Воспитание старшеклассников путем этнокультурных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение воспитания старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей.
Задачи исследования:
Теоретический обзор источников ученых-исследователей в области этнопедагогике ближнего и дальнего зарубежья, а также отечественных деятелей;
Рассмотрение основополагающих теорий этнокультурных ценностей в этнопедагогике.
Подбор и составление экспериментальной методики (анкеты).
Проведение диагностической работы (анкетирования).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. стр. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Общечеловеческие основы этнопедагогики и
ее закономерности воспитания ………………………………….. стр.6
Влияние народной педагогики на педагогические взгляды
выдающихся казахских просветителей ……………………….. стр.20
Этнические ценности между тенденциями глобализма
и антиглобализма ……………………………………………….. стр. 26
1.4. Структура ценностных измерений этноса в период существования
этногосударственных образований ………………………………стр.31
ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
КАЗАХСКОГО НАРОДА
2.1. Казахские народные традиции семейного воспитания
и роль старшего поколения в воспитании детей ……………….. стр.37
Роль казахского народного творчества в воспитании
подрастающего поколения ………………………………………. стр. 50
Коллизии между традиционными казахскими ценностями
и ценностями, привнесенными извне …………………………… стр. 74
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Описание методики ………………………………………………… стр.77
2.2. Результаты исследования ………………………………………….. стр. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. стр.82
ЛИТЕРАТУРА …

Работа содержит 1 файл

Формирование.doc

— 625.50 Кб (Скачать)

     В песенном искусстве казахов большое  место занимало «терме». Оно исполнялось в различных ритмах, в сжатой форме и носило в основном назидателъно-завещательный  характер. Акыны иногда импровизировали тексты «терме». Жырши и жырау пели эпические я исторические поэмы, сказки и легенды в ритме жанра «терме». Песенные «терме» обычно состояли из 7-8 слогов. В зависимости от объёма поэмы её мелодия подвергалась частым изменениям.

     В казахском фольклоре есть песни  потешки и хулительные песни, песни дразнилки. Источником этих песен являлись споры джигитов и девушек. Это один из способов общения и развлечения казахской молодежи.

     Большое место в казахском фольклоре занимают исторические песни, они явились первой ступенью к. художественным произведениям. Их исполняли акыны, отражая действительность, достоверность в описании событий их мест и времени, а также их участников: «Бекет», «Суранши», «Аркалык батыр». Великий Абай преклонялся перед этим жанром фольклора. Он часами мог слушать мудрых акынов.

     Оригинальным  жанром казахского народного музыкального творчества является айтыс. Айтыс - состязательная песня, импровизированный поэтический спор. Участие в айтысах было делом чести каждого акына. Любила айтысы и казахская молодежь. Айтыеы устраивали на народных торжествах, праздниках базарах и т.д. Айтысы разнообразны. В форме айтыса девушки и джигиты загадывали друг другу загадки и  отгадывали их. Веселясь на свадьбах, молодежь ночи напролет, до рассвета, вела шуточные поэтические состязания. Например, джигит запевал: «С озера прилетела серая утка. Кому принадлежит твое сердце? У меня не нашлось крыльев, чтоб прилететь к тебе. Не забыла ли ты про меня, пока я не пришел?» А девушка насмешливо отвечала ему: «Да, есть плохие парии, что не умеют ни уйти, ни прийти. Ту переправу, которую я перешла, тебе не перейти. Хоть девушка я, а достигаю цели. Тебе того не суметь...» Спорили о достоинствах женщины и мужчины, о том, кто из спорящих лучше.

     Ни  одно празднество не обходилось без  айтыса акынов. Акыны состязались, окруженные толпой. Слушатели делились на две партии. Каждая из них стояла за своего акына, обычно сородича или соплеменника. Побеждал более талантливый, остроумный и находчивый акын. Под градом его обличений соперник терялся и замолкал. Победителю бросал-! платки, дарили халаты, верблюдов, юрты. Весть о победе акына разносилась по аулам, везде он становился дорогим, желанным гостем. Айтыс остается одним из любимых фольклорных жанров и в наше время.

     Таким образок, устное поэтическое слово  с давних пор играет важную роль в развитии культуры и в воспитании казахского народа. В пословицах, песнях, сказках, айтысах, эпосе отражены быт, труд простых людей и их борьба за лучшую жизнь, воспеваются высокие нравственные качества: патриотизм, мужество, справедливость, осуждаются человеческие пороки: трусость, жадность, лицемерие.

     Важное  место в жизни казахского народа, в воспитании детей и молодежи занимали национальные игры и праздники.

     Народные игры « праздники и их воспитательное значение

     Игры  и праздники во все времена  имели огромное общественное значение. Они выполняли воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, увеселительные и развлекательные функции. Казахские народные торжества (мейрам, той, ас) и игры посвящались знаменательным событиям и носили общественный характер.

