Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности формирования у дошкольников культуры здорового образа жизни.
Задачи исследования. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Выявить уровень знаний детей о культуре здорового образа жизни.
Подобрать и апробировать дидактические игры, специальную литературу, направленную на формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни.
Выявить результативность использования разных форм работы по формированию культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Сущность понятия «культура здорового образа жизни» 5
1.2. Особенности формирования у ребенка культуры здорового образа жизни 12
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 18
2.1. Характеристика уровня представлений о культуре здорового образа жизни детей 18
2.2. Использование разных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования культуры здорового образа жизни 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Приложения 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 136.86 Кб (Скачать)

Больше  всего понравилась детям дидактическая  игра  «Полезная и вредная еда». В этой игре использовались карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша). Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку следовало положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны были внимательны, в случае ошибки исправления не допускались. Верное решение игровой задачи поощрялось значком.

Дополнительно были оформлены дидактические игры:

«Структура человеческого  тела», которая позволила расширить  представления  детей о частях тела. Так же дошкольники узнали важность сохранения  здоровья организма.

«Спорт – это здоровье», дошкольники узнали о разных видах спорта и о важности его для   сохранения здоровья.

«Дидактическая игра «Чистим зубы правильно» позволила сформировать у детей  знания о том, как правильно чистить зубы.

Все эти игры учат детей  контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно –  гигиенические навыки, заставляют задумываться о здоровье.

На протяжении обучающего периода были организованы следующие спортивные мероприятия, направленные на формирования у детей валеологических знаний: досуг совместно с родителями «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок» и «День здоровья».

Для развития физических качеств, формированию двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

В дошкольных группах детского сада созданы «уголки здоровья», где дети получают знания валеологического характера. Работа в уголках «Советы доктора Градусника», «Неболейки» помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.

В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические  игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и  правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя  получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

В систему работы с детьми входит и активное использование  технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и  поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Особое внимание было уделено  работе с родителями. Была проведена  индивидуальная  беседа с  некоторыми  из них на тему «Здоровый образ жизни формируется в семье». Так же индивидуально каждому родителю были розданы «Памятки по закаливанию детей в семье».

Таким образом, на протяжении двух недель с дошкольниками была организована педагогическая работа по формированию основ культуры здорового  образа жизни. Как правило, были использованы дидактические игры как средство обучения. При этом с детьми регулярно  проводили беседы, организовали 2 досуга. Особое внимание было уделено работе с родителями, которая проводилась  в форме индивидуальных бесед  и консультаций.

 

 

 

2.3.Результаты  опытно-экспериментальной работы

 

В результате проведённой  на протяжении двух недель работы произошли заметные изменения в отношении детей старшего дошкольного возраста  к культуре здорового образа жизни.  Результаты представлены на рисунке 2.2.

 

 

Рисунок 2.2. – Сравнительный анализ представлений детей о культуре здорового образа жизни на констатирующем и контрольном этапах

 

 

На основании анализа  данных,  представленных на рисунке 2.2 видно, что на 5 человек (25%) стало больше детей с высоким уровнем представлений о здоровом образе жизни.  Данный факт подтверждает, что формирование основ культуры здорового образа жизни у детей будет идти эффективнее при использование разных форм и средств воспитательной работы.

У детей расширились и  углубились представления о способах сохранения и укрепления здоровья; сформировались преставления о том, что быть здоровым хорошо, а болеть – плохо. Изменения произошли как на когнитивном уровне, так и на эмоциональном.

 

 

 

 

 

Выводы  по  второй главе

 

На основании проведенной  опытно-экспериментальной работы были сделаны следующие выводы:

- констатирующая диагностика  выявила, что у 20% детей  отмечается  высокий уровень представлений  о здоровом образе жизни, у  40%  - средний уровень и у  40% низкий уровень;

-  на протяжении двух недель с дошкольниками была организована педагогическая работа по формированию основ культуры здорового образа жизни. Как правило, были использованы дидактические игры как средство обучения. При этом с детьми регулярно проводили беседы, организовали 2 досуга. Особое внимание было уделено работе с родителями, которая проводилась в форме индивидуальных бесед и консультаций.

- контрольный эксперимент показал, что на 5 человек (25%) стало больше детей  с высоким уровнем.  Данный факт подтверждает эффективность проделанной работы.

Таким образом, подтвердилось предположение о  том, что формирование у детей  основ здорового образа жизни  будет более эффективным при  интегрированном способе организации  работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ литературных источников показал, что здоровый образ жизни определяется как деятельность дошкольника, которая основывается на его устойчивых представлениях о здоровье как общечеловеческой ценности, сформированных привычках поведения как здорового человека, умениях и навыках осуществления здорового стиля жизни. Детский сад и семья - важнейшие институты первичной социализации дошкольника. Именно они способствуют  закладыванию основам здорового образа жизни детей.

На основании проведенной  опытно-экспериментальной работы были сделаны следующие выводы:  констатирующая диагностика выявила, что у 20% детей  отмечается высокий уровень представлений  о здоровом образе жизни, у 40%  - средний  уровень и у 40% низкий уровень. На протяжении двух недель с дошкольниками была организована педагогическая работа по формированию основ здорового образа жизни. Как правило, были использованы дидактические игры как средство обучения. При этом с детьми регулярно проводили беседы, организовали 2 досуга. Особое внимание было уделено работе с родителями, которая проводилась в форме индивидуальных бесед и консультаций.

Вовлекая родителей в  работу детского сада,  стало возможным  лучше узнать семьи воспитанников,  уровень образованности родителей  по решаемой проблеме, их возможности, получена  конкретная помощь от родителей  и соответственно оказана действенная  помощь родителям по вопросам  формирования основ здорового образа жизни  у дошкольников.

Родители получили возможность  не только выявить проблемы в оздоровлении детей, но и выработать определённые навыки соответствующего поведения. Разнообразные  формы работы позволили  сформировать у воспитанников осознанное отношение  к занятиям физкультурой, потребность  в двигательной активности, культуре питания.

Организация работы с детьми по формированию основ здорового  образа жизни сложная и кропотливая, требующая немало усилий  со стороны  всех  участников этого процесса. Пройден определённый этап в решении  данной проблемы, получены  конкретные результаты.

Контрольный эксперимент показал, что на 5 человек (25%) стало больше детей  с высоким уровнем.  Данный факт подтверждает эффективность проделанной работы.

Таким образом, подтвердилось предположение о  том, что формирование у детей  основ здорового образа жизни  будет более эффективным при    целенаправленном использовании дидактических  игр.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Билич, Г.Л., Назарова, Л.В. Основы валеологии: Учебник / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова.- СПб.: Водолей, 1998. – 261 с.
    2. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - Л.: Наука, 1987. - 123с.
    3. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 212 с.
    4. Валеологические аспекты образования. // Под ред. Э.М.Казина. Кемерово, 1995. – 165 с.
    5. Гончаренко, М.С., Исакова, Т.И. Задачи практической валеологии  / М.С. Гончаренко, Т.И. Исакова // III национальный  конгресс по профилактической медицине и валеологии, С.- Петербург, 28-31 мая 1996г.: Тез.докл.- СПб., 1996.
    6. Грач, И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).
    7. Гундаров, И.А., Полесский, В.А. Актуальные вопросы практическойвалеологии / И.А. Гундаров, В.А. Полесский // Валеология:  Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб., 1993.
    8. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. – М.:  Учпедгиз,  1940. – 243 с.
    9. Зайцев, Г.К. Педагогика  здоровья / Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, И.Г. Колесникова. – СПб.: Питер, 1994.- 78 с.
    10. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 9.
    11. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. - 1982. - Т. 45. - №. 4. - С. 29-33.
    12. Изуткин, Д. А. Формирование здорового образа жизни / Д.А.Изуткин. — Советское здравоохранение, 1984. – № 11. – с. 8-11.
    13. Казначеев, В.П. Здоровье нации - феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. - 194 с.
    14. Кузнецов, Е.Д. Новаявалеология нового времени / Е.Д. Кузнецов. – Тюмень: Истина, 1999. – 201 с.
    15. Культура - человек - философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. - 1982. - №2. - С. 58-65.
    16. Лисицын, Ю.П. Санология - наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю.П. Лисицын. – М.:  Просвещение, 2001. -231 с.
    17. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4.
    18. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций  / Н.О. Пичугина/ Н.О.Пичугина. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 384 с.
    19. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации. Мн.,2007. – 681 с.
    20. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / В.А.Сластенин. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 288 с.
    21. Сонькин, В.Д., Зайцева, В.В. Валеологический мониторинг детей и подростков / В.Д. Снькин, В.В. Зайцева// Теор. и практ. физ. культ., 1998. –7. – с. 10-12.
    22. Татарникова, Л.Г. Валеология - основы безопасности жизни ребенка /Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захарович, Т.О. Калинина. - СПб.: PETROC, 1995. - 128 с.
    23. Чикин, С.Я. Что такое здоровье? / С.Я. Чикин, Г.И. Царегородцев - М.: Знание, 1976. - 96 с.
    24. Чумаков, Б.Н. Валеология: Учеб.пособие. - 2-е изд. испр. и доп. / Б.Н. Чумаков. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с.
    25. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Опросник  для детей

1. Скажи, пожалуйста, как  ты понимаешь выражение «здоровый  человек?________________________________________________________ Кого мы называем здоровым? _______________________________________

______________________________________________________________

2. Как, по-твоему, быть  здоровым – это хорошо или  плохо? Почему?

______________________________________________________________

3. А ты заботишься о  своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?____________________________________________________

______________________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Какие советы ты мне  дашь, чтобы не заболеть?__________________

______________________________________________________________

5. Кого в вашей семье  можно назвать здоровым? Почему  ты так думаешь?______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что такое вредные  привычки и есть ли они у  тебя? Какие вредные привычки  есть в вашей семье?______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие полезные привычки ты  знаешь? Какие есть у тебя?_______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Протокол  диагностики знаний детей о ЗОЖ  (констатирующий этап)

 

Имя ребенка

1

2

3

4

5

6

7

Уровень

Алина И.

*

*

*

*

*

*

*

В

Надя Л.

 

*

 

*

*

*

*

С

Катя П.

*

 

*

 

*

*

 

С

Кирилл И.

*

*

*

*

*

*

*

В

Кристина П.

 

*

*

 

*

*

 

С

Ксюша К.

*

 

*

 

*

 

*

С

Дима С.

*

*

*

*

*

*

*

В

Влад Р.

 

*

*

 

*

 

*

С

Андрей О.

*

*

*

*

*

*

*

В

Леша К.

   

*

*

 

*

*

С

Никита Р.

*

*

 

*

 

*

 

С

Арсений Г.

 

*

*

 

*

 

*

С

Егор Б.

*

   

*

*

   

Н

Жора Д.

     

*

 

*

 

Н

Илья П.

 

*

       

*

Н

Люба К.

   

*

 

*

   

Н

Маша Б.

     

*

 

*

 

Н

Майя П.

 

*

*

     

*

Н

Алина Ш.

*

 

*

 

*

   

Н

Лия Ш.

     

*

 

*

 

Н

Информация о работе Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни