Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:07, реферат
Целью данной работы является изучение системы воспитания ненасильственного отношения в школе и оценка его результатов путем анкетирования современной молодежи. Для осуществления данной цели необходимо:
- изучить типы отношений между человеком и природой;
- изучить фундаментальные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы;
- рассмотреть ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип;
- ознакомиться с системой воспитания ненасильственного отношения к природе в школе;
- проанализировать эффективность существующей системы воспитания ненасильственного отношения к природе в школе.
Следует
отметить, что в ряде восточных
религий провозглашается
Следует также отметить, что уже сегодня в ряде нормативных документов находит отражение реализация идеи гармонии человека с природой: подходить к природе с точки зрения интересов всего человечества, при этом имея в виду не только интересы нынешнего поколения, но и грядущих поколений людей; проявлять заботливость, бережливость и разумность по отношению ко всем природным ресурсам, сводить к минимуму вред, наносимый живым творениям природы и всем другим. В этом смысле наглядным примером служит стихотворение И.В. Гёте «Нашел», которое приводит Э. Фромм в своей книге.
Бродил
я лесом...
В глуши его
Найти не чаял
Я ничего.
Смотрю, цветочек
В тени ветвей,
Всех глаз прекрасней,
Всех звезд светлей.
Простер я руку,
Но молвил он:
«Ужель погибнуть
Я осужден?»
Я взял с корнями
Питомца рос
И в сад прохладный
К себе отнес.
В тиши местечко
Ему отвел,
Цветет он снова,
Как прежде цвел.
Здесь также вначале у человека возникает желание сорвать цветок, но цветок здесь представлен как живое существо. Поэтому человек нашел другое решение - взять цветок с корнями, не разрушая его жизни и перенести его к себе домой.
В.А.
Ясвин считает экологически целесообразным
формировать у населения субъектное отношение
к природе субъектно-этического типа.
Такой тип отношения характеризуется
личностной установкой на партнерское
взаимодействие с природными существами,
включением их в сферу действия этических
норм, а, значит, исключает любое проявление
насилия к природе.
3. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип
В социальной сфере переход к ненасилию есть акт весьма своевременного морального выбора, содействующий консолидации людей, установлению взаимопонимания между различными культурными, этническими, конфессиональными общностями, способствующий терпимости и готовности к разрешению конфликтов, кажущихся неразрешимыми.
В сфере отношений человека и природы этика ненасилия изменяет не представления о природе, а отношение к ней. Согласно принципу ненасилия человек обязан вести себя не как существо, озабоченное лишь материальными запросами, а как цельная личность. Здесь уместно будет привести примечательные строки из И. Канта: «В отношении живой, хотя и лишенной разума, части тварей насильственное и вместе с тем жестокое обращение с животными еще более противно долгу человека перед самим собой, так как препятствуется сочувствие человека к их страданиям, ослабляются и постепенно уничтожаются естественные задатки, очень полезные для моральности в отношениях с другими людьми».
Ненасилие выступает в качестве той духовной инстанции, жизненного и этического принципа, которые дают возможность человеку обрести истинную духовность, достичь состояния, когда ненасилие в различных его формах будет восприниматься как нечто вообще противное самой природе.
Ненасилие как альтернатива насилию - это идеологический, этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его жизни, отрицающий принуждение как способ решения политических, нравственных, экономических и межличностных проблем и конфликтов.
Современные взгляды ученых основываются на положении об интеграции человека и природы, гармонизации их отношений, понимании системного строения всей природы. Основной акцент в этике делается на развитии так называемой экологической совести и экологического долга. Долг в экологической интерпретации состоит не только в том, чтобы сберечь то, что есть, поддерживать сложившееся равновесие в природе, но и предпринимать усилия для достижения наилучшего состояния экосистем. Только через призму такого подхода можно рассматривать и практические интересы человека, решать проблемы, связанные с его жизнью и деятельностью.
