Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:01, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности формирования у дошкольников культуры здорового образа жизни.
Задачи исследования. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Выявить уровень знаний детей о культуре здорового образа жизни.
Подобрать и апробировать дидактические игры, специальную литературу, направленную на формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни.
Выявить результативность использования разных форм работы по формированию культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Сущность понятия «культура здорового образа жизни» 5
1.2. Особенности формирования у ребенка культуры здорового образа жизни 12
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 18
2.1. Характеристика уровня представлений о культуре здорового образа жизни детей 18
2.2. Использование разных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования культуры здорового образа жизни 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Приложения 29
Больше
всего понравилась детям
Дополнительно были оформлены дидактические игры:
«Структура человеческого тела», которая позволила расширить представления детей о частях тела. Так же дошкольники узнали важность сохранения здоровья организма.
«Спорт – это здоровье», дошкольники узнали о разных видах спорта и о важности его для сохранения здоровья.
«Дидактическая игра «Чистим зубы правильно» позволила сформировать у детей знания о том, как правильно чистить зубы.
Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно – гигиенические навыки, заставляют задумываться о здоровье.
На протяжении обучающего периода были организованы следующие спортивные мероприятия, направленные на формирования у детей валеологических знаний: досуг совместно с родителями «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок» и «День здоровья».
Для развития физических качеств, формированию двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
В дошкольных группах детского сада созданы «уголки здоровья», где дети получают знания валеологического характера. Работа в уголках «Советы доктора Градусника», «Неболейки» помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.
В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.
Особое внимание было уделено работе с родителями. Была проведена индивидуальная беседа с некоторыми из них на тему «Здоровый образ жизни формируется в семье». Так же индивидуально каждому родителю были розданы «Памятки по закаливанию детей в семье».
Таким образом, на протяжении двух недель с дошкольниками была организована педагогическая работа по формированию основ культуры здорового образа жизни. Как правило, были использованы дидактические игры как средство обучения. При этом с детьми регулярно проводили беседы, организовали 2 досуга. Особое внимание было уделено работе с родителями, которая проводилась в форме индивидуальных бесед и консультаций.
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы
В результате проведённой на протяжении двух недель работы произошли заметные изменения в отношении детей старшего дошкольного возраста к культуре здорового образа жизни. Результаты представлены на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2. – Сравнительный анализ представлений детей о культуре здорового образа жизни на констатирующем и контрольном этапах
На основании анализа данных, представленных на рисунке 2.2 видно, что на 5 человек (25%) стало больше детей с высоким уровнем представлений о здоровом образе жизни. Данный факт подтверждает, что формирование основ культуры здорового образа жизни у детей будет идти эффективнее при использование разных форм и средств воспитательной работы.
У детей расширились и углубились представления о способах сохранения и укрепления здоровья; сформировались преставления о том, что быть здоровым хорошо, а болеть – плохо. Изменения произошли как на когнитивном уровне, так и на эмоциональном.
Выводы по второй главе
На основании проведенной
опытно-экспериментальной
- констатирующая диагностика выявила, что у 20% детей отмечается высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, у 40% - средний уровень и у 40% низкий уровень;
- на протяжении двух недель с дошкольниками была организована педагогическая работа по формированию основ культуры здорового образа жизни. Как правило, были использованы дидактические игры как средство обучения. При этом с детьми регулярно проводили беседы, организовали 2 досуга. Особое внимание было уделено работе с родителями, которая проводилась в форме индивидуальных бесед и консультаций.
- контрольный эксперимент показал, что на 5 человек (25%) стало больше детей с высоким уровнем. Данный факт подтверждает эффективность проделанной работы.
Таким образом,
подтвердилось предположение о
том, что формирование у детей
основ здорового образа жизни
будет более эффективным при
интегрированном способе
Анализ литературных источников показал, что здоровый образ жизни определяется как деятельность дошкольника, которая основывается на его устойчивых представлениях о здоровье как общечеловеческой ценности, сформированных привычках поведения как здорового человека, умениях и навыках осуществления здорового стиля жизни. Детский сад и семья - важнейшие институты первичной социализации дошкольника. Именно они способствуют закладыванию основам здорового образа жизни детей.
На основании проведенной
опытно-экспериментальной
Вовлекая родителей в работу детского сада, стало возможным лучше узнать семьи воспитанников, уровень образованности родителей по решаемой проблеме, их возможности, получена конкретная помощь от родителей и соответственно оказана действенная помощь родителям по вопросам формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.
Родители получили возможность не только выявить проблемы в оздоровлении детей, но и выработать определённые навыки соответствующего поведения. Разнообразные формы работы позволили сформировать у воспитанников осознанное отношение к занятиям физкультурой, потребность в двигательной активности, культуре питания.
Организация работы с детьми по формированию основ здорового образа жизни сложная и кропотливая, требующая немало усилий со стороны всех участников этого процесса. Пройден определённый этап в решении данной проблемы, получены конкретные результаты.
Контрольный эксперимент показал, что на 5 человек (25%) стало больше детей с высоким уровнем. Данный факт подтверждает эффективность проделанной работы.
Таким образом, подтвердилось предположение о том, что формирование у детей основ здорового образа жизни будет более эффективным при целенаправленном использовании дидактических игр.
Приложение 1
Опросник для детей
1. Скажи, пожалуйста, как
ты понимаешь выражение «
______________________________
2. Как, по-твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему?
______________________________
3. А ты заботишься о
своем здоровье? Расскажи, пожалуйста,
как ты это делаешь?___________
______________________________
______________________________
4. Какие советы ты мне
дашь, чтобы не заболеть?____________
______________________________
5. Кого в вашей семье
можно назвать здоровым? Почему
ты так думаешь?_______________
______________________________
6. Что такое вредные
привычки и есть ли они у
тебя? Какие вредные привычки
есть в вашей семье?___________
______________________________
7. Какие полезные привычки ты знаешь? Какие есть у тебя?_______________
______________________________
Приложение 2
Протокол диагностики знаний детей о ЗОЖ (констатирующий этап)
Имя ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Уровень |
Алина И. |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
В |
Надя Л. |
* |
* |
* |
* |
* |
С | ||
Катя П. |
* |
* |
* |
* |
С | |||
Кирилл И. |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
В |
Кристина П. |
* |
* |
* |
* |
С | |||
Ксюша К. |
* |
* |
* |
* |
С | |||
Дима С. |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
В |
Влад Р. |
* |
* |
* |
* |
С | |||
Андрей О. |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
В |
Леша К. |
* |
* |
* |
* |
С | |||
Никита Р. |
* |
* |
* |
* |
С | |||
Арсений Г. |
* |
* |
* |
* |
С | |||
Егор Б. |
* |
* |
* |
Н | ||||
Жора Д. |
* |
* |
Н | |||||
Илья П. |
* |
* |
Н | |||||
Люба К. |
* |
* |
Н | |||||
Маша Б. |
* |
* |
Н | |||||
Майя П. |
* |
* |
* |
Н | ||||
Алина Ш. |
* |
* |
* |
Н | ||||
Лия Ш. |
* |
* |
Н |
Информация о работе Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни