Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:02, дипломная работа
Целью исследования является изучение воспитания старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей.
Задачи исследования:
Теоретический обзор источников ученых-исследователей в области этнопедагогике ближнего и дальнего зарубежья, а также отечественных деятелей;
Рассмотрение основополагающих теорий этнокультурных ценностей в этнопедагогике.
Подбор и составление экспериментальной методики (анкеты).
Проведение диагностической работы (анкетирования).
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. стр. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Общечеловеческие основы этнопедагогики и
ее закономерности воспитания ………………………………….. стр.6
Влияние народной педагогики на педагогические взгляды
выдающихся казахских просветителей ……………………….. стр.20
Этнические ценности между тенденциями глобализма
и антиглобализма ……………………………………………….. стр. 26
1.4. Структура ценностных измерений этноса в период существования
этногосударственных образований ………………………………стр.31
ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
КАЗАХСКОГО НАРОДА
2.1. Казахские народные традиции семейного воспитания
и роль старшего поколения в воспитании детей ……………….. стр.37
Роль казахского народного творчества в воспитании
подрастающего поколения ………………………………………. стр. 50
Коллизии между традиционными казахскими ценностями
и ценностями, привнесенными извне …………………………… стр. 74
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Описание методики ………………………………………………… стр.77
2.2. Результаты исследования ………………………………………….. стр. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. стр.82
ЛИТЕРАТУРА …
Важным средством формирования нравственного сознания детей является так же устное народное творчество. Оно пронизано оптимистическими идеями веры в торжество Добра, над Злом, во всех его проявлениях. При этом Добро обычно аккумулирует в себе всё лучшие нравственные качества: честность, доброту, нравственность, патриотизм. Зло воплощает в себе все его худшие черты: ложь, лицемерие, жестокость. На основе нравственного сознания у детей формировалось отношение к Родине, труду, к друзьям, родителям другим людям. Они закреплялись в сознании и поведении детей, становились привычными. Формированию привычек нравственного поведения в народной педагогике уделяется очень серьезное внимание. Всем известно такое мудрое изречение: «Посеешь поступок — пожнешь привычку; посеешь привычку - пожнешь судьбу». Оно свидетельствует о значении привычки и о том, что на основе привычного поведения у человека формируются качества личности и черты характера, В условиях семьи детей приучали строго придерживаться таких правил поведения: приветствовать старших при встрече, не шуметь и не встревать в разговор, когда взрослые беседует. Если обращаются старшие - отвечать «я слушаю», уступать место и дорогу, всегда приходить на помощь слабым, больным, маленьким, старым. Не сидеть к старшим спиной, не хмуриться, не ссориться между собой в их присутствии, не пререкаться с ними, быть предупредительными и т.д. Был также и целый свод правил и требований, регулирующих отношения со сверстниками, с детьми противоположного пола, младшими, за столом, в общественных местах и т.д., то есть они охватывали все стороны жизни. Пословицы и поговорки очень, сжато и ёмко отражают суть правил и требований нравственного поведения человека. Например, привычки: «Болезни проходят, а привычки остаются»; о взаимоотношениях друзей: «Друг хвалит за глаза, а недруг в глаза», «Настоящие друзья и половину разделят поровну»; о правилах поведения: «Щедрый не напомнит о том, что дал, джигит не отступит от того, что сказал», «Не сыном отца, а сыном народа будь». «Дающий получит - посеявший пожнет» и многие другие.
Много внимания в народной педагогике уделяется формированию нравственных качеств. Особенно этому способствовала добротворческая деятельность детей. Они кололи дрова, пололи огороды, помогали косить сено старикам, не имеющих детей, вдовам, потерявшим кормильца, погорельцам и т.д., участвовали в очистке арыков колодцев, родников, посадке деревьев. При этом им внушалась мысль о благородстве труда на общее благо, о необходимости сберегать и приумножать общественные богатства во имя будущего. Важнейшее значение придавалось формированию у подрастающего поколения бережного отношений к природе, к ценностям, созданным трудом человека… к хлебу. У народа издревле обожествлялись земля, вода хлеб. Нравственные отношения, привычки закреплялись традициями. Например, у всех народов есть традиция уважения к хлебу, к старшим.
Важными средствами нравственного воспитания подрастающего поколения в народной педагогике является труд и игра. Они способствовали формированию таких нравственных качеств как взаимопомощь, коллективности, дружба. В более старшем возрасте у детей развивались такие качества как смелость, самостоятельность, решительность, мужество. У казахов этому способствовали в значительной степени конно-спортивные игры: байга, кокпар и.др, а также не легкий чабанский труд,
В юношеском возрасте народное воспитание направлено на формирование таких нравственных понятий как долг, честь, совесть, подвиг. Этому в значительной степени способствовал народный эпос, айтыс толгау. Лучшие нравственные качества: честность, правдивость, трудолюбие мужество, готовность прийти на помощь старикам и детям формировались всем укладом жизни. Особое значение имел пример старших в совместной трудовой и добротвореской деятельности, а также фольклорные произведения с образами героев и героинь, наделенных идеальными нравственными чертами, являющихся мечтой каждого человека. Народ неустанно боролся с тем, чтобы не допустить формирование у детей отрицательных качеств. При этом подчеркивались, что именно безделье и лень являются матерью всех пороков. Поэтом взрослые старались обязательно чем- то занять детей, чтобы они не проводили время в пустой праздности. Очень жестоко, чаще всего физически, наказывали детей за безнравственные поступки: воровство, беспричинную жестокость по отношению к людям, животным и птицам, трусость, подлость, и др..
Высоконравственный человек,
красоту нравственную, но он тонко понимает и ценит все красивое в его жизни. Для него характерно бережное отношение к красоте природы, к прекрасным созданиям человеческих рук и художественному творчеству народа.
В свою очередь искусство и эстетическое воспитание играют большую роль в формировании нравственности личности. Народное творчество, в особенности поэмы, легенды, эпос являются могучим средствам духовного возвышения человека.
Слово эстетика, в переводе с греческого, означает ощущение, чувства. Поэтому эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного.
Эстетическое воспитание в народной педагогике направлено, вражде всего, на приобщение детей и молодежи к миру прекрасного в жизни, природы, груде и овладение многовековой эстетической культурой народа. Приобщению детей к миру прекрасного способствовал быт. У всех народов первостепенное значение придавались убранству жилища. Будь это русская изба, казахская юрта - или грузинская сакля хозяева в силу своего понимания прекрасного, стремились украсить как внешний, так и. внутренний его вид. Для внешней отделки, учитывая национальные традиции, использовались резные наличники, фронтоны, кирпичная кладка, орнаменты на кошме и. т.д. Изнутри жилище украшали коврами, цветными кошмами, шкурами животных и зверей, вышитыми занавесами и полотенцами и. т.д. При изготовлении мебели, посуды, предметов быта их расписывали красками, покрывали позолотой, инкрустировали костью, золотом серебром. Эстетически выразительной - является и народная одежда. В этом плане она выгодно отличается от современной, безликой одежды. Жизнь в больших семьях, аулах была всегда на виду, поэтому народ очень сурово осуждал неопрятных и неряшливо одетых людей. Дети с раннего возраста были окружены красивыми предметами. Их учил?; ценить и понимать их красоту. Девочек с раннего возраста приобщали к шитью, вышиванию, плетению кружев, ковроткачеству. У каждого народа существует смысловое назначение орнаментов узоров. Люди стремились не только сотворить материальную красоту, но и вложить в нее определенное значение. Это была целая наука, которую постигали в один год. Поэтому прекрасные ковры туркменов, чудные кружева, малахитовые изделия русских, оружие кавказцев к др. не перестают удивлять и восхищать весь мир. Эту красоту люди черпали прежде всего в родной природы и именно природа пробуждала в ребенке чувство восхищения, чувство прекрасного. Цветущая степь, высокие, покрытые вековым лесом горы, прекрасные реки и долины пробуждают в человеке самые волнующие и прекрасные чувства, и прежде всего потому, что это картины его родной природы. Дня народа является естественным, органичным абсолютное неприятие негативных действий по отношению к природе. Любоваться, наслаждаться, разумно пользоваться - эти мысли внушались человеку с младенчества.
Огромную роль в эстетическом воспитании детей играл фольклор, который является отражением истории народа, его опыта, традиций, обрядов. Музыки, песни, танцы эпос пробуждают у детей чувства прекрасного, формируют возвышенные благородные чувства. В Казахстане в развитии общественной и духовной жизни казахского народа большую роль играли поэты - жырау, (жыр - песнь, стихи). Они разъезжали по аулам, пели лирические, героические поэмы, сочиняли поминальные плачи (жохтау). Очень точно и выразительно о значении песни сказал великий казахский поэт А.Кунанбаев:
«Дверь в мир открыла песня для тебя,
Песня провожает в землю прах, скорбя.
Песня - вечный спутник радостей земли;
Так внимай ей чуткой цени любя" [38,88]
На протяжении многих веков казахи создавали богатое музыкальное творческое наследие в виде кюев (жанр музыкального творчества). В песнях и кюйях передаются самые тонкие и сокровенные чувства и переживания человека. Их красота пробуждала в сердцах людей, в особенности детей, возвышенные чувства. Важным средством эстетического воспитания были танцы. Ловкость, красота, грациозность танцующих также приводили в восхищение детей. Великий мыслитель А. Кунанбаев ещё в юношеском возрасте подчеркивал, что знание и искусства живут не в медресе, а в народе, в его тонной лирике. Народ - это сокровищница прекрассного.
Много внимания в народном воспитании уделялось приобщению детей к созданию прекрасного в быту, жизни, труде. Семья всячески поощряла и развивала в детях стремление создавать своими руками что-то прекрасное. Это своё деревцо или куст розы в саду, это может быть, простой, но свой орнамент, рисунок при вязании шаг вышивании.
Таким образом, в народной педагогике уделяется большое внимание нравственному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Эти стороны народного воспитания являются важными компонентами духовной культуры народа. Все народы рассматривают нравственность, как основу формирования полноценной личности. Эстетическое воспитание рассматривается как составная гармоничного развития личности, пробуждающая высокие чувства.
1.2. Влияние народной педагогики на педагогические взгляды выдающихся казахских просветителей
Большое влияние на становление к развитие народного образования в Казахстане оказали выдающиеся казахские просветители Ибрая Алтынсарина и А.Кунанбаев. Их педагогические взгляды проникнуты гуманизмом, демократизмом и народностью. Основным средством улучшения общественной жизни и освобождения казахского народа от гнета баев они считали просвещение. Своей общественной деятельностью и творчеством они призывали свой народ к знаниям, воспитывали в молодежи высокие нравственные качества: трудолюбие, честность скромность, мужество патриотизм.
И.Алтынсарин (1841-1889 гг) педагог, просветитель, поэт, и прозам, публицист, детский писатель, создатель казахского алфавита на основ русской графики, основоположник казахский школы, профессионально - технического ижевского образования в Казахстане. Его педагогическая система, созданная на принципе народности является творческим развитием лучших воспитательных и образовательных идей Я.А.Коменского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и др. Трудно переоценить его огромный вклад в развитии и становлении казахской школы и педагогии. Алтынсарин выступил как сторонних светского образования, приобщения казахского народа к европейской цивилизации, передовой русской культуре, упрочения дружбы между казахским, русским и др. народами.
Его неутомимая работа на ниве просвещения, создание и организация первых русско-казахских светских народных школ, и просветительская деятельность как поэта, писателя, пропагандиста научных знаний, а та же как учителя и автора первых учебников на казахском языке может и должна служить прекрасным образцом и примером для студентов Алтынсарин был последовательным поборником просвещения, отстаивал гуманные принципы и идеалы общечеловеческого воспитания. «Я призывал, - писап И.Алтынсасарин, - дать казахам такое образование в реальном училище.,. классических гимназиях.., продолжить образование в сельскохозяйственной академии, а за тем (они) могли стать полными руководителями, учителями народа по части наук и искусств» [22, 35]. Научно - педагогическая деятельность Алтынсарина представляют огромный интерес, с точки зрения, развития общественной мысли и его места в истории народного образования.
И. Алтынсарин дорог нам как первый народами учитель, первый организатор народных школ в Казахстане и первый - теоретик вышедший из среды казахского народа. Он очень высоко ценил народную педагогику, детально изучал лучшие воспитательные традиции казахского народа, которые воплотил в своей научно - педагогической деятельности. Педагогическое наследие И. Алтынсарина включает ряд произведений, из которых особую ценность представляет, вышедшие в 1879 г, «Первоначальный порядок обучения казахов русскому языку», и «Киргизская хрестоматия». При работе над этими книгами он руководствовался принципами народности, гуманизма, демократизма и любви к родине. Эти учебники созданы на основе глубокого изучения народной жизни фольклора, обрядов, традиций казахов, о чем свидетельствуют работы: «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у казахов Оренбургского ведомства» и «Очерк обычаев при похоронах и поминках у казахов Оренбургского ведомства». На «Киргизскую хрестоматию» И. Алтынсарин возлагал большие надежды, связанные с просвещением народа: «Дай бог только жизненных сил успешно исполнить этот в настоящем положения казахов труд, он много изменит в степи, если дать ему хорошее применение'» [22, 354]. И. Алтьнсарин продумывал содержание своей хрестоматии, использовал богатейший источник народной мудрости и воспитательных идей - казахский фольклор. Он очень высоко ценил сказки, былины, пословицы. В свою книгу он включал, прежде всего те, которые позволяли решать различные воспитательные задачи. И. Алтынсарин восхищался народным языком, его ритмичностью, меткостью, богатством эпитетов и сравнений. Как и в народной педагогике, центральное место в хрестоматии И.Алтынсарина занимают вопросы трудового воспитания. В своих статьях и рассказах, вошедших в хрестоматию для детей, педагог-просветитель показывает значение труда в жизни человека и общества и воспитывает уважение к труду и людям труда. Изображенные в его рассказах дети трудовых слоев казахского народа по своему умственному кругозору, способностям, человечности их поступков и поведения всегда превосходят детей из богатых. Положительные черты характера у детей бедных приобретаются в результате жизненной борьбы и труда, а дети богатых, вследствие бездеятельного существования лишены многих достоинств человека, не приспособлены к труду, не развиты, пасуют перед трудностями (рассказ «Приключения Асана и Усена» и др.).
