Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:02, дипломная работа
Целью исследования является изучение воспитания старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей.
Задачи исследования:
Теоретический обзор источников ученых-исследователей в области этнопедагогике ближнего и дальнего зарубежья, а также отечественных деятелей;
Рассмотрение основополагающих теорий этнокультурных ценностей в этнопедагогике.
Подбор и составление экспериментальной методики (анкеты).
Проведение диагностической работы (анкетирования).
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. стр. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Общечеловеческие основы этнопедагогики и
ее закономерности воспитания ………………………………….. стр.6
Влияние народной педагогики на педагогические взгляды
выдающихся казахских просветителей ……………………….. стр.20
Этнические ценности между тенденциями глобализма
и антиглобализма ……………………………………………….. стр. 26
1.4. Структура ценностных измерений этноса в период существования
этногосударственных образований ………………………………стр.31
ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
КАЗАХСКОГО НАРОДА
2.1. Казахские народные традиции семейного воспитания
и роль старшего поколения в воспитании детей ……………….. стр.37
Роль казахского народного творчества в воспитании
подрастающего поколения ………………………………………. стр. 50
Коллизии между традиционными казахскими ценностями
и ценностями, привнесенными извне …………………………… стр. 74
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Описание методики ………………………………………………… стр.77
2.2. Результаты исследования ………………………………………….. стр. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. стр.82
ЛИТЕРАТУРА …
Януш Корчак, выдающийся польский педагог, врач, рассуждая о высокой и вместе с тем трудной и ответственной миссии матери писал: «Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли - это поручить другой женщине родить твое дитя. Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они -то самые ценные. Это они решают, дашь ли ты, мать, грудь или вымя, воспитаешь как человек или самка, станешь руководить или повлечешь на ремне принуждения или, пока ребенок мал, будешь играть им, находя в детских ласках дополнение к скупым или немилым ласкам супруга, а потом, чуть подрастет, бросишь без призора или захочешь переламывать»[19, 23].
Эти мысли перекликаются с народной мудростью: «Любить и курица умеет». Народ всегда понимал, что истинная любовь, духовное материнство проявляется не только в том, чтобы вскормить ребенка молоком, вырастить его, а в взращивании в детях лучших качеств души с материнским терпением, самоотверженностью. Народ в пословицах дает мудрые советы, как любить детей: «Люби дитя - пока спит». К ней очень близки слова Я.А.Коменского о проявлении разумной любви: «Любить детей - дело природы, а скрывать свою любовь- дело благоразумия» [3,126].
В народной педагогике любовь к детям проявляется прежде всего в заботе о их физическом здоровье. Но этого недостаточно. Дети - это старость. Народ подчеркивает: «Хорошие дети - хорошая старость; плохие дети - плохая старость». Поэтому необходимо научить их любить тех, кто любит их, и, прежде всего, свою мать.
Нравственный труд по воссозданию и развитию этой ценности в любимом существе и должен составлять содержание любви. А совершён он, может быть только сознательным усилием. «Из состояния «для себя» человек должен перейти в состояние «для тебя», перенести центр личного существования го «я» на «ты»[58,б].
А.С.Макаренко писал, что молодой человек никогда не будет любить невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей.
Старинное украинское изречение гласит: «Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери». В нем - большая мудрость, народной педагогики. Невозможно воспитать нравственность в человеке, если в нем не утвердились привязанность к родным и близким, и, прежде всего, к матери. Слова о любви к людям ещё не любовь. Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости - это семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам. Это является испытанием человечности. Надо учить детей и подростков быть чуткими и внимательными к тем сложнейшим человеческим соприкосновениям, которые нередко ранят старческое сердце. От того, как относится ребенок к уходящему поколению, в значительной мере зависит, каким он станет гражданином.
Очень
ценные мысли по связи народной мудрости
с практической воспитательной работой
высказал В.А.Сухомлинский. Он советовал:
«Посади на приусадебном участке яблоню
матери, яблоню отца, яблоню бабушки, яблоню
дедушки, яблоню брата, сестры. Первые
плоды с этих деревьев - матери, бабушке,
отцу, дедушке. Что отдал - твое, что скроешь
- то потеряно навек (Шота Руставели); Даже
если ты живешь в большом городе, и там
можно вырастить - в комнате - сад матери
и отца, дедушки и бабушки. Главное - уметь
вкладывать свои благородные чувства
в человека, которому нелегко жить из-за
своего одиночества. Созреют плоды -
отнести их одинокому человеку. Принося
радость другим, ты возвышаешь себя. Всегда
оставайся ребенком своей матери, потому
что ты для неё даже 60-летний, даже 70-летний
- всегда дитя. Спрашивай у неё совета,
неси ей свои радости и печали. Ты получил
свой первый заработок купи подарок матери,
бабушке. Этот подарок выражение твоей
благодарности. Умей давать матери и отцу
слово (обещание), умей
выполнять свое слово. Умение сдержать
слово, данное матери, отцу, -
выражение твоей чести и достоинства.
Заставляй себя делать то, что
необходимо, надо, должно. Отношение твое
к матери и отцу -первая школа
чести, достоинства.
К сожалению, особенно в наше время, не всегда дети отвечают любовью и заботой своим родителям. Стало частым явлением не только брошенные дети, но и брошенные, обойденные вниманием старики-родители. Народ сурово осуждает таких детей и предупреждает: «Что сделаешь для отца, то сделают для тебя твои дети», «Кто не уважает отца, тому нечего ждать уважения от собственных детей».
В казахской народной педагогике отцу отводится такое же важное уважительное отношение, как и матери. Это объясняется тем, что в условиях патриархально-родовой общины отец занимал главенствующее положение. От него зависело социально-экономическое положение детей в семье. Если даже у мужчины было несколько жен - это не влияло на отношение к детям, в особенности к сыновьям. Казахские пословицы гласят: «Цветы растут плохо без солнца, дети без отцовской заботы», «Для отца все дети одинаковы», «Отец - гора, мать - родник у её подножия». Воспитание детей, в особенности сына - это первейший долг отца; от его поведения, отношения к людям зависит, каким будет ребенок: «Отец жив - смотри на его поступки, отец умер - помни о его воле», «Отец - дерево могучее, дети его листья», «У отца - задиры сын- драчун».
Кроме родителей в воспитании детей у казахов активное участие принимали бабушки и дедушки. До сих пор сохранилась древняя казахская традиция отдавать первенца в семью своих родителей. Такое доверие подчеркивает убеждение народа, что ребенок принадлежит не только отцу и матери, но и предыдущим поколениям. Об этом очень хорошо сказал выдающийся польский педагог Януш Корчак: «Ты говоришь; «Мой ребенок». Нет, это ребенок общий, матери и отца, дедов и прадедов. Чьё-то отдаленное «я», спавшее в веренице предков, - голос истлевшей, давно забытой гробницы вдруг заговорил о твоем ребенке... Ребенок – это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или только перечеркнуть и вложить своё содержание. Страшный закон? Нет, прекрасный. В каждом твоем ребенке он видит первое звено бессмертной цепи поколений... Ребенок и беспределъность. Ребенок и вечность. Ребенок - песчинка в пространстве. Ребенок - момент во времени».[29, 24J.
К.Д.Ушинский называл бабушек и дедушек, вообще пожилых людей «природными русскими педагогами». Казахская поговорка гласит: «Что знает старик, то и святому неведомо». В жизни казахов старики и пожилые люди играют особую роль. Исследователь семейных обычаев и традиций народов Средней Азии Боронза Н.Г. пишет: «... Мнение дедов, пожилых аксакалов, их советы имели важное значение в решении самых разнообразных житейских вопросов. Все вопросы о разводах, разногласиях между отцом и сыном и другие спорные вопросы решал совет стариков. К совету обращались в самых трудных случаях».[40, 46].
В практике семейного народного воспитания основная нагрузка по воспитанию младших детей ложилась на плечи старших детей. Шацкий С.Т. в связи с этим писал о детях восточных народов: «Кроме труда физического, почти все дети старше шести лет занимаются и трудом педагогическим. Десятки и сотни мальчиков и девочек своих младших братьев и сестер таскают на руках, возят в закрытых от мух тележках летом».[61, 326].
Няньчить ребенка - дело нелегкое. Надо и вовремя накормить, переодеть малыша, убрать, постирать за ним. Это огромная ответственность. Няня должна оберегать ребенка, не перекормить, развлечь его. С шести лет в народе для старших детей начиналась школа материнства. Набравшись опыта, малолетняя няня запросто справлялась с двумя, тремя детьми и была в семье уважаемым человеком. У казахов есть обычай, запрещающий жениться на старшей сестре своей жены. Это объясняется, прежде всего, тем, что она является как бы матерью для младшей сестры. Большое воспитательное влияние на младших детей в казахской семье оказывали старшие братья: Казахи говорят: «У кого есть младший брат, у того есть и отдых, у кого есть старший брат, у того есть и счастье».
Таким
образом, в казахской семье
в
воспитании подрастающего
поколения
Важным средством народного воспитания является устное народное творчество.
Я.А.Коменский считал родное слово началом всех начал. По его мнению, гений народа живет, прежде всего, в родном языке.
Очень высоко ценил родной язык К.Д.Ушинский, он писал: «Люди долго пользовались богатствами родного слова, прежде чей обратили внимание на сложность и глубину его организма и оценили его значение в духовкой жизни» [5, 108].
Характеризуя родной язык, он подчеркивал: «Поколения народа одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости - словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. Язык есть самая живая, самая обильная прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа, в одно великое историческое живое целое. [5,110].
К.Д.Ушинский делает глубокий научный вывод, что именно в языке отражена сущность каждой нации. Если народ забывает свой язык, он перестает существовать: «Когда исчезает народный язык, народа нет более». Дав объёмную и точную характеристику родного языка, великий педагог показывает его роль в жизни народа: «Являясь... полнейшей, вернейшей летописью духовной многовековой жизни народа, язык в то же время является величайшим народным наставником.,.» [5,110].
В.А.Сухомлннекий, он писал: «В слове выражаются тончайшие движения мыслей и чувств, в нем запечатлены обычаи и традиции народа, всех его духовных ценностей, созданных в течение многих столетий» [7,49].
