Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 14:34, курсовая работа
Цель работы: разработать цикл занятий, направленных на восприятие музыки, как средства нравственного воспитания.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования: музыкальное восприятие в нравственном воспитании старших дошкольников
Задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме;
2.Отобрать методы активизации музыкального восприятия как средство нравственного воспитания старших дошкольников.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Теоретические основы восприятия музыки в нравственном воспитании старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Проблема нравственного воспитания в дошкольном образовании . . . . . . . . 5
1.2 Методы и приемы активизации восприятия музыки, как средство нравственного воспитания старших дошкольников .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2. Практическое использование доминантных занятий по слушанию музыки в нравственном воспитании старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Прием побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку. Педагог напоминает детям, что нужно играть ритмично, в характере музыки, но негромко, прислушиваясь к общему звучанию, не заглушая его. Этот прием повышает интерес к музыкальному произведению и углубляет представления дошкольников о выразительных возможностях музыкальных инструментов.
Приемы развития музыкального восприятия необходимо варьировать, сочетать друг с другом. Такой прием, как сравнение, активизирует процесс восприятия, делает его более осмысленным, глубоким. При развитии музыкального восприятия этот прием может сочетать в себе различные варианты.
Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей (использование контрастных произведений одного жанра, пьесы с одинаковым названием, варианты исполнения одного и того же произведения).
Существует прием цвет-настроение. Он позволяет детям применять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки, также он помогает выявить реакции детей на музыку, закрепить представления о ее характере. Определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки: пастельные, светлые тона (голубой, розовый) - с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона (темно-коричневый, темно-синий) - с мрачным, тревожным характером; интенсивные яркие тона (красный) - с решительным, торжественным характером.
Необходимо развивать представления ребят о выразительности цвета, обсуждать вместе с ними, какие рисунки наиболее соответствуют характеру музыки и почему. Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях, важно использовать разные формы организации музыкальной деятельности детей (на празднике, утреннике).
Таким образом, для активизации нравственного воспитания необходимо развивать активное музыкальное восприятие, которое еще называют прочувствованным, осмысленным.
А для этого необходимо уделять внимание выбору и сочетанию оптимальных методов и приемов.
Наглядно-слуховой метод: яркое исполнение произведения; наглядно-зрительный метод: картины, репродукции; словесный метод: краткие, образные рассказы, пояснения, проблемные вопросы, слова-образы, метафоры, ассоциации; практический метод; игровые приемы; творческие задания (сравнение, сопоставление).
Выбор
данных методов и приемов определяется
возрастом детей, этапом работы над
произведением.
2.Практическое
использование доминантных занятий по
слушанию музыки в нравственном воспитании
старших дошкольников.
Музыкальные занятия, как форма музыкального образования ставят целью способствовать нравственному и эстетическому формированию личности, используя для этого силу воздействия музыки.
Музыка является искусством коммуникативным, имеющим особую энергетику, глубоко воздействующим на внутренний мир ребёнка. [ 16,с.222 ]
В условиях музыкальной деятельности старших дошкольников возможно использование разных видов и форм музыкальных занятий (тематические, сюжетные; занятие – сказка, занятие – путешествие, занятие – игра.)
Репертуар для восприятия музыки должен быть высоко – художественным. Необходимо выявлять детей, отличающихся исходным отсутствием интереса к классической музыке. Музыкальный руководитель должен найти причины этого и продумать, какие методы и психолого – педагогические приёмы нужно применять к этим детям для формирования положительной мотивации. Какими путями, возможно, достичь воспитывающего действия музыки, пробудить у дошкольников интерес к ней, организовать их внимание при восприятии музыки, стимулировать их активное восприятие высокохудожественных произведений и т.д..
Структура
музыкальных занятий может
Музыкальный руководитель может организовать восприятие музыки следующим образом:
- создать настрой, эмоциональную атмосферу на музыкальном занятии;
-использовать комплекс активных методов и психолого – педагогических приёмов, помогающих осуществить реализацию поставленных задач на музыкальном занятии;
- организовать художественно – эстетическую деятельность детей;
-осуществить творческий подход к организации музыкальных занятий.
Кульминационной точкой музыкального занятия является эмоциональная, умственная, сенсорная активность старших дошкольников
Ожидаемым результатом занятий может быть:
-
реакция детей на
- собственное – индивидуальное прочувствование дошкольниками музыкальных произведений;
- понимание детьми чувств, смыслов, заложенных в музыкальных произведениях, выраженных через слово, пластику, рисунок и т.д..
Таким образом, художественно – педагогическая деятельность музыкального руководителя на музыкальных занятиях заключается:
- в создании условий для погружения дошкольников в художественное восприятие музыкального произведения;
- в совместном с детьми художественном анализе прослушанного музыкального произведения;
-в организации художественно – исполнительской деятельности старших дошкольников.
Художественно – эстетическая деятельность старших дошкольников на музыкальных занятиях заключается:
- в художественном восприятии музыки, ассоциациях;
- в художественном анализе прослушанного произведения;
- в исполнительской деятельности (передача своих впечатлений от восприятия музыкального произведения через пластику, жест, интонирование, игру на детских музыкальных инструментах.)
Проект доминантных занятий по слушанию музыки.
Цель занятий : помочь ребёнку найти связь музыкального образа произведения с жизненными явлениями, которые ему близки (ассоциативное мышление).
Задачи занятий:
1.Создать условия для внимательного восприятия и эмоцилнального переживания музыкального произведения;
2.Способствовать овладению детьми необходимым словарным запасом для характеристики музыкального произведения (тезаурус);
3.Формировать умение креативно излагать свои мысли, развивать образную речь через эпитеты, сравнения, метафоры;
4.Активизировать детей к выражению своих впечатлений через движения, мимику, слово, цвет, жест и т.д.
Проект
доминантного занятия в подготовительной
группе
Этапы музыкального занятия и цели | Художественно - педагогическая деятельность музыкального руководителя | Художественно - эстетическая деятельность старших дошкольников | Ожидаемый результат |
1 .Эмоциональный
настрой цель:
Усилить поло |
Создание положительного
эмоционального настроя через восприятия
Ж. Риблона «Мелодия» — «Кто пришел
к нам тихо-тихо,
Ну конечно не слониха И, конечно, бегемот тихо так прийти не мог. Это к нам пришла сама Королева - Тишина |
Художественное восприятие музыки Ж. Риблона через двигательную импровизацию «Тишина» Ассоциации чувства. Выражение впечатления через движение. Восприятие художественного слова. | Внимание детей, сосредоточенность, эмоциональный отклик, настрой на светлое, доброе, радостное, эмоциональный отклик. |
2.Художественное
восприятие и художественный анализ
произведений изобразительного
и музыкального искусства. Цель:
|
Организация восприятия
Зимнего пейзажа
-А можно назвать Зимушку модницей?
|
Художественное
восприятие картины. Свободные высказывания
детей по ее художественному анализу.
Импровизация «мелодии леса» звучащими не стали, озвучивание фонемными слогами (сш-сш; хр-хр; у-у) Свободные высказывания детей. Художественное восприятие, художественный анализ, высказывания детей |
Эмоциональный
отклик на изображение. Желание
высказаться.
Переживание гаммы эмоций: радость, веселье, удивление. Эмоциональный отклик. Прочувствование духовных ценностей любовь к родной природе. Эмоциональный отклик. |
3. Художественное исполнение. Цель: побудить детей передать настроение зимней природы че-рез движение. | - Передайте
через движение, как зимушка может
танцевать в своем новом |
Двигательные импровизации. | Желание выразить свои впечатления через пластику. |
4.
Рефлексивный анализ.
Цель: создать условия для личной рефлексии каж-дого ребенка. |
-Ребята, что
вы почувствовали сегодня на занятии? Что вы подумали, какие у вас возникли мысли? -Я желаю вам
жить в согласии |
Рефлексия, само- оценка детей. |
Желание заниматься музыкой на занятии и дома. |
Проект
доминантного занятия по слушанию музыки
в старшей группе
«В мастерской художника»
Этапы музыкального занятия и цели | Художественно - педагогическая деятельность музыкального руководителя | Художественно - эстетическая деятельность старших дошкольников | Ожидаемый результат |
1.Эмоциональный
настрой цель: -пробудить интерес у дошкольников -усилить положительный эмоциональный настрой |
Создание положительного
эмоционального настроя через волшебные
слова:
Ора,штраж,штраж,штраж, Ора,штруж,штруж,штруж, Ора,чега,чега,чега, Ора,аль да ля про траж. |
Восприятие художественного слова | Внимание,интерес
детей,
сосредоточенность, эмоциональный отклик |
2.Художественное
восприятие и художественный
анализ изобразительного и Цель: - формировать у детей познавательный интерес к миру музыки,художест- венному творчеству - учить детей соотносить музыкальный образ с рисунком |
Организация восприятия
рисунков в «мастерской художника».
