Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:02, дипломная работа
Целью исследования является изучение воспитания старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей.
Задачи исследования:
Теоретический обзор источников ученых-исследователей в области этнопедагогике ближнего и дальнего зарубежья, а также отечественных деятелей;
Рассмотрение основополагающих теорий этнокультурных ценностей в этнопедагогике.
Подбор и составление экспериментальной методики (анкеты).
Проведение диагностической работы (анкетирования).
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. стр. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Общечеловеческие основы этнопедагогики и
ее закономерности воспитания ………………………………….. стр.6
Влияние народной педагогики на педагогические взгляды
выдающихся казахских просветителей ……………………….. стр.20
Этнические ценности между тенденциями глобализма
и антиглобализма ……………………………………………….. стр. 26
1.4. Структура ценностных измерений этноса в период существования
этногосударственных образований ………………………………стр.31
ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
КАЗАХСКОГО НАРОДА
2.1. Казахские народные традиции семейного воспитания
и роль старшего поколения в воспитании детей ……………….. стр.37
Роль казахского народного творчества в воспитании
подрастающего поколения ………………………………………. стр. 50
Коллизии между традиционными казахскими ценностями
и ценностями, привнесенными извне …………………………… стр. 74
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Описание методики ………………………………………………… стр.77
2.2. Результаты исследования ………………………………………….. стр. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. стр.82
ЛИТЕРАТУРА …
Таким образом, всё домашнее хозяйство вела в основном женщина. В казахской семье труд строго разграничивался на мужской и женский. «Были занятия, которые считались сугубо женскими: катание войлока, выделка кожи, стрижка овец, доение коров, шитье обуви и одежды. Мальчики не занимались «унизительным» для мужчины женским трудом. Им постоянно внушалось, что домашний (женский) груд не украшает мужчину.» [43, 29].
Мальчиков, как уже было сказано выше, воспитывал отец и старшие по возрасту мужчины. Им с младенчества внушалась мысль, что они являются продолжателями рода, наследниками славных дел предков. Большое внимание в их воспитании уделялось формированию уважения к старшим. Мальчиков знакомили с генеалогией своего рода, в обязательном порядке они должны были знать всех своих родственников по мужской линии до седьмого колена. Как указывают исследователи, во главе каждого казахского рода стоял легендарный предок: некий символ и героический идеал, к которому должна была стремиться молодежь. В мальчиках воспитывали любовь к родине, готовность её защищать, мужество, смелость. Постоянные военные стычки требовали от кочевников отличной техники верховой езды. Поэтому народ уделял большое внимание обучению её детей чуть ли не с младенчества. К верховой езде казахов приучали рано. Фактически верховая сада начиналась с самого рождения, когда ребенок ездил на коне вместе с матерью. Самостоятельная езда начиналась, когда исполнялось три года. У казахов был обычай дарить мальчику жеребенка, родившегося в один год с ним. К трехлетнему возрасту ребенка-коня объезжают, одевают на него специальное детское седло с высокими луками, дающими опору спереди и сзади, по бокам ребенка поддерживают специальные палочки, В торжественной обстановке, после того как мальчик совершал пробную езду, с помощью взрослых, проводился обряд посажения на лошадь.
Родители устраивали праздник с играми, состязаниями, песнями акынов. После этого все мужчины выходили из юрты. Женщины выносили ребенка из помещения и передавали его отцу, который передавал сына аксакалу. Аксакал сажал ребенка в седло джигита и возил его по аулу, получая подарки. С этого момента, он во время перекочевок ездил сам на своей лошади.
Таким образом, в пять - семь лет дети хорошо сидели в седле и скакали рысью, в десять-пятнадцать владели арканом, были лихими, умелыми наездниками. Отец обучал сына всем видам боевого искусства.
