Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:31, реферат
Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Рассмотрим макросреду (естественную), географическую, социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влияни
Поведение ребенка в коллективе
До 2-х лет
ребенок воспринимает других детей
как неодушевленные предметы. Все
его общение со сверстниками основано
на принципе "действие-результат".
В этом возрасте детского коллектива
как такового еще не существует.
Каждый ребенок живет собственной
жизнью и прислушивается только к
мнению взрослых. Часто можно наблюдать,
как малыши в ясельной группе играют
каждый со своей игрушкой. Они еще
не умеют играть со сверстниками. И
задача родителей и воспитателей
- помочь ребенку сформировать правильную
систему взаимоотношений с
После 2-2,5 лет ребенок понимает, что вокруг такие же дети. Он начинает сравнивать себя со сверстниками и делать собственные выводы. Ребенку важно выделиться, получить одобрение сверстников и похвалу воспитателя, если что он что-то умеет делать лучше других. Если у ребенка не получается соответствовать сверстникам, он может либо замкнуться в себе, либо проявлять излишнюю агрессивность. Замкнутость и агрессивность в этом возрасте - следствие того, что ребенок, чувствует, что он в чем-либо не соответствует сверстникам.
В 3-4 года ребенок приобретает первый опыт общения со сверстниками. Это наиболее сложный период взаимоотношений ребенка с коллективом. В большинстве проблем, которые возникают в этом возрасте, виноват детский эгоизм, который в этой возрастной группе наиболее обострен. В 3-4 года ребенок относится к сверстникам как к себе подобным, с которыми можно весело провести время. Но в то же время ребенок еще не умеет прислушиваться к мнению других детей. Для 3-4-х летнего малыша существует только собственное "я", а других детей он воспринимает не как самостоятельные личности, а как источник удовлетворения потребностей его "я" (поиграть, подраться, побегать, и т. д.). При этом ребенок искренне не понимает, что и у других детей есть собственные потребности и собственные желания. Он привык только диктовать свои условия, и при этом не брать в расчет желания окружающих. В 3-4 года у ребенка уже появляются первые друзья. Но в этом возрасте дети часто меняют свои пристрастия.
В 4-5 лет ребенок не отделяет себя от коллектива. Он все чаще употребляет местоимение "мы" вместо "я". Ребенок осознает, что, действуя сообща, можно добиться гораздо большего, чем в одиночку, и при этом избежать наказания. Ведь воспитатель вряд ли узнает, кто именно облил пол краской, а кто разбил окно. Принцип этого возраста "Куда все, туда и я". Причем ребенку совершенно неважно хорошему или плохому примеру для подражания он следует. Из всего коллектива ребенок выделяет нескольких детей, которым старается подражать во всем.
В детском коллективе выделяются явные лидеры - заводилы и организаторы всех проделок. В этом возрасте лидер в коллективе гораздо больший авторитет, чем родитель или воспитатель. Для ребенка главное, чтобы коллектив его принял и не игнорировал. Для 4-5 летнего малыша нет ничего хуже, чем бойкот коллектива. В этом возрасте детский коллектив не прощает тех, кто чем-то выделяется из общей массы. Поэтому дети стараются во всем подражать признанным лидерам. В этом возрасте дети часто объединяются в группы по принципу "дружим против Васи (Пети Маши)".
В 5-6 дет ребенок
ищет свою нишу в коллективе. Если в 4-5
лет он беспрекословно шел за лидером,
то сейчас он пытается взять лидерство
в свои руки. В этом возрасте он уже имеет
собственное представление о том, какое
место в коллективе он хочет занимать
(лидер, ведущий, ведомый, и т. д.) и действует
в соответствии со своими представлениями.
Причем коллектив не всегда готов безоговорочно
принять его позицию. Часто бывает, что
ребенок хочет быть лидером, ведущим, а
коллектив отводит ему в лучшем случае
роль ведомого. Если самооценка ребенка
не совпадает с оценкой сверстников, ребенку
приходится очень трудно.
В 6-7 лет большинство детей испытывают потребность в близком контакте со сверстниками. Из всего коллектива ребенок выделяет несколько детей, с которыми ему хочется более близко общаться. Именно в этом возрасте у ребенка появляются первые "настоящие" друзья. Весь коллектив разбивается на небольшие группы по интересам.
