Влияние среды на развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:31, реферат

Описание работы

Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Рассмотрим макросреду (естественную), географическую, социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влияни

Работа содержит 1 файл

пуепукнрукв.docx

— 155.64 Кб (Скачать)

 Также в ее  книге можно найти конкретные  примеры по устранению недостатков  в развитии речи у детей  с алалией (недоразвитием речевой  деятельности), афазией (утратой  речи после того, как она была  сформирована), заиканием, невротическими  заболеваниями и другими особенностями  в развитии. 
 

  1. Роль  микросреды в адаптации.
 

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ  АДАПТАЦИИ. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля, охотно и добросовестно; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ  АДАПТАЦИИ. Первоклассник положительно относится к школе ее посещение не вызывает у него отрицательных эмоций; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий и поручений взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; дружит со многими одноклассниками.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ  АДАПТАЦИИ. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль со стороны взрослых; сохраняет работоспособность при длительных паузах для отдыха; требует значительной помощи со стороны учителя и родителей; близких друзей в классе не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МИКРОСРЕДЫ, ПОЗИТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

Адекватная самооценка.(97,8%)

Правильные методы воспитания в семье.(95,3%)

Отсутствие конфликтных  ситуаций в семье.(94,4%)

Функциональная готовность к обучению в школе.(86%)

Далее: высокий уровень  образования родителей, полная семья, удовлетворенность в общении  со взрослыми. Положительный стиль отношения к детям воспитателя дошкольного учреждения.(62%) Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса.(59%)

ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ  ФАКТОРОВ НА АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА К  ШКОЛЕ:

неправильные методы воспитания в семье;

функциональная неготовность ребенка к обучению в школе;

неудовлетворенность в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников;

конфликты в семье;

отрицательный стиль  отношения к детям учителя  первого класса воспитателя дошкольного  учреждения;

неполная семья.

С момента рождения ребенок проходит свою первую, базовую, социальную адаптацию в собственной  семье, в окружении близких ему  людей – матери, отца, дедушек  и бабушек. Подразумевается, что эта адаптация должна проходить в максимально комфортной и доброжелательной среде, что любящие родители окружат маленького человека заботой и вниманием, помогая тем самым получить самый первый опыт взаимодействия с социумом и людьми в нем. С первой минуты появления в семье ребенок впитывает не писаные правила и стандарты своей семьи – социума, в котором проходит адаптацию. Именно эти правила становятся для него базовыми фильтрами на всю жизнь. Именно эти стандарты закладывают базовую шкалу оценки самого себя, социума, себя и остальных людей в социуме. Именно успешное прохождение первичной социализации в семье оказывает непосредственное влияние на успешность адаптации взрослеющего человека в мире и его адекватную самооценку.

Традиционно считается, что мать окружает ребенка заботой  и любовью, передает ему ощущение значимости и безусловного принятия. Отец, в свою очередь, создает у  ребенка ощущение защищенности, уверенности  в безопасности, дает ему внутренне  подкрепление самооценки, позитивно  подкрепляет развивающиеся навыки, учит его автономности, т.е. умению обходиться без постоянного общества кого-либо из близких. Отец – «наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике». Он способствует «ориентировке на будущую профессию» и создает социально полезные цели и идеалы. (Лангмейер Й., Матейчик З.) К сожалению, в последние несколько десятков лет традиционная модель семьи претерпела существенные искажения. 
 

Много детей в  настоящее время растут либо в  неполных семьях, либо в семьях со «слабым» авторитетом отца, т.е. в этой семье  мать занимает традиционную мужскую  позицию главы семьи, а отец самоустранился или насильно отстранен от процесса воспитания. В результате чего серьезно усложняется прохождение самой  первой социальной адаптации у ребенка. В результате этого наблюдается  развитие дезадатации у малышей, что находит свое проявление в замкнутости, неконтактности, привязанности к родителям (в основном к матери), агрессивных выпадах в виде защитной реакции и т.д. В частности, под социальной неадаптированностью (дезадапатацией) Д. В. Рязанова понимает состояние затруднения человека при интеграции в социум и его неудовлетворенность своим положением. Наличие этих навыков ставит под серьезную угрозу их успешную личностную реализацию в будущем, что приведет к возникновению новых проблем в их жизни.Вот неутешительные данные исследований младших школьников: до 10% детей безнадзорны, 45% имеют отклонения в физическом и нервно-психическом статусе, у 28% хронические заболевания. Констатируется не только наличие полярных групп с разными стартовыми условиями, но и тенденция увеличения количества детей, отнесенных к группе риска школьной дезадаптации. В начальной школе их число составляет порядка 20 % , а средней - от 30 до 40%. Ведущим в характеристике детей риска является физическая и психическая ослабленность, пониженная работоспособность, низкий темп деятельности и психосоциальная запущенность (Г.Ф.Кумарина).На фоне этой неутешительной статистики особенно возрастает значимость адаптации. Вернее, наличие у человека адаптивных навыков особенно актуально в настоящее время, когда огромное внимание в обществе уделяется личной успешности и личностной реализации. Обладание навыками социальной адаптации и активное их использование дает существенное преимущество их обладателю при прочих равных личностных и интеллектуальных характеристиках. Успешная социальная адаптация человека, его умение войти бесконфликтно в новый коллектив, наличие у него обширного круга общения способствуют успешной реализации поставленных им целей.

