Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:07, реферат
Целью данной работы является изучение системы воспитания ненасильственного отношения в школе и оценка его результатов путем анкетирования современной молодежи. Для осуществления данной цели необходимо:
- изучить типы отношений между человеком и природой;
- изучить фундаментальные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы;
- рассмотреть ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип;
- ознакомиться с системой воспитания ненасильственного отношения к природе в школе;
- проанализировать эффективность существующей системы воспитания ненасильственного отношения к природе в школе.
В курсе обществоведения освещаются вопросы взаимосвязи общества и природы, влияния человека на окружающую среду, правовой защиты природы, экологической этики, многообразия и единства современного мира (глобальные проблемы человечества).
В курсах физической и экономической географии рассматриваются географические, естественно-научные, экономические аспекты взаимодействия общества и природы в их территориальной дифференциации регионального своеобразия. Помимо знакомства с охраной природных ресурсов гидросферы, атмосферы, литосферы, биосферы на уроках географии углубляются понятия о развитии и взаимосвязях природно-территориальных комплексов, о воздействии производственно- хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. География дает возможность понять естественные природные геоэкологические процессы, глобальные экологические проблемы, возникающие в связи с усилением антропогенного воздействия на природные комплексы. Школьники получают представления о рациональном использовании природных ресурсов при сохранении благоприятных экологических условий.
Минимум
экологических знаний, который должны
усвоить старшеклассники в
Основные
разделы географии имеют
Мировой океан и его влияние на состав атмосферы и климаты Земли. Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы, влияние материков на прибрежные части океана и океана на формирование природы окружающей суши.
Природные ландшафты,
Природопользование
и экология. Рациональное и нерациональное
природопользование. Влияние природы
на хозяйственную деятельность и
быт людей, влияние различных
видов хозяйственной
Формы природоохранной деятельности населения. Проблемы преобразования и охраны природы (на примере конкретных территорий своей страны): роль географической науки в организации рационального природопользования; правила поведения людей в природе в условиях сильного загрязнения природных комплексов, необходимость изменения поведения людей в зависимости от характера и степени загрязнения; меры по борьбе с различными видами и формами загрязнения окружающей среды.
Глобальные
проблемы человечества, их сущность и
взаимодействие. Экологические проблемы
и пути их решения.
Образовательная область «Естествознание» (биология, химия, физика).
Биологии принадлежит ведущее место в экологическом образовании, в формировании научно обоснованных знаний о природе, ее составляющих, о проблемах, связанных с антропогенным преобразованием естественных природных ландшафтов. Согласно учебным программам в процессе изучения биологии школьники должны усвоить следующие знания, имеющие фундаментальное значение для формирования эколого-природоохранного мировоззрения: основные биологические законы, теории. Критерии живого, уровни организации живой материи (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный). Разнообразие живых организмов, их место и роль в природе. Роль растений и животных в биосфере и жизни человека. Экологические факторы и их влияние на живые организмы и природные сообщества. Биогеоценозы, взаимосвязи и взаимоотношения в биоценозах, цепи питания, обмен веществ, потоки и превращения энергии в биогеоценозе. Экосистемы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Редкие, исчезающие и охраняемые виды. Роль человека в биосфере. Воздействие человека и его деятельности на растения и животных, природные экосистемы. Экологический мониторинг. Рациональное природопользование. Охраняемые территории. Сохранение биологического разнообразия как основы устойчивого развития экосистем. Красная книга. Ноосфера и место в ней человека.
Естественно, что при изучении курса общей биологии экологические понятия усложняются.
В курсах химии и физики рассматриваются биогеохимические процессы в биосфере, строение и превращение веществ в живой и неживой природе, раскрываются механизмы этих процессов. Изучая круговороты веществ в природе, расширяются знания учащихся об охране природных ресурсов, о методах борьбы с загрязнением окружающей среды. Школьники получают представления о разработке современных технологии производства, снижающих или исключающих их вредное влияние на окружающую среду, получают возможность выявить взаимосвязи здоровья человека с качеством окружающей среды.
В
курсе химии школьники
В курсе физики у школьников
формируются знания о
Учебным
планом средней (полной) общеобразовательной
школы предусматривается
Образовательная область «Технология»
Формируются
важнейшие понятия о
Среди основных пяти модулей, которые определяются направленностью пяти профессиональных сфер социально-трудовой деятельности человека, можно выделить следующие: человек природа, человек – техника, человек – человек, в которых освещаются экологические вопросы.
Модули
ориентированы на усвоение школьниками
следующих знаний: экономия сырья, энергии,
экологические проблемы производства,
утилизация и использование отходов
производства, социальные и экологические
последствия применения разных технологий.
