, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным, необходимо несколько прослушиваний. Динамические нюансы дети различают, начиная с раннего возраста. На следующих возрастных этапах самые яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, какими он обладает (движение, слово, игра и т.д.).

    Как уже говорилось выше, у взрослого  человека глубина восприятия определяется сложившимися вкусами, предпочтениями. У детей-дошкольников (6-7 лет) вкусы и предпочтения только формируются, поэтому так обязательны качество произведений, уровень их исполнения для создания первых впечатлении, важных для последующей музыкальной деятельности.

    Восприятие  музыкального произведения может быть глубоким в том случае, если ребенок  сосредоточенно слушает музыку, не отвлекаясь, адекватно эмоционально реагируя на ее характер. В музыкально-педагогической литературе такие эмоции называют эстетическими эмоциями.

    Свои  впечатления дети могут выразить через детское исполнительство  и творчество. Чтобы это могло  произойти успешно, ребенку нужно  находить музыкальные впечатления (через восприятие музыки) и иметь  определенные навыки и умения исполнительской деятельности. Если ребенок может различать смену характера музыки, соотнести музыкальные образы с жизненными явлениями, если он ориентируется в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (темп, динамика, регистр, мелодические интонации) может выделить наиболее яркие из них, то весь этот опыт ребенок будет использовать в творческих импровизациях. В этом случае мы можем говорить о развитом восприятии, без которого исполнительская деятельность   не   выполняет развивающие   функции,   а   сводится   к подражанию, воспроизведению по образцу.

Информация о работе Восприятие музыки как средство нравственного воспитания старших дошкольников