Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:07, реферат
Целью данной работы является изучение системы воспитания ненасильственного отношения в школе и оценка его результатов путем анкетирования современной молодежи. Для осуществления данной цели необходимо:
- изучить типы отношений между человеком и природой;
- изучить фундаментальные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы;
- рассмотреть ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип;
- ознакомиться с системой воспитания ненасильственного отношения к природе в школе;
- проанализировать эффективность существующей системы воспитания ненасильственного отношения к природе в школе.
Отряды «зеленых» патрулей первоначально возникли как мероприятия, направленные на охрану зеленых насаждений. Школьники патрулировали лесопосадки, лесопарки, лесные массивы, зеленые насаждения с целью их защиты от уничтожения. «Зеленые» патрули стали не только детской общественной инспекцией по охране природы, но и школьным активом, организующим под руководством взрослых мероприятия по привлечению птиц, закладке парков, цветников, посадке леса, а также пропаганде охраны природы среди школьников и населения.
Отряды «голубых» патрулей работали по охране рыбных ресурсов. Особенно широкой популярностью пользовались работы по спасению рыбной молоди , оказавшейся в результате высыхания мест нереста в мелких водоемах и лужах, отрезанных от основного водоема. Кроме этого «голубые» патрули вели наблюдения за развитием мальков, изучали водоемы, следили за чистотой воды, вели разъяснительную, пропагандистскую работу.
В дальнейшем по инициативе ВООП проводились многочисленные массовые природоохранные мероприятия: «Муравейник», «Родник», «Шмель», «Биощит» и др.
В последнее время в системе экологического образования школьников используют самые разнообразные формы внеурочной и внешкольной работы: кружки, клубы, экспедиции, лагеря и др. Они имеют в основном практическую направленность. Это эффективное дополнение к теоретической подготовке школьников в области охраны окружающей среды, которую они получают на уроках. Приобщение школьников к практической природоохранной работе является важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием формирования экологического мировоззрения и ненасильственного отношения к природе.
В Российской Федерации с 1994 г. ежегодно проводится Всероссийская олимпиада по экологии, что свидетельствует о значимости экологических знаний в жизни современного человека и общества в целом, необходимости эколого-природоохранной ориентации школьников.
Первый
тур олимпиады по экологии – тестирование
– предполагает выявление фактического
уровня экологических знаний школьников.
Второй тур – теоретическое решение
критических экологических
С 1995 г. организуется и Международная олимпиада школьников по экологии и здоровью. Экологические олимпиады проводятся практически на всех уровнях: районном, городском, региональном (на уровне субъектов Российской Федерации), а затем на национальном – общероссийском и теперь на международном. Для городских школьников актуальной становится такая форма олимпиад, как «Зеленая олимпиада», проводимая обычно, в пригородной зеленой зоне города, на лоне природы. Это позволяет приобщить городских детей и на практике отработать правила поведения в природе, дать им возможность поучаствовать не только в теоретических соревнованиях, но и проявить себя в качестве «охранников» природы.
Экологические олимпиады существенно повышают уровень подготовки школьников в области экологии и охраны природы, впрочем, как и другие олимпиады по соответствующим отраслям знаний.
Успешность экологического образования связана с развитием потребности детей к общению с природой. Нельзя допускать их отчуждения от природной среды. Эта потребность особенно возросла у городских жителей. Жизнь человека в современном городе сопровождается снижением физической активности, отрицательно сказывается на здоровье детей. Кроме того, город с массой людей, потоками транспорта, шумов, пребывание в искусственной среде служат источником нездоровья, стресса, срыва нервной системы хрупкого детского организма.
От общения с природой появляется ощущение радости. Природа, ее красота оказывает заметное облагораживающее влияние на мысли и поступки человека, воспитывает неприятие насилия. Задача состоит в том, чтобы общение с природой (с ее элементами в виде комнатного цветка, рыбок в аквариуме и т.д.) прививало любовь, сострадание, рождало стремление к благородному поступку, действию по отношению не только к природным явлениям, но и к окружающим людям, формировало у ребенка гуманные чувства, исключающие черствость и жестокость ко всему живому.
Один
из вариантов дополнительного
Большую
роль в воспитании у школьников бережного
отношения к природе играет их
участие в работе школьных лесничеств.
Эта форма природоохранной
Школьное лесничество – это эколого-образовательное и практическое (лесоводческое) объединение учащихся средней общеобразовательной школы. Лесничества создают в целях воспитания у школьников общественного, бережного отношения к природе, рачительного отношения к использованию ресурсов лесных экосистем и обучения практическим навыкам в области лесоводства.
Основной
задачей школьных лесничеств является
организация доступной для
Практическая работа школьных лесничеств заключается в организованных мероприятиях по охране лесов от пожаров, выявлению очагов заболеваний лесных растений, массового размножения вредителей леса, незаконной вырубки леса, в участии в посадке деревьев и кустарников, сборе, хранении и посеве семян лекарственных растений, в эколого-природоохранной пропаганде среди местного населения, в создании школьных заказников и заповедников и др. Показателями успешной работы школьников служат конкурсы, выставки лучших работ, праздники и вечера (Праздник леса, Золотая осень, Праздник русской березки, слеты школьных лесничеств и др.).
Работа в школьных лесничествах увлекает ребят, прививает им глубокий интерес к лесу, воспитывает чувство заботы о нем. Одновременно школьные лесничества – хорошая школа для подготовки кадров будущих лесоводов. Это направление эколого-образовательной, природоохранной и лесоводческой деятельности детей и подростков развивается благодаря поддержке организаций системы Рослесхоза.
В
последнее время традиционные формы
внеклассной и внешкольной
К проектной деятельности привлекают школьников уже с младших классов. Экологически ориентированная деятельность младших школьников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Дети с помощью учителей и родителей могут создавать уголок живой природы, заботиться о растениях дома, в школе, в ближайшем природном окружении, составлять свои «красные тетради», писать рассказы, сочинять стихи, сказки, рисовать, составлять композиции на темы охраны природы, участвовать в конкурсах, выставках, фестивалях, других природоохранных мероприятиях и акциях.
С 1997 г. на территории Российской Федерации и стран СНГ реализуется первый широкомасштабный детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество», основанный на разработках и достижениях российской экологической школы. Научное руководство осуществляют ученые и педагоги Московского университета им. М. В. Ломоносова (МГУ), других научных центров. Основные цели проекта – объединение как можно большего числа детских экологических учреждений и организаций, создание между ними единого информационного пространства, развитие и распространение лучшего опыта. Основу проекта составляют доступные школьникам комплексные исследования, которые они проводят в природных экосистемах по предлагаемым учеными темам и методикам с последующим обменом результатами посредством телекоммуникаций. Направления и темы проекта следующие: ботанические исследования (первоцветы, редкие и исчезающие растения своего края); зоологические исследования (орнитологические и энтомологические наблюдения); гидробиологические исследования (включая мониторинг водоемов); мониторинг наземных экосистем (фенологические наблюдения и биоиндикация экосистем); памятники природы и другие особо охраняемые территории – содействие в организации новых и охране существующих.
В
России получили развитие конкурсы учебно-исследовательских
экологических проектов, работ по
географическому и
Важный вклад в практическую природоохранную деятельность учащихся вносят проводимые ими простейшие экологические исследования и работы по оценке состояние окружающей среды, результаты которых внедряются в систему экологического образования. Такие несложные экологические исследования позволяют учителям использовать этот богатейший материал как в классной (урочной) работе, так и в творческой углубленной работе в кружках, на факультативных занятиях и спецкурсах. Показателями успешной работы школьников служат выступления их на конференциях, участие в олимпиадах, конкурсах.
Широкое развитие в регионах России в последнее время получает школьный экологический мониторинг, под которым понимается доступная для детей эколого-исследовательская деятельность, осуществляемая на постоянной основе и по адаптированным для школьников методикам слежения за состоянием окружающей среды.
На
развитие практических форм и методов
экологического образования направлена
и международная научно-
Экскурсии природоведческого и экологического содержания проводятся по инициативе учителей и ученых всеми образовательными учреждениями как основного, так и дополнительного образования, общественными организациями, работающими с детьми. Экскурсии обеспечивают детям непосредственное общение с природой. Эколого-ботанические, эколого-зоологические, эколого-краеведческие, комплексные (экосистемные) экскурсии позволяют приобщить к красоте природы, увидеть экологические связи, понять взаимообусловленность природных процессов, развить интерес к окружающей среде, пробудить желание сохранить природу.
Экспозиции музеев природы, которые созданы в заповедниках, национальных парках, Домах природы или отделах природы в краеведческих музеях, позволяют формировать научные представления о взаимоотношениях природы и общества. Ведущая идея экспозиции музеев природы и специализированных подразделений многопрофильных музеев – гуманистическая направленность. Усилиями сотрудников музеев и экскурсоводов осуществляется целенаправленное формирование у посетителей знаний об органическом единстве природы и человека. Экскурсанты должны понять собственную причастность к судьбе родной природы, выработать чувства гордости за сохранность природы своего края. В последнее время школы стали создавать свои музеи природы, иногда называя их «экологическими музеями».
Особое место в пропаганде эколого-природоохранных знаний занимают зоологические парки и ботанические сады. В России насчитывается 45 ботанических садов и 15 крупных зоопарков. Они проводят со школьниками большую научно-просветительную работу эколого-природоохранной направленности.
Одним из важных практических мероприятий для школьников может быть создание экологической тропы (учебно-познавательной тропы, научно-просветительского маршрута). Учебная экологическая тропа – это специально оборудованный в образовательных (просветительских) целях маршрут, на котором созданы условия для изучения природного окружения, выполнения различных наблюдений, учетов животных, направленных на развитие экологической культуры. Экологические тропы прокладываются на территориях городов и поселков, в садах, парках, зеленых массивах и вблизи заповедников, на территориях заказников, национальных парков.
Полезна работа школьников в заповедниках и национальных парках. Особо охраняемых природных территорий федерального значения в России насчитывается более 200: 99 государственных заповедников, 34 национальных парка, заказники, природные парки и другие ООПТ. Все они привлекательны для посещения школьниками, для практической, учебной и исследовательской работы школьных коллективов. В большинстве заповедников и национальных парков созданы специальные эколого-просветительские отделы, в задачу которых входит организация экскурсий в буферной (охранной) зоне, музее, управлении заповедника. Для приема посетителей в них создают визит-центры, на кордонах в буферной зоне заповедников оборудуют места для стоянок, приема групп школьников. Сотрудники ООПТ разрабатывают специальные программы и организуют вместе с педагогами экологические лагеря школьников. ООПТ становятся школами природы для детей и педагогов. Заслуживает поощрения и развития такая форма работы школьников (приезжих из близлежащих поселков), как волонтерство, когда школьники на добровольных и безвозмездных условиях помогают сотрудникам заповедника, национального парка в их нелегком труде по уборке и содержанию территории, выращиванию молодняка в питомниках диких животных (например, журавлиные питомники Окского и Хинганского заповедников). Практическое участие в природоохранных мероприятиях оказывает мощное воспитательное воздействие на школьников.
Информация о работе Воспитание ненасильственного отношения к природе