Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности формирования у дошкольников культуры здорового образа жизни.
Задачи исследования. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Выявить уровень знаний детей о культуре здорового образа жизни.
Подобрать и апробировать дидактические игры, специальную литературу, направленную на формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни.
Выявить результативность использования разных форм работы по формированию культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Сущность понятия «культура здорового образа жизни» 5
1.2. Особенности формирования у ребенка культуры здорового образа жизни 12
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 18
2.1. Характеристика уровня представлений о культуре здорового образа жизни детей 18
2.2. Использование разных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования культуры здорового образа жизни 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Приложения 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 136.86 Кб (Скачать)

Нездоровое  поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку  охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели  и т.п.), а долговременные негативные последствия таких поступков  кажутся ребенку далекими и маловероятными.

Значительная  часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.

В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую  и социальную задачу становление  у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и  здоровья окружающих [12].

Важным в формировании здорового образа жизни является взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.

Детский сад и семья - важнейшие  институты первичной социализации дошкольника. В философской, психолого-педагогической литературе (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Аверьянов, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган, Н.Ф. Радионова, В.И. Слободчиков и др.) взаимодействие рассматривается как особый тип связи субъектов совместной деятельности и общения. Взаимодействие, построенное на основе общечеловеческих ценностей, взаимном принятии его участников, обеспечивает достижение общих целей, результативность сотрудничества [15].

Исходя из исследований по работе детского сада с родителями (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, О.В. Огороднова, З.И. Теплова и др.), видно, что основой взаимодействия взрослых является педагогическая компетентность педагогов и педагогическая культура родителей через поиск наиболее эффективных способов сотрудничества взрослых, разработку и реализацию соответствующей педагогической технологии взаимодействия [22].

Проблема взаимодействия детского сада и семьи следует  рассматривать как процесс двусторонний: с одной стороны - это «Детский сад – семье» – процесс направлен  на то, чтобы оптимизировать влияние  семьи на ребенка через повышение  педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Для реализации этого  процесса в детском саду организуются такие формы работы, как родительские собрания, школы для родителей, консультации и т.д. (Л.В. Загик, Т.А. Маркова, О.Л. Зверева); с другой стороны - это «Семья - детскому саду» - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это налаживание работы кружков, коллективные мероприятия, например экскурсии, походы, праздники, развлечения (Г.Н. Гришина, В.П. Дуброва, Е.П. Арнаутова, Е.П. Милашевич) [23].

Основная цель всех форм и видов взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать [24].

Взаимодействие педагогов  и родителей детей дошкольного  возраста осуществляется в основном через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  • пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  • информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения [14].

Итак, отношения дошкольного  учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. Одной из основных задач детского сада, педагогов и  психологов является установление положительных  взаимоотношений между воспитателями  и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение  внимания родителей к ребенку  и освещение последствий негативных отношений в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

 

На основании анализа  психолого-педагогической литературы были сделаны следующие выводы:

  • здоровый образ жизни определяется как деятельность дошкольника, которая основывается на его устойчивых представлениях о здоровье как общечеловеческой ценности, сформированных привычках поведения как здорового человека, умениях и навыках осуществления здорового стиля жизни;
  • основными составляющими здорового образа детей дошкольного возраста являются: умеренное и сбалансированное питание,  соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, личная гигиена, грамотное экологическое поведение, психогигиена, умение управлять своими эмоциями, отказ от вредных привычек, безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

2.1. Характеристика уровня представлений о культуре здорового образа жизни детей

Цель  исследования заключалась в следующем: изучить особенности формирование у дошкольников основ здорового  образа жизни.

 В связи с эти  в практической части работы  были поставлены следующие задачи:

    1. Выявить  уровень знаний детей о культуре здорового образа жизни.
    2. Подобрать и апробировать дидактические игры, занятия-развлечения, специализированную литературу направленные на формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни.
    3. Выявить результативность использования данных средств для формирования культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

На первом этапе работы был использован опросник для  детей. Цель: изучить особенности  отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей  о здоровье человека. Дошкольникам  были предложены следующие вопросы.

1. Скажи, пожалуйста, как  ты понимаешь выражение «здоровый  человек? Кого мы называем здоровым?

2. Как, по-твоему, быть  здоровым – это хорошо или  плохо? Почему?

3. А ты заботишься о  своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?

4. Какие советы ты мне  дашь, чтобы не заболеть?

5. Кого в вашей семье  можно назвать здоровым? Почему  ты так думаешь?

6. Что такое вредные  привычки и есть ли они у  тебя? Какие вредные привычки  есть в вашей семье?

7. Какие полезные привычки  ты знаешь? Какие есть у тебя? (см. Приложение 1)

Результаты  проведенного  исследования отражены на рисунке 2.1

 

Рисунок 2.1 – Представление детей  о здоровом образе жизни

 

На основании  анализа данных, представленных на рисунке 2.1, можно сделать следующие  выводы:

- высокий  уровень представлений о культуре здорового образа жизни отмечается у 20%, что составляет 4 человека. Эти дети сумели правильно ответить на все вопросы. Ответы были полные, обоснованные. Помощь со стороны педагога в виде наводящих вопросов не требовалось;

- средний  уровень присущ 40%, что составляет 8 человек. Эти дети правильно  отвечали  на большую часть  вопрос, при этом ответы были  не всегда содержательными и  обоснованными. Иногда требовалась  помощь со стороны педагога, которая  выражалась в наводящих вопросах;

- низкий  уровень отмечался у 40%, что  составляет 8 человек. Эти дошкольники  не сумели правильно ответить  на большую часть вопросов (см. Приложение 2).

