Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:01, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности формирования у дошкольников культуры здорового образа жизни.
Задачи исследования. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Выявить уровень знаний детей о культуре здорового образа жизни.
Подобрать и апробировать дидактические игры, специальную литературу, направленную на формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни.
Выявить результативность использования разных форм работы по формированию культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Сущность понятия «культура здорового образа жизни» 5
1.2. Особенности формирования у ребенка культуры здорового образа жизни 12
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 18
2.1. Характеристика уровня представлений о культуре здорового образа жизни детей 18
2.2. Использование разных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования культуры здорового образа жизни 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Приложения 29
Протокол диагностики знаний детей о ЗОЖ (контрольный этап)
Имя ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Уровень |
Алина И. |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
В |
Надя Л. |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
В |
Катя П. |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
В |
Кирилл И. |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
В |
Кристина П. |
* |
* |
* |
* |
С | |||
Ксюша К. |
* |
* |
* |
* |
* |
С | ||
Дима С. |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
В |
Влад Р. |
* |
* |
* |
* |
С | |||
Андрей О. |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
В |
Леша К. |
* |
* |
* |
* |
С | |||
Никита Р. |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
В |
Арсений Г. |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
В |
Егор Б. |
* |
* |
* |
* |
* |
С | ||
Жора Д. |
* |
* |
* |
* |
С | |||
Илья П. |
* |
* |
* |
* |
* |
С | ||
Люба К. |
* |
* |
* |
* |
С | |||
Маша Б. |
* |
* |
Н | |||||
Майя П. |
* |
* |
* |
Н | ||||
Алина Ш. |
* |
* |
* |
* |
* |
С | ||
Лия Ш. |
* |
* |
Н |
Приложение 3
Дидактические игры по формированию культуры здорового образа жизни
Правила гигиены
С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание
Найди опасные предметы
Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними.
Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.
В квартире
остаются Андрюша и Наташа. Их родители
ушли на работу. Давайте расскажем
малышам, какими предметами нельзя им
пользоваться, чтобы не случилось
беды. Дети повторяют правила
«Мой день».
Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.
Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.
Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.
Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».
Вариант
2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает
выкладывать
Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.
Путешествие в страну здоровья.
Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
Оборудование: игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы.
Играющие по очереди бросают кубик на гранях которого изображены от 1 до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперёд настолько ходов, сколько кружков выпало на кубике. Если фишка оказалась на красном кружке, то ребёнок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке, кашле, высокой температуре, зубной боли. При неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка оказывается на зелёном кружке, играющий рассказывает, чем полезны для человека движения, режим дня, витамины, водные процедуры. При неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном переставляет фишку на три хода вперёд. Побеждает тот, кто первым доберётся в страну здоровья.
Подбери пару.
Цели: соотносить предметы на картинках, сдействиям; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: пылесос, расческа, батарея, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.
Дети
внимательно рассматривают
Полезная и вредная еда.
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
Оборудование:Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша). Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.
«Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок
Ведущий (воспитатель группы). К нам пришли гости. Как поднять им настроение?
Дети предлагают разные варианты: подарить улыбку, пригласить потанцевать, вместе попить чаю, поиграть вместе, рассказать анекдоты, истории, показать спектакль, сценку и т. д.
Ведущий. Мы предлагаем принять участие в игре «Счастливый случай».
1. Разминка. Отвечаем быстро, хором.
· Маленький, противный, любит грязь. (Микроб.)
· Прибор, помогающий увидеть микроб. (Микроскоп.)
· Хорошие слова, которые приятно слышать в свой адрес. (Комплименты.)
· Часть дороги, по которой движется транспорт. (Мостовая, проезжая часть.)
· Животное, названием которого обозначают участок мостовой. (Зебра.)
· Устройство, играющее важную роль в регулировании дорожного движения. (Светофор.)
· Звучащий инструмент сотрудника ГИБДД. (Свисток.)
· Молчащий инструмент сотрудника ГИБДД. (Жезл.)
