Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 14:34, курсовая работа
Цель работы: разработать цикл занятий, направленных на восприятие музыки, как средства нравственного воспитания.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования: музыкальное восприятие в нравственном воспитании старших дошкольников
Задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме;
2.Отобрать методы активизации музыкального восприятия как средство нравственного воспитания старших дошкольников.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Теоретические основы восприятия музыки в нравственном воспитании старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Проблема нравственного воспитания в дошкольном образовании . . . . . . . . 5
1.2 Методы и приемы активизации восприятия музыки, как средство нравственного воспитания старших дошкольников .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2. Практическое использование доминантных занятий по слушанию музыки в нравственном воспитании старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Дошкольный возраст следует рассматривать, как первый базовый этап формирования коллектива. В педагогическом словаре коллективизм характеризуется как сложное интегральное качество, которое, безусловно, в полной мере может быть присуще лишь взрослому человеку. Применительно к детям 3 – 6 лет, правильнее говорить о воспитании коллективных взаимоотношений – взаимопомощь, дружба, отзывчивость, ответственность, доброта, инициативность.
В начале старшего дошкольного возраста происходит перестройка дружеских взаимоотношений. Дети не только осознают дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба». Дети этого возраста начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются даже разобраться в мотивах дружбы, проявляя постоянство, привязанность. Чаще всего дети дружат по 3 – 4 человека, реже по двое. Задача педагога – сохранять дружеские объединения, не допуская изолированности детей от всей группы.
Взаимопомощь
старших дошкольников отличается большей
осознанностью и
В детском коллективе общественное мнение формируется по мере осознания детьми принятых в обществе и реализуемых в конкретном коллективе нравственных норм, по мере накопления представлений о добре и зле, о хорошем и плохом, о справедливости и несправедливости. В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Дошкольникам небезразлично, как их оценивают не только взрослые, но и сверстники. От этой оценки зависит эмоциональное состояние ребёнка. Важно, чтобы складывающееся коллективное мнение с самого начала имело правильную нравственную направленность. Лишь в этом случае оно сможет являться средством формирования коллективных взаимоотношений.
Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. И правило, и норма – это установленный порядок действий, отношений. Но правило имеет частный и более узкий смысл. Оно может быть единичным, относящимся к определённой ситуации, к определённому предмету. Норма носит более обобщённый характер, она характеризует общую направленность отношений и поведения, и конкретизуется в правилах.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется более гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Они уже начинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила в разных ситуациях, видеть противоречивость некоторых правил.
Главное во взаимоотношениях между людьми – их искренность, истинное отношение друг к другу, доброжелательность, готовность к сопереживанию и помощи. Но важно и то, в какой форме человек высказывает своё искреннее отношение к другим людям. Внешние формы выражения могут оказаться неадекватными - формы общения приятны, уважительны, а по сути, человек испытывает совсем противоположные чувства к объекту общения.
Воздействие эстетического воспитания на формирование личности огромно и разносторонне. Восприятие произведений искусства развивает и оказывает влияние на творческое и образное мышление. Художественное произведение, будучи явлением сложным и неповторимым, ведет к формированию тонких ассоциативных связей, разнообразию и глубине мышления, развивает чувства и способность их выразить в словесной или иной форме. Развиваются чувство слова, особенно поэтического, воображение и фантазия, углубляется способность творчески относиться к жизни, выражать свои идеи, ощущения и настроения в том или ином художественном материале.
Элементы красоты, присутствующие не только в произведениях, но и в окружающем мире, способствуют формированию у человека особых специфических черт, качеств личности, таких как художественный вкус, эстетический идеал, способность воспринимать и эстетически оценивать красоту и гармонию, прекрасное и возвышенное. Так, как мир находится в бесконечном своем развитии и движении, так и эстетические переживания человека обогащаются, наполняя его новыми впечатлениями и ощущениями. На протяжении всей жизни он имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства, активно развивая свои художественные способности.
Однако, отягощенный знаниями и опытом, взрослый человек гораздо прагматичнее и реальнее в своих эстетических оценках произведений искусств, груз нерешенных проблем зачастую наглухо закрывает доступ к его чувствам. Произведения искусств способны эмоционально сильнее воздействовать на ребенка, с его более тонко организованной психикой, чем на взрослого. Но имея небольшой жизненный опыт соприкосновения с прекрасным, ребенок категоричен в своих высказываниях: ему либо нравиться то, что он видит перед собой, либо окончательно нет.
В наше время очень часто говорят о негативном влиянии на эстетическое развитие ребенка «взрослого» телевидения, популярных печатных изданий, но при этом никто не может предложить им альтернативу Да это и невозможно. Каждый понимает, что «спрос рождает предложения». Поэтому необходимо изменить не окружающий мир, а отношение ребенка к нему. А это можно сделать только в процессе межличностного общения, цель которого - натолкнуть маленького собеседника на размышления об искусстве, помочь ему передать свои мысли и ощущения от увиденного или услышанного.