При качественном анализе полученных ответов было выявлено, что под понятием «здоровый  человек», дети понимают тех, кто не болеет, занимается спортом, правильно  питается. Однако более половины не сумели объяснить, что это обозначает. Все дошкольники понимают, что  здоровым быть хорошо, т.к. это позволяет  не болеть. Большинство детей сказали, что  заботятся о своем здоровье,  при этом не сумели объяснить как, что свидетельствует об отсутствии осознанности важности культуры здорового образа жизни. Среди советов «чтобы не заболеть» дети называли  следующие: тепло одеваться, есть овощи, фрукты и витамины, мыть руки, заниматься физкультурой, делать гимнастику. Не  совсем понимают дети значение слов «вредные и полезные привычки».

Таким образом, у дошкольников в основном преобладает  средний и низкий уровень представлений  о культуре здорового образа жизни.

2.2.  Использование разных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе  формирования культуры здорового образа жизни

 

На втором этапе была организованная педагогическая работа по формированию культуры здорового образа жизни  детей.

Основные задачи работы:

1) Воспитание у детей  потребности в здоровье.

2) Формирование целостного  понимания культуры здорового образа жизни.

3) Создание правильных  представлений о культуре здорового образа жизни.

4) Обучение детей чувствованию  и ощущению здорового образа  жизни как неотъемлемой части  существования.

5) Использование в процессе  приобщения детей к культуре здорового образа жизни приемов интеграции в разных видах деятельности.

6) Организация включения  в систему работы новых специалистов  по проведению оздоровительных  и лечебно-профилактических мероприятий.

 

 

Примерный план работы представлен  в таблице 2.2

 

Таблица 2.1 – План работы по формированию у детей основ  здорового образа жизни

 

Форма деятельности

Название

Активный отдых

Досуг совместно с родителями (см. Приложение 3)

«Каждый маленький ребенок  должен знать это с пеленок»

Досуг (см. Приложение 4)

«Веселые старты»

Акция

«Мы за здоровый образ жизни!»

Конкурс рисунков

«Здоровое питание»

Игровая деятельность (см. Приложение 5)

Дидактическая игра

Правила гигиены

Дидактическая игра

Найди опасные предметы

Дидактическая игра

Мой день

Дидактическая игра

Путешествие в страну здоровья

Дидактическая игра

Подбери пару

Дидактическая игра

Полезная и вредная  еда

Работа с родителями

Беседа(см. Приложение 6)

«Здоровый образ жизни  формируется в семье»

Рекомендации(см. Приложение 7)

Памятка родителям о закаливании  детей в семье


 

 

Педагогическая работа была организована  на протяжении 2-х недель  практики. Из анализа данных, представленных в таблице, следует, что работа проводилась  в следующих направлениях:

    • Организация  активных досугов;
    • Проведение акции «Мы за здоровый образ жизни!»
    • Конкурс рисунков «Здоровое питание»
    • Проведение дидактических игр по культуре здорового образа жизни
    • Работа с родителями.

Особое  внимание в работе было уделено организации дидактических  игр. Их проводили как по подгруппам, так и индивидуально с детьми в зависимости   от уровня развития у детей представлений о культуре здорового образа жизни.

 В процессе игр детей  ознакомили с  правилами гигиены  (Д/и «Правила гигиены»). Это игра  проводилась коллективно или  по подгруппам. Она была интересна  для дошкольников, т.к. каждый  имел возможность поучаствовать  и  выполнить какое-нибудь действие. Проводили чаще всего перед  режимными моментами  и после  бесед, тем самым закрепляя  знания детей.

Закрепление правил гигиены  проводилось посредством  организации игры «Мой день». Ее цель рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду. Игра представлена в трех вариантах: «кто быстрее выложит ряд», «продолжи ряд», «Исправь ошибку», что позволило постоянно менять условия, тем самым игра не надоедала детям. Чаще всего ее проводили в небольших подгруппах.

Не менее  интересной была дидактическая  игра «Найди опасные предметы», цель которой  помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать  выводы о последствиях не острожного обращения с ними. Ее проводили чаще всего индивидуально или в небольших подгруппах,  учитывая уровень знаний детей.  Каждый раз задания усложнялись: менялись предметы.  После того, как ребенок показывал предмет, с ним обсуждали, чем он опасен.

Игра  «Путешествие в страну здоровья», которая   позволила закрепить у детей  представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым. Благодаря игре, дети узнали о том, что нужно делать, когда заболеешь, чем полезны витамины, почему необходимо принимать лекарства.  Как правило, организовывали ее  во время  прогулки и подгруппам.

Игра  «Подбери пару» позволила закрепить  у детей навыки самообслуживания, а так же способствовала развитию логического мышления. Проводилось  либо индивидуально, либо по подгруппам.

Информация о работе Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни