Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 14:34, курсовая работа
Цель работы: разработать цикл занятий, направленных на восприятие музыки, как средства нравственного воспитания.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования: музыкальное восприятие в нравственном воспитании старших дошкольников
Задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме;
2.Отобрать методы активизации музыкального восприятия как средство нравственного воспитания старших дошкольников.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Теоретические основы восприятия музыки в нравственном воспитании старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Проблема нравственного воспитания в дошкольном образовании . . . . . . . . 5
1.2 Методы и приемы активизации восприятия музыки, как средство нравственного воспитания старших дошкольников .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2. Практическое использование доминантных занятий по слушанию музыки в нравственном воспитании старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Вторым условием Н.А.Ветлугина называет развитие способностей эмоционального переживания музыки. Только на фоне переживания музыки у ребенка зарождается интерес, потребность в ней [1].
Следующим условием воспитания эстетического отношения к музыке является артистизм педагога, умение «заразить» детей собственной увлеченностью, яркость исполнения, профессионализм, умение увлечь образным словом.
Итак,
результатом нравственного
Музыкальное искусство играет большую роль в формировании духовных потребностей личности ребёнка.
Таким образом, главной задачей музыкального руководителя в процессе педагогического общения со старшим дошкольным возрастом – раскрыть ту эмоциональность искусства, которая называется эстетическим переживанием и которая является школой нравственных, гражданских, эстетических чувств.
1.2
Методы и приемы активизации восприятия
музыки как средства нравственного воспитания
старших дошкольников
Музыкальное
образование и развитие в дошкольных
образовательных учреждениях
Аспектами развития музыкального восприятия занимались Б.В.Теплов,. Б.М.Асафьев,, Е.В. Назайкинский и др.
По мнению Е.В.Назайкинского, существует музыкальное восприятие и восприятие музыки. Активным, прочувствованным и осмысленным восприятием Е.В.Назайкинский называет музыкальное восприятие [8].
По данным Б.В.Теплова, для полноценного восприятия музыки необходимо эмоциональное переживание выразительного звучания музыкальных образов. Такое эмоциональное переживание Б.С.Теплов называет эмоциональной отзывчивостью на музыку.
В
своих исследованиях Б.М.
Развитие музыкального восприятия не возможно без специально организованной деятельности, которая носит название «слушание музыки».
Слушание – восприятие - это сложный процесс постижения музыки, наполненный индивидуальными переживаниями слушателя.
В нем взаимодействуют сенсорные ощущения музыкальных созвучий, предшествующий опыт знакомства с музыкальными сочинениями и живые ассоциации с происходящим в данный момент. Развитое музыкальное восприятие характеризуется:
В
своих исследованиях О.П.
Бессмысленно, безнадежно просто давать ребенку высокие образы музыкального искусства. Никакого активного музыкального восприятия не будет, если детям просто дать сведения о музыке, накопить музыкальное представление, закрепить название и т.д.
Таким образом, музыкальное искусство должно быть обращено не к рациональному изучению, а к осмысленному его переживанию.
На занятиях музыкой дети должны постоянно испытывать радость (это разумеется составляет предмет тщательной заботы музыкального руководителя). От интересного общения с музыкой, проявить свою фантазию, творчество через музицирование.
Музыкальное искусство, несмотря на свою уникальную специфичность, не может быть освоено без поддержки со стороны других видов искусства, так как только в их органичном единстве можно познать целостность и единство мира.
Целостность, образность, ассоциативность, импровизационность - вот те основания, на которых может быть построен процесс приобщения детей к музыке.
Какие же существуют методы и приемы для развития активного восприятия музыки?
Прежде всего, система вопросов, задания, помогающие раскрывать детям образное содержание музыки. Это должен быть диалог, помогающий детям рождать варианты творческого слушания музыки. Такой диалог существует не столько в словесной форме, сколько в жесте, в собственном исполнении, в реакции музыкального руководителя на детей. Вопрос может выражаться через сопоставление музыкальных произведений между собой, через сопоставление музыкальных произведений с произведениями других видов искусства.
Важна направленность вопроса: нужно, чтобы он не только заострял внимание ребенка на средствах выразительности (громко, тихо, медленно, быстро), но и обращал бы его к своему внутреннему миру: чувствам, мыслям, впечатлениям, возникающим в его душе под воздействием музыки.
В этом плане возможны вопросы такого типа:
Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто нестереотипный, ибо нет ничего более богатого, чем высказывание ребенка.
Следующий
педагогический прием связан с организацией
музыкальной деятельности на занятии.