· Люди героической профессии, проходящие через «огонь, воду и медные трубы». (Пожарные.)
· Макет Земли. (Глобус.)
2. Литературная викторина «Что? Где? Когда?»
Мать на рынок уходила, Дочке Лене говорила: «Печку, Леночка, не тронь! Жжется, Леночка, огонь!» (С. Я. Маршак.Пожар) |
Дом пылает за утлом. Сто зевак стоит кругом, Ставит лестницы команда. От огня спасает дом. Весь чердак уже в огне — Бьются голуби в окне... (С. В. Михалков.Дядя Степа) |
Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, и в зубах за рубашку он нес девочку...
(Л.Н. Толстой.Пожарные собаки)
Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Какой урок можно извлечь из сказок «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Колобок»?
3. «Устами младенца». Ребенок читает стихотворение В. Лунина «Когда я взрослым стану».
Когда я взрослым стану, Я все позволю сыну. Руками есть сметану И прыгать мне на спину. Валяться на диване, На стенке рисовать... Жука хранить в кармане, Лица не умывать. |
Кричать, по лужам бегать, Спилить у стула ножки. Не спать и не обедать. Скакать верхом на кошке, Крутить в часах пружинку, Пить воду из-под крана. Я все позволю сыну, Когда я взрослым стану. |
Ведущий. Почему взрослые постоянно делают вам следующие замечания? Почему действительно этого делать нельзя? (Предлагаем наиболее типичные замечания родителей и педагогов.Выслушиваем рассуждения и доказательства детей.)
· Не разговаривай во время еды!
· Закрывай рот платком при кашле!
· Не читай лежа!
· Не смотри долго телевизор!
· Не сиди на ноге!
· Не трогай кошку!
· Не ешь много сладкого!
· Не подходи к плите!
4. «Кто быстрее?»
· Для чего нужны нам нос, уши, рот, ноги, руки?
· Предлагаем двум детям по схематическому изображению собрать из частей человека. Рассказать о его позе, например: «У моего человека поднята правая рука и согнута в коленном суставе левая нога».
· С другими детьми провести игру «Покажи правильно...» (кисть руки, переносицу, голень левой ноги, правое ухо, предплечье левой руки и т. д.).
5. «Черный ящик»
(по ответам на вопросы
· Предмет металлический? — Нет.
· Деревянный? — Да.
· Округлый? — Нет.
· Прямоугольной формы? — Да.
· Красного цвета? — Нет.
· С ним можно играть? — Нет.
· Он горит? — Да.
· Это коробок со спичками? — Да.
6. Музыкальная пауза.
Дети предлагают родителям потанцевать под ритмическую музыку. В это время в группе готовятся «провокационные» сюрпризы.
7. «Умники и умницы».
Детям и гостям предлагается в тактичной форме объяснить: какие правила безопасности нарушены в данный момент в группе? (На подоконнике — таблетка, в розетке — вилка электрошнура, на полке — флакон жидкого моющего средства, в проходе — детский стул, рассыпаны скрепки, на столе — чашка со щербинкой, ящик стоит на краю стола и др.).
8. Тренинг-соревнование в игровой форме.
Ведущий. Расположите модели с изображением «действий» в правильной последовательности в предполагаемых ситуациях.
Дети. Твой товарищ на прогулке порезал руку.
Родители. В подъезде пахнет газом.
9. Игра со зрителями.
Детям предлагается задать гостям заранее заготовленные вопросы. Оцениваются умение вежливо обратиться к взрослому, тактично указать на ошибку, чувство юмора.
Примерные вопросы и ответы
· Представьте, Вам 5 лет, нужно перейти улицу, как Вы это сделаете? — Извините, но одному в 5 лет гулять не рекомендуется.
· Выберите, пожалуйста, из этих трех зубных щеток в стакане самую лучшую.— Извините, этими щетками пользоваться нельзя: они чужие.
· Скажите, пожалуйста, какая из этих свечей (желтая или красная) лучше подойдет к вашей новогодней елке? — Свечами украшать елку нельзя.
Информация о работе Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни