Воспитание ненасильственного отношения к природе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:07, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы воспитания ненасильственного отношения в школе и оценка его результатов путем анкетирования современной молодежи. Для осуществления данной цели необходимо:

- изучить типы отношений между человеком и природой;

- изучить фундаментальные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы;

- рассмотреть ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип;

- ознакомиться с системой воспитания ненасильственного отношения к природе в школе;

- проанализировать эффективность существующей системы воспитания ненасильственного отношения к природе в школе.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 71.79 Кб (Скачать)

    В курсе обществоведения освещаются вопросы взаимосвязи общества и природы, влияния человека на окружающую среду, правовой защиты природы, экологической этики, многообразия и единства современного мира (глобальные проблемы человечества).

    В курсах физической и  экономической географии рассматриваются географические, естественно-научные, экономические аспекты взаимодействия общества и природы в их территориальной дифференциации регионального своеобразия. Помимо знакомства с охраной природных ресурсов гидросферы, атмосферы, литосферы, биосферы на уроках географии углубляются понятия о развитии и взаимосвязях природно-территориальных комплексов, о воздействии производственно- хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. География дает возможность понять естественные природные геоэкологические процессы, глобальные экологические проблемы, возникающие в связи с усилением антропогенного воздействия на природные комплексы. Школьники получают представления о рациональном использовании природных ресурсов при сохранении благоприятных экологических условий.

    Минимум экологических знаний, который должны усвоить старшеклассники в процессе изучения географии, включает такие  экологические понятия, как биосфера, взаимосвязь ее с другими сферами  Земли, географические закономерности распространения почв, растений, животных, биомов.

    Основные  разделы географии имеют принципиально  важное значение для формирования эколого-природоохранных знаний учащихся. Современные учебные программы предусматривают изучение следующих вопросов:

    Мировой океан и его влияние на состав атмосферы и климаты Земли. Материки и океаны как крупнейшие природные  комплексы, влияние материков на прибрежные части океана и океана на формирование природы окружающей суши.

      Природные ландшафты, природная  зона, широтная и высотная зональность,  роль климата и рельефа в  формировании природных комплексов  и т. д.

    Природопользование  и экология. Рациональное и нерациональное природопользование. Влияние природы  на хозяйственную деятельность и  быт людей, влияние различных  видов хозяйственной деятельности человека на природу. Проблемы взаимодействия производства и природы в разных регионах (на примере России и других государств).

    Формы природоохранной деятельности населения. Проблемы преобразования и охраны природы (на примере конкретных территорий своей страны): роль географической науки в организации рационального природопользования; правила поведения людей в природе в условиях сильного загрязнения природных комплексов, необходимость изменения поведения людей в зависимости от характера и степени загрязнения; меры по борьбе с различными видами и формами загрязнения окружающей среды.

    Глобальные  проблемы человечества, их сущность и  взаимодействие. Экологические проблемы и пути их решения. 

    Образовательная область «Естествознание» (биология, химия, физика).

    Биологии  принадлежит ведущее место в экологическом образовании, в формировании научно обоснованных знаний о природе, ее составляющих, о проблемах, связанных с антропогенным преобразованием естественных природных ландшафтов. Согласно учебным программам в процессе изучения биологии школьники должны усвоить следующие знания, имеющие фундаментальное значение для формирования эколого-природоохранного мировоззрения: основные биологические законы, теории. Критерии живого, уровни организации живой материи (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный). Разнообразие живых организмов, их место и роль в природе. Роль растений и животных в биосфере и жизни человека. Экологические факторы и их влияние на живые организмы и природные сообщества. Биогеоценозы, взаимосвязи и взаимоотношения в биоценозах, цепи питания, обмен веществ, потоки и превращения энергии в биогеоценозе. Экосистемы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Редкие, исчезающие и охраняемые виды. Роль человека в биосфере. Воздействие человека и его деятельности на растения и животных, природные экосистемы. Экологический мониторинг. Рациональное природопользование. Охраняемые территории. Сохранение биологического разнообразия как основы устойчивого развития экосистем. Красная книга. Ноосфера и место в ней человека.

    Естественно, что при изучении курса общей  биологии экологические понятия  усложняются.

    В курсах химии и  физики рассматриваются биогеохимические процессы в биосфере, строение и превращение веществ в живой и неживой природе, раскрываются механизмы этих процессов. Изучая круговороты веществ в природе, расширяются знания учащихся об охране природных ресурсов, о методах борьбы с загрязнением окружающей среды. Школьники получают представления о разработке современных технологии производства, снижающих или исключающих их вредное влияние на окружающую среду, получают возможность выявить взаимосвязи здоровья человека с качеством окружающей среды.

    В курсе химии школьники усваивают  знания об источниках и веществах, загрязняющих окружающую среду, о предельно допустимых концентрациях вредных веществ, о способах снижения загрязнения  окружающей среды отходами химических производств. Учащиеся знакомятся с  проблемами безотходного производства и его продукцией, с экологически грамотным обращением с веществами в быту и на производстве.

      В курсе физики у школьников  формируются знания о воздействии  тепловых, гидроэлектростанций, АЭС,  двигателей внутреннего сгорания  на окружающую среду, на жизнедеятельность  человека. Школьники получают представление  о влиянии электрического и  магнитного полей, радиоактивного  излучения на живые организмы.

    Учебным планом средней (полной) общеобразовательной  школы предусматривается изучение не только традиционных естественно-научных предметов: биологии, физики, химии, но и специальной предметной области «Экология». Основные разделы экологии следующие: общая, социальная и прикладная. 

    Образовательная область «Технология»

    Формируются важнейшие понятия о воздействии  научно-технического прогресса на окружающую среду, о различных технологиях  и производствах, оказывающих влияние  на состояние окружающей среды и  возможных переходах на экологически целесообразные способы производственной деятельности в промышленности и сельском хозяйстве.

    Среди основных пяти модулей, которые определяются направленностью пяти профессиональных сфер социально-трудовой деятельности человека, можно выделить следующие: человек природа, человек – техника, человек – человек, в которых  освещаются экологические вопросы.

    Модули  ориентированы на усвоение школьниками  следующих знаний: экономия сырья, энергии, экологические проблемы производства, утилизация и использование отходов  производства, социальные и экологические  последствия применения разных технологий. Защита природы и человека от негативных последствий хозяйственной деятельности.

    В модуле «Человек – природа» упор сделан на сельскохозяйственный труд. В модуле «Человек – художественный образ» - на освоение декоративно-прикладного  искусства, народных промыслов через  раскрытие программной темы «Природа и искусство».

    Курс  «Основы безопасности жизнедеятельности», введенный с первого по выпускной классы, формирует у учащихся знания об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера и о защите от них населения, формирует понятие экологическая безопасность. 

    Физико-математическая образовательная  область

    В школьных курсах математики и информатики можно найти возможности для экологического образования. В частности, в таких вопросах программы: математическое моделирование природных, природно-техногенных и социоприродных процессов. Единство информационных процессов в живой природе, обществе и технике. Информационные технологии. Компьютерные коммуникации, справочники, словари и т.д. Экология в сети Интернет – глобальной телекоммуникационной сети, публикации в WWW, поиск информации, в том числе и экологической. Это лишь некоторые возможности для формирования экологических знаний у школьников в курсах информатики и математики. 

    Вариативные курсы по выбору (факультатив, спецкурс)

    Такая форма классной работы эколого-природоохранного образования широко используется школьными  учителями. В отличие от обязательных предметов они охватывают не всех учащихся, а только желающих получить глубокие знания, систематическую подготовку по экологии, рациональному природопользованию, охране окружающей природной среды. В общеобразовательной школе  факультативные курсы вводятся в  учебный план как основной школы, так и полной средней школы. Для учащихся VI-IX классов содержание курсов должно соответствовать уровню их развития и подготовленности. В X-XI классах факультативные курсы, спецкурсы (курсы по выбору) часто становятся основой профориентационной работы с ними. Школам предложено несколько вариантов таких курсов для выбора учащимися. Кроме этого учителя сами разрабатывают программы собственных факультативных курсов. Особенно хорошие программы представлены учителями, которые получили специальную подготовку по экологии,  прошли соответствующую переподготовку в системе повышения квалификации. Как правило, это программы двух типов: полностью посвященные вопросам экологии и охраны природы или же представляют собой руководство по углубленному изучению какого-то учебного предмета с выраженной природоохранной направленностью. Содержание факультативных курсов должно быть скоординировано с программами обязательных школьных предметов и с уже пройденным учебным материалом. В факультативном курсе природоохранной направленности наряду с теоретическими знаниями необходимо отводить значительное место экскурсиям на природу, практическим работам по охране местной природы, развитию умений и навыков в области самостоятельных исследований в окружающей природной среде.

    Эффективность курсов эколого-природоохранной направленности по выбору учащихся во многом зависит  от того, насколько активно они  будут работать в природе, бережно  использовать ее ресурсы. Выход школьников в природу, их участие в природоохранной  деятельности  - обязательное условие, без которого не может быть решена основная задача экологического образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. 3. Внеклассная и  внешкольная работа

    Еще на рубеже XIX-XX вв. в России стало зарождаться молодежное природоохранное движение. При гимназиях и лицеях создавались общества «лиги малолетних защитников животных», «майские союзы», в которых участвовали дети и подростки от 9 до 16 лет. Появились новые общественные структуры альтернативные школьным курсам обучения – вспомогательные учреждения и организации: «детские площадки», клубы, кружки, экскурсионные станции, детские парки, биостанции, станции юных натуралистов и др. Проводились мероприятия, которые можно назвать прототипами массовых природоохранных компаний, получивших широкое распространение в советское время.

    В России первое общество по охране природы  было создано в 1910 г. в с. Верхняя Хортица Екатеринославской губернии, на Украине по инициативе учителя П. Ф. Бузука. Целью общества было «охранение животного, растительного и минерального царства природы, в смысле сохранения цельности, красоты и богатства их представителей, и распространения в местном населении понятий о разумном пользовании дарами природы». Задачи общества были весьма прогрессивными и близкими современным. Хортицкие энтузиасты, а их в 1912 г. насчитывалось более 200 человек, взяли под строгий контроль охоту и рыбную ловлю в Екатеринославском уезде, посадили на песках сад в 800 кустов роз, 930 кустов жимолости, 1500 кленов и елей, организовали публичную библиотеку по естествоведению, привлекали птиц, развешивая искусственные гнездовья.

    В 20-е гг. появляются юннатские кружки. Этому способствовали организация  «Московский биосад» (1918) и «Биостанция любителей природы» (1918), переименованная в 1920 г. в «Биостанцию юных натуралистов им. К. А. Тимирязева». Здесь начали работать первые в Советской России кружки юных натуралистов. Создаются объединения юннатов в Московском зоопарке, в Петрограде и других городах.

    Появляются  первые станции юных натуралистов. Ведущее место в становлении  исследовательской деятельности школьников занимало Всероссийское общество природы (ВООП), созданное в 1924 г. Школы активно  включились в деятельность по охране природы. Одной из распространенных тогда форм работы были натуралистические  кружки, основной направленностью занятий  в которых были наблюдения за объектами  местной природы: растениями и животными.

    В 30-е гг. развернулось движение по изучению детьми сельского хозяйства и  участию их в сельскохозяйственном производстве. Это ослабило внимание к исследовательской и практической деятельности в природе. Тогда же в стране стали уделять большое внимание озеленению городов и поселков, продолженное в 40-е гг. Создавали новые сады, парки, скверы, бульвары реконструировали старые, озеленялись городские улицы и жилые кварталы, обследовали зеленые зоны крупных городов.

    В 1960-е гг. ВООП уделяло большое  внимание привлечению школьников к  выполнению конкретных дел по исследованию и сохранению природы страны. Популярными  были отряды «зеленых» и «голубых»  патрулей, которые исследовали состояние  растительных и водных объектов, следили  за чистотой водной среды, водоохранных зон, расчищали истоки рек, ручьев, родники. У исследовательских работ «голубых»  патрулей был свой девиз: «Малым рекам  – полноводность и чистоту». Проводится конкурс «За бережное отношение  к природе».

Информация о работе Воспитание ненасильственного отношения к природе