Все народы очень высоко ценили богатый, образный, пересыпанный пословицами, поговорками мудрыми изречениями язык. У казахов искусство красноречия ценилось дороже золота. Народ говорил: «Руки умельца, и языка оратора- богатство народа». Слово, отраженное в сказаниях, легендах» песнях, эпосе, сказках, пословицах и др. жанрах, устного народного творчества, казахов является важным средством воспитания человека, оно сопровождало его с рождения до последнего дня, в минуты радости и печали. Распространителями и популяризаторами произведений устного народного творчества в казахской степи были мыслители из народной среды поэты-жырау (сказители). Происходит «жырау» от слова «жыр» - песнь стихосложение; отсюда жырау- мыслитель певец. Основной жанр творчества жырау- «толгау.» - стихотворное повествование, философское размышление, раздумье, назидание. Жырау мог спеть целую поэму на память, пользуясь при этом традиционными приемами народного исполнительства, импровизации, демонстрируя одновременно виртуозную игру на народных инструментах. Эти люди владели феноменальной памятью, они были актерами театра одного исполнителя». Пели на память целые поэмы. Это люди, не обучавшиеся ни в каких учебных заведениях, но достигшие высоты исполнительного мастерства на народной основе. Благодаря им до нас дошли многие жанры казахского фольклора, В связи с тем, что в их творчестве рассматривание важные философские, социальные, педагогические проблемы, они оказывали' большое воспитательное влияние на детей и молодежь. Поэты – жыршы разъезжали по аулам, пели лирические, героические поэмы, рассказывали в песнях о народной жизни, воспевали батыров, воодушевляя на подвиг молодых, сочиняли поминальные плачи («жоктау») по героям, разгадывали сны, делали предсказания и т.д. Большинство жырау были выходцами из простого народа, отличались передовыми, прогрессивными - взглядами, выражали народные мечты и надежды.
Казахское народное творчество уходит корнями вглубь веков, он отражает народную жизнь во всем её многообразии, поэтому жанровый состав казахской устной поэзии очень богат.
В народных пословицах и поговорках запечатлен вековой опыт воспитания молодого поколения. В.Даль видел в них блеск народного ума, слышал голос сердца, ощущал силу житейской мудрости. Л.Н.Толстой, подчеркивая значимость пословиц, писал, что в них все мысли просеяны через решето и сито времени, отброшено все посредственное, осталось одно самобытное, глубокое, нужное... Пословицы составляют для простого народа свод законов и правил, поведения дают людям понятия о чести, совести, долге, осуждают пороки, призывают быть трудолюбивыми, честными, терпеливыми. Пословицы и поговорки - краткие поэтические изречения с доступным и ясным содержанием. Казахские пословицы и поговорки составляют рифмованные или нерифмованные двух, трёх и четырёхстишья. Анализ казахских пословиц и поговорок показывает, что они содержат указания по многим вопросам воспитания, например, о наследственности: «Ворону барыней воспитали, а она каркать не перестала»; о роли среды: «Если нет зеркала, то мир может служить зеркалом»; о значении воспитания: «Воспитание - бесценное богатство»; о методах воспитания - метод прим ера: «Ребёнок, воспитанный отцом, пули отливает, воспитанный матерью, шубу кроит»; словесные методы: «Скажешь: «ложись»- и верблюд ляжет; скажешь «прочь» - к собака уйдет» и др. Пословицы и поговорки оказывают влияние на все стороны формирования личности ребенка: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое.
Очень обширен набор пословиц и поговорок, показывающих значение ума в жизни человека, о роли знаний, например: «Лучше ум с пуговку, чем рост с верблюда». «У умного учись, глупого сторонись»; «Знание в руках плохого человека подобно острому мечу в руках пьяного» и многие другие. Пословицы и поговорки содержат очень много конкретных рекомендаций о трудовом воспитании: «Богатство молодца - труд», «Кто трудится, тот и сыт», «Основа счастья - свобода, основа достатка - труд», «С плачем будешь арык рыть; смеясь, будешь воду пить», «Труд закатает, жизнь учит» и др. Очень сурово народ осуждает ленивых, бездельников: «Труд прославляет, лень с пути сбивает», «Труд города украшает, безделье, опустошает» и т.д.
Большое значение имеют пословицы для нравственного воспитания. Они представляют для народа как бы нравственно-практическую философию, внушают людям понятия о многих категориях нравственности: о родительском и сыновьем долге, чести, совести, Родине, мужестве, смелости, трусости, гостеприимстве и мн. др. Например, о героизме, мужестве: «Лучше быть вдовой храбреца, чем женой труса», «Батыр с дубинкой труса саблей одолеет», «Смелый смерть свою побеждает»; о гостеприимстве: «Не беда, если твой стол беден, покажи гостю как богата твоя душа», «Дом без гостей могиле подобен, нетронутая гостями еда отраве подобна», о дружбе: «Дружба, что стекло, расколешь - не склеишь», «Жить без друзей, что есть пищу без соли».
Информация о работе Воспитание старшеклассников путем этнокультурных ценностей