В настоящее время в качестве одного из принципов построения отношений человека с природой, принципов, основанных на понимании целостного единства человека с миром, прежде всего со всем живым, можно признать принцип «благоговения перед жизнью» А. Швейцера: «Я испытываю побуждение высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле и жизни, так и по отношению к любой другой».
А. Швейцер говорит об элементарном мышлении, которое исходит из фундаментальных представлений об отношении человека к миру, о смысле жизни и о сущности добра. Элементарное мышление - такое мышление, которое занято природой познания, логическими построениями, естественными науками; если же человек побуждается к постоянному размышлению о самом себе и своем личностном отношении к миру, то это приоритет уже другого типа мышления.
В сжатом виде содержание концепции А. Швейцера состоит в следующем.
Этика
А. Швейцера одинаково и гуманистична,
и реалистична. Признавая тот факт, что
человек не может избежать насилия над
жизнью и ее уничтожения, тем не менее,
он, как существо разумное, не будет этого
делать на субъективном основании, произвольно,
помня всегда о том, что «он несет ответственность
за жизнь, которая принесена в жертву».
Такого рода этический подход, весьма
близкий принципу ненасилия, может, по
нашему мнению, способствовать разрешению
глобальной проблемы, гармонизации взаимодействия
человека и природы, полноте использования
собственного разума, когда индивид осознает
как ценность окружающий мир, так и собственную
ценность и когда эти ценности связаны
воедино неразрывными узами.
4. Ненасильственное отношение к природе и школа
Успешное
внедрение в жизнедеятельность
человека идеи ненасильственного отношения
к природе во многом зависит от
того, насколько хорошо она осознана
населением страны. Одним из наиболее
действенных способов воспитания в
человечестве ненасильственного отношения
к природе является экологическое
образование. Развитие экологического
образования стало реакцией общества
на ухудшение экологической
Эта
современная позиция
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991) определяет следующее: «В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов в стране устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации, а также через средства массовой информации».
Ряд
последующих природоохранных
Воспитание
любви к природе в соответствии
с Законом Российской Федерации
«Об образовании» (1992) определено одним
из принципов государственной
Таким
образом, предусмотренные
4. 1. Экологическое образование в школе
Ответственность
за полноценное экологическое
Целью экологического образования в школе является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности.
Процесс
обучения и воспитания в школе
ориентирован на развитие личностных
качеств обучаемых, формирование у
них экологически значимых стереотипов
поведения и осознание
В школах России экологическое образование осуществляется путем реализации в учебно-воспитательном процессе одной из следующих моделей.
Однопредметная модель предполагает изучение экологии в рамках одного самостоятельного учебного предмета. Введение специальной учебной дисциплины было рекомендовано Всемирной хартией природы, в которой отмечено, что «курсы охраны окружающей среды» должны стать составной частью общей системы образования. С этого времени в учебный план средней школы стали вводить в качестве самостоятельного учебного предмета курсы: «Окружающий мир», «Основы экологии», «Природопользование» и др. Реализация этой модели среднего экологического образования проводилась в 1990-х гг., когда интегрированный, комплексный учебный предмет включал в себя систему знаний по основам общей, социальной и прикладной экологии.
Многопредметная модель предполагает экологизацию содержания традиционных школьных дисциплин как естественно-научного, так и гуманитарного циклов. Под этим подразумевается включение вопросов эколого-природоохранного содержания во все школьные предметы. Эта модель среднего экологического образования широко использовалась в 70-80-е гг., когда шло его становление в средних школах и средних специальных учебных заведениях при отсутствии самостоятельных программ, учебников, подготовленных педагогических кадров. Удачным вариантом многопредметной модели было издание приложений (вкладышей) или небольших книг к основным учебникам: «Физика и экология» (Рыженков,1989), «Экология растений» (Былова, Шорина,1999) и др.
Информация о работе Воспитание ненасильственного отношения к природе