Трудовое воспитание мальчиков было тесно связано с жизненно-бытовыми условиями семьи, её основным видом хозяйства или промыслом. Живя в кругу охотников и скотоводов, дети приобщались от рождения к труду, который веками выполняли их отцы и дети. Они с детства приобретали практические знания, соответствующие умения и навыки. Едва ребенок подрастал, ему давали несложные поручения: выгнать теленка, жеребенка, накормить собаку, кошку, подмести пол и т.д. Родители воспитывали у детей трудолюбие. Если даю было несложным и не требовало от детей больших физических усилий, например, убрать жилище, поднести топливо, то родители показывали, как это надо делать. Если же работа была сложная и ответственная (охрана табуна от хищников, перегон на другое пастбище и др.), то сначала объяснялась значимость порученного дела, затем описывались все трудовые операции в строго определенной последовательности. Но до этого все сложные дела дети постигали вместе со старшими, выполняя отдельные операции, приобретая постепенно необходимые знания, умения и навыки.
Дети в 10-15 лет привлекались для выполнения более сложных видов занятий: мальчики пасли скот, учились объезжать лошадей, быстро запрягать и распрягать коня, седлать. Большое значение имело приобретение умений, знаний и навыков по уходу за скотом: распознавать болезни, находить травы для их лечения, выбирать пастбища и т.д. Одновременно взрослые мужчины учили подростков ставить юрты, вьючить животных, переправляться через реки и т.д. В летнее время мальчики активно участвовали вместе со взрослыми в заготовке сена: ворошили, копнили, возили к стогам и т.д. Большого объема знаний, умений и навыков требовала переработка мясомолочных продуктов. Детей к этому приобщали также с раннего возраста. Пословица: «Когда Есет на войне - он воин, когда Есет дона - он сыровар» - свидетельствует, что к этому вид деятельности привлекались и мужчины.
В казахских семьях с раннего возраста воспитывали в детях чувство и понимание прекрасного в природе, труде, традиционных видах народного искусства, взаимоотношениях, поведении и поступках людей. Трудовой народ заботился о привлечении детей с ранних лет к созданию прекрасного : девочек учили вышивке, шитью. Ещё в начале 19 века немецкий фольклорист - этнограф Рихтер Карутц особенно интересовался искусством орнамента, историей возникновения казахской орнаментики и её особенностью. Он подчеркивал богатство красок орнаментного искусства, тонкое и выразительное чувство колорита казахского народа.
Традиционные изделия художественных промыслов - это своего рода народная память, сохраняющая духовный опыт народа, связывающая прошлое с настоящим и будущим. Домашние промыслы и художественное ремесло казахского народа зародилось в глубокой древности. Предметы быта кочевников-скотоводов: седла, кожаная сбруя, изделия из дерева, кости и металла - богато украшались орнаментом. Обычно изображались лука, звезды, солнце, геометрические фигуры, стилизованные листья, цветы, бараний рог.
Казашки украшали вышивкой различные части одежды: рукава, ворот, подол и нагрудную часть платья, камзолы, распашные юбки (бельдемше), части свадебного головного убора (саукеле), головные уборы замужней женщины, тюбетейки, халаты и т.д. Также они вышивали бытовые предметы: настенные ковры, покрывала, полотенца и др. Женщины изготавливали также войлок, циновки из камыша, ткали прекрасные изделия. Все эти виды занятий были сложными, требовали специальных знаний, умений и навыков, а также трудолюбия, терпения, усидчивости, богатого художественного воображения и вкуса. Процесс обучения художественным промыслам и ремеслам был не только сложным, но и долговременным. Чтобы успеть постигнуть мастерство, обучение необходимо было начинать как можно раньше. Приучали к нему постепенно, начиная с простейших элементов, и затем перехода к более сложном. Исследователь Оршибеков И. пишет: «Напевая своему ребенку колыбельную, казахская мать желает, чтобы он был «пальцы свои сгибая, орнаменты вырезая, мастером». Еще не смышленыш, и слов-то не понимает, а мать по капле вкладывает в него основу будущей жизни. И слова о Мастере не случайны в колыбельной. Эти виды занятий не только способствовали трудовому воспитанию, но и активно способствовали формированию в детях умственных, эстетических способностей, развивали у детей физические качества: выносливость, точность, координацию движений и т.д.