В настоящее время  наблюдается стремление молодых  родителей узнать больше об исторически  сложившемся распределении ролей  в семье. Это не дань моде, а желание  восстановить энергетический баланс отношений  и вырастить своих детей счастливыми и успешными. Особенно это стремление ярко выражено у тех родителей, кто имел опыт собственных затруднений с адаптацией в социуме. Они хотят оградить собственного ребенка от дискомфорта, пережитого в их собственном детстве. 
 

Издавна на Руси сложилось, что мужчине принадлежала ведущая  роль в семье. Он был добытчиком, защитником для членов своей семьи, его голос был решающим на семейном совете. Именно по мужской линии  определялась принадлежность к роду, а ребенок мужского пола объявлялся наследником. Фамилия, как идентификатор  родовой принадлежности, передавалась только по мужской линии. Способность  мужчины проявить себя в социуме  и реализовать свои навыки определяли его успешность. В мужчине ценили силу, ловкость, владение значимыми  для хозяйствования навыками, умение отстоять свои интересы.Женщине в традиционных русских семьях отводилась роль хранительницы очага, матери, хозяйки. Значимыми навыками для девушки на выданье были: умение вести хозяйство, покладистый характер, здоровье и готовность к материнству, знание женских ремесел. От жены ожидалось умение мудро распоряжаться имеющимся у семьи добром, ведение домашнего хозяйства, решение мелких бытовых проблем, рождение и выкармливание здоровых детей. Очень ценным во все времена было умение хозяйки создать в доме теплую и доброжелательную атмосферу любви и внимания.

К сожалению, историческое развитие наложило свой глубинный отпечаток  на традиционное распределение ролей  родителей в воспитании детей. Войны, репрессии, социальные проблемы привели  к деформации роли отца в семье. Многие семьи стали неполными или  мужчины отстранились от воспитания детей. Роль матери из пассивной, ведомой, трансформировалась в ведущую. Мать существенно потеснила права и обязанности отца в семье, а следовательно, и его авторитет. Мужчины отреагировали на такое изменение ролевых моделей «бегством» (отстранением от воспитания детей, пьянством, уходом из семей, отказом от ведущей роли в семье) либо насилием по отношению в жене и детям (физическим, поведенческим). Что и привело к массовому проявлению дезадаптивности у подрастающего поколения. Дети лишились на ранних стадиях формирования личности подкрепления базисных поведенческих моделей.

Современным дошкольникам и ученикам младших классов приходится сталкиваться с завышенными ожиданиями собственных родителей и социума, что также существенно снижает  их адаптивность. Лишаясь внутреннего, семейного, подкрепления ролевой модели адаптивности и не имея возможности  наследовать правильную поведенческую  мужскую модель, ребенок принимает  за норму искаженную ролевую модель родителей. В результате этого у  нас все чаще появляются «мужественные» женщины и «женственные» мужчины. Иными словами говоря, растет мужской  инфантилизм и женская агрессивность. 
 

Пути изменения  сложившейся ситуации лежат в  работе с молодыми родителями. Им необходимо осознанно следовать традиционному  распределению ролей, чтобы обеспечить своим детям необходимые навыки и возможность успешно адаптироваться в социуме на момент поступления  в школу. Зная, что отец может подсказать или посоветовать нужную в значимой ситуации модель поведения дети будут  обращаться к нему за помощью. При  установлении в семье паритета авторитетов  и сфер влияния ребенку будет  легче адаптироваться в младенческом возрасте в собственной семье. Будучи уверенным в любви своих родителей, он увереннее будет обращаться к  ним за помощью и защитой в  критических ситуациях. Поддержка  и любовь внутри семьи станут отличным стимулом для ребенка в его  стремлении адаптироваться в социуме.

