Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности формирования у дошкольников культуры здорового образа жизни.
Задачи исследования. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Выявить уровень знаний детей о культуре здорового образа жизни.
Подобрать и апробировать дидактические игры, специальную литературу, направленную на формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни.
Выявить результативность использования разных форм работы по формированию культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Сущность понятия «культура здорового образа жизни» 5
1.2. Особенности формирования у ребенка культуры здорового образа жизни 12
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 18
2.1. Характеристика уровня представлений о культуре здорового образа жизни детей 18
2.2. Использование разных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования культуры здорового образа жизни 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Приложения 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 136.86 Кб (Скачать)

Как правило, результатом  здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой.не случайно в народе говорят: «В здоровом теле- здоровый дух»

Психологи и педагоги давно  установили, что самым благоприятным  возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший  школьный. В этот период ребенок  значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей  образ жизни, стереотипы поведения  становятся сильнейшими факторами  формирования их представлений о  жизни. Вот почему именно в семье  закладываются основы многообразных  отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к  труду, к природе. «Дети – зеркало  души»- говорят в народе. Ребенку  нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации  своей жизни в будущем. Здоровый образ жизни - это радость для  больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.

Одно из важных - создание благоприятного морального климата  в семье, что проявляется в  доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это  совершенно исключено в тех семьях, где часты скандалы, кто-то из родителей  злоупотребляет спиртными напитками, где царит культ насилия и  грубости.

Второе условие - тесная, искренняя дружба детей и родителей, их стремление постоянно быть вместе, общаться, советоваться. Общение - великая  сила, которая помогает родителям  понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя  предотвратить их.

Третье условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в спецлитературе, помогающей людям  сохранить здоровье, где расписаны  спецкомплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, пробежка вокруг дома, совместные прогулки, проветривание помещений и соблюдение правил личной гигиены.

В наше настоящее время  непросто давать советы по организации  правильного питания, но на наш взгляд, вспомнить о недостатке витаминов  в зимний и весенний периоды по силам каждой семье. Если мы внимательны к природе, то она не оставит нас в трудную минуту. В народе говорят: «Как аукнется, так и откликнется». Природа дает человеку и лекарства, и витамины. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Липа, листья и цветы земляники, Иван-чай, чабрец и другие. Надо только не лениться и не нарушать правила сбора и сушки. Полезны ранней весной салаты из одуванчиков, клубней топинамбура, щи из молодой крапивы.

Создание благоприятного морального климата и здорового  образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия  детей и родителей в разнообразных  делах. Труд- один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.

Здоровый образ жизни  немыслим без создания нормальной экологической  среды в доме. Обстановка, к которой  привыкает ребенок, воспроизводится  в дальнейшем в его семье. Грязь, несвежий воздух, непродуманный интерьер- это, к сожалению, достаточно широко распространенные явления. Между тем в доме необходимо создать и поддержать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветривать комнаты, недаром говорят: «Чистота- залог здоровья». Сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела ждет детей вне дома. Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует позитивное отношение к природе. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников, деревьев, уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц, уход за домашними животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление придти на помощь, гордость за добрый поступок.

Особую значимость имеют  прогулки детей и родителей на речку, в лес, в поле. Хорошо, когда  пешеходные прогулки чередуются с велосипедными, зимой- лыжными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представление детей о своем крае.однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными прогулки выполняют и познавательные функции. Как показали наши исследования, самыми яркими впечатлениями младших школьников являются именно прогулки с родителями на природу.

Когда взрослые, взяв детей  за руки, идут, отвечая на вопросы  детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного  отношения к природе и тем  самым вызывают в душе ребенка  не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему миру.

Таким образом, здоровый образ  жизни всех членов семьи в настоящем- залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.

Есть такое стихотворение: «Закаляйся, если хочешь быть здоров, водой холодной обливайся, если хочешь быть здоров». Вода – лекарство, вода- источник здоровья, вода- жизнь, сказал бы нам, если дожил бы до наших дней мудрый учитель Порфирий Иванов. Он говорил: «Я жизнь предложил людям». Многие из вас слышали о его методике закаливания организма.

Начинать никогда не поздно, начинать процедуры можно в любое  время года, но лучше летом. Попросить  здоровья себе и всем, затем облиться холодной водой. «С какой мыслью обливаешься, то и получишь». Если мы хотим иметь  здоровье, то оно у нас будет, только не само по себе, а благодаря нашим  стараниям и усердию.

Уберегите детей от всего  ложного, уберегите от дурной музыки, уберегите от сквернословия, уберегите  от утверждения самости, тем более  что нужно привить непрестанному  знанию о здоровье.

Умение сдерживать негативные эмоции и находить для них безопасные «клапаны»- это не только ключевая основа любви, супружества, родительства. Это еще и фундамент нашего психологического здоровья, благоприятного состояния души. Попадать в плен к своим негативным эмоциям - значит рыть себе и своим близким две ямы. В первую попадают все виды любви- супружеская, детская, родительская, во вторую- здоровье человека. Так человек- раб своих нервов и докультуры - сам разбивает свою любовь, счастье и ЗДОРОВЬЕ!

 

 

Памятка родителям  о закаливании детей в семье.

 

Скоро Ваш малыш пойдет в школу. Готов ли он к этому? Ведь школа предъявляет высокие и  серьезные требования к здоровью детей. У Вас есть время укрепить здоровье малыша, подготовить его  физически к предстоящей напряженной  умственной деятельности.

Известно, что чаще всего  дети пропускают уроки из-за простудных заболеваний, а самое действенное  средство борьбы с ними — закаливание.

Одно из удивительных свойств  организма — способность отвечать защитными реакциями на изменяющиеся условия окружающей среды и, в  частности, на колебания температуры, формируется постепенно и в дошкольном возрасте оно еще очень не совершенно и нуждается в постоянной тренировке.

Под закаливанием следует  понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма  к простудным заболеваниям. Весь повседневный быт ребенка надо строить так, чтобы он не изнеживался, а закалялся. Первым требованием является обеспечение чистого, свежего воздуха в помещении и правильное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следующих правил:

- предварительно посоветуйтесь  с участковым педиатром, который  знает Вашего ребенка и может  дать рекомендации при выборе  методов закаливания с учетом  состояния его здоровья;

- постепенно увеличивайте  силу закаливающего фактора (воздуха,  воды, солнца);

- закаливание проводите  систематически, поскольку даже  при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достиг нутый эффект;

- добивайтесь положительного  эмоционального отношение! ребенка  к закаливающим процедурам.

Закаливание воздухом-это  не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и  многократное проветривание помещения, поддерживание в нем оптимальной  температуры воздуха + 20°С; во время гимнастики и подвижных игр она может быть ниже + 16°С.

Ребенок должен ежедневно  гулять.

Даже в ненастную погоду и зимой быть на воздухе не менее 3,5–4 часов.

К специальным закаливающим процедурам относятся общие воздушные  ванны, их начинают при температуре  воздуха 22°С продолжительностью 3–5 минут с последующим снижением температуры до 18 "С и увеличением продолжительности до 10–15 мин. При этом постепенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заменяют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя малыша в одних трусиках).

Закаливание свежим воздухом полезно всем детям, но особенно важно, если ребенок ослаблен. В то же время  известно, что многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать  ог «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребенка. Нередко забота о нем сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребенку жарко, она затрудняет его движения, в результате — очередная простуда.

Свежий воздух — замечательное  средство закаливания детского организма!

Закаливание водой оказывает  более сильное воздействие. Поэтому  начинать его желательно после короткого  курса закаливания воздухом. Водные процедуры делятся на местные  и общие. Наиболее доступная местная  водная процедура — обливание  ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и  стопы. Первоначальная температура  воды — 30°С. Постепенно снижая ее через 1–2 дня на 2 "С, доводят до 16-14°С. Сразу же после процедуры ноги ребенка насухо вытирают жестким полотенцем.

Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание  стоп.

Одно из важнейших правил закаливания — постепенность, переход  от процедур, оказывающих менее сильное  воздействие, к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого — босиком.

Общие закаливающие водные процедуры проводятся при температуре  воздуха не ниже 23°С. Начинать надо с обтирания тела мягкой варежкой, смоченной водой. Вначале, слегка массируя, обтирают руки и ноги от пальцев  вверх (по ходу движения лимфы и крови), затем грудь, живот, спину — обязательно  в такой последовательности. Начальная  температура воды 34–35 "С через 3–4 дня снижается на 2°С и доводится до 22°С. Для ослабленных детей начальная и конечная температура должна быть на 2–4 "^С выше, а темп ее снижения более медленный. Обтирание делают в течение 2 месяцев (для получения эффекта тренировки), а затем переходят к более сильной процедуре — к обливанию.

Если Ваш ребенок заболел, обязательно обратитесь к врачу  и, если он сочтет возможным, не отменяйте  закаливающие процедуры, лишь несколько  повысьте температуру воды (на 2-3°С по сравнению с той, которая была до заболевания).

Научите ребенка систематически полоскать рот и горло водой  комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает  разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает  массирующее действие на слизистую  оболочку полости рта, миндалин и  задней стенки глотки. На каждое полоскание необходимо примерно 1/3 стакана воды.

Закаливание солнечными лучами возможно только после «зимней» подготовки организма ребенка воздушными ваннами  и водными процедурами, поскольку  солнце действует гораздо сильнее, чем воздух и вода. В летние месяцы в средней полосе нашей страны лучшее время для пребывания детей  под лучами солнца — с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно  не ранее, чем через 1,5 часа после  еды и заканчивать не позднее, чем за 30 минут до еды. Это обосновано тем, что высокая температура  угнетает выделение пищеварительных  соков.

Закаливающее действие солнца можно постепенно увеличивать, меняя  одежду ребенка: вначале на него надевают рубашку с короткими рукавами, снимают колготки, носки, затем через 2 дня оставляют в одних трусиках. Голова ребенка всегда должна быть защищена от солнца головным убором.

Еще раз напоминаем: ослабленные  дети особенно нуждаются в закаливании, от Вашего внимания к рекомендациям  врача, настойчивого, терпеливого их выполнения зависит, каким Ваш ребенок  придет в школу, как будет справляться  с новым для него режимом и  нагрузками.

Наши советы адресованы, в первую, очередь родителям здоровых детей. Вам также необходимо внимательно  наблюдать за состоянием ребенка, за его реакцией на закаливающие процедуры.

По каким признакам  определить, эффективно ли закаливание?

Настроение — жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует  на окружающее.

Самочувствие- бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

Утомляемость — нормальная, наблюдается умеренная усталость.

Аппетит-хороший, активно ест все предлагаемые блюда, вовремя еды не отвлекается.

Сон- спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5–10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей —  неустойчивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна — необходимо обратиться к  врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру  другой и. т.п.

Информация о работе Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни