Влияние среды на развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:31, реферат

Описание работы

Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Рассмотрим макросреду (естественную), географическую, социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влияни

Работа содержит 1 файл

пуепукнрукв.docx

— 155.64 Кб (Скачать)

Важным принципом  социальной адаптации детей с  ограниченными возможностями является комплекс воздействия на пациента: медицинского, психологического, семейного, общественного, педагогического, организации  досуга с использованием игр, развлечений  и искусства.

В изучении детей  с ограниченными возможностями  необходимо использовать все известные  методы: изучение документации; изучение продуктов деятельности детей с  церебральным параличом: детские рисунки, поделки, учебные работы, диктанты, решения задач и т.п.; метод  наблюдения, метод беседы, метод  эксперимента.

Нами, совместно со специалистами – медиками, разработана  система комплексной помощи детям  с различными формами ограниченных возможностей в семье и вне  семьи, которая предусматривает  блоки: медицинский (помощь врачей разного  профиля, лечебные процедуры); педагогический (обучение детей на дому, коррекционная  работа логопедов по развитию речи, музыкальные и театральные занятия  с больными детьми); и психологический, с участием узких специалистов.

Итогом переживаний  родителей становятся установки  на "оранжерейное" воспитание больного ребенка, предполагающее его гиперопеку и формирующее маленьких эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию материнского отношения и родительских забот. В некоторых семьях происходит скрытое или явное эмоциональное отвержение детей с ограниченными возможностями.

Социализация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество).

Ребенок, поставленный лицом к лицу только с родителями и врачами, у которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируется  от общества, и уж тут ни о каком  его воспитании и тем более  развитии речи быть не может. 

Работа с родителями включает общие программные требования по развитию у ребёнка навыков  самообслуживания, трудовых навыков, игровой  деятельности, речи, познавательной сферы. Психологическая работа с родителями направлена на пересмотр ими отношений  к больному ребёнку, а также на разъяснение значимости помощи студентов  в работе с детьми – инвалидами.

В дошкольном возрасте ребенок с отклонениями в развитии незначительно отличается своим  поведением от детей с нормальным развитием, а не сформированность навыков самообслуживания можно расценить как результат недостаточного воспитания. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, ибо это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Установка родителей на изоляцию ребенка с отклонениями в развитии от коллектива сверстников, общения с ними является тормозом в развитии ребенка. Дети с отклонениями в развитии не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников. Общение с ними – это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив, они становятся добрее, у них появляется желание помочь другому.

В развитии навыков  самообслуживания большую роль играют родители и другие члены семьи. Всему этому лучше обучать в игровой форме. Воспитатели, которые занимаются с больными детьми, в специальных играх с куклами по возможности учат больных детей умениями и отрабатывают с ними навыками самообслуживания и после закрепления учат переносить эти умения и навыки на самих себя. Важной задачей такой помощи является обучение ребёнка самостоятельному приему пищи: пользоваться чашкой, ложкой, салфеткой, приучение его к употреблению разнообразной пищи, тщательно ее пережевывать.

Формирование  трудовых навыков проводится через участие в работе по наведению порядка в игровом уголке ребенка, в своей комнате, в других комнатах. Начальный этап работы заключается в выполнении простейших поручений родителей, других членов семьи: убрать игрушки, поднять упавшие во время занятий предметы, выполнить отдельные поручения при накрывания на стол (разложить ложки в нужном количестве и правильном положении по отношению к сидящему за столом, поставить хлебницу и т.п.).

Психологический механизм таких занятий заключается во влечении ребенка в активную деятельность. Важно приучать ребенка убирать  постель, ухаживать за комнатными растениями, расставлять игрушки в шкафах, помогать подклеивать рваные книжки, мыть кисточку после рисования. Важно  привлекать детей к посильному участию  в уборке комнаты, к уходу за домашними  животными. 

Психологическое содержание этой части коррекционной работы заключается в том, что детям  всегда надо создавать «ситуацию  успеха», давать возможность видеть результат своего действия.

В процессе этой работы происходит развитие двигательных умений и навыков, развитие мелкой моторики, координированных движений рук, развитие зрительно-моторных координаций. Психологическая  сущность этой работы заключается в  формировании познавательных и социально  значимых мотивов трудовой деятельности, что способствует подготовке к жизни, к выбору профессии.