При сильной роли отца мальчик приобретает навык  поведения с женщиной, следуя модели поведения отца и видя положительное  подкрепление со стороны матери. Он будет увереннее себя чувствовать  не только с матерью, но и со своими сверстницами, заметно выделяясь  среди других мальчиков. Ему будет  намного проще отстоять свой авторитет  среди сверстников и наладить коммуникацию со старшим поколением. Девочка в семье восстановившей традиционное распределение ролей  будет с раннего возраста иметь  эталонную модель мужского внимания и заботы, что, в свое время, позволит ей более осознанно подходить  к выбору собственного мужа. Осознание  себя любимой дочерью и забота отца дадут девочке ту внутреннюю веру в собственное обаяние и  женскую привлекательность, которой  так не хватает большинству современных  женщин. Это существенно скажется и на характере девочки, повысив  ее адаптивные способности в социуме  и снизивши внутреннюю тревожность.

Во время консультационной и профилактической работы следует  уделять особое внимание установлению и развитию контактов между ребенком и отцом. В своей практике я  выделяю отдельно несколько индивидуальных консультаций для отца и матери, чтобы во время приема провести коррекционную  работу по повышению авторитета отца в семье и осознанному отношению  к родительству. Во время разбора традиционного семейного уклада и анализа уклада конкретной семьи мы находим расхождения и прорабатывали новые замещающие модели поведения матери и отца. После коррекции поведенческих моделей родителей и их закрепления в достаточно короткий период (2-3 недели) у ребенка 4-ти лет отмечалось повышение адаптивных навыков – он активно участвовал в групповых занятиях, сам проявлял инициативу в контактах со сверстниками и мог находиться на занятии без сопровождения матери. При устоявшемся контакте с отцом и окончательном изменении модели поведения родителей (около 2,5 месяцев) ребенок легко контактировал со сверстниками и со взрослыми, мог легко формулировать свои желания и сообщал о дискомфорте, научился договариваться с детьми во время игр, с удовольствием проводил время с отцом. Родители были рады подобному результату и сообщили в отзыве о работе «Мы даже не предполагали, что наши размолвки и стремление самоутвердиться так сказываются на нашем ребенке. Мы совершенно иначе теперь смотрим на свои цели и приоритеты в жизни. Вы смогли обратить наше внимание на важные для нашего ребенка ситуации. Мы очень рады, что наш ребенок теперь с удовольствием играет с детьми на площадке, а не стоит обиженно в сторонке. Мы даже не подозревали насколько важен для ребенка отец. Теперь мы всем друзьям рассказываем о традиционном семейном укладе и его ценности для будущего детей. Наш папа теперь активно делится нашим опытом с друзьями и коллегами.»

Возвращение к глубинным  ролевым моделям семьи позволяет  не только поднять роль и значение отца в современной семье, но и  приносит нам повышение адаптивности у молодого поколения. Именно поэтому  сейчас много внимания уделяется  повышению роли отца в семье, укреплению самого института семьи. Молодые  семьи все чаще обращаются к изучению народных традиций. Институт семьи  переживает свое новое переосмысление через признание значимости роли отца для развития адаптивных навыков  у ребенка. При наличии авторитета отца в семье, даже в условиях расторжения  брака, ребенок имеет возможность  получать необходимые ему навыки адаптивности. Именно эти навыки оказывают  существенное влияние на его успешность в социуме и реализацию собственного внутреннего потенциала.

Иными словами говоря, профилактика детской дезадаптации неразрывно связана с укреплением  института семьи, популяризацией осознанного  подхода к воспитанию детей. Повышение  роли отца в семье и активное вовлечение мужчины в процесс воспитания ребенка на уровне передачи ему навыков  поведенческих реакций в социуме  и помощь в осознании его собственной  личностной важности – один из самых  эффективных инструментов профилактической деятельности по дезадаптации дошкольников. 
 
 
 
 

Министерство  образования и науки РФ

Курганский  Государственный Университет 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По социальной педагогике

Тема: «Средовая адаптация» 
 
 
 
 

                                                                                Группа ПЗ-4970(а)

      Выполнила: Спивак Л.А.

                                                                                               Проверила: Легенчук Е.А.

                                                                       Вариант № 6 
 
 
 

г.Курган 
Особенности взаимоотношений детей в коллективе (дошкольный возраст).

Что такое: Поведение ребенка-дошкольника в  коллективе. Лидерство. Навыки общения

Воспитание  ребенка в коллективе - важнейшее  условие всестороннего развития его личности и раскрытие ею внутренних богатств. Жизнь в коллективе положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей, способствующей их жизнерадостности. Только в коллективе ребенок может  сравнивать себя с другими, согласовывать  свои поступки с поступками сверстников, устанавливать дружеские отношения  со своими товарищами: считаться с  интересами друга, стремиться оказать  ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности. Эти отношения  проявляются в быту и в различной  деятельности детей. Дружба - один из самых  высоких, самых благородных чувств, под влиянием которого, дети становятся более отзывчивыми, более сердечными.

Информация о работе Влияние среды на развитие личности