Воспитание ненасильственного отношения к природе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:07, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы воспитания ненасильственного отношения в школе и оценка его результатов путем анкетирования современной молодежи. Для осуществления данной цели необходимо:

- изучить типы отношений между человеком и природой;

- изучить фундаментальные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы;

- рассмотреть ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип;

- ознакомиться с системой воспитания ненасильственного отношения к природе в школе;

- проанализировать эффективность существующей системы воспитания ненасильственного отношения к природе в школе.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 71.79 Кб (Скачать)

    Во  многих странах мира большое значение придается организации не только крупных, но и небольших по площади  охраняемых территорий. Они успешно  выполняют обязанности центров  экологического образования. Поскольку  для большинства школ существуют значительные трудности в организации  контактов со специализированными  образовательными, научными и природными центрами, удачным вариантом является организация школьных исследовательских  центров на базе школьных микрозаповедников и детских парков.

    Организация в нашей стране природоведческих и экологических экспедиций имеет  давнюю историю. Путешествия участников школьных кружков, клубов юннатов по всему краю, посещение заповедников, особенно интересных уголков природы всегда притягательны для подростков. Экспедиции, как правило, носят научно-исследовательский характер и проводятся обязательно под руководством педагогов, ученых, руководителей общественных объединений детей.

    Интересной  формой проведения исследований в природе  является организация экологических лагерей. Эта интенсивная форма экологического образования школьников в максимально активном соприкосновении с природой, работа и отдых в естественных природных условиях. В программе экологического лагеря должны совмещаться образовательный и рекреационный процессы, так как большинство экологических лагерей функционирует в школьные каникулы. В экологическом лагере создаются благоприятные условия для совместной работы разновозрастных групп школьников, что очень важно для взаимного общения школьников, педагогов, студентов, ученых. Экологический лагерь позволяет исследовать природные объекты в определенном временном интервале, проводить ежедневные наблюдения, мониторинг. Программу работы такого лагеря в ее эколого-природоохранной части необходимо согласовать с местными природоохранными структурами, руководством заповедника, разработать совместные действенные меры в решении приоритетных экологических проблем данной территории.

    Большую заинтересованность в организации  экскурсий, экспедиций, экологических  лагерей выказывают такие учреждения дополнительного образования школьников, как туристические клубы, эколого-туристические  центры, станции юных туристов.

    Во  время проведения различных эколого-природоохранных  мероприятий практического характера  необходимо обеспечить безопасность для  здоровья и жизни детей; строгое  соблюдение всеми участниками экскурсий  и экспедиций технику безопасности поведения в природе, обязательно  проводить специальные инструкции, беседы, подчеркивая личную ответственность  каждого участника. Целесообразно  научить школьников определенным приемам  безопасного поведения в природе (использование воды, определение  мест отдыха, съедобных растений, грибов и т.д.), а также оказанию необходимой  первой медицинской помощи. 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Практическое исследование 

    Для того, чтобы оценить эффективность существующей системы воспитание ненасильственного отношения к природе, определить отношение современной молодежи к природе, а также выявить индивидуальную интенсивность этого отношения, среди молодых людей было проведено анкетирование, основанное на разработанной А. В. Гагариным «Самооценке отношения к природе».  Следует отметить, что интенсивность личностного отношения к природе определяет личную стратегию поведения человека в сфере взаимодействия его с природой.

    В процессе исследования было опрошено 20 молодых людей в возрасте 18 лет. По результатам анкетирования можно  заключить следующее:

    • 45% опрошенных характеризуются эгоистическим отношением к природе, отсутствием осознанности связи с ней, оторванностью и отчужденностью от мира природы;
    • 25% опрошенных характеризуются малоосознанным и неактивным отношением к природе, недостаточным чувствованием себя частью природы, малым контактом с природой в различных видах жизнедеятельности;
    • 25% опрошенных характеризуются правильным осмыслением своего отношения к природе, проявлением внимания к природе и своему поведению по отношению к ней;
    • 5 % опрошенных характеризуются недостаточно осмысленное, а скорее переосмысленное отношение к природе, излишней эмоциональностью, а поэтому неадекватным анализом собственных мыслей и чувств.
 

Самооценка  отношения к природе (А.В.Гагарин)

Выберете  один из трех ответов на следующие  утверждения анкеты. 

1. Окружающая  природа, природные явления:

    А) имеют значение в моей жизни;

    Б) не всегда заслуживает моего внимания;

    В) мне это безразлично.

2. Я обращаю  внимание на природу :

    А) в любое время;

    Б) только когда собираю грибы и  ягоды, рыбачу и т.п.;

    В) очень редко.

3. Читая книги,  я:

    А) никогда не пропускаю описания природы;

    Б) всегда пропускаю;

    В) иногда читаю, иногда нет.