Развитие навыков лидерства
Одна из ведущих потребностей ребенка в дошкольном возрасте – потребность быть лидером.
Развитие
лидерского потенциала личности с раннего
детства обусловлено
Здоровому
ребенку легче играть роль лидера.
Лидер выполняет функции
Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые играют свою роль в развитии лидерских качеств. Благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент, но меры воздействия следует отбирать такие, которые бы развивали сильные стороны темперамента.
Многое зависит
от чувства автономии, самостоятельности
ребенка, которое начинает развиваться
в два-три года и усиливается
к четырем-пяти годам. При гиперопеке
или отсутствии должной защиты самостоятельность
замещается нерешительностью, неуверенностью
в своей компетентности, частым обращением
за помощью, что ведет к закреплению
в будущем окружении
Похвала стимулирует
проявление лидерских качеств и
закрепление за ребенком определенного
авторитета. Чем чаще ребенок испытывает
гордость за свои достижения и чем
разнообразнее области
К пяти-шести годам у ребенка появляется детское самолюбие - мощнейший стимул к саморазвитию и самосовершенствованию. Стремление к лидерству есть не что иное, как реализация своего потенциала, стремление к превосходству над людьми в своей привычной среде.
Лидерство
изначально предполагает конкуренцию,
поэтому между детьми возможны конфликты.
В данной ситуации взрослый может
предвидеть возможность возникновения
конфликта и вовремя
Какими бы
природными задатками ни обладал
от рождения тот или иной человек,
сформировать на их основе определенные
способности можно лишь в деятельности,
вне которой психическое
Начальным
этапом в развитии лидерских качеств
могут быть спортивные или интеллектуальные
(командные или индивидуальные) игры-соревнования,
требующие от ребенка проявления
ловкости, точности, скорости движений
или точности и скорости запоминания
и (или) воспроизведения информации.
Так как лидерство связано
с коллективными формами
Для развития
лидерских качеств можно
Общение
Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
Особенности общения детей от 1,5 лет до 7 лет
Повышенная
эмоциональность и
Среди наиболее
типичных для дошкольников вариантов
конфликтных отношений к
Развитие навыков общения
В то же время исследования показали, что наибольшей популярностью в группе сверстников обычно пользуются именно те дети, которые могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Именно эти качества: чуткость, отзывчивость, внимание к другому - наиболее высоко ценятся в детской группе. Эти качества обычно называют нравственными. Отсутствие этих качеств (нечувствительность и отсутствие интереса к партнеру, враждебность и т. д.), напротив, делает ребенка отвергаемым и лишает симпатии сверстников.
Формирование
доброжелательного отношения к
сверстникам происходит, когда взрослый
налаживает отношения между детьми,
привлекает их внимание к личным качествам
друг друга: обращает внимание на достоинства
сверстника, ласково называет его
по имени, хвалит партнера, предлагает
повторить его действия т. д. Эффективны
совместные хороводные игры для малышей,
в которых они действуют
Следует помнить,
что без специальной
Методики
Практически
в каждой группе детского сада разворачивается
сложная и порой драматичная
картина межличностных
Родители
и воспитатели иногда не подозревают
о той широкой гамме чувств
и отношений, которую переживают
их дети и, естественно, не придают особого
значения детским дружбам, ссорам, обидам.
Между тем опыт первых отношений
со сверстниками является тем фундаментом,
на котором строится дальнейшее развитие
личности ребёнка. Этот первый опыт во
многом определяет характер отношения
человека к себе, к другим, к миру
в целом. Далеко не всегда этот опыт
складывается удачно. У многих уже
в дошкольном возрасте складывается
и закрепляется негативное отношение
к другим, которое может иметь
весьма печальные отдалённые последствия.
Вовремя определить проблемные формы
межличностных отношений и
Выявление
и исследование межличностных отношений
связано со значительными методическими
трудностями, поскольку отношение,
в отличие от общения, не может
быть непосредственно наблюдаемо. Вербальные
методы, широко используемые при исследовании
межличностных отношений