Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:07, реферат
Целью данной работы является изучение системы воспитания ненасильственного отношения в школе и оценка его результатов путем анкетирования современной молодежи. Для осуществления данной цели необходимо:
- изучить типы отношений между человеком и природой;
- изучить фундаментальные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы;
- рассмотреть ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип;
- ознакомиться с системой воспитания ненасильственного отношения к природе в школе;
- проанализировать эффективность существующей системы воспитания ненасильственного отношения к природе в школе.
Во многих странах мира большое значение придается организации не только крупных, но и небольших по площади охраняемых территорий. Они успешно выполняют обязанности центров экологического образования. Поскольку для большинства школ существуют значительные трудности в организации контактов со специализированными образовательными, научными и природными центрами, удачным вариантом является организация школьных исследовательских центров на базе школьных микрозаповедников и детских парков.
Организация в нашей стране природоведческих и экологических экспедиций имеет давнюю историю. Путешествия участников школьных кружков, клубов юннатов по всему краю, посещение заповедников, особенно интересных уголков природы всегда притягательны для подростков. Экспедиции, как правило, носят научно-исследовательский характер и проводятся обязательно под руководством педагогов, ученых, руководителей общественных объединений детей.
Интересной формой проведения исследований в природе является организация экологических лагерей. Эта интенсивная форма экологического образования школьников в максимально активном соприкосновении с природой, работа и отдых в естественных природных условиях. В программе экологического лагеря должны совмещаться образовательный и рекреационный процессы, так как большинство экологических лагерей функционирует в школьные каникулы. В экологическом лагере создаются благоприятные условия для совместной работы разновозрастных групп школьников, что очень важно для взаимного общения школьников, педагогов, студентов, ученых. Экологический лагерь позволяет исследовать природные объекты в определенном временном интервале, проводить ежедневные наблюдения, мониторинг. Программу работы такого лагеря в ее эколого-природоохранной части необходимо согласовать с местными природоохранными структурами, руководством заповедника, разработать совместные действенные меры в решении приоритетных экологических проблем данной территории.
Большую
заинтересованность в организации
экскурсий, экспедиций, экологических
лагерей выказывают такие учреждения
дополнительного образования
Во
время проведения различных эколого-
5.
Практическое исследование
Для того, чтобы оценить эффективность существующей системы воспитание ненасильственного отношения к природе, определить отношение современной молодежи к природе, а также выявить индивидуальную интенсивность этого отношения, среди молодых людей было проведено анкетирование, основанное на разработанной А. В. Гагариным «Самооценке отношения к природе». Следует отметить, что интенсивность личностного отношения к природе определяет личную стратегию поведения человека в сфере взаимодействия его с природой.
В
процессе исследования было опрошено
20 молодых людей в возрасте 18 лет.
По результатам анкетирования
Самооценка отношения к природе (А.В.Гагарин)
Выберете
один из трех ответов на следующие
утверждения анкеты.
1. Окружающая природа, природные явления:
А) имеют значение в моей жизни;
Б) не всегда заслуживает моего внимания;
В) мне это безразлично.
2. Я обращаю внимание на природу :
А) в любое время;
Б) только когда собираю грибы и ягоды, рыбачу и т.п.;
В) очень редко.
3. Читая книги, я:
А) никогда не пропускаю описания природы;
Б) всегда пропускаю;
В) иногда читаю, иногда нет.
4. Мне приходилось вольно или невольно вредить природе:
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
5. Я начал принимать посильное участие в охране природы:
А) в 1-5-х классах;
Б) в 6-8-х классах;
В) в 9-10-х классах.
6. Что касается
музыкальных произведений о
А) могу вспомнить несколько хоть сейчас;
Б) могу вспомнить 1;
В) сразу не могу вспомнить ни одного.
7. Что касается стихов о природе, о:
А) могу вспомнить 1-2;
Б) писал сам;
В) ни то ни другое.
8. Что касается пейзажей, а также изображений животных на картинах, то:
А) иногда люблю смотреть на них;
Б) с удовольствием рисую сам;
В) ни то ни другое.
9. Некоторые уроки и занятия в школе, клубах секциях повлияли:
А) на мое отношение к природе;
Б) не повлияли;
В) затрудняюсь ответить.
10. Когда я
выполняю природоохранную
А) делаю это всегда добросовестно и с удовольствием;
Б) выполняю добросовестно, но без всякого удовольствия;
В)
делаю это недобросовестно.
11. В некоторых случаях:
А) я проявляю равнодушие к природе;
Б) никогда не проявляю равнодушия;
В) затрудняюсь ответить.
12. на природе:
А) очень люблю отдыхать и работать;
Б) люблю только отдыхать;
В) бывать не люблю.
13. Природа влияет
на мои мысли, поведение,
А) всегда;
Б) не всегда;
В) не влияет.
14. Если я увижу,
что кто-то наносит своими
А) пройду мимо;
Б) обязательно вмешаюсь;
В) затрудняюсь ответить, каковы будут мои действия.
15. Почему меня привлекают природные объекты, я могу:
А) объяснить сейчас;
Б) сразу не могу объяснить;
В) не знаю.
16. Меня многое
интересует в окружающей
А) этот интерес проявляется в моих поступках;
Б) не проявляется в моих поступках;
В) ни то ни другое.
17. К природе я:
А) всегда отношусь бережно;
Б) не всегда отношусь бережно;
В) затрудняюсь ответить.
18. Природные объекты я:
А) всегда делю на привлекательные и не привлекательные;
Б) никогда не делю на привлекательные и не привлекательные;
В) затрудняюсь ответить.
19. О своем отношении к природе я:
А) часто задумываюсь;
Б) не задумываюсь;
В)
когда как.
Заключение
Анализируя результаты анкетирования, можно подумать, что существующая система воспитания ненасильственного отношения к природе недостаточно эффективна, так как лишь четверть опрошенных характеризуется объективным отношением к себе и природе. Однако, критиковать данную систему было бы некорректно. Во-первых, воспитание ненасильственного отношения к природе имеет достаточно долгую и богатую историю, что, безусловно, говорит о том, что она основывается на немалом опыте и обладает хорошими традициями. Во-вторых, не только школа и государство влияет на отношение человека к природе, здесь необходимо учитывать множество других факторов: воспитание и влияние семьи, друзей, знакомых, место проживания (здесь хотелось бы отметить, что люди, выросшие или живущие в сельской местности относятся к окружающему миру наиболее бережно, нежели городские жители), частота общения с природой, в том числе и наличие домашних питомцев, и т. д. В-третьих, анкетирование, проведенное мной, не может создать полную и объективную картину существующего ныне положения дел, так как опрошено недостаточное количество респондентов, которые, в большинстве своем являются городскими жителями.
В
заключении, хотелось бы сказать, что
наше государство и школа обращают
большое внимание на воспитание ненасильственного
отношения к природе и
Литература
1. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
2. Константинов В. М. Охрана природы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
3. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю. Б. Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др.; Под ред. Н. А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986.
4. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. - М., 1997.
5. Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу охраны окружающей среды / Сост. Н. Н. Маренин. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.
6. Экологическо образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной; Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. – М.: - педагогика, 1983.
7. Экология,
охрана природы и
8. Этическая
культура и эстетическое
9. Фромм
Э. Иметь или быть? - М., 1990.
Информация о работе Воспитание ненасильственного отношения к природе