Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:09, дипломная работа
Целью исследования является изучение воспитания старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей.
Задачи исследования:
Теоретический обзор источников ученых-исследователей в области этнопедагогике ближнего и дальнего зарубежья, а также отечественных деятелей;
Рассмотрение основополагающих теорий этнокультурных ценностей в этнопедагогике.
Подбор и составление экспериментальной методики (анкеты).
Проведение диагностической работы (анкетирования).
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. стр. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Общечеловеческие основы этнопедагогики и
ее закономерности воспитания ………………………………….. стр.6
Влияние народной педагогики на педагогические взгляды
выдающихся казахских просветителей ……………………….. стр.20
Этнические ценности между тенденциями глобализма
и антиглобализма ……………………………………………….. стр. 26
1.4. Структура ценностных измерений этноса в период существования
этногосударственных образований ………………………………стр.31
ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
КАЗАХСКОГО НАРОДА
2.1. Казахские народные традиции семейного воспитания
и роль старшего поколения в воспитании детей ……………….. стр.37
Роль казахского народного творчества в воспитании
подрастающего поколения ………………………………………. стр. 50
Коллизии между традиционными казахскими ценностями
и ценностями, привнесенными извне …………………………… стр. 74
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Описание методики ………………………………………………… стр.77
2.2. Результаты исследования ………………………………………….. стр. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. стр.82
ЛИТЕРАТУРА ………………………
О
духовности как проявлении устремленности
к совершенству, идеальному, целостному,
преодолевающей утилитаризм, чисто практическое
бытие человека, писал Абай. Концентрированным
выражением духовности казахского народа
явились философия Абая и провозглашенный
им принцип «Адам Бол» (т.е. человечности).
По Абаю, «быть мусульманином» означает
«любовь к
жузы | первородство | функции | Дары и символы |
старший | Левое крыло | экономическая | Посох
(символ власти) |
средний | центр | сакральная | Калам
(символ овладения священными текстами) |
младший | Правое крыло | Военная | Копье
(защита страны) |
трем»: к Аллаху, к человечеству, к справедливости. Человек достигает счастья, строго следуя четырем основным принципам эдил (справедливость), даулет (достаток), акыл (разум), канагат (умеренность). Счастья можно достичь только тому, кто рассудителен скромен, честен и справедлив, кто культивирует в себе добродетеля. По Абаю, подлинный человек просвещен, устремлен к знанию; он нравственен, у него развит ум, мышление, чувство долга, умение различать добро и зло. Согласно Абаю, мышление способствует развитию аналитических способностей, избавлению от невежества и незнания, духовному и нравственному росту человека. В своем творчестве Абай доказывал необходимость нового мышления, мировоззрения, ценностей, идеалов и принципов бытия. Абай подверг критике тех, кто релятивно подходил к важнейшим нравственным ценностям. В стихотворении «Наших множество детей» он критикует извращенное прагматическое отношение к образованию, когда детей приобщают к знаниям не ради духовного роста, а ради возвышения и обретения власти над людьми, чтобы еще больше подавлять и угнетать свой народ.
Язык
как особая стратегия освоения мира,
реализуемая в художественно-
Хорхе Борхес в одном из своих эссе заметил, что, может быть, вся история культуры – это история нескольких ключевых метафор. Сегодня важно донести до мирового признания эти ключевые метафоры национальной культура. Если человек традиционного общества, видя мир как космос, испытывал не просто очарования, ощущал святость мироздания, то в современном обществе мир десакрализован, рационализован. Лежащая в основе современного общества потребления протестанская этика, породила капиталистическое производство, привело человечество к глобальному кризису, ибо была практически лишена экологической составляющей. Отчуждение от природы, космоса означает утрату источника ценностного отношения к миру. В целом, поиски смысла бытия связаны с поиском корней (национальной души), прикоснувшись к которым человек может почувствовать себя необходимой частью бытия, не менее существенной, чем окружающий мир. Не осознав своей укорененности в культуре собственного народа, невозможно быть полноценным гражданином мира.
Закономерности народного воспитания формировались тысячелетиями. Их правомерность определялась самой жизнью. Они явились обобщением устоявшихся и проверенных практикой общественных ориентиров, положений процесса воспитания. Не смотря на эмпирический характер многих закономерностей, установленных народной педагогикой, в ней мы находим, наряду с примитивными и отсталыми представлениями, такие осмысления и обобщения явлений воспитания, которые по своей объективности и научной ценности представляют интерес и для педагогической науки. Некоторые из них адекватны закономерностям современного воспитания, другие свойственны только народному воспитанию. Как и в научной педагогике, очень трудно определить и сформулировать закономерности так, чтобы не допускалось их многозначное толкование. К закономерностям народного воспитания можно отнести следующее воспитание всегда направлено на передачу старшим поколением младшего социального опыта, освоение и присвоение общественных отношений. Эта закономерность определяет цель, задачи, содержание, формы и методы воспитания в соответствии с уровнем развития производительных сил и общественных отношений. Например, в связи с расширением и изменением социального опыта скифских племен, т.е. перехода на кочевое скотоводство в воспитание детей были внесены существенные изменения: целенаправленное обучение верховой езде не только мальчиков, но и девочек; освоение приемов ориентировки в степи по звездам; приобретение знаний по уходу за скотом, сменой и выбором пастбищ и т.д.