«Музыка (как вид искусства) - писал известный педагог – музыкант Д.Б. Кабалевский, - не простое развлечение и не добавление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника». Это определение роли музыки с полным правом можно отнести ко всем видам эстетического переживания [3].
Особенность восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста заключается в том, чтобы в сочетании звуков различной высоты, длительности, силы, тембра услышать красоту созвучий, их выразительность, услышать целостные художественные образы, которые вызывают у слушателя - ребенка настроения, чувства и мысли, связанные с ними. Таким путем музыка заставляет пережить, прочувствовать и продумать то, о чем она рассказывает.
Каждый ребенок достигает своего уровня музыкального развития. Одни дети - более высокого. Другие - более скромного. Но очень важно, чтобы каждый ребенок с раннего детства учился относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как важному явлению духовной культуры.
В настоящее время воспитание активного слушателя является одной из актуальных проблем музыкальной педагогики. И теоретики и практики музыкального образования в своих исследованиях постоянно обращаются к поиску ответа на вопрос: какую же роль выполняет восприятие музыки в музыкальном и общем развитии? Однако на сегодняшний день наиболее точным и многогранным остается определение значения восприятия музыки, которое дал Д.Б.Кабалевский еще в 70-е годы в своей музыкально-педагогической концепции.
Д.Б.Кабалевский считал, что понятие «восприятие музыки» нельзя отождествлять с термином «слушание» музыки. «Активное восприятие -основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев», - писал он [3].
По данным Б.В.Теплова, основами восприятия являются эмоциональная отзывчивость на музыку, развитый музыкальный слух, память, а также «сформированность» способности к творчеству.
Еще в свое время один из основателей детского музыкального воспитания в нашей стране Б.В.Асафьев считал, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное, так как процесс восприятия должен быть активным, творческим, ибо «пассивно воспринимаемая музыка гипнотизирует чувства и завораживает волю».
Восприятие, по мнению психологов, требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает ее выразительное значение.
На основании этих положений можно говорить о том, что процесс восприятия является первичным, ведущим видом музыкальной деятельности. Этот вид доступен ребенку с самого рождения. Первое знакомство с музыкой - колыбельная матери. Так же ребенок, еще не умея говорить, учится воспринимать речь взрослого, так он включается в восприятие музыки, не имея пока возможности воспринимать другие виды искусства.
Итак, обобщая выше указанные положения, мы можем сделать вывод, что во всех возрастных периодах дошкольного детства, в том числе и старшего дошкольного возраста, восприятие является ведущим видом музыкальной деятельности.
Слушать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений.
В психолого-педагогической литературе дается интерпретация терминов «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие». Музыкант-психолог Е.В.Назайкинский предлагает эти два термина различать по значению. Развитие в значении он объясняет в зависимости от того, состоялось ли восприятие. Таким состоявшимся восприятием, прочувствованным и осмысленным, он называет музыкальное восприятие, в противном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы. Таким образом, важно формировать музыкальное восприятие.
Исследования
музыкантами-психологами
Для
качества восприятия имеет значение
тип нервной системы, сосредоточенности
и внимания. В музыкально-педагогической
литературе указывается также на
значение термина «музыкальное восприятие»
как активного творческого
Известный отечественный ученый, педагог Н.А.Ветлугина считала, что восприятие музыки может не зависеть от возраста. Качество восприятия во многом зависит от вкусов и интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к музыке [1]. Таким образом, исходя из вышесказанного, следует: музыкальное восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека.
В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. У человека с развитым восприятием постижение музыкального произведения может произойти даже при одном прослушивании. В детском возрасте опыт восприятия музыки еще мал, поэтому, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным, необходимо несколько прослушиваний. Динамические нюансы дети различают, начиная с раннего возраста. На следующих возрастных этапах самые яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, какими он обладает (движение, слово, игра и т.д.).
Как уже говорилось выше, у взрослого человека глубина восприятия определяется сложившимися вкусами, предпочтениями. У детей-дошкольников (6-7 лет) вкусы и предпочтения только формируются, поэтому так обязательны качество произведений, уровень их исполнения для создания первых впечатлении, важных для последующей музыкальной деятельности.
Восприятие музыкального произведения может быть глубоким в том случае, если ребенок сосредоточенно слушает музыку, не отвлекаясь, адекватно эмоционально реагируя на ее характер. В музыкально-педагогической литературе такие эмоции называют эстетическими эмоциями.
Свои впечатления дети могут выразить через детское исполнительство и творчество. Чтобы это могло произойти успешно, ребенку нужно находить музыкальные впечатления (через восприятие музыки) и иметь определенные навыки и умения исполнительской деятельности. Если ребенок может различать смену характера музыки, соотнести музыкальные образы с жизненными явлениями, если он ориентируется в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (темп, динамика, регистр, мелодические интонации) может выделить наиболее яркие из них, то весь этот опыт ребенок будет использовать в творческих импровизациях. В этом случае мы можем говорить о развитом восприятии, без которого исполнительская деятельность не выполняет развивающие функции, а сводится к подражанию, воспроизведению по образцу.
Информация о работе Восприятие музыки как средство нравственного воспитания старших дошкольников