Суть его состоит в том, чтобы
создать условия для
По данным О.П.Радыновой, в одном ребенке она вызывает двигательный отклик, другой выражает свое понимание в цвете, третий подпевает, а кто-то ничего не делает, просто слушает [12]. Результат видится не в том, чтобы все дети одинаково чувствовали, слышали музыку, а чтобы восприятие ее приобретало индивидуальный характер.
Как я это слышу! Как я это понимаю. Любой музыкальный руководитель знает, как трудно подготовить детей к восприятию музыки.
Опыт ведущих педагогов говорит, что необходимо уделять внимание слову о музыке. Оно должно быть ярким, образным, точным, чтобы не навязывая ребенку своей трактовки произведения, направлять его восприятие, воображение к музыке, от нее.
Очень важна при восприятии музыки положительная эмоция. Доброжелательная атмосфера активизирует ребенка.
Как считает Е.А. Дубровская, подготовка к восприятию музыки может осуществляться в разных формах. Наиболее отчетливо тенденция образной подготовки к восприятию музыки проявляется тогда, когда эта подготовка опирается на образ другого искусства [17]. К.Д.Ушинский утверждал, что педагог, умеющий что-нибудь просто запечатлеть в сознании детей, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше чувств приняли участие в акте запоминания.
Д.Б.Кабалевский считал, что очень важно настроить слушателя на определенную эмоциональную сферу. Ярким рассказом о композиторе или истории произведения. Такой разговор создает настрой на восприятие целого произведения, а не отдельных мотивов. Возникнут ожидания, они и будут управлять последующим восприятием [3].
Таким образом, словесный метод незаменим в процессе организации восприятия музыки.
Итак, активное восприятие музыки должно быть педагогически организованно.
Цель любого занятия: зарядить положительными эмоциями детей
Как пишет Ю.Б.Алиев, успех музыкального занятия прежде всего зависит от того, чем педагог хочет занять детей, какие ставит задачи и цели.
Главным условием успешности музыкального занятия является личность педагога. Творческий человек всегда заражает своей энергией. Непринужденность общения, удивительно доброжелательная атмосфера, формула успешной работы педагога состоит также из пользы и удовольствия, полученных детьми от общения с педагогом, музыкой, а критериями работы музыкального руководителя является увлеченность искусством и любовь к детям.
Таким образом, одним из важных условий организации восприятия музыки является личность музыкального руководителя, организующего процесс общения с детьми посредством музыки.
О.П.Радынова в своей системе формирования основ музыкальной культуры выделяет из наиболее распространенных наглядный и практический методы [12].
В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картин, наглядных пособий).
Наглядно-слуховой - важнейший метод музыкального восприятия.
Слушая находящегося рядом исполнителя или аудиозапись, ребенок воспринимает музыку по-разному. Общение с исполнителем облегчает восприятие, но и аудиозапись имеет свои достоинства: прослушав несколько раз в исполнении педагога какую-либо фортепианную пьесу, дети потом с радостью воспринимают знакомую им музыку в оркестровом или камерно-ансамблевом звучании.
Благодаря
такому сопоставлению, они получают
наглядное представление о
Кроме слуховой наглядности, с той же целью раскрыть содержание музыкального произведения для лучшего его восприятия - можно использовать зрительную наглядность: книжные иллюстрации, альбомы репродукций, игрушки. Н.А.Метлов считал, что некоторые педагоги злоупотребляют показом этого материала и таким образом ослабляют непосредственное воздействие музыки. Постоянно давая готовый образ, мы мешаем развитию творческого воображения ребенка.
Чтобы почувствовать до конца характер того или иного произведения, важен практический метод: передача характера музыки в движениях и игре на музыкальных инструментах.
Для развития творческого воображения детей мы считаем педагогически целесообразным включать в процесс слушания музыки игры по развитию творческого воображения. Такие игры способствуют психофизическому раскрепощению и креативному развитию личности. Чтобы приобщиться к музыкальному искусству, важно самому ребенку пережить эмоциональное содержание музыкального произведения.
Слушая музыку, дети учатся сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в песнях и пьесах. Через воздействие на эстетические чувства, мы вводим ребенка в мир нравственных переживаний, побуждая их к сознательному отрицанию злого, безобразного и признанию доброго, нравственного.
В своей работе мы опирались на систему О.П.Радыновой.
Одним из эффективных практических приемов развития у детей музыкального восприятия является передача характера музыки в движении (творческое использование танцевальных и образных движений). Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего необходимо прислушаться к характеру музыки.
Для того, чтобы выразить свои впечатления об услышанной музыке, можно использовать прием игры на детских музыкальных инструментах. Этот прием способствует выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонаций, регистра, динамики, тембра, акцентов), изобразительных моментов.
Информация о работе Восприятие музыки как средство нравственного воспитания старших дошкольников