Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 14:34, курсовая работа
Цель работы: разработать цикл занятий, направленных на восприятие музыки, как средства нравственного воспитания.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования: музыкальное восприятие в нравственном воспитании старших дошкольников
Задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме;
2.Отобрать методы активизации музыкального восприятия как средство нравственного воспитания старших дошкольников.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Теоретические основы восприятия музыки в нравственном воспитании старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Проблема нравственного воспитания в дошкольном образовании . . . . . . . . 5
1.2 Методы и приемы активизации восприятия музыки, как средство нравственного воспитания старших дошкольников .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2. Практическое использование доминантных занятий по слушанию музыки в нравственном воспитании старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Барнаульский государственный педагогический
колледж
Отделение Музыкального Образования
ВОСПРИЯТИЕ
МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
(курсовая работа)
Барнаул
- 2009
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.
Теоретические основы
1.1
Проблема нравственного
1.2
Методы и приемы активизации
восприятия музыки, как средство
нравственного воспитания
2.
Практическое использование
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список
литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Введение
Одной из сложных и актуальных проблем нашего общества является проблема гуманизации всей жизни и гуманитаризации образования. Расчетливый рационализм и бездуховность подрастающего поколения достигли опасной черты.
События последних лет, связанные с детской безнадзорностью, и преступностью свидетельствуют о необходимости усиления воспитательной работы среди детей, начиная с дошкольного возраста. Дошкольный возраст - это особый период в воспитании и развитии ребенка, поэтому он чрезвычайно важен для последующего нравственно-эстетического становления личности. Начиная с раннего возраста, нужно научить ребенка любить жизнь, окружающий мир, включить его в постоянный процесс нравственного и духовного совершенствования.
Одним из многих путей воспитания нравственности в душе ребенка является музыка. Музыкальное воспитание имеет возможность сделать более целенаправленным процесс гармонизации отношений с окружающим миром, научить прислушиваться к чувствам окружающих, воздействуя на эмоциональную сферу, дать модель поведения.
По словам Д.Б. Кабалевского, музыка содержит в себе колоссальные возможности эстетического и нравственного воспитания [3].
Как известно, необходимым условием познания музыки является ее восприятие. Аспектами развития музыкального восприятия занимались Б.В. Теплов, Б.Н. Асафьев, Е.В. Назайкинский и др.[8].
В исследованиях этих ученых указывается, что воспитание музыкой является сложным процессом ее постижения, наполненного индивидуальными переживаниями слушателя. Отсюда, в основе организации музыкального образования должно лежать понимание обращенности искусства не к рациональному изучению, а к переживанию, к познанию личностного смысла произведения. Однако следует признать, что в практике ДОУ нередко наблюдается процесс познания музыкальных произведений на основе словесной, а не музыкально-чувственной информации. В процессе такого восприятия музыки, исключается ее влияние на эмоциональную сферу ребенка, а значит и на его личность в эстетическом и нравственном отношении. Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью выявления оптимальных методов по восприятию музыки как средства активизации нравственного воспитания старших дошкольников.
Цель работы: разработать цикл занятий, направленных на восприятие музыки, как средства нравственного воспитания.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования: музыкальное восприятие в нравственном воспитании старших дошкольников
Задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме;
2.Отобрать методы активизации музыкального восприятия как средство нравственного воспитания старших дошкольников.
Для
решения поставленных задач использовались
следующие методы исследования: анализ
психолого – педагогической, методической
и музыкальной литературы; обобщение
и систематизация теоретического материала.
1.
Теоретические основы восприятия музыки
в нравственном воспитании старших дошкольников
1.1
Проблема нравственного воспитания
в дошкольном образовании
Под нравственным воспитанием мы понимаем целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Как отмечает С. Козлова, для формирования нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости. Далее должны возникнуть мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечёт за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении.
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:
(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное воспитание [5,c.154].
С.Козлова характеризует задачи нравственного воспитания: в первую группу задач входят задачи формирования представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практического поведения. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами. Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая группа подвижна. На её содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни [5].
Нравственное воспитание формируется под влиянием средств. В методической литературе отмечается, что одним из средств нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа даёт возможность вызывать у детей гуманные чувства. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.
С.Козлова особое место в этой группе средств отводит общению. Общение, как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений [5].
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живёт ребёнок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств.
Средство становится эффективным в сочетании с методами воспитания. В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания. Академик Б.Т.Лихачёв выделяет 3 группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива; методы доверительного взаимодействия; методы воздействия.
В.Г.Нечаева выделяет две группы методов: организация практического опыта общественного поведения; формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. И к первой, и ко второй группе Нечаева относит метод убеждения, положительный пример поощрения и наказания.
В.И.Логинова предлагает объединить все методы в 3 группы: методы формирования нравственного поведения; методы формирования нравственного сознания; методы стимулирования чувств и отношений.
Эффективный результат методы дают лишь при определённых условиях:
-любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится ко всем возрастам.
-метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения (воспитатели, родители используют прием обещания, награды, не задумываясь, реальна ли она, и не выполняют обещания). В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым.
-для
использования метода должны
быть заранее подготовлены
-метод
не должен применяться
-метод воспитания должен применяться тактично (воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают). Опосредованное воздействие - большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку.
-при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.
-проектируя,
подбирая методы, важно предвидеть
возможные результаты
-применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда это касается ребенка дошкольного возраста, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат, так как он может быть достигнут не сразу и не совсем в том качестве, какого мы ожидаем.
-преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия.
-методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые целесообразно использовать, служит ведущая воспитательная задача и возраст детей.
В старшем дошкольном возрасте дети способны не только обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснения причин, замеченных в них недостатков.
Следует организовать этические беседы с детьми. Их можно проводить индивидуально, подгруппой или фронтально. Содержанием такой беседы могут стать возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства. В беседе можно использовать наглядный материал. Важно, чтобы дети всегда испытывали потребность обсудить то или иной вопрос и могли рассчитывать на справедливое разрешение проблемы.
Педагоги, психологи отмечают, что важнейшим условием и одновременно методом воспитания гуманизма у детей, развития социальных эмоций, нравственных чувств является пример взрослого.
Таким образом, при систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество.
Информация о работе Восприятие музыки как средство нравственного воспитания старших дошкольников