Воспитание ненасильственного отношения к природе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:07, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы воспитания ненасильственного отношения в школе и оценка его результатов путем анкетирования современной молодежи. Для осуществления данной цели необходимо:

- изучить типы отношений между человеком и природой;

- изучить фундаментальные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы;

- рассмотреть ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип;

- ознакомиться с системой воспитания ненасильственного отношения к природе в школе;

- проанализировать эффективность существующей системы воспитания ненасильственного отношения к природе в школе.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 71.79 Кб (Скачать)

    Следует отметить, что в ряде восточных  религий провозглашается единство всего сущего, поскольку во всем преобладает единая субстанция. Отсюда делается вывод о необходимости  любовной заботы обо всем, что есть в природе, ненасильственного отношения  к этому. Благополучие человечества и благополучие природы, будущее  человечества и будущее природы, богатство и разносторонность человеческой жизни и богатство природы - нерасторжимые части единого целого. В то же время здесь чувствуется отношение рядоположенности всех проявлений сущего. В реальности, как известно из опыта, все гораздо сложнее. Поэтому более привлекательным является системный подход, где все имеет свое определенное место, в том числе и человек.

    Следует также отметить, что уже сегодня  в ряде нормативных документов находит  отражение реализация идеи гармонии человека с природой: подходить к  природе с точки зрения интересов  всего человечества, при этом имея в виду не только интересы нынешнего  поколения, но и грядущих поколений  людей; проявлять заботливость, бережливость и разумность по отношению ко всем природным ресурсам, сводить к  минимуму вред, наносимый живым творениям  природы и всем другим. В этом смысле наглядным примером служит стихотворение  И.В. Гёте «Нашел», которое приводит Э. Фромм в своей книге.

            Бродил  я лесом...  
            В глуши его  
            Найти не чаял  
            Я ничего.  
            Смотрю, цветочек  
            В тени ветвей,  
            Всех глаз прекрасней,  
            Всех звезд светлей.  
            Простер я руку,  
            Но молвил он:  
            «Ужель погибнуть  
            Я осужден?»  
            Я взял с корнями  
            Питомца рос  
            И в сад прохладный  
            К себе отнес.  
            В тиши местечко  
            Ему отвел,  
            Цветет он снова,  
            Как прежде цвел.

    Здесь также вначале у человека возникает  желание сорвать цветок, но цветок здесь представлен как живое  существо. Поэтому человек нашел  другое решение - взять цветок с корнями, не разрушая его жизни и перенести  его к себе домой.

    В.А. Ясвин считает экологически целесообразным формировать у населения субъектное отношение к природе субъектно-этического типа. Такой тип отношения характеризуется личностной установкой на партнерское взаимодействие с природными существами, включением их в сферу действия этических норм, а, значит, исключает любое проявление насилия к природе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Ненасилие как  форма отношения  к природе и  как нравственный  принцип

    В социальной сфере переход к ненасилию  есть акт весьма своевременного морального выбора, содействующий консолидации людей, установлению взаимопонимания  между различными культурными, этническими, конфессиональными общностями, способствующий терпимости и готовности к разрешению конфликтов, кажущихся неразрешимыми.

    В сфере отношений человека и природы  этика ненасилия изменяет не представления  о природе, а отношение к ней. Согласно принципу ненасилия человек  обязан вести себя не как существо, озабоченное лишь материальными  запросами, а как цельная личность. Здесь уместно будет привести примечательные строки из И. Канта: «В отношении живой, хотя и лишенной разума, части тварей насильственное и вместе с тем жестокое обращение  с животными еще более противно долгу человека перед самим собой, так как препятствуется сочувствие человека к их страданиям, ослабляются  и постепенно уничтожаются естественные задатки, очень полезные для моральности  в отношениях с другими людьми».

    Ненасилие выступает в качестве той духовной инстанции, жизненного и этического принципа, которые дают возможность  человеку обрести истинную духовность, достичь состояния, когда ненасилие  в различных его формах будет  восприниматься как нечто вообще противное самой природе.