В его хрестоматию кроме сказок, пословиц вошли и боле крупные фольклорные произведения: Образ батыра, его поход на вероломного хана: «Кара-батыр»; образ мальчика-героя, попавшего в плен – «Жанибек-батыр»; из героического эпоса «Кобланды-Тайбурьл» (легендарный конь). В этих произведениях воплощены представления народа об идеале человека, о герое, готовом ради общественного блага на самые тяжелые испытания и высокие подвиги, воспеваются высокие нравственные качества: любовь к родине, смелость, самоотверженность.
И. Алтынсарин привнёс в свою педагогическую систему лучшие народные традиции семейного воспитания. В своей хрестоматии в стихотворениях и рассказах воспевается, мать, ее святая любовь: «Кто так ласкает нежно младенца, по ночам просыпается тревожно от сна, прислонясь к люльке, кормит, бережно качая, усыпляет его» [21, 71], Много внимания в своих учебниках педагог отводит формированию у детей чувства долга, ответственности, дисциплинированности.
Таким образом, народная педагогика для И. Алтынсарина явилась тем плодотворным источником, который питал его научно-педогогическую деятельность. В своих учебных книгах он творчески использовал все лучшее, накопленное казахским народом в воспитании, отраженное в фольклоре, традициях, прикладном искусстве и т. д.
Абай Кунанбаев (5845-1904) - поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы, пламенный наставник молодежи, Педагогические взгляды Абая формировались в условиях феодально-родового строя. Постижение педагогических взглядов Абая невозможно , без изучения истоков его творчества, без понимания того, что Абай впитал : в себя то прогрессивное, что было в жизни самого казахского народа, в его народной мудрости. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в философских и педагогических воззрениях Абая национальное и интернациональное не противопоставляются, а выступают в единстве, как взаимосвязанное и взаймополагающее. Абай не был профессиональным педагогом и ученным, он им был по призванию. Из его богатого наследия для нас самыми ценными являются его прогрессивные идеи, устремленные: в будущее и исполненные решимости неустанно призывать народ к свету, знаниям. Эти идеи вылились в своеобразную программу умственного и нравственного воспитания молодого поколения. Абай упорно стремился утвердить идеал нового человека-деятеля разума и просвещения, поборника труда и науки, заступника слабых и угнетенных. О чем бы не писал поэт, он неизменно проявлял себе как мыслитель, философ, как гуманист - просветитель, как человек живущий трагедиями и надеждами своего народа. В девятом слове он мучительно рассуждает о жизни казахского народа, о его хороших и плохих сторонах: «Я сам казах. Люблю я казахов или не люблю? Когда б я любил, одобрил бы их нравы, нашел бы в их поведении какую-нибудь малость, что принесла бы мне радость или утешение, позволила бы довольствоваться не теми, так иными их качествами, и не померкла бы надежда моя. Но нет этого. Когда бы не любил, не стал бы говорить с ними, делиться сокровенными мыслями, советоваться, входить в их круг, интересоваться их делами, спрашивая «что там делают, что происходит?...» [23,157], Хотя Абай не смог указать, как, каким путем народ может взять в руки свою судьбу, но он верил в его будущее, в благодетельные, грядущие перемены. Примечательно, что последнее, «Сорок пятое слово» заканчивается словами: «В ком господствуют чувства любви и справедливости - тот мудрец, тот учен».. .тот, у кого больше знаний.... тот и обладает миром» [23,249].
Информация о работе Воспитание старшеклассников путем этнокультурных ценностей