Воспитание ненасильственного отношения к природе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:07, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы воспитания ненасильственного отношения в школе и оценка его результатов путем анкетирования современной молодежи. Для осуществления данной цели необходимо:

- изучить типы отношений между человеком и природой;

- изучить фундаментальные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы;

- рассмотреть ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип;

- ознакомиться с системой воспитания ненасильственного отношения к природе в школе;

- проанализировать эффективность существующей системы воспитания ненасильственного отношения к природе в школе.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 71.79 Кб (Скачать)

    Смешанная модель предполагает введение в учебный план курса «Основы экологии» с одновременной экологизацией учебных предметов естественно-научного  и гуманитарного профиля, проведение специальных факультативных курсов экологической направленности, организацию активной внеклассной деятельности школьников. Эта модель стала самой распространенной в российских школах 1990-х гг., так как она наиболее гибкая и хорошо адаптируется к разным условиям, разным типам школ и предоставляет широкие возможности для выбора разных методик и подходов. Именно эта модель признается наиболее перспективной для реализации целей экологического образования.

    В связи с тем, что экологические  проблемы и вопросы охраны природы  имеют несколько аспектов, раскрытие  их возможно в различных образовательных  областях – естественно-научной, гуманитарной, обществоведческой и др. Поэтому столь важен хорошо продуманный системный подход в организации экологического образования в школе, когда весь коллектив учителей принимает активное участие в формировании у школьников эколого-природоохранных знаний и убеждений. Большое значение в последнее время придается интегрированным экологическим курсам, в содержании которых соединяются основы разных наук и областей знаний. Наличие таких курсов в школе связывают с интегрированным характером экологических проблем и необходимостью кооперации для их решения. Естественно, что содержание эколого-природоохранного образования в школе должно быть строго научным и подчинено единому принципу, представлять собой единую систему знаний, позволяющих учащимся познакомиться с современными экологическими проблемами, путями и способами охраны природы. В связи с этим особо важную роль играют не только последовательность развития понятий, но и, как говорилось ранее, межпредметные связи. К сожалению, пока нет удовлетворительных программ и учебников для таких интегрированных курсов. 
 
 
 
 
 

4. 2. Воспитание ненасильственного  отношения к природе  в школьных курсах

    Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (ст.74) экологическое образование отнесено к числу важнейших принципов государственной экологической политики страны: «Минимум экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний».

    В психологической педагогике (Дерябо, Ясвин, 1996) оптимальным для восприятия идей охраны природы признан возраст младших подростков – 10-13 лет. У детей этого возраста появляется стремление больше узнать и, самое главное, непосредственно участвовать в практической деятельности, что является, пожалуй, основным желаемым результатом экологического образования. 

    Начальная школа

    Задача  формирования экологической культуры лучше всего может быть решена, если воспитание любви к природе, чувства бережного отношения  к ней начинать в раннем детском  возрасте.

    В начальной школе закладываются  основы знаний о природе и ее значении в жизни людей, о том, что человек  – часть природы, о положительном  или отрицательном воздействии  человека на природу и природы  на человека, об экологическом значении природных компонентов: воздуха, воды, почвы для растений, животных и  человека. Здесь школьники получают элементарные представления о природных  ресурсах и их рациональном использовании.

    При изучении таких естественнонаучных дисциплин, как природоведение, окружающий мир и других, младшие школьники  знакомятся с понятиями: «объекты и  явления неживой и живой природы», «объекты и предметы, созданные человеком». Раскрываются связи между явлениями  неживой и живой природы. Формируются  представления о сообществах  и природных зонах, растениях  и животных различных сообществ  и природных зон, об охране растений и животных, Красной книге редких и исчезающих видов растений и  животных. Дети узнают о заповедниках, законах об охране окружающей природной  среды своей страны, местности.

    Как известно, детям младшего школьного  возраста особенно присуще эмоционально-чувственное  восприятие окружающего мира, что  является надежным подспорьем в экологическом  образовании младших школьников при изучении таких предметов, как  изобразительное искусство, музыка, труд.

    Необходимо  научить ребенка видеть прекрасное в обычных явлениях природы, красоту ее форм, красок, звуков, запахов. Эмоционально-эстетические чувства наряду с интеллектуальным восприятием природы являются основой для формирования у ребенка любви и ненасильственного отношения к природе. Эстетическое влияние природы тесно связано с ее нравственно облагораживающим воздействием на человека и на ребенка в особенности.

    Основной  упор в эколого-природоохранной  подготовке младших школьников делается на воспитание чувства любви к  родной природе, внимания и заботы ко всему окружающему. У детей развивают  чувства заботы о растениях и  животных, сопереживание, сочувствие им, приучают участвовать в природоохранных  делах, что в дальнейшем проявится  в конкретных практических действиях  по сохранению окружающей природы. Забота детей, естественно, должна распространяться на близких к ним людей, товарищей, на «братьев наших меньших», на все то, что их окружает – животных, комнатные растения, деревья, вещи, дом, уголок живой природы и т.д.

    Поэт  Юрий Кусков в доступной детям  поэтической форме рассказывает о том, что такая забота нужна  всем:

                  Есть очень хорошее

                  Слово-забота.

                  Не верю, что в  том

                  Сомневается кто-то.

                  Забота о маме,

                  Забота о друге,

                  О старых скворечниках

                  В нашей округе,

                  Забота о каждой

                  Зеленой березке,

                  Что возрастом малым

                  Годится в подростки.