Воспитание осуществляется только через активность самого ребенка, через включение его в разнообразные виды деятельности. Народные воспитатели умело использует активность детей в воспитательных целях: жажду подражания превращали в жажду труда; желание радоваться веселиться - в игры; жажду жить своей самостоятельной жизнью - в детские товарищеские сообщества артели и т.д. Физическое развитие осуществлялось через игры и труд детей; нравственное через благотворительные дела: помощь старикам, бедным, вдовам и т.д.; умственное развитие осуществлялось в процессе участия в различных видах труда, играх, праздниках и т.д.; эстетические представления у молодого поколения формировались через восприятие красоты человеческого труда, родной природы, национального искусства: песен, музыки танцев и др., а также участия самих детей в различных видах творчества. Народ умело следил за соблюдением меры в дозировании активности ребенка: нельзя перенапрягать, надрывать его, иначе впоследствии он будет плохим работником. Недопустимы также, долгие развлечения и безделье - это развращает ребенка: «Делу время, а потехе час», «Лень - мать всех пороков» и др. Таким образом воспитательный процесс в народной педагогике представляется как непрекращающееся и постепенно усложняющееся движение вверх, требующее все новых усилий, преодоления противоречий, ведущих к всестороннему развитию: умственному, нравственному, трудовому, физическому, эстетическому;
- народное воспитание - это прежде всего организация разнообразной деятельности детей: трудовой, игровой, познавательной и др. Содержание их деятельности определялось индивидуальными, возрастными особенностями а также их изменяющимися потребностями. Народные воспитатели стремились вовремя предложить нужный вид деятельности, учитывая при этом интересы и потребности самих детей. При включении их в работу руководствовались не писанными, но строго соблюдаемыми правилами: «Все в меру», а «Каждой трудности по разу». Для поддержания интереса к труду, умело использовались игры и стремление ребенка к движению, подражанию и веселью. Например, если - пятилетний мальчик сорвет где-нибудь пучок травы высушит его, сложит стожком, а потом повезет на дощечке домой и скормит животным, то обязательно заслужит похвалу взрослых, и за столом ему «работнику» скажут, что он сегодня скотину кормил, так что до весны сена хватит. В народной педагогике четко зафиксированы моменты, свидетельствующие о смене потребностей. Поскольку жизнь народа это, прежде всего трудовая жизнь, поэтому потребности растущего ребенка тесно связаны с ним. Но многие виды труда тесно переплетались с игрой, наполнялись романтикой. Умело применялись методы и приемы воспитания, позволявшие детям почувствовать свою значимость и полезность. Например, девочкам мастерили прялочки, мальчикам маленький, но личный инструмент. Дети с раннего возраста приобщались к различным видам деятельности. Народ всегда считал, что человек все должен уметь делать сам. Отсюда пословица: «Хорошему джигиту и сорока ремесел мало»;
-
воспитание народом детей через организацию
их разнообразной деятельности сталкивается
с тем, что дети не всегда готовы к ней.
Поэтому включение детей в различные виды
труда происходит под руководством и при
участии взрослых. То есть, совместно -
разделенная деятельность
(термин П.И. Пидкасистого), выступает в
качестве закономерности. Она помогает
ребенку ощутить себя полноправным участником
трудового процесса наравне со взрослыми.
Например, процесс передачи мастерства
в народной среде был продолжителен, степенен
и мудр. В нем сочетались
учеба и радость, мораль и поощрение. Все
делалось так, чтобы ребенок постоянно
тешил свое достоинство и хотел учиться,
вникать в дело. Сначала он просто смотрит
и смотрит кажется мешает, но его не гонят,
пусть смотрит, так надо. Потом начинает
подавать, инструмент, держать что-нибудь,
тут ребенок уже необходимый помощник.
Через какое-то время ребенку доверяют
выполнять часть работы, потом вручают
собственный инструмент и за выполнение
одарят, похвалят или пожурят.
Детей к тяжелому физическому труду никогда
фазу не допускали. Родители ждали, пока
привыкнет, научиться, подрастет окрепнет,
да и работали по началу всегда вдвоем
- с отцом, дедом, старшим братом. Совместно
- разделению деятельность помогала ребенку
ощутить себя равноправными членом общества.