     Народные  игры представляют собой духовное сокровище, передаваемое из поколения в поколение. В них отражается самобытность и национальный колорит народа. Игры во все времена имели огромное общественное значение и служили одним из основных средств не только физического, но и всестороннего развития детей и молодежи. Их возникновение относится к глубокой древности, и в своем развитии они прошли ряд последовательно сменявшихся этапов, общественно- экономические и духовные особенности общества. 1 отражались повседневная трудовая жизнь, военные навыка, культовые представления, магические действия, т.е., они охватывали все стороны трудовой, духовной жизни и быта народа.

     Выдающиеся  педагоги: И.Песталоцци, Р.Оуэн, Ж.Ж.Руссо, М.Монтесорри, Н.Крупская, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский и мн. др. очень высоко оценивали воспитательный потенциал игр, рассматривали их как действенное средство обучения и воспитания детей, развития их творческих способностей и приобщения к самобытной культуре своего народа.

     Видные  представители русской культуры  К.Д.Ушинскйй, Е.А.Покровский, Г. А. Виноградов и другие, заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорной речи.

     Воспитательные  возможности казахских народных игр отмечали выдающиеся просветители И.Алтынсарин и А.Кунанбаев. О глубокой связи казахских народных игр с народным творчеством, уходящем вглубь веков, писали этнографа, историки, путешественники, дореволюционного периода: Аткинсон Т., Диваев А., Гумбольдт А.. Янушкевич А. и другие. Казахские национальные игры стали предметом научных исследований казахстанских учёных; Таникеева М., Айтпаевой А., Тотенаева Б., Тулегенова Ж. и других. Народ видел в играх детей фактор их роста развития и формирования: «Сердце матери в детях, а сердце детей -в играх», -говорят казахи. Исторический обзор развития казахских народных игр свидетельствует о том, что использование народных игр в воспитательных целях на ранних ступенях развития общества было связано с производительным трудом, общественно-экономическими условиями жизни, особенностями психического склада формирующихся народностей., влиянием направленности системы воспитания, её идеологии, бытовых традиций.

     Археологические раскопки на территории Казахстана (на Мангышлаке) свидетельствуют о том, что первобытные люди занимались охотой, которая требовала от человека хорошей физической подготовки: умения быстро бегать, прыгать, меткости, хорошей реакции, зоркости и др.

     детей, становятся важным средством воспитания. Причем наиболее жизненными становятся состязательные игры, развивающие физические и умственные способности подрастающего поколения. Исторические сведения подтверждают, что у древних народов, заселявших территорию Казахстана, как и у других, переход из одной возрастной группы в другую был связан с выполнением определенных упражнений и испытаний на ловкость, силу, быстроту, давность, находчивость. Кроме того, в это время возникают новые состязательные игры, отражающие приемы и способы приручения диких животных, например, культовые игры с быком [56,15]. Популярными также в этом периоде становятся физические упражнения и игры с применением специальных игральных костей-астрагалов. Эти кости использовались в подвижных играх мальчиков. С их помощь» у них развивались ловкость и меткость. Археологические раскопки в Южно-Казахстанской области свидетельствуют о том, что в 4-3 вв.до н.э. на территории Казахстана существовала игра тогуз-кумалак. Это подтверждают а наскальные рисунки, найденные в 30 км от города Тараза, изображавшие доску для  игры в тогуз-кумалак.

     К первобытному этапу развития относите и появление шаров, мячей из шерсти, клюшек. Примерно в 8-6 вв. до н.э. возникла и игра в шахматы. Это свидетельствует о том, что первобытные люди стремились не только к физическому, но и умственному развитию.

     Период  разложения первобытнообщинного строя  характеризуется совершенствованием физической подготовки детей и молодежи: «Приручение верховых коней приводит к возникновению конных видов физических упражнений и игр, появлению состязаний, соответствующих целям военной подготовки. И эта подготовка носит всеобщий характер, ибо война становится постоянным промыслом»,[16,18]. В это время, по мнению историков, возникает аламан-байга- состязание воинов на лошадях. Кроме того, начинает развиваться конная стрельба из лука, Мальчиков стрельбе из лука начинали обучать очень рано, об этом свидетельствуют археологические находки маленьких луков в детских погребениях. Исторические данные говорят также о том, что в этот период на территории Казахстана возникают брачные состязания юношей и  девушек, которые позже трансформировались в казахскую национальную игру «Кыз куу»- догони девушку. В это же время получают развитие конные игры с мячом, кулачные бои, борьба и другие.

     Особенностью  воспитания древних сакских племен являлось равное физическое воспитание, как мальчиков, так и девочек. Девушки наравне с юношам принимали участие в состязаниях и играх. По сообщению Диодора «вообще женщины у этого племени мужественные и делят с мужьями опасность войны». По свидетельству Климента .Александрийского «сакские женщины, когда обращались притворно в бегство стреляли с коней, оборачиваясь назад, как делают это мужчины»[1б, 26-27].