                  Ей нужен, поверь мне,

                  Помощник и друг.

                  Ей будет опорой

                  Тепло твоих рук.

    Основная  базовая школа  и полная средняя  школа

    Ведущая роль в школьном экологическом образовании  принадлежит учебным предметам, в которых заложен большой  потенциал для формирования системы  научных знаний в области окружающей среды и охраны природы. Через  урочную форму школьных занятий  проходят практически все обучаемые  в общеобразовательных учреждениях, а разнообразные методы и приемы, которые используются в последнее  время (дискуссии, ролевые игры, семинары и конференции) способствуют повышению  эффективности образовательного процесса.

    В нашей стране сложилась уникальная система внешкольных детских  учреждений (дома творчества детей  и молодежи, станции юннатов, туристов, экологические центры). Участники  кружков, клубов, секций получают прекрасную эколого-природоохранную подготовку. Именно они воспитывают победителей  экологических олимпиад и конкурсов  разного уровня. Это наиболее удачный  вариант профессиональной ориентации молодежи. А органическая связь внеклассных  и классных занятий имеет огромные возможности в совершенствовании  знаний школьников. К сожалению, через  внеклассные и внешкольные занятия  экологической направленности проходит только школьники, увлеченные природоведческой и природоохранной деятельностью.

    В каждом школьном предмете рассматриваются  те вопросы экологии и охраны природы, которые связанны со спецификой его  содержания. С охраной отдельных  природных ресурсов школьники знакомятся при изучении разных учебных дисциплин: в ботанике – с охраной растений; в зоологии – с охраной животных; в географии – с охраной  недр, природных ресурсов; в химии  – с охраной воздуха, вод, биогеохимическим круговоротом веществ и т.д.

    Для многопредметной модели экологического образования в основной школе, как  уже было сказано ранее, характерно включение экологических вопросов в содержание традиционных учебных  предметов. Согласно принятому обязательному  минимуму содержания образования (Госстандарту) основной общеобразовательной школы (письмо Минобразования РФ от 18 июля 1997 г. № 974/14-12) и утвержденному обязательному  минимуму знаний учащихся, оканчивающих полную среднюю школу (приказ Минобразования РФ от 30 июня 1999г. № 56), практически во все школьные дисциплины включены вопросы  экологического содержания. 

    Образовательная область «Филология»

    Литература. Вечные вопросы бытия, борьбы добра и зла, отношения человека к природе, как известно, поднимаются в произведениях классиков литературы, которые включены для изучения в школе. В этих произведениях доминируют общечеловеческие ценности: вера в справедливость, гуманизм, альтруизм, любовь к природе, человеку, гуманное отношение к братьям нашим меньшим и др. Эта сторона литературных произведений и анализируется и обсуждаются на уроках.

    Среди литературных произведений, предназначенных  для чтения и изучения на уроках литературы основной и средней (полной) школы общего образования, включены произведения фольклора: сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, народные песни, игры. Во многих из них присутствует тема природы и бережного отношения человека к природным объектам.

    Из  русской классики программа рекомендует  для изучения произведения, имеющие  экологическую окраску: М. Ю. Лермонтов  «Три пальмы», И. С. Никитин «Лес», А. А. Фет «Бабочка», С. А. Есенин «Песнь о собаке», а также произведения современных писателей и поэтов                     Б. Л. Пастернака, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, В. И. Белова,                   Н. М. Рубцова, Р. И. Рождественского  и др.

    При анализе литературных произведений внимание учеников акцентируется на нравственных аспектах взаимоотношений  человека и природы. В сочинениях, рассказах, изложениях на природоведческую и природоохранную тематику школьники  излагают свои впечатления  и переживания, связанные с восприятием окружающей природы, учатся излагать свои мысли. Все  это способствует формированию у  них ненасильственного отношения  к окружающей природной среде.

    Иностранные языки. Школьники знакомятся с международным опытом охраны природы, используя литературу и периодические издания на иностранных языках. Изучение иностранного языка позволяет школьникам установить контакты со сверстниками из разных стран мира, приобрести друзей по переписке, обсудить экологические проблемы, и особенности природоохранной деятельности в своей стране. В содержание обучения иностранным языкам входят знания, умения и навыки, обеспечивающие формирование элементарных коммуникативных способностей, возможность использовать иностранный язык для взаимодействия со сверстниками: знание географических особенностей, природных условий стран изучаемого языка, проблем охраны окружающей среды, экологических проблем в мире, в стране, а также знания о международных организациях международном сотрудничестве в деле охраны природы.

    Уроки изобразительного искусства, музыки и пения способствуют воспитанию любви к природе и бережного отношения к окружающему миру, нравственно-эстетическому воспитанию. Уроки рисования, особенно работа школьников на воздухе – рисование натуры зверей, птиц, натюрмортов, пейзажей – развивают восприятие красоты и целостности природы, воспитывают чувства бережного, заботливого отношения к природе. 

    Образовательная область «Обществознание»

    При изучении истории необходимо рассмотрение материала о взаимоотношениях человека и природы на разных этапах исторического развития человеческого общества, о социальных и экологических последствиях научно-технического прогресса, об экологических кризисах, о гибели цивилизаций в результате экологических катастроф.

Информация о работе Воспитание ненасильственного отношения к природе