Даже когда ребенок лишь имитирован настоящий
труд, он обязательно приобщали к рабочему
быту, и. самое главное, видел признание
своей значимости со стороны взрослых.
Двенадцатилетний мальчик, участвующий
в ответственных делах, степенно ведет
разговор за ужином по поводу сельскохозяйственных
работ: сколько земли им засеяно, какой
урожай рассчитывают получить и т.д. Взрослые
всегда стремились учитывать меру трудовых
усилий ребенка, вовремя отойти в сторону,
чтобы представить ребенку разумную свобода
и самостоятельность, нов то же время незаметно
и умело делали ту часть работы, которая
была ему не по силам; в народной педагогике
организация любой деятельности детей,
может быть даже самой незначительной,
заканчивается достижением успеха. Причем
взрослые, при выполнении работы очень
тонко и незаметно направляли ребенка,
ненавязчиво заставляли довести успешно
дело до конца, добивались,, чтобы ребенок
прежде всего сам был доволен своей работой
и у него возникло чувство удовлетворения
полученными результатами. Только после
этого дети получали признание успеха
со стороны других. Иногда, чтобы стимулировать
ребенка на успешное окончание
дела, применялись мнимая похвала или
мнимое недоверие. Всеми средствами в
ребенка вселялась уверенность, что он
может это сделать, что у него обязательно
все получится, надо только постараться;
- воспитание в народной педагогике всегда носит скрытый характер. Оно органично вплетается в жизнь, быт и труд народа. Любой народный воспитатель вряд ли целенаправленно занимался воспитательной работой, как это делается сейчас. В официальной педагогике целевые воспитательные влияния остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма и дети не могут и не должны чувствовать себя объектами воспитательной работы. В народной педагогике ни воспитатели, ни дети не являются участниками каких-либо специальных воспитательных мероприятий. В процессе, самой жизни народ ориентирует детей на предметную деятельность и предметные цели: помогать в уборке дома, работать в саду, в поле, ухаживать за животными и т.д. При этом у детей формируется нравственные и трудовые качества, убеждения, черты характера. Суть, этой закономерности в том, что ребенок живет, а не готовится к жизни;
- все народы с большой любовью относятся к детям: «Дети - цветы души и глаз – лучи». Все народные воспитатели считают закономерным, что для благоприятного развития ребенка необходимо создать вокруг него атмосферу любви. Поэтому народное воспитание в обязательном порядке любовь матери, заботливая и требовательная отца, всепонимающая бабушек и дедушек сопровождают ребенка по жизни. Проявление любви к детям в народной педагогике - это условие и для достижения успеха. Народ очень мудр в проявлении любви к детям. В народном представлении любить - это значит, прежде всего, жалеть, прощать, помогать, быть вешиликодушным ласковым, нежным.
Установленные в науке закономерности должны определять характер практической воспитательной деятельности, выстукать как принципиальные требование к ее организации.
Этнопедагогика о нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Все народы хотели видеть в каждом ребёнке комплекс социально-этических качеств. Уже в ранних произведениях устного народного творчества были четко сформулированы представления народа о личности совершенного человека, среди которых особо выделялась высокая нравственность, Сочетание красоты духовной с физической - мотив поэм, легенд, сказаний, сказок. Синонимом понятия «нравственность личности» является термин «мораль», -под моралью в этике понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются человеку в различных сферах жизнедеятельности. Нравственность человека есть освоенная внутренне принятая мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззрение, убеждения и чувства Нравственность личности проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. На базе привычного поведения у ребёнка развивается нравственное мышление. С его помощью на бале нравственных чувств, сознания и воли образуются нравственные качества и свойства личности: честность, доброта, трудолюбие, патриотизм и др. Формирование нравственности - это перевод моральных норм и правил в знания, навыки и привычки поливедения. Моральные нормы, правила, требования к личности - это выражение определённых отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а так же в общении с другими людьми. При изучении и анализе богатого опыта народа по нравственному воспитанию подрастающего поколения мы руководствовались вышеизложенными теоретическими положениями в основе нравственного народного воспитания лежит религиозная мораль. Религия, как форма общественного сознания, возникла на заре зарождения человеческого общества. Именно, религий явилась той основой, на которой строилась система нравственных норм, правая и требований к человеку. Религия является кодексом нравственного поведения: не убей, не укради, возлюби ближнего своего, чти мать и отца своих, не прелюбодействуй и др. Подкреплённая страхом божьей кары они являлись мощным средством нравственного народного воспитания.
Информация о работе Воспитание старшеклассников путем формирования этнокультурных ценностей