Забота о здоровье молодого поколения - одна из самых древних семейных традиций казахов. Бескрайние степи, огромное безводное пространство, бездорожье, резкие колебания температуры требовали от казахов исключительной выносливости, стойкости и хорошего здоровья. В семьях детей с раннего возраста закаливали, приучали терпеливо переносить тяготы перекочевок. Выработке выносливости у детей способствовали различные подвижные игры и их участие в труде взрослых.
Родители с рождения заботились о здоровом питании ребенка. Правильное применение и умелое сочетание различных мясных, молочных и других продуктов питания способствовало укреплению здоровья и нормальному физическому развитию. Целебные свойства национальных напитков кочевых народов: кумыса, шубата не вызывают сомнения ни у кого. Важной стороной физического воспитания детей в семье было воспитание умеренности. Народ очень жестко осуждал обжор, считал, что этот порок служит причиной многих болезней. «Лучше поделиться с ближними, чем одному наедаться до одури», «Обжора смотрит не на огонь, а на то, что на огне» и др.
Очень почтительное отношение у казахов, как и у всех народов, к хлебу. Хлеб для них - это символ трудолюбия. В нем труд и пот многих людей. Относиться непочтительно к хлебу - большой грех. Детям постоянно внушались мысль бережного отношения к хлебу: «И крошка - хлеб, и лепешка - хлеб».
Одна из основных особенностей традиций семейного воспитания у казахов - это воспитание в детях глубокого уважения к общественному мнению. Общественное мнение выступает регулятором поведения человека в труде, в быту, в семье и общественных местах. В нем зафиксированы нормы и правила поведения людей.
Очень богаты семейные традиции музыкального и песенного искусства казахов. Традиционное песенно - поэтическое искусство дошло до нас благодаря как раз преемственной связи народных музыкальных традиций и исполнительства. Акыны, жыршы, домбристы, присутствующие на семейных праздниках, оказывали большое воспитательное воздействие и на взрослых и детей, формировали своим искусством высокие эстетические вкусы и представления. Казахи ценили хорошую песню дороже отар овец и косяков коней. «Верблюда- нара я отдал за песню. Пусты мои кошары, но песней я богат», - с гордостью заявляли народные певцы.[35,192].
Песни - неотъемлемая часть духовной культуры казахов. Она сопровождает его всю жизнь: от рождения и до кончины, в самые скорбные и радостные моменты жизни.
Национальными семейными традициями казахов являются гостеприимство и уважение к старшим. О них мы подробно писали выше. В национальной психологии казахского народа всегда выделялось уважительное отношение к орудиям труда, к животным, которые обеспечивали каждую семью наиболее необходимыми продуктами, давали шерсть, кожу для одежды и обуви, являлись тягловой силой.
Необходимо отметить вредные и отсталые традиции казахского семейного воспитания. Например, пренебрежительное отношение к «женским видам труда, подготовка женщины только к обязанностям жены и матери в ущерб её умственному воспитанию и др.» К сожалению, эта традиции бытуют в казахских семьях и сегодня.
Традиционными средствами казахского народного семейного воспитания являются быт, труд, фольклор, народные игры, обычаи. традиции, обряды и т.д. О воспитательном влиянии их мы уже писали выше.
Итак, изучение традиционного семейного воспитания казахского народа показывает, что старшее поколение хотело видеть в детях достойную себе смену. В этих целях оно стремилось к всестороннему их развитию. Первостепенное значение придавалось во все времена трудовому воспитанию, так как труд был и остается основой жизни всего человечества. Вместе с тем, важное значение в семье уделялось умственному воспитанию, формированию нравственности, развитию физических и эстетических качеств ребенка. Особенности семейного воспитания казахов определялись жизнью, бытом, хозяйством, природными условиями и другими факторами. Воспитатели, учителя, родители могут многое - взять из сокровищницы семейного воспитания прошлого. Прогрессивные семейные традиции в сочетании с новыми, с достижениями педагогической науки могут стать действенным средством возрождения национального самосознания, высокой нравственности и духовности подрастающего поколения.