При развитии трудовых навыков необходимо учитывать психологическую значимость определенных умений и навыков, формировать положительное отношение к труду; расширять и обогащать словарный запас детей, активизировать коммуникативные навыки. Важную роль в развитии трудовых навыков, мелкой моторики играют занятия по ручному труду: изготовление поделок из картона, бумаги, пластилина и природного материала. Эти занятия проводят с больными детьми, как родители, так и воспитатели. Изготовляя различные подделки, дети учатся различать материалы по свойствам, пользоваться клеем, бумагой, ножницами, тканью, нитками, иголкой.

Развитие трудовых навыков, мелкой моторики и профессиональной ориентации происходит также на занятиях по машинописи, которые проводят педагоги, воспитатели и психологи.

В коррекционной  работе также формируются целенаправленные движения руками, начиная с простейших игр: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Колечки», «Щелчки», с выполнением общепринятых жестов погрозить пальцем, указать пальцем на предмет, направление, подозвать пальцем к себе, помахать рукой, погладить рукой по голове ребенка, погладить куклу, постучать в дверь одним пальцем, несколькими полусогнутыми пальцами, постучать по столу и т.п.

Полезно использовать упражнения имитации движений: «петушок машет крыльями», «у мельницы крутятся крылья», «дровосек колет дрова», «плотник стучит молотком». Упражнения проводятся как родителями, так и  воспитателями, педагогами и психологами. Кропотливая работа тех, кто занимается с детьми, одобрения при неудачах, поощрения за малейшие успехи, неназойливая помощь и необходимая коррекция  помогают добиться успеха. 

Важным моментом является психологическая коррекция  по развитию речи детей, которая заключается  в том, что работа над мимикой, жестами, интонацией ребёнка способствуют развитию коммуникабельности: устранение боязни говорить, развитие уверенной  посадки за столом, манера, интонации, уместные жесты во время речевого общения.

Психологический механизм этих коррекционно-развивающих упражнений заключается в том, что у детей  формируется и становится устойчивой связь между левым и правым полушариями головного мозга, развивается  эмоционально-волевая сфера ребёнка.

В развитии представлений  об окружающем мире важное место занимают прогулки, так как у детей мыслительные процессы должны быть связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Ребёнок наблюдает природу в разное время года, взрослые направляют его внимание на существенные признаки. Важно создать эмоциональный настрой восприятия, что стимулирует мысль ребенка и его способность к длительному и интенсивному запоминанию увиденного.

Родители и другие взрослые учат также детей самостоятельной  игре, а также игре с другими  детьми. Это имеет большое значение для обучения больного ребёнка нравственным нормам поведения, помогает войти в  коллектив сверстников.

Недостаточное владение ребенком навыками игры, в результате которого возникает психологический  конфликт, не единственный вариант  его непривлекательности в качестве игрового партнера. Конфликт между  детьми принимает особенно острые формы, когда не владение игровыми навыками осложняется недостаточным развитием  у ребенка положительных способов сотрудничества со сверстниками (неумением  поделиться, уступить и т.п.).

Дети с отклонениями в развитии, как правило, не имеют  навыков игры не только совместно  со сверстниками, но и с трудом играют рядом с другими детьми. В играх  проявляется беспомощность детей, неумение вступать в контакт друг с другом. Часто встречаются проявления агрессивности по отношению к  другим детям, неосознанное желание  нанести вред сверстнику по игре: отнять игрушку, сломать постройку и  т.д.

Н.Д. Соколова считает, что возраст от 2 до 6 лет является наиболее сензитивным к нравственному влиянию на ребенка и предоставляет наибольшую возможность формирования у него нравственных чувств и привычек. В полной мере это относится и к детям с отклонениями в развитии, поскольку практика обучения и воспитания располагает достаточными сведениями о восприимчивости этих детей к нравственному воздействию.

Развитие  творческих способностей у детей с ограниченными  возможностями здоровья

Дети с особенностями  развития имеют множество ограничений  в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются  в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности  получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам  деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности  в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных  проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир  для них кажется пугающим и  опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как  это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению  поведенческих проблем. Это становиться  серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что  познавательная активность ребенка  зависит от уровня активности, а  у ребенка с особенностями  развития собственная активность снижена. Ему необходимы танцы, зарядка, лыжные походы, пешие прогулки и другие виды физических нагрузок, именно они  поднимают общий уровень активности ребенка, оказывают положительное  влияние на