-Ребята,где мы с вами очутились? -Чем же похожи все эти рисунки? -Да,ребята!На рисунках изображена природа! -А почему каждый художник брал разные цвета для своих рисунков? -Верно,у природы разное настроение. -Когда у природы светлое настроение? -А когда тёмное? -Ребята,эти картины
волшебные.Если их смотреть в
тишине,то можно услышать Организация восприятия Э.Григ «Утро» -Что вы себе представили?Почему? -Музыка – это тоже картина. Только композитор вместо красок использует звуки. -Какие цвета
композитор использовал,рисуя - Какая эта музыка по настроению? -Ребята,выберите
одну картину,которая бы |
Художественное
восприятие картин.
Свободные высказывания детей по их художественному анализу. Художественное восприятие музыки, анализ, высказывания детей. |
Эмоциональный
отклик на картины.
Желание высказаться. Желание выразить свои впечатления о музыке. |
3.Рефлексивный
анализ
Цель:создать условия для личной рефлексии каждого ребёнка |
-Ребята,какое
настроение присутствовало -Какую мы слушали музыку по настроению? -Какие мысли возникли у вас,слушая музыку и выбирая к ней картину? -Я вам даю домашнее задание нарисовать настроение любимой песенки! |
Рефлексия,
самооценка детей, анализ занятия. |
Желание заниматься
музыкой на занятии и дома.
Положительные эмоции. |
Проект доминантного занятия по слушанию музыки
в подготовительной группе «Корзинка бабушки Маланьи»
Этапы музыкального занятия и цели | Художественно - педагогическая деятельность музыкального руководителя | Художественно - эстетическая деятельность старших дошкольников | Ожидаемый результат |
1.Эмоциональный
настрой
цель: - пробудить интерес у дошкольников и чувствительность к восприятию музыки - усилить положительный
настрой |
Создание положительного
эмоционального настроя через восприятие
«Кадриль»
-Как кадриль-то
заиграет,на занятие |
Художественное
восприятие музыки «Кадриль»
Восприятие художественного слова. |
Внимание детей,
сосредоточенность, эмоциональный отклик, настрой на светлое, доброе, радостное. |
2.Художественное
восприятие слова и рисунков.
Цель:- учить детей различать, сопоставлять образы двух контрастных произведений - развивать у
детей представление об |
-Ребята, сегодня
к нам в гости пришла бабушка
Маланья и принесла с собой волшебную
корзиночку. Давайте посмотрим что–же
там?А там сказка...
- Жила – была
Белоснежка(на фланелеграф). Организация восприятия двух произведений: «Танец ткачей» фр.н.м.;Ш.Гуно «Вальс». -Почему вы
выбрали этот танец для -Молодцы!Белоснежка помирилась с гномами и они отправились на бал к Золушке! |
Восприятие
художественного слова. Художественное
восприятие рисунков. Художественное
восприятие музыки, сопоставление с рисунками. Дети слушают музыку и выбирают карточку (Белоснежка или гномы). Свободные высказывания детей. |
Эмоциональный отклик на рисунки. Желание Высказаться. Сопоставление музыки и рисунков. Эмоциональный отклик. |
3.Рефлексивный
анализ.
Цель:-создать создать условия для личной рефлексии каждого ребёнка. |
-Ребята,какое
настроение у вас создало наше
занятие?
-Что вы почувствовали сегодня на занятии? -Давайте ещё раз заглянем в корзиночку бабушки Маланьи? -У бабушки
Маланьи очень доброе сердце, |
Высказывания детей, рефлексия, самооценка. Ребята получают добрые подарки от бабушки Маланьи. | Положительные эмоции, хорошее, доброе настроение после музыкального занятия. |
Информация о работе Восприятие музыки как средство нравственного воспитания старших дошкольников