Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:31, реферат
Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Рассмотрим макросреду (естественную), географическую, социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влияни
Также в ее
книге можно найти конкретные
примеры по устранению
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля, охотно и добросовестно; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ. Первоклассник положительно относится к школе ее посещение не вызывает у него отрицательных эмоций; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий и поручений взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; дружит со многими одноклассниками.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль со стороны взрослых; сохраняет работоспособность при длительных паузах для отдыха; требует значительной помощи со стороны учителя и родителей; близких друзей в классе не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МИКРОСРЕДЫ, ПОЗИТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.
Адекватная самооценка.(97,8%)
Правильные методы воспитания в семье.(95,3%)
Отсутствие конфликтных ситуаций в семье.(94,4%)
Функциональная готовность к обучению в школе.(86%)
Далее: высокий уровень образования родителей, полная семья, удовлетворенность в общении со взрослыми. Положительный стиль отношения к детям воспитателя дошкольного учреждения.(62%) Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса.(59%)
ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ НА АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ:
неправильные методы воспитания в семье;
функциональная неготовность ребенка к обучению в школе;
неудовлетворенность в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников;
конфликты в семье;
отрицательный стиль отношения к детям учителя первого класса воспитателя дошкольного учреждения;
неполная семья.
С момента рождения ребенок проходит свою первую, базовую, социальную адаптацию в собственной семье, в окружении близких ему людей – матери, отца, дедушек и бабушек. Подразумевается, что эта адаптация должна проходить в максимально комфортной и доброжелательной среде, что любящие родители окружат маленького человека заботой и вниманием, помогая тем самым получить самый первый опыт взаимодействия с социумом и людьми в нем. С первой минуты появления в семье ребенок впитывает не писаные правила и стандарты своей семьи – социума, в котором проходит адаптацию. Именно эти правила становятся для него базовыми фильтрами на всю жизнь. Именно эти стандарты закладывают базовую шкалу оценки самого себя, социума, себя и остальных людей в социуме. Именно успешное прохождение первичной социализации в семье оказывает непосредственное влияние на успешность адаптации взрослеющего человека в мире и его адекватную самооценку.
Традиционно считается,
что мать окружает ребенка заботой
и любовью, передает ему ощущение
значимости и безусловного принятия.
Отец, в свою очередь, создает у
ребенка ощущение защищенности, уверенности
в безопасности, дает ему внутренне
подкрепление самооценки, позитивно
подкрепляет развивающиеся
Много детей в настоящее время растут либо в неполных семьях, либо в семьях со «слабым» авторитетом отца, т.е. в этой семье мать занимает традиционную мужскую позицию главы семьи, а отец самоустранился или насильно отстранен от процесса воспитания. В результате чего серьезно усложняется прохождение самой первой социальной адаптации у ребенка. В результате этого наблюдается развитие дезадатации у малышей, что находит свое проявление в замкнутости, неконтактности, привязанности к родителям (в основном к матери), агрессивных выпадах в виде защитной реакции и т.д. В частности, под социальной неадаптированностью (дезадапатацией) Д. В. Рязанова понимает состояние затруднения человека при интеграции в социум и его неудовлетворенность своим положением. Наличие этих навыков ставит под серьезную угрозу их успешную личностную реализацию в будущем, что приведет к возникновению новых проблем в их жизни.Вот неутешительные данные исследований младших школьников: до 10% детей безнадзорны, 45% имеют отклонения в физическом и нервно-психическом статусе, у 28% хронические заболевания. Констатируется не только наличие полярных групп с разными стартовыми условиями, но и тенденция увеличения количества детей, отнесенных к группе риска школьной дезадаптации. В начальной школе их число составляет порядка 20 % , а средней - от 30 до 40%. Ведущим в характеристике детей риска является физическая и психическая ослабленность, пониженная работоспособность, низкий темп деятельности и психосоциальная запущенность (Г.Ф.Кумарина).На фоне этой неутешительной статистики особенно возрастает значимость адаптации. Вернее, наличие у человека адаптивных навыков особенно актуально в настоящее время, когда огромное внимание в обществе уделяется личной успешности и личностной реализации. Обладание навыками социальной адаптации и активное их использование дает существенное преимущество их обладателю при прочих равных личностных и интеллектуальных характеристиках. Успешная социальная адаптация человека, его умение войти бесконфликтно в новый коллектив, наличие у него обширного круга общения способствуют успешной реализации поставленных им целей.