4. Мне приходилось  вольно или невольно вредить  природе:

    А) да;

    Б) нет;

    В) не знаю.

5. Я начал  принимать посильное участие  в охране природы:

    А) в 1-5-х классах;

    Б) в 6-8-х классах;

    В) в 9-10-х классах.

6. Что касается  музыкальных произведений о природе,  то:

    А) могу вспомнить несколько хоть сейчас;

    Б) могу вспомнить 1;

    В) сразу не могу вспомнить ни одного.

7. Что касается  стихов о природе, о:

    А) могу вспомнить 1-2;

    Б) писал сам;

    В) ни то ни другое.

8. Что касается  пейзажей, а также изображений  животных на картинах, то:

    А) иногда люблю смотреть на них;

    Б) с удовольствием рисую сам;

    В) ни то ни другое.

9. Некоторые  уроки и занятия в школе,  клубах секциях повлияли:

    А) на мое отношение к природе;

    Б) не повлияли;

    В) затрудняюсь ответить.

10. Когда я  выполняю природоохранную работу, то:

    А) делаю это всегда добросовестно  и с удовольствием;

    Б) выполняю добросовестно, но без всякого  удовольствия;

    В) делаю это недобросовестно. 
 
 

11. В некоторых  случаях:

    А) я проявляю равнодушие к природе;

    Б) никогда не проявляю равнодушия;

    В) затрудняюсь ответить.

12. на природе:

    А) очень люблю отдыхать и работать;

    Б) люблю только отдыхать;

    В) бывать не люблю.

13. Природа влияет  на мои мысли, поведение, настроение:

    А) всегда;

    Б) не всегда;

    В) не влияет.

14. Если я увижу,  что кто-то наносит своими действиями  ущерб природе, то:

    А) пройду мимо;

    Б) обязательно вмешаюсь;

    В) затрудняюсь ответить, каковы будут  мои действия.

15. Почему меня  привлекают природные объекты,  я могу:

    А) объяснить сейчас;

    Б) сразу не могу объяснить;

    В) не знаю.

16. Меня многое  интересует в окружающей природе  и:

    А) этот интерес проявляется в моих поступках;

    Б) не проявляется в моих поступках;

    В) ни то ни другое.

17. К природе  я:

    А) всегда отношусь бережно;

    Б) не всегда отношусь бережно;

    В) затрудняюсь ответить.

18. Природные  объекты я:

    А) всегда делю на привлекательные и  не привлекательные;

    Б) никогда не делю на привлекательные  и не привлекательные;

    В) затрудняюсь ответить.

19. О своем  отношении к природе я: 

    А) часто задумываюсь;

    Б) не задумываюсь;

    В) когда как. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Анализируя  результаты анкетирования, можно подумать, что существующая система воспитания ненасильственного отношения к  природе недостаточно эффективна, так  как лишь четверть опрошенных характеризуется  объективным отношением к себе и  природе. Однако, критиковать данную систему было бы некорректно. Во-первых, воспитание ненасильственного отношения к природе имеет достаточно долгую и богатую историю, что, безусловно, говорит о том, что она основывается на немалом опыте и обладает хорошими традициями. Во-вторых, не только школа и государство влияет на отношение человека к природе, здесь необходимо учитывать множество других факторов: воспитание и влияние семьи, друзей, знакомых, место проживания (здесь хотелось бы отметить, что люди, выросшие или живущие в сельской местности относятся к окружающему миру наиболее бережно, нежели городские жители), частота общения с природой, в том числе и наличие домашних питомцев, и т. д. В-третьих, анкетирование, проведенное мной, не может создать полную и объективную картину существующего ныне положения дел, так как опрошено недостаточное количество респондентов, которые, в большинстве своем являются городскими жителями.

    В заключении, хотелось бы сказать, что  наше государство и школа обращают большое внимание на воспитание ненасильственного  отношения к природе и продолжают развивать и совершенствовать методы воздействия на подрастающее поколение. Но не стоит забывать, что каждый из нас способен сделать немалый  вклад в это дело, хотя бы своим  примером.  
 

Литература

1. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

2. Константинов  В. М. Охрана природы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю. Б. Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др.; Под ред. Н. А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986.

4. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. - М., 1997.

5. Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу охраны окружающей среды / Сост. Н. Н. Маренин. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.

6. Экологическо образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной; Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. – М.: - педагогика, 1983.

7. Экология, охрана природы и экологическая  безопасность. Под общей редакцией  проф. В. И. Данилова-Данильяна. – М.: Изд-во МНЭПУ,  1997.

8. Этическая  культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г. С. Лабковская. – М.: Просвещение, 1983.

9. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990. 
 
 
 

Информация о работе Воспитание ненасильственного отношения к природе