Восприятие музыки как средство нравственного воспитания старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать цикл занятий, направленных на восприятие музыки, как средства нравственного воспитания.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования: музыкальное восприятие в нравственном воспитании старших дошкольников
Задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме;
2.Отобрать методы активизации музыкального восприятия как средство нравственного воспитания старших дошкольников.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Теоретические основы восприятия музыки в нравственном воспитании старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Проблема нравственного воспитания в дошкольном образовании . . . . . . . . 5
1.2 Методы и приемы активизации восприятия музыки, как средство нравственного воспитания старших дошкольников .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2. Практическое использование доминантных занятий по слушанию музыки в нравственном воспитании старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Работа содержит 1 файл

кус 1 97.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации 
Барнаульский государственный педагогический колледж 
Отделение Музыкального Образования 
 
 
 

    ВОСПРИЯТИЕ  МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО 
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 
(курсовая работа)
 
 
 
 
 
 

                                                                                      Научный руководитель 
                                                                     Сахно И.В.

                                                                        ____________ 
                                                                                          (подпись) 
                                                                               Оценка________ 
 
 
 
 

    Барнаул -  2009 

    Содержание

    Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

    1. Теоретические основы восприятия  музыки в нравственном воспитании  старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

    1.1  Проблема нравственного воспитания  в дошкольном образовании . . . . . . . . 5

    1.2  Методы и приемы активизации  восприятия музыки, как средство  нравственного воспитания старших  дошкольников .. . .. . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . 15

    2.  Практическое использование доминантных  занятий по слушанию музыки  в нравственном воспитании старших  дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

    Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

    Список  литературы . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Введение

    Одной из сложных и актуальных проблем  нашего общества является проблема гуманизации  всей жизни и гуманитаризации  образования. Расчетливый рационализм и бездуховность подрастающего поколения достигли опасной черты.

    События последних лет, связанные с детской безнадзорностью, и преступностью свидетельствуют о необходимости усиления воспитательной работы среди детей, начиная с дошкольного возраста. Дошкольный возраст - это особый период в воспитании и развитии ребенка, поэтому он чрезвычайно важен для последующего нравственно-эстетического становления личности. Начиная с раннего возраста, нужно научить ребенка любить жизнь, окружающий мир, включить его в постоянный процесс нравственного и духовного совершенствования.

    Одним из многих путей воспитания нравственности в душе ребенка является музыка. Музыкальное воспитание имеет возможность сделать более целенаправленным процесс гармонизации отношений с окружающим миром, научить прислушиваться к чувствам окружающих, воздействуя на эмоциональную сферу, дать модель поведения.

    По  словам Д.Б. Кабалевского, музыка содержит в себе колоссальные возможности  эстетического и нравственного воспитания [3].

    Как известно, необходимым условием познания музыки является ее восприятие. Аспектами  развития музыкального восприятия занимались Б.В. Теплов, Б.Н. Асафьев, Е.В. Назайкинский и др.[8].

    В исследованиях этих ученых указывается, что воспитание музыкой является    сложным    процессом    ее    постижения,   наполненного индивидуальными   переживаниями   слушателя.   Отсюда,   в   основе организации музыкального образования должно лежать понимание обращенности искусства не к рациональному изучению, а к переживанию, к познанию личностного смысла произведения. Однако следует признать, что в практике ДОУ нередко наблюдается процесс познания музыкальных произведений на основе словесной, а не музыкально-чувственной информации. В процессе такого восприятия музыки, исключается ее влияние на эмоциональную сферу ребенка, а значит и на его личность в эстетическом и нравственном отношении. Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью выявления оптимальных методов по восприятию музыки как средства активизации нравственного воспитания старших дошкольников.

    Цель  работы: разработать цикл занятий, направленных на восприятие музыки, как средства нравственного воспитания.

    Объект  исследования: процесс нравственного  воспитания старших дошкольников.

    Предмет исследования: музыкальное восприятие в нравственном воспитании старших  дошкольников

    Задачи:

    1.Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме;

    2.Отобрать методы активизации музыкального восприятия как средство нравственного воспитания старших дошкольников.

    Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого – педагогической, методической и музыкальной  литературы; обобщение и систематизация теоретического материала.  

 

    1. Теоретические основы восприятия музыки в нравственном воспитании старших дошкольников 

    1.1 Проблема нравственного воспитания в дошкольном образовании 

    Под нравственным воспитанием мы понимаем целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям  человечества и конкретного общества.

    Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

    Как отмечает С. Козлова, для формирования нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости.  Далее должны возникнуть мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечёт за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении.

    Таким образом, вырисовывается механизм нравственного  воспитания:

    (знания  и представления) + (мотивы) + (чувства  и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное воспитание [5,c.154].

    С.Козлова  характеризует задачи нравственного  воспитания: в первую группу задач  входят задачи формирования представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практического поведения. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами. Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая группа подвижна. На её содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и  конкретные условия жизни [5].

    Нравственное  воспитание формируется под влиянием средств. В методической литературе отмечается, что одним из средств нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа даёт возможность вызывать у детей гуманные чувства. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

    С.Козлова  особое место в этой группе средств  отводит общению. Общение, как средство нравственного воспитания лучше  всего выполняет задачи корректировки  представлений о морали и воспитании чувств и отношений [5].

    Средством нравственного воспитания может  быть вся та атмосфера, в которой  живёт ребёнок: атмосфера может  быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Выбор средств  воспитания зависит  от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств.

    Средство  становится эффективным в сочетании  с методами воспитания. В педагогике существует несколько подходов к  классификации методов воспитания. Академик  Б.Т.Лихачёв выделяет 3 группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива; методы доверительного взаимодействия; методы воздействия.

    В.Г.Нечаева  выделяет две группы методов: организация  практического опыта общественного поведения; формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. И к первой, и ко второй группе Нечаева относит метод убеждения, положительный пример поощрения и наказания.

    В.И.Логинова предлагает объединить все методы в 3 группы: методы формирования нравственного поведения; методы формирования нравственного сознания; методы стимулирования чувств и отношений.

    Эффективный результат методы дают лишь при определённых условиях:

    -любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится ко всем возрастам.

    -метод  должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения (воспитатели, родители используют прием обещания, награды, не задумываясь, реальна ли она, и не выполняют обещания). В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым.

    -для  использования метода должны  быть заранее подготовлены условия,  средства (воспитатель приучает  к бережному отношению к вещам,  игрушкам, сделать мастерскую для  ремонта игрушек, должен создать такие условия).

    -метод  не должен применяться однотипно,  шаблонно по отношению ко всем  детям и в любой ситуации (если  не соблюдать это условие, метод  убеждения может превратиться  в назидание и не будет приносить  нужный результат).

    -метод воспитания должен применяться тактично (воспитанник не должен чувствовать, что  его  воспитывают). Опосредованное воздействие - большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку.

    -при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.

    -проектируя, подбирая методы, важно предвидеть  возможные результаты воздействия  их на конкретного ребенка.

    -применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда это касается ребенка дошкольного возраста, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат, так как он может быть достигнут не сразу и не совсем в том качестве, какого мы ожидаем.

    -преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть  практические  методы, которые  предполагают обучение ребенка способам действия.

    -методы  применяются не изолированно, а  в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые целесообразно использовать, служит ведущая воспитательная задача и возраст детей.

    В старшем дошкольном возрасте дети способны не только обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснения причин, замеченных в них недостатков.

    Следует организовать этические беседы с  детьми. Их можно проводить индивидуально, подгруппой или фронтально. Содержанием такой беседы могут стать возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства. В беседе можно использовать наглядный материал. Важно, чтобы дети всегда испытывали потребность обсудить то или иной вопрос и могли рассчитывать на справедливое разрешение проблемы.

    Педагоги, психологи отмечают, что важнейшим  условием и одновременно методом  воспитания гуманизма у детей, развития социальных эмоций, нравственных чувств является пример взрослого.

    Таким образом, при систематической работе, направленной на воспитание гуманного  отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется  гуманизм как нравственное качество.

Информация о работе Восприятие музыки как средство нравственного воспитания старших дошкольников