В настоящее время
наблюдается стремление молодых
родителей узнать больше об исторически
сложившемся распределении
Издавна на Руси сложилось, что мужчине принадлежала ведущая роль в семье. Он был добытчиком, защитником для членов своей семьи, его голос был решающим на семейном совете. Именно по мужской линии определялась принадлежность к роду, а ребенок мужского пола объявлялся наследником. Фамилия, как идентификатор родовой принадлежности, передавалась только по мужской линии. Способность мужчины проявить себя в социуме и реализовать свои навыки определяли его успешность. В мужчине ценили силу, ловкость, владение значимыми для хозяйствования навыками, умение отстоять свои интересы.Женщине в традиционных русских семьях отводилась роль хранительницы очага, матери, хозяйки. Значимыми навыками для девушки на выданье были: умение вести хозяйство, покладистый характер, здоровье и готовность к материнству, знание женских ремесел. От жены ожидалось умение мудро распоряжаться имеющимся у семьи добром, ведение домашнего хозяйства, решение мелких бытовых проблем, рождение и выкармливание здоровых детей. Очень ценным во все времена было умение хозяйки создать в доме теплую и доброжелательную атмосферу любви и внимания.
К сожалению, историческое развитие наложило свой глубинный отпечаток на традиционное распределение ролей родителей в воспитании детей. Войны, репрессии, социальные проблемы привели к деформации роли отца в семье. Многие семьи стали неполными или мужчины отстранились от воспитания детей. Роль матери из пассивной, ведомой, трансформировалась в ведущую. Мать существенно потеснила права и обязанности отца в семье, а следовательно, и его авторитет. Мужчины отреагировали на такое изменение ролевых моделей «бегством» (отстранением от воспитания детей, пьянством, уходом из семей, отказом от ведущей роли в семье) либо насилием по отношению в жене и детям (физическим, поведенческим). Что и привело к массовому проявлению дезадаптивности у подрастающего поколения. Дети лишились на ранних стадиях формирования личности подкрепления базисных поведенческих моделей.
Современным дошкольникам
и ученикам младших классов приходится
сталкиваться с завышенными ожиданиями
собственных родителей и
Пути изменения
сложившейся ситуации лежат в
работе с молодыми родителями. Им необходимо
осознанно следовать
При сильной роли
отца мальчик приобретает навык
поведения с женщиной, следуя модели
поведения отца и видя положительное
подкрепление со стороны матери. Он
будет увереннее себя чувствовать
не только с матерью, но и со своими
сверстницами, заметно выделяясь
среди других мальчиков. Ему будет
намного проще отстоять свой авторитет
среди сверстников и наладить
коммуникацию со старшим поколением.
Девочка в семье восстановившей
традиционное распределение ролей
будет с раннего возраста иметь
эталонную модель мужского внимания
и заботы, что, в свое время, позволит
ей более осознанно подходить
к выбору собственного мужа. Осознание
себя любимой дочерью и забота
отца дадут девочке ту внутреннюю
веру в собственное обаяние и
женскую привлекательность, которой
так не хватает большинству
Во время консультационной
и профилактической работы следует
уделять особое внимание установлению
и развитию контактов между ребенком
и отцом. В своей практике я
выделяю отдельно несколько индивидуальных
консультаций для отца и матери,
чтобы во время приема провести коррекционную
работу по повышению авторитета отца
в семье и осознанному
Возвращение к глубинным
ролевым моделям семьи
Иными словами говоря,
профилактика детской дезадаптации
неразрывно связана с укреплением
института семьи, популяризацией осознанного
подхода к воспитанию детей. Повышение
роли отца в семье и активное вовлечение
мужчины в процесс воспитания
ребенка на уровне передачи ему навыков
поведенческих реакций в
Министерство образования и науки РФ
Курганский
Государственный Университет
Контрольная работа
По социальной педагогике
Тема: «Средовая
адаптация»
Выполнила: Спивак Л.А.
г.Курган
Особенности
взаимоотношений детей
в коллективе (дошкольный
возраст).
Что такое:
Поведение ребенка-дошкольника
Воспитание
ребенка в коллективе - важнейшее
условие всестороннего развития
его личности и раскрытие ею внутренних
богатств. Жизнь в коллективе положительно
влияет на развитие интересов и творческой
инициативы детей, способствующей их жизнерадостности.
Только в коллективе ребенок может
сравнивать себя с другими, согласовывать
свои поступки с поступками сверстников,
устанавливать дружеские