    Ненасилие как альтернатива насилию - это идеологический, этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание  ценности всего живого, человека и  его жизни, отрицающий принуждение  как способ решения политических, нравственных, экономических и межличностных  проблем и конфликтов.

    Современные взгляды ученых основываются на положении  об интеграции человека и природы, гармонизации их отношений, понимании системного строения всей природы. Основной акцент в этике делается на развитии так  называемой экологической совести  и экологического долга. Долг в экологической  интерпретации состоит не только в том, чтобы сберечь то, что  есть, поддерживать сложившееся равновесие в природе, но и предпринимать усилия для достижения наилучшего состояния экосистем. Только через призму такого подхода можно рассматривать и практические интересы человека, решать проблемы, связанные с его жизнью и деятельностью.

    В настоящее время в качестве одного из принципов построения отношений  человека с природой, принципов, основанных на понимании целостного единства человека с миром, прежде всего со всем живым, можно признать принцип «благоговения  перед жизнью» А. Швейцера: «Я испытываю побуждение высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле и жизни, так и по отношению к любой другой».

    А. Швейцер говорит об элементарном мышлении, которое исходит из фундаментальных представлений об отношении человека к миру, о смысле жизни и о сущности добра. Элементарное мышление - такое мышление, которое занято природой познания, логическими построениями, естественными науками; если же человек побуждается к постоянному размышлению о самом себе и своем личностном отношении к миру, то это приоритет уже другого типа мышления.

    В сжатом виде содержание концепции А. Швейцера состоит в следующем.

  1. Реальный мир - мир, полный жизни.
  2. О мире человек знает только то, что все существующее, как и он сам, является проявлением воли к жизни; к этому миру он имеет как пассивное, так и активное отношение; как существо, стоящее в пассивном отношении к миру, он приходит к духовной связи с ним через смирение; как существо, стоящее в активном отношении к миру, человек приходит к духовной связи с ним благодаря тому, что не живет для себя одного, а чувствует себя одним целым со всей жизнью, которая находится в сфере его влияния.
  3. Начав думать о тайне своей жизни и о связях, соединяющих его с жизнью, человек уже не может относиться к своей и окружающей его жизни иначе, как в соответствии с принципом «благоговения перед жизнью», и этот принцип не может не проявиться в этическом миро- и жизнеутверждении, которое выражается в его действиях; он будет не просто жить, а по-настоящему испытывать жизнь.
  4. Для человека по-настоящему нравственного жизнь священна даже та, которая находится на нижней границе шкалы ценностей, он делает различия только в каждом конкретном случае, под давлением необходимости, например, когда ему предстоит решить, какой из двух жизней он должен пожертвовать, чтобы сохранить другую. «Если этика Благоговения перед жизнью затронула его, - пишет А. Швейцер, - он наносит вред в жизни и разрушает лишь в силу необходимости, которой он не может избежать, и никогда - из-за недомыслия. Насколько он является свободным человеком, настолько он использует любую возможность, что испытать блаженство: оказаться в состоянии помочь жизни и отвести от нее страдание и разрушение».

    Этика А. Швейцера одинаково и гуманистична, и реалистична. Признавая тот факт, что человек не может избежать насилия над жизнью и ее уничтожения, тем не менее, он, как существо разумное, не будет этого делать на субъективном основании, произвольно, помня всегда о том, что «он несет ответственность за жизнь, которая принесена в жертву». Такого рода этический подход, весьма близкий принципу ненасилия, может, по нашему мнению, способствовать разрешению глобальной проблемы, гармонизации взаимодействия человека и природы, полноте использования собственного разума, когда индивид осознает как ценность окружающий мир, так и собственную ценность и когда эти ценности связаны воедино неразрывными узами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Ненасильственное  отношение к природе  и школа

    Успешное  внедрение в жизнедеятельность  человека идеи ненасильственного отношения  к природе во многом зависит от того, насколько хорошо она осознана населением страны. Одним из наиболее действенных способов воспитания в  человечестве ненасильственного отношения  к природе является экологическое  образование. Развитие экологического образования стало реакцией общества на ухудшение экологической обстановки в мире. Экологическое образование  должно, говоря словами В. И. Вернадского, научить «управлять собой в отношениях с природой». Поэтому широкое  эколого-природоохранное просвещение  населения – одно из важнейших  направлений не только в образовании, но и в охране природы.

    Эта современная позиция основывается на решениях Конференции ООН по проблемам  окружающей среды в Стокгольме (1972), Межправительственной конференции  по образованию в области окружающей среды, организованной ЮНЕСКО в Тбилиси (1977), Международного конгресса ЮНЕП и ЮНЕСКО «Образование и подготовка кадров в области окружающей среды» в Москве (1987), Конференции ООН  по окружающей среде и развитию в  Рио-де-Жанейро (1992).

    Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991) определяет следующее: «В целях повышения экологической  культуры общества и профессиональной подготовки специалистов в стране устанавливается  система всеобщего, комплексного и  непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс  дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации,  а также через  средства массовой информации».

    Ряд последующих природоохранных нормативно-правовых документов определил экологическое  образование и воспитание в качестве приоритетного направления деятельности в области охраны окружающей среды  в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии  Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого  развития», постановление Правительства  Российской Федерации от 4 ноября 1994 г. № 208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» и др.

    Воспитание  любви к природе в соответствии с Законом Российской Федерации  «Об образовании» (1992) определено одним  из принципов государственной политики в области образования.

    Таким образом, предусмотренные государственным  законодательством экологическое  воспитание и образование входят прежде всего в задачи органов управления народным образованием, однако их обязательность и всеобщность должны обеспечиваться и системой управления в области охраны окружающей среды Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. 1. Экологическое образование  в школе

    Ответственность за полноценное экологическое образование  и природоохранное воспитание принадлежит  общеобразовательной школе как  основному звену системы образования, через которое проходит все подрастающее поколение, практически все население  страны.

    Целью экологического образования в школе  является формирование системы научных  знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения  школьников к окружающей среде во всех видах деятельности.

    Процесс обучения и воспитания в школе  ориентирован на развитие личностных качеств обучаемых, формирование у  них экологически значимых стереотипов  поведения и осознание природоохранных  идеалов, развитие умений оценить свое воздействие на окружающую природную  среду с позиций не только своего благополучия, но и гармонии взаимоотношений  в системе «природа и общество».

    В школах России экологическое образование  осуществляется путем реализации в  учебно-воспитательном процессе одной  из следующих моделей.

    Однопредметная  модель предполагает изучение экологии в рамках одного самостоятельного учебного предмета. Введение специальной учебной дисциплины было рекомендовано Всемирной хартией природы, в которой отмечено, что «курсы охраны окружающей среды» должны стать составной частью общей системы образования. С этого времени в учебный план средней школы  стали вводить в качестве самостоятельного учебного предмета курсы: «Окружающий мир», «Основы экологии», «Природопользование» и др. Реализация этой модели среднего экологического образования проводилась в 1990-х гг., когда интегрированный, комплексный учебный предмет включал в себя систему знаний по основам общей, социальной и прикладной экологии.

    Многопредметная модель предполагает экологизацию содержания традиционных школьных дисциплин как естественно-научного, так и гуманитарного циклов. Под этим подразумевается включение вопросов эколого-природоохранного содержания во все школьные предметы. Эта модель среднего экологического образования широко использовалась в 70-80-е гг., когда шло его становление в средних школах и средних специальных учебных заведениях при отсутствии самостоятельных программ, учебников, подготовленных педагогических кадров. Удачным вариантом многопредметной модели было издание приложений (вкладышей) или небольших книг к основным учебникам: «Физика и экология» (Рыженков,1989), «Экология растений» (Былова, Шорина,1999) и др.

Информация о работе Воспитание ненасильственного отношения к природе