Семья в понятии народа, только тогда семья, когда в ней есть дети, Дети доставляют много забот, тревог, переживаний, и, наконец, материальных затрат, но вместе с тем дарят родителям много счастья, положительных эмоций, чувство полноты жизни. На ребенка воспитательное воздействие в казахской семье оказывали не только отец и мать, но и все старшие ее члены. Семья казахов, обычно состояла из трёх, а иногда и из четырех поколений.
Почитаемое главенствующее в ней положение занимали представители первого поколения: «ата»- дедушка; «эже»- бабушка; второе поколение: «эке»- отец, «шеше» - мать, третье поколение: «балалар»- дети, «немере» -. внуки первого поколения. Таким образом, на ребенка с самого его рождения оказывали воспитательное влияние все представители старшего возраста - дедушка, бабушка, отец, мать, дяди и их жёны, незамужние тёти, старшие братья и сестры. Отсутствие детей было большим несчастьем для всех народов. Дом, в котором не было детей, уподоблялся кладбищу: «Дом с детьми базар, дом без детей - мазар».
От того, какими будут дети, по твердому убеждению народа, несут ответственность, прежде всего, родители. Их собственная нравственность, поведение являются главными воспитательными факторами: «Сын берет пример с отца, дочь - с матери», «Птенец, оперившись, повторяет-то, чему в гнезде научился», У казахов по традиции воспитание мальчиков являлось обязанностью отца, дочери - матери. Если отец пренебрегал своим долгом, то сын не получал «мужского воспитания»: «Ребенок, воспитанный отцом, пули отливает, воспитанный матерью, шубу кроит».
У всех народов мать - это символ жизни, святой, беспредельной, всепрощающей любви. У русских мать называют мать, мама, мамочка, мамуля; у казахов - ана,еке, ата, еже. О любви матери поэты сочиняю стихи, поэмы, легенды. Только мать способна принести в жертву своим детям свою жизнь, здоровье, благополучие. В.Г. Белинский писал: «Женщина - мать по призванию, по душе и по крови. Мать есть понятие живое, действительное, фактически существующее... Мать любит своё дитя сердцем, кровью, нервами, любит его всем существом своим; её любовь, прежде всего, физическая, естественная... Она носит свое дитя у себя под сердцем, девять месяцев питает и растит его своей кровью, чувствует в себе первые жизненные его движения: оно, это дитя,- плоть от плоти её и кость от кости её, она рождает его на свет в муках страданиях, и вместо того, чтобы возненавидеть именно из-за них-то, за эта муки и страдания, ещё больше любит его. И она - бедная мать- будет любить его всегда, и прекрасного и безобразного, и умного и глупого, и доброго и злого, и добродетельного и порочного, и славного и неизвестного.. Ангел хранитель младенчества детей своих, она друг их юности, возмужалости и старости. Нет жертвы, которой бы не принесла она для детей, их счастье - её счастье; их несчастье - её несчастье. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая страсть или слаба или своекорыстна в сравнении с нею. Любовница, жена любит вас для себя самой, ваша мать любит вас для вас самих. Её высочайшее счастье- видеть вас подле себя, и она посыпает вас туда, где по её мнению, вам веселее, для вашей пользы, вашего счастья она готова решиться на всегдашнюю разлуку с вами. Конечно, таких матерей не много на белом свете, но ведь и женщин тоже мало в этом мире, а много в нем самок.. .»[38,90-91].
В этих словах великого мыслителя собрана вся народная мудрость. В народной педагогике материнство рассматривается как высшая социальная ценность. Нет ничего в мире, что могло бы в полной мере возместить матери её любовь, нежность, бессонные ночи, заботы, тревоги любящего сердца. Казахи говорят: «Если сын на ладони изжарит яичницу для матери, то и тогда он останется перед ней в долгу», «Всю жизнь день и ночь трудись - труд матери не возместишь». Но в то же время материнская любовь бывает слепа. Быть матерью - большая нравственная ответственность.
Информация о работе Воспитание старшеклассников путем этнокультурных ценностей