Воспитание старшеклассников путем этнокультурных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение воспитания старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей.
Задачи исследования:
Теоретический обзор источников ученых-исследователей в области этнопедагогике ближнего и дальнего зарубежья, а также отечественных деятелей;
Рассмотрение основополагающих теорий этнокультурных ценностей в этнопедагогике.
Подбор и составление экспериментальной методики (анкеты).
Проведение диагностической работы (анкетирования).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. стр. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Общечеловеческие основы этнопедагогики и
ее закономерности воспитания ………………………………….. стр.6
Влияние народной педагогики на педагогические взгляды
выдающихся казахских просветителей ……………………….. стр.20
Этнические ценности между тенденциями глобализма
и антиглобализма ……………………………………………….. стр. 26
1.4. Структура ценностных измерений этноса в период существования
этногосударственных образований ………………………………стр.31
ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
КАЗАХСКОГО НАРОДА
2.1. Казахские народные традиции семейного воспитания
и роль старшего поколения в воспитании детей ……………….. стр.37
Роль казахского народного творчества в воспитании
подрастающего поколения ………………………………………. стр. 50
Коллизии между традиционными казахскими ценностями
и ценностями, привнесенными извне …………………………… стр. 74
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Описание методики ………………………………………………… стр.77
2.2. Результаты исследования ………………………………………….. стр. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. стр.82
ЛИТЕРАТУРА …

Работа содержит 1 файл

Формирование.doc

— 625.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 

РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН 

КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЖЕНСКИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ 

ВЫПУСКНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

  РАБОТА 

РЫНДИНОЙ  РАИСЫ 

НА  ТЕМУ: 

ВОСПИТАНИЕ  СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПУТЕМ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 
 

ДОПУЩЕНА  К ЗАЩИТЕ:        Научный руководитель:

 
 
 
 
 
 

АЛМАТЫ, 2010 
 
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 

РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН 

КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЖЕНСКИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ 

ВЫПУСКНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

  РАБОТА 

РЫНДИНОЙ  РАИСЫ 

НА  ТЕМУ: 

ВОСПИТАНИЕ  СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПУТЕМ 

ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 
 

ДОПУЩЕНА  К ЗАЩИТЕ:        Научный руководитель:

 
 
 
 
 
 

АЛМАТЫ, 2010 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..  стр. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

              ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 

    1. Общечеловеческие  основы этнопедагогики и 

          ее закономерности воспитания ………………………………….. стр.6

    1. Влияние народной педагогики на педагогические взгляды

          выдающихся казахских просветителей   ……………………….. стр.20

    1. Этнические ценности между тенденциями глобализма

          и антиглобализма ……………………………………………….. стр. 26

1.4.    Структура  ценностных измерений этноса  в период существования

          этногосударственных образований ………………………………стр.31 

ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

                  КАЗАХСКОГО НАРОДА

2.1.   Казахские народные традиции семейного воспитания

          и роль старшего поколения в воспитании детей ……………….. стр.37

    1. Роль казахского народного творчества в воспитании

          подрастающего поколения ………………………………………. стр. 50

    1. Коллизии между традиционными казахскими ценностями

          и ценностями, привнесенными извне …………………………… стр. 74 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 

2.1. Описание  методики ………………………………………………… стр.77

2.2. Результаты  исследования ………………………………………….. стр. 77 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. стр.82 

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………….. стр. 84 

ПРИЛОЖЕНИЕ  
 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы данного исследования состоит в том, воспитание национального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства предполагало и осуждение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами - за доброе имя своего народа. Своим поведением не давать повода дурно думать о своем народе, не осквернять священную память о лучших людях народа, своими патриотическими действиями множить славу народа - такими хочет видеть любой народ своих воспитанников и исходя из этого строит свою педагогическую систему. Слава нации создается ее славными сынами. Не зря высокого имени сына народа удостаиваются лишь лучшие его представители: народов плохих нет, но бывают плохими его сыновья.

     Чувство национального достоинства предполагает наличие чувства ответственности за достоинство народа, складывающееся веками. Следовательно, национальное достоинство требует быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения.

     Целью исследования является изучение воспитания старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей.

     Задачи  исследования:

  1. Теоретический обзор источников ученых-исследователей в области этнопедагогике ближнего и дальнего зарубежья, а также отечественных деятелей;
  2. Рассмотрение основополагающих теорий этнокультурных ценностей в этнопедагогике.
  3. Подбор и составление экспериментальной методики (анкеты).
  4. Проведение диагностической работы (анкетирования).
 
 

     Объект  исследования: дети раннего юношеского возраста (учащиеся 11 класса).

     Предмет исследования: ценностно-смысловой уровень структуры личности старшеклассника в процессе воспитания.

     Гипотеза  исследования: развитость этнокультурных ценностей у старшеклассников обусловлено целенаправленным воспитанием молодого поколения в духе этнических, национальных и общечеловеческих основ этнопедагогики.

     Методы  исследования: исторический анализ, наблюдение, анкетирование, констатирующий эксперимент.

     Практическая  значимость состоит в том, что целью воспитания в казахской народной педагогике, ее задачи и содержание формировались в соответствии с некоторыми особенностями социально-экономического, культурно-исторического развития и природно-климатическими условиями. У казахского народа сложились свои специфические требования к воспитанию подрастающего поколения. Мы постарались продолжить исследования в этом направлении, а также усовершенствовать поиск новых возможностей в воспитании этнокультурных  ценностей у подрастающего поколения.

     Данная  работа состоит из введения, двух основных глав, экспериментального исследования, заключения, списка литературы, приложения.

     В первой главе изложены теоретические  основы изучения этнокультурных ценностей, дан исторический анализ источников по данной проблематике. Вторая глава  включает в себя описание этнического характера воспитательных функций казахского народа. Экспериментальное исследование содержит описание методики и констатацию результатов исследования.

       
 
 

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

     ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ  ЦЕННОСТЕЙ

    1. Общечеловеческие основы этнопедагогики

     В каждой традиционной культуре  реализован отбор того, что поддерживает,  направляет, упорядочивает и одухотворяет совместную жизнь людей, что позитивно,  полезно для человека как родового существа. Нормы  упорядочивали  социальные взаимодействия,  придавали им  целесообразность, наполняли  смысловыми ориентирами.

     В традиционной культуре ценности  рассматриваются, как раз и навсегда  данные. Следование  им во всех  формах  деятельности и общения способствуют сохранения целостности социума.  Субъектом традиционной культуры выступает род, племя.  Ее содержание формировали не индивидуальный опыт и переживания, а коллективные представления . Создателями ценностей, разумеется, являлись индивиды, способные генерировать  неординарные идеи, но последние могли стать достоянием всего социума,  если они не противоречили  основным тенденциям развития сообщества. Посредством личностных смыслов культура  обретала возможность  трансцендировать свой опыт,  обращать свои кризисы  и не удачи  в моменты развития,  в катализаторы  своей судьбы.

       Человек отражает,  оценивает, понимает мир,  сводит в целостное мировоззрение все явления действительности, связывает прошлое, настоящее, будущее, конкретной личности,  общности и социума. Объективированный в традиционных ценностях исторический социальный опыт передается  от человека к человеку,  от поколения к поколению  на протяжении нескольких поколений или в течение длительного времени,  в рамках единого  общества или  регионов, имеющих в какой-то степени общую культуру.

       Глубинный смысл  этой взаимосвязи,  которой была проникнута вся  жизнь человека традиционной  культуры,  закреплена в музыке, обычаях,  обрядах,  запечатлена в оригинальных узорах,  в поэтических летописях. В казахской музыке прослеживается доминанта на укрепление духовности,  способности «чувствовать, воспринимать все пространство земли как целое», тайну мироздания, способности понимания « будней как бесценного  блага,  переживаемого как бытие вместе с «туган жер», как с нерасторжимым целым», как внутренне творение  жизни  [29; с.7,8].

     Тюрки – тенгрианцы считали, что во Вселенной  господствуют два противоположных начала – законы  хаоса и порядка. Первый  действует в направление разрушения, деградации жизни во Вселенной, второй, наоборот,  поддерживает  многообразие форм жизни. Судьба  человека определяется   его отношением к природе и к окружающим его людям.  Древние тюрки верили в то, что  человек рождается тогда, когда с  неба нисходит «кут» - благодать,   а   из земли – благоволение матери Умай...     

     Эта вера исходила из этикоцентризма как  типа мирочувствования,  из отождествления человека с микрокосмосом. Закон  порядка действует тогда, когда поступки человека  не противоречат природным законам, и, наконец,  человек становится носителем хаоса, поступая нечестно и несправедливо. Ценностно – смысловое единство казахской традиционной культуры определяется сложным идеологическим комплексом, связанным с понятием «кут» - ожиданием благодати, изобилия, счастья, оплодотворяющим началом. Это своеобразное переживание живого, отношение к миру, воспроизводства жизни, тайны рождения и плодородия составляет нерв  традиционной культуры.  Понятие «кут» - раскрывает сущностный символизм казахской  традиционной культуры. В пследней отсутствуют простой утилитаризм и прагматизм, ибо все, что окружат и служит человеку являются символами, выражающими не только  сопричаность  к миру  трансцендентному, невидимому, но и социальные коды, организующих и коррелирующих связи и отношение людей в реальном мире, согласно их полу, возрасту, степени родства, богатству, происхождению. Другой важной категорией  традиционного мировоззрения является понятие «Кыдыр». «Кыдар» - сверхъестественное  существо, способное исполнять все  желания, приносить удачу , богатство, здоровье. Он всегда  является в облике  нищего,  бездомного странника.  Известно, что Бухар – жырау  объяснял великий путь Аблай – хана  встречей с Кыдыром:

                 Птица счастья села на голову твою,

                 Кыдыр – покровитель  богатства пришел к тебе,

                 И счастье заночевало в доме твоем.

     Ценностным  мироотношением была пронизана не только духовная жизнь, мышление, но и быт  народа. Мир традиционного человека  полон удивительных явлений: в нем каждая вещь имела свою душу, своего хозяина. Большую информацию о мировоззрение несли  традиционный быт и этикет. Здесь каждая вещь многозначна  многопрофильна.  В юрте – традиционном жилище казахов,  прослеживаются параллели с концептуальной моделью мира. Семантическое  пространство юрты являло собою  небесный свод, опрокинутый на человека. Все точки  и сегменты юрты были строго регламентированы с позиции символа «кут». Центральное место в юрте занимал очаг, который  поддерживал жизнь ее обитателей. Поэтому запрещалось мешать золу, проливать в очаг воду, зажигать от него и выносить огонь, иначе семье грозили несчастья. В мире традиционной культуры  в отличие  от современного мира «общечеловеческих ценностей», каждое действо человека наполнено скрыто  почитаемым всеми смыслом. «Характерной направленностью казахской  традиционной обрядовой культуры  является то, что она не только изначально,  с момента зарождения неотделимо «связывает» человека с  Дуние – Вселенной, но и постоянно  наращивает глубину, многосторонность и неисчерпаемость этих отношений. Например, обряд «тусау–кесер» - перерезание пут означает, что жизнь приняла его и мир принял его. Он теперь в серединном мире  человека и свободно связан с синим миром небес и с цветом жизни земли, и это будет его вдохновлять  и поддерживать всегда».[18,с21,18] 

Информация о работе Воспитание старшеклассников путем этнокультурных ценностей