Воспитание ненасильственного отношения к природе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:07, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы воспитания ненасильственного отношения в школе и оценка его результатов путем анкетирования современной молодежи. Для осуществления данной цели необходимо:

- изучить типы отношений между человеком и природой;

- изучить фундаментальные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы;

- рассмотреть ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип;

- ознакомиться с системой воспитания ненасильственного отношения к природе в школе;

- проанализировать эффективность существующей системы воспитания ненасильственного отношения к природе в школе.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 71.79 Кб (Скачать)

    Отряды  «зеленых» патрулей первоначально  возникли как мероприятия, направленные на охрану зеленых насаждений. Школьники  патрулировали лесопосадки, лесопарки, лесные массивы, зеленые насаждения с целью их защиты от уничтожения. «Зеленые» патрули стали не только детской общественной инспекцией по охране природы, но и школьным активом, организующим под руководством взрослых мероприятия по привлечению птиц, закладке парков, цветников, посадке  леса, а также пропаганде охраны природы среди школьников и населения.

    Отряды  «голубых» патрулей работали по охране рыбных ресурсов. Особенно широкой  популярностью пользовались работы по спасению рыбной молоди , оказавшейся в результате высыхания мест нереста в мелких водоемах и лужах, отрезанных от основного водоема. Кроме этого «голубые» патрули вели наблюдения за развитием мальков, изучали водоемы, следили за чистотой воды, вели разъяснительную, пропагандистскую работу.

    В дальнейшем по инициативе ВООП проводились  многочисленные массовые природоохранные  мероприятия: «Муравейник», «Родник», «Шмель», «Биощит» и др.

    В последнее время в системе  экологического образования школьников используют самые разнообразные  формы внеурочной и внешкольной  работы: кружки, клубы, экспедиции, лагеря и др. Они имеют в основном практическую направленность. Это эффективное  дополнение к теоретической подготовке школьников в области охраны окружающей среды, которую они получают на уроках. Приобщение школьников к практической природоохранной работе является важнейшим  компонентом экологического образования  и необходимым условием формирования экологического мировоззрения и  ненасильственного отношения к  природе.

    В Российской Федерации с 1994 г. ежегодно проводится Всероссийская олимпиада по экологии, что свидетельствует о значимости экологических знаний в жизни современного человека и общества в целом, необходимости эколого-природоохранной ориентации школьников.

    Первый  тур олимпиады по экологии – тестирование – предполагает выявление фактического уровня экологических знаний школьников. Второй тур – теоретическое решение  критических экологических ситуаций. Заключительный третий тур – защита разработанных участниками олимпиады  проектов (или исследовательских  научно-практических работ) экологического содержания.

    С 1995 г. организуется и Международная  олимпиада школьников по экологии и  здоровью. Экологические олимпиады  проводятся практически на всех уровнях: районном, городском, региональном (на уровне субъектов Российской Федерации), а затем на национальном – общероссийском и теперь на международном. Для городских школьников актуальной становится такая форма олимпиад, как «Зеленая олимпиада», проводимая обычно, в пригородной зеленой зоне города, на лоне природы. Это позволяет приобщить городских детей и на практике отработать правила поведения в природе, дать им возможность поучаствовать не только в теоретических соревнованиях, но и проявить себя в качестве «охранников» природы.

    Экологические олимпиады существенно повышают уровень подготовки школьников в  области экологии и охраны природы, впрочем, как и другие олимпиады  по соответствующим отраслям знаний.

    Успешность  экологического образования связана  с развитием потребности детей  к общению с природой. Нельзя допускать  их отчуждения от природной среды. Эта  потребность особенно возросла у  городских жителей. Жизнь человека в современном городе сопровождается снижением физической активности, отрицательно сказывается на здоровье детей. Кроме  того, город с массой людей, потоками транспорта, шумов, пребывание в искусственной  среде служат источником нездоровья, стресса, срыва нервной системы  хрупкого детского организма.

    От  общения с природой появляется ощущение радости. Природа, ее красота оказывает  заметное облагораживающее влияние  на мысли и поступки человека, воспитывает  неприятие насилия. Задача состоит в том, чтобы общение с природой (с ее элементами в виде комнатного цветка, рыбок в аквариуме и т.д.) прививало любовь, сострадание, рождало стремление к благородному поступку, действию по отношению не только к природным явлениям, но и к окружающим людям, формировало у ребенка гуманные чувства, исключающие черствость и жестокость ко всему живому.

    Один  из вариантов дополнительного экологического образования – учебно-исследовательская деятельность, которая носит познавательный, воспитательный и практический характер. В ее процессе формируются активность и самостоятельность в познании природы и жизни, культура мышления и поведения в социуме, понимание своего положения в окружающей среде, появляется стремление самому сберечь и защитить природу. При этом школьники выходят на иной уровень понимания проблемы, видят и оценивают привычные явления с разных сторон, приобретают личностно значимые опыт и знания. Как правило, учебно-исследовательская деятельность является хорошим дополнением к урочной работе.

    Большую роль в воспитании у школьников бережного  отношения к природе играет их участие в работе школьных лесничеств. Эта форма природоохранной деятельности получила широкое распространение  по всей стране в советский период. В 1990-х гг. в России насчитывалось 2500 школьных лесничеств. Они активно  поддерживались Федеральной службой  лесного хозяйства.

    Школьное  лесничество – это эколого-образовательное и практическое (лесоводческое) объединение учащихся средней общеобразовательной школы. Лесничества создают в целях воспитания у школьников общественного, бережного отношения к природе, рачительного отношения к использованию ресурсов лесных экосистем и обучения практическим навыкам в области лесоводства.

    Основной  задачей школьных лесничеств является организация доступной для детей  исследовательской работы (под руководством ученых-экологов, специалистов лесного  хозяйства) по изучению особенностей функционирования лесных экосистем, оценки их состояния, биологического разнообразия.

    Практическая  работа школьных лесничеств заключается  в организованных мероприятиях по охране лесов от пожаров, выявлению очагов заболеваний лесных растений, массового  размножения вредителей леса, незаконной вырубки леса, в участии в посадке  деревьев и кустарников, сборе, хранении и посеве семян лекарственных  растений, в эколого-природоохранной  пропаганде среди местного населения, в создании школьных заказников и  заповедников и др. Показателями успешной работы школьников служат конкурсы, выставки лучших работ, праздники и вечера (Праздник леса, Золотая осень, Праздник русской березки, слеты школьных лесничеств и др.).

    Работа  в школьных лесничествах увлекает ребят, прививает им глубокий интерес к  лесу, воспитывает чувство заботы о нем. Одновременно школьные лесничества  – хорошая школа для подготовки кадров будущих лесоводов. Это направление  эколого-образовательной, природоохранной  и лесоводческой деятельности детей  и подростков развивается благодаря  поддержке организаций системы  Рослесхоза.

    В последнее время традиционные формы  внеклассной и внешкольной работы дополнились такими вновь возрожденными  формами работы, как учебно-исследовательские проекты. Использование в преподавании метода проектов предусматривает освоение обучающимися основных этапов организации творческой деятельности – от идеи до получения конечного продукта труда.

    К проектной деятельности привлекают школьников уже с младших классов. Экологически ориентированная деятельность младших  школьников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно  значимой. Дети с помощью учителей и родителей могут создавать  уголок живой природы, заботиться о  растениях дома, в школе, в ближайшем  природном окружении, составлять свои «красные тетради», писать рассказы, сочинять стихи, сказки, рисовать, составлять композиции на темы охраны природы, участвовать  в конкурсах, выставках, фестивалях, других природоохранных мероприятиях и акциях.

    С 1997 г. на территории Российской Федерации  и стран СНГ реализуется первый широкомасштабный детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество», основанный на разработках и достижениях российской экологической школы. Научное руководство осуществляют ученые и педагоги Московского университета им. М. В. Ломоносова (МГУ), других научных центров. Основные цели проекта – объединение как можно большего числа детских экологических учреждений и организаций, создание между ними единого информационного пространства, развитие и распространение лучшего опыта. Основу проекта составляют доступные школьникам комплексные исследования, которые они проводят в природных экосистемах по предлагаемым учеными темам и методикам с последующим обменом результатами посредством телекоммуникаций. Направления и темы проекта следующие: ботанические исследования (первоцветы, редкие и исчезающие растения своего края); зоологические исследования (орнитологические и энтомологические наблюдения); гидробиологические исследования (включая мониторинг водоемов); мониторинг наземных экосистем (фенологические наблюдения и биоиндикация экосистем); памятники природы и другие особо охраняемые территории – содействие в организации новых и охране существующих.

    В России получили развитие конкурсы учебно-исследовательских  экологических проектов, работ по географическому и экологическому краеведению, конкурсы: «Подрост», «Вода  на Земле» и ряд других. Процесс  выполнения проектов силами учащихся включает комплексные исследования (посильные школьникам) природных  и искусственных водных объектов, уникальных уголков природы, лесных массивов. Эти работы позволяют сделать  заключения об экологическом состоянии  местных водоемов, памятников природы, лесных сообществ, собрать исторический, этнографический, географический, экологический  материал, сформировать и реализовать  комплексные программы практических действий по улучшению экологического состояния природных и антропогенных  объектов.

    Важный  вклад в практическую природоохранную  деятельность учащихся вносят проводимые ими простейшие экологические исследования и работы по оценке состояние окружающей среды, результаты которых внедряются в систему экологического образования. Такие несложные экологические  исследования позволяют учителям использовать этот богатейший материал как в классной (урочной) работе, так и в творческой углубленной работе в кружках, на факультативных занятиях и спецкурсах. Показателями успешной работы школьников служат выступления их на конференциях, участие в олимпиадах, конкурсах.

    Широкое развитие в регионах России в последнее  время получает школьный экологический мониторинг, под которым понимается доступная для детей эколого-исследовательская деятельность, осуществляемая на постоянной основе и по адаптированным для школьников методикам слежения за состоянием окружающей среды.

    На  развитие практических форм и методов  экологического образования направлена и международная научно-образовательная  экологическая программа «ГЛОУБ», которая призвана объединить ученых, учителей, учащихся разных стран в  области глобальных исследований и  наблюдений за окружающей природной  средой. Учащиеся под руководством ученых и учителей принимают участие  в реализации программы: проводят гидрометеорологические, биометрические исследования, наблюдения за окружающей природной средой; изучают  вопросы, связанные с ее защитой; обмениваются полученными сведениями. Работа по программе предусматривает  овладение иностранным языком, обучение элементарным методам полевых экологических  исследований, умение работать с ЭВМ, использование таких новейших телекоммуникационных средств передачи информации, как Интернет. Российские образовательные учреждения принимают участие в проектах и программах, адаптированных к нашим условиям.

    Экскурсии природоведческого и экологического содержания проводятся по инициативе учителей и ученых  всеми образовательными учреждениями как основного, так и дополнительного образования, общественными организациями, работающими с детьми. Экскурсии обеспечивают детям непосредственное общение с природой. Эколого-ботанические, эколого-зоологические, эколого-краеведческие, комплексные (экосистемные) экскурсии позволяют приобщить к красоте природы, увидеть экологические связи, понять взаимообусловленность природных процессов, развить интерес к окружающей среде, пробудить желание сохранить природу.

    Экспозиции  музеев природы, которые созданы в заповедниках, национальных парках, Домах природы или отделах природы в краеведческих музеях, позволяют формировать научные представления о взаимоотношениях природы и общества. Ведущая идея экспозиции музеев природы и специализированных подразделений многопрофильных музеев – гуманистическая направленность. Усилиями сотрудников музеев и экскурсоводов осуществляется целенаправленное формирование у посетителей знаний об органическом единстве природы и человека. Экскурсанты должны понять собственную причастность к судьбе родной природы, выработать чувства гордости за сохранность природы своего края. В последнее время школы стали создавать свои музеи природы, иногда называя их «экологическими музеями».

    Особое  место в пропаганде эколого-природоохранных  знаний занимают зоологические парки и ботанические сады. В России насчитывается 45 ботанических садов и 15 крупных зоопарков. Они проводят со школьниками большую научно-просветительную работу эколого-природоохранной направленности.

    Одним из важных практических мероприятий  для школьников может быть создание экологической тропы (учебно-познавательной тропы, научно-просветительского маршрута).  Учебная экологическая тропа – это специально оборудованный в образовательных (просветительских) целях маршрут, на котором созданы условия для изучения природного окружения, выполнения различных наблюдений, учетов животных, направленных на развитие экологической культуры. Экологические тропы прокладываются на территориях городов и поселков, в садах, парках, зеленых массивах и вблизи заповедников, на территориях заказников, национальных парков.

    Полезна работа школьников в заповедниках и национальных парках. Особо охраняемых природных территорий федерального значения в России насчитывается более 200: 99 государственных заповедников, 34 национальных парка, заказники, природные парки и другие ООПТ. Все они привлекательны для посещения школьниками, для практической, учебной и исследовательской работы школьных коллективов. В большинстве заповедников и национальных парков созданы специальные эколого-просветительские отделы, в задачу которых входит организация экскурсий в буферной (охранной) зоне, музее, управлении заповедника. Для приема посетителей в них создают визит-центры, на кордонах в буферной зоне заповедников оборудуют места для стоянок, приема групп школьников. Сотрудники ООПТ разрабатывают специальные программы и организуют вместе с педагогами экологические лагеря школьников. ООПТ становятся школами природы для детей и педагогов. Заслуживает поощрения и развития такая форма работы школьников (приезжих из близлежащих поселков), как волонтерство, когда школьники на добровольных и безвозмездных условиях помогают сотрудникам заповедника, национального парка в их нелегком труде по уборке и содержанию территории, выращиванию молодняка в питомниках диких животных (например, журавлиные питомники Окского и Хинганского заповедников). Практическое участие в природоохранных мероприятиях оказывает мощное воспитательное воздействие на школьников.

Информация о работе Воспитание ненасильственного отношения к природе