     Жизнь кочевников в начале нашей эры была сопряжена с большими трудностями. Передвижения с места на место, постоянный уход за скотом, тяжелые климатические условия  предъявляли более высокие  требования к физической подготовке подрастающего поколения. В это время появляются игры требующие от участников совершенной техники верховой езды, 

     быстроты, ловкости, выносливости), морально-волевых  качеств (смелости,

     решительности, честности, товарищества, взаимовыручки). К ним можно отнести такие игры: «Догнать джигита», «Пеший кокпар» (жаяу кекгшр), «Разорви цепь». В основе .их является бег (медленный и быстрый) и бег с увертыванием. Нет игр, которые были бы направлены на решение одной какой-либо частной задачи, В процессе игры решаются комплексные задачи воспитания. Поэтому, как в вышеуказанных играх, так и з играх «Находчнвьш» (Тапкыш), «Пять каметков» (Бвс тас), «Осилнть» (Тартьгс}, «Попади в мяч» (Доо уру) кроме бега и ловли мяча, требуется ещё и проявлять ловкость, точность, которые развивают быстроту двигательной реакции. Для развития точности и координации движений предназначена игра в «Ямки»(Казан), «Охотникн»(Алшылар).

     Многие  казахские игры содействуют развитию органов чувств: слуха - «Угадай имя»(Дауыста, атынды айтам), «Сова»(Ҙю). зрения-«Колечко»(Сакина), «Рука и петля»(колтузак). Развитию внимания способствовали игры «Ушты-ушты» и др.

     Многие  национальные игры носят коллективный характер. В этой связи они имеют большое воспитательное значение. К коллективным играм можно отнести «Сакина салу», «Схватка», (1Сындык-саидык), Используя эти игры, воспитывается взаимовыручка и сообразительность. Участие в играх позволяет теснее общаться, лучше познавать друг друга, воспитывает дисциплинированность, сопереживание радости от достигнутого коллективом результата.

     Поскольку жизнь казахов была связана с лошадьми, то игры молодежи были связаны с удалью, сноровкой» храбростью и выносливостью. Народные конно-спортивиые игры являются традиционным средством казахского народного воспитания. Испокон веков (об этом было рассказано выше) в ник ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движения, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

       «Кыз куу»- догони девушку, «Кыз Жарыс»- скачки девушек «Аркан тарту»- перетягивание каната,

     «Ептшк»- ловкость, «Кумш злу»- подними монету, «Казакша курес»-борьбаидр.

     Остановимся на кратком описании самых распространенных и любимых играх казахского народа, отражающих его национальную самобытность. Особой любовью у казахов пользовалась байга, Без неё не проходил ни один крупный праздник. «Байтах'» - скачки. Эта игра, с помощью которой, выбирались самые сильные, лихие наездники. Байга проводилась на ровной местности, участники одевали отличительные знаки. Разновидностью байшяшметса «Аламан-байга» - скачки с препятствием от 25 до 100 км. Препятствиями могут быть озеро, овраг, которые надо преодолеть. Эта игра требует от участников умений и навыков верховой езды, выносливости, сообразительности, хорошего знания особенностей своего коня. «Аламан- байгу» устраивали на больших праздниках, свадьбах, поминках. По традиции -«Аламан-байга» объявляется заранее как важное торжественное событие. К ней готовятся заранее, проводят длительные тренировки. Награда победителя была значительной, и не только в материальном отношении, но прежде всего в моральном. Выигравший пользовался заслуженным уважением, почетом и славой. Это оказывало на детей мощное стимулирующее воздействие, желание стать такими же джигитами.

     «Казакша  курсе»- борьба. Эта игра начинается с того, что участники помогают друг другу завязать мягкий крепкий кушак и как можно крепче хватаются за него. Деяо это серьезное. Без крепкого захвата не получится ни хорошего броска, ни силового приема. По правилам этой игры запрещается хватать противника за одежду и ноги. В противном случае схватка прерывается, и виновник получает предупреждение. Побеждает тот, кто сумел бросить соперника на лопатки. Курсе предполагает выполнение серии последовательных действий: вначале надо завязать кушак, потом покрепче ухватиться за него, примеряться к противнику, провести разведку и только потом сделать молниеносный бросок. Эта игра требует физической силы, сноровки, быстрой реакции, естественно, она оказывала большое воспитательное значение. Батыры-яобедителн были образцом для подражания, как дня детей, так и для молодежи.

     Кокпар (синий волк). Волк издавна считался одним из опасных хищников. Когда  его удавалось убить, то народ  ликовал. Тушу волка волочили на лошадях, отнимали друг у друга, буквально раздирали на части. Кому удавалось унести трофей, оставив позади всех, тот считался

Информация о работе Воспитание старшеклассников путем этнокультурных ценностей