Защита природы и человека от негативных
последствий хозяйственной
В модуле «Человек – природа» упор сделан на сельскохозяйственный труд. В модуле «Человек – художественный образ» - на освоение декоративно-прикладного искусства, народных промыслов через раскрытие программной темы «Природа и искусство».
Курс
«Основы безопасности
жизнедеятельности», введенный с первого
по выпускной классы, формирует у учащихся
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного характера и
о защите от них населения, формирует понятие
экологическая безопасность.
Физико-математическая образовательная область
В
школьных курсах математики
и информатики
можно найти возможности для экологического
образования. В частности, в таких вопросах
программы: математическое моделирование
природных, природно-техногенных и социоприродных
процессов. Единство информационных процессов
в живой природе, обществе и технике. Информационные
технологии. Компьютерные коммуникации,
справочники, словари и т.д. Экология в
сети Интернет – глобальной телекоммуникационной
сети, публикации в WWW, поиск информации,
в том числе и экологической. Это лишь
некоторые возможности для формирования
экологических знаний у школьников в курсах
информатики и математики.
Вариативные курсы по выбору (факультатив, спецкурс)
Такая
форма классной работы эколого-природоохранного
образования широко используется школьными
учителями. В отличие от обязательных
предметов они охватывают не всех
учащихся, а только желающих получить
глубокие знания, систематическую подготовку
по экологии, рациональному
Эффективность
курсов эколого-природоохранной
4. 3. Внеклассная и внешкольная работа
Еще на рубеже XIX-XX вв. в России стало зарождаться молодежное природоохранное движение. При гимназиях и лицеях создавались общества «лиги малолетних защитников животных», «майские союзы», в которых участвовали дети и подростки от 9 до 16 лет. Появились новые общественные структуры альтернативные школьным курсам обучения – вспомогательные учреждения и организации: «детские площадки», клубы, кружки, экскурсионные станции, детские парки, биостанции, станции юных натуралистов и др. Проводились мероприятия, которые можно назвать прототипами массовых природоохранных компаний, получивших широкое распространение в советское время.
В России первое общество по охране природы было создано в 1910 г. в с. Верхняя Хортица Екатеринославской губернии, на Украине по инициативе учителя П. Ф. Бузука. Целью общества было «охранение животного, растительного и минерального царства природы, в смысле сохранения цельности, красоты и богатства их представителей, и распространения в местном населении понятий о разумном пользовании дарами природы». Задачи общества были весьма прогрессивными и близкими современным. Хортицкие энтузиасты, а их в 1912 г. насчитывалось более 200 человек, взяли под строгий контроль охоту и рыбную ловлю в Екатеринославском уезде, посадили на песках сад в 800 кустов роз, 930 кустов жимолости, 1500 кленов и елей, организовали публичную библиотеку по естествоведению, привлекали птиц, развешивая искусственные гнездовья.
В 20-е гг. появляются юннатские кружки. Этому способствовали организация «Московский биосад» (1918) и «Биостанция любителей природы» (1918), переименованная в 1920 г. в «Биостанцию юных натуралистов им. К. А. Тимирязева». Здесь начали работать первые в Советской России кружки юных натуралистов. Создаются объединения юннатов в Московском зоопарке, в Петрограде и других городах.
Появляются первые станции юных натуралистов. Ведущее место в становлении исследовательской деятельности школьников занимало Всероссийское общество природы (ВООП), созданное в 1924 г. Школы активно включились в деятельность по охране природы. Одной из распространенных тогда форм работы были натуралистические кружки, основной направленностью занятий в которых были наблюдения за объектами местной природы: растениями и животными.
В 30-е гг. развернулось движение по изучению детьми сельского хозяйства и участию их в сельскохозяйственном производстве. Это ослабило внимание к исследовательской и практической деятельности в природе. Тогда же в стране стали уделять большое внимание озеленению городов и поселков, продолженное в 40-е гг. Создавали новые сады, парки, скверы, бульвары реконструировали старые, озеленялись городские улицы и жилые кварталы, обследовали зеленые зоны крупных городов.
В
1960-е гг. ВООП уделяло большое
внимание привлечению школьников к
выполнению конкретных дел по исследованию
и сохранению природы страны. Популярными
были отряды «зеленых» и «голубых»
патрулей, которые исследовали состояние
растительных и водных объектов, следили
за чистотой водной среды, водоохранных
зон, расчищали истоки рек, ручьев, родники.
У исследовательских работ «
Информация о работе Воспитание ненасильственного отношения к природе