Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:07, реферат
Целью данной работы является изучение системы воспитания ненасильственного отношения в школе и оценка его результатов путем анкетирования современной молодежи. Для осуществления данной цели необходимо:
- изучить типы отношений между человеком и природой;
- изучить фундаментальные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы;
- рассмотреть ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип;
- ознакомиться с системой воспитания ненасильственного отношения к природе в школе;
- проанализировать эффективность существующей системы воспитания ненасильственного отношения к природе в школе.
Смешанная модель предполагает введение в учебный план курса «Основы экологии» с одновременной экологизацией учебных предметов естественно-научного и гуманитарного профиля, проведение специальных факультативных курсов экологической направленности, организацию активной внеклассной деятельности школьников. Эта модель стала самой распространенной в российских школах 1990-х гг., так как она наиболее гибкая и хорошо адаптируется к разным условиям, разным типам школ и предоставляет широкие возможности для выбора разных методик и подходов. Именно эта модель признается наиболее перспективной для реализации целей экологического образования.
В
связи с тем, что экологические
проблемы и вопросы охраны природы
имеют несколько аспектов, раскрытие
их возможно в различных образовательных
областях – естественно-научной, гуманитарной,
обществоведческой и др. Поэтому столь
важен хорошо продуманный системный подход
в организации экологического образования
в школе, когда весь коллектив учителей
принимает активное участие в формировании
у школьников эколого-природоохранных
знаний и убеждений. Большое значение
в последнее время придается интегрированным
экологическим курсам, в содержании которых
соединяются основы разных наук и областей
знаний. Наличие таких курсов в школе связывают
с интегрированным характером экологических
проблем и необходимостью кооперации
для их решения. Естественно, что содержание
эколого-природоохранного образования
в школе должно быть строго научным и подчинено
единому принципу, представлять собой
единую систему знаний, позволяющих учащимся
познакомиться с современными экологическими
проблемами, путями и способами охраны
природы. В связи с этим особо важную роль
играют не только последовательность
развития понятий, но и, как говорилось
ранее, межпредметные связи. К сожалению,
пока нет удовлетворительных программ
и учебников для таких интегрированных
курсов.
4. 2. Воспитание ненасильственного отношения к природе в школьных курсах
Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (ст.74) экологическое образование отнесено к числу важнейших принципов государственной экологической политики страны: «Минимум экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний».
В
психологической педагогике (Дерябо,
Ясвин, 1996) оптимальным для восприятия
идей охраны природы признан возраст младших
подростков – 10-13 лет. У детей этого возраста
появляется стремление больше узнать
и, самое главное, непосредственно участвовать
в практической деятельности, что является,
пожалуй, основным желаемым результатом
экологического образования.
Начальная школа
Задача формирования экологической культуры лучше всего может быть решена, если воспитание любви к природе, чувства бережного отношения к ней начинать в раннем детском возрасте.
В начальной школе закладываются основы знаний о природе и ее значении в жизни людей, о том, что человек – часть природы, о положительном или отрицательном воздействии человека на природу и природы на человека, об экологическом значении природных компонентов: воздуха, воды, почвы для растений, животных и человека. Здесь школьники получают элементарные представления о природных ресурсах и их рациональном использовании.
При
изучении таких естественнонаучных
дисциплин, как природоведение, окружающий
мир и других, младшие школьники
знакомятся с понятиями: «объекты и
явления неживой и живой
Как
известно, детям младшего школьного
возраста особенно присуще эмоционально-
Необходимо научить ребенка видеть прекрасное в обычных явлениях природы, красоту ее форм, красок, звуков, запахов. Эмоционально-эстетические чувства наряду с интеллектуальным восприятием природы являются основой для формирования у ребенка любви и ненасильственного отношения к природе. Эстетическое влияние природы тесно связано с ее нравственно облагораживающим воздействием на человека и на ребенка в особенности.
Основной упор в эколого-природоохранной подготовке младших школьников делается на воспитание чувства любви к родной природе, внимания и заботы ко всему окружающему. У детей развивают чувства заботы о растениях и животных, сопереживание, сочувствие им, приучают участвовать в природоохранных делах, что в дальнейшем проявится в конкретных практических действиях по сохранению окружающей природы. Забота детей, естественно, должна распространяться на близких к ним людей, товарищей, на «братьев наших меньших», на все то, что их окружает – животных, комнатные растения, деревья, вещи, дом, уголок живой природы и т.д.
Поэт Юрий Кусков в доступной детям поэтической форме рассказывает о том, что такая забота нужна всем:
Есть очень
Слово-
Не верю, что в том
Сомневается кто-то.
Забота о
Забота о
О старых скворечниках
В нашей округе,
Забота о
Зеленой березке,
Что возрастом малым
Годится в подростки.
Ей нужен, поверь мне,
Помощник и
Ей будет
Тепло твоих рук.
Основная базовая школа и полная средняя школа
Ведущая
роль в школьном экологическом образовании
принадлежит учебным предметам,
в которых заложен большой
потенциал для формирования системы
научных знаний в области окружающей
среды и охраны природы. Через
урочную форму школьных занятий
проходят практически все обучаемые
в общеобразовательных
В
нашей стране сложилась уникальная
система внешкольных детских
учреждений (дома творчества детей
и молодежи, станции юннатов, туристов,
экологические центры). Участники
кружков, клубов, секций получают прекрасную
эколого-природоохранную
В каждом школьном предмете рассматриваются те вопросы экологии и охраны природы, которые связанны со спецификой его содержания. С охраной отдельных природных ресурсов школьники знакомятся при изучении разных учебных дисциплин: в ботанике – с охраной растений; в зоологии – с охраной животных; в географии – с охраной недр, природных ресурсов; в химии – с охраной воздуха, вод, биогеохимическим круговоротом веществ и т.д.
Для
многопредметной модели экологического
образования в основной школе, как
уже было сказано ранее, характерно
включение экологических
Образовательная область «Филология»
Литература. Вечные вопросы бытия, борьбы добра и зла, отношения человека к природе, как известно, поднимаются в произведениях классиков литературы, которые включены для изучения в школе. В этих произведениях доминируют общечеловеческие ценности: вера в справедливость, гуманизм, альтруизм, любовь к природе, человеку, гуманное отношение к братьям нашим меньшим и др. Эта сторона литературных произведений и анализируется и обсуждаются на уроках.
Среди литературных произведений, предназначенных для чтения и изучения на уроках литературы основной и средней (полной) школы общего образования, включены произведения фольклора: сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, народные песни, игры. Во многих из них присутствует тема природы и бережного отношения человека к природным объектам.
Из
русской классики программа рекомендует
для изучения произведения, имеющие
экологическую окраску: М. Ю. Лермонтов
«Три пальмы», И. С. Никитин «Лес», А.
А. Фет «Бабочка», С. А. Есенин «Песнь
о собаке», а также произведения
современных писателей и
При
анализе литературных произведений
внимание учеников акцентируется на
нравственных аспектах взаимоотношений
человека и природы. В сочинениях,
рассказах, изложениях на природоведческую
и природоохранную тематику школьники
излагают свои впечатления и переживания,
связанные с восприятием
Иностранные языки. Школьники знакомятся с международным опытом охраны природы, используя литературу и периодические издания на иностранных языках. Изучение иностранного языка позволяет школьникам установить контакты со сверстниками из разных стран мира, приобрести друзей по переписке, обсудить экологические проблемы, и особенности природоохранной деятельности в своей стране. В содержание обучения иностранным языкам входят знания, умения и навыки, обеспечивающие формирование элементарных коммуникативных способностей, возможность использовать иностранный язык для взаимодействия со сверстниками: знание географических особенностей, природных условий стран изучаемого языка, проблем охраны окружающей среды, экологических проблем в мире, в стране, а также знания о международных организациях международном сотрудничестве в деле охраны природы.
Уроки
изобразительного искусства,
музыки и пения способствуют воспитанию
любви к природе и бережного отношения
к окружающему миру, нравственно-эстетическому
воспитанию. Уроки рисования, особенно
работа школьников на воздухе – рисование
натуры зверей, птиц, натюрмортов, пейзажей
– развивают восприятие красоты и целостности
природы, воспитывают чувства бережного,
заботливого отношения к природе.
Образовательная область «Обществознание»
При изучении истории необходимо рассмотрение материала о взаимоотношениях человека и природы на разных этапах исторического развития человеческого общества, о социальных и экологических последствиях научно-технического прогресса, об экологических кризисах, о гибели цивилизаций в результате экологических катастроф.
Информация о работе Воспитание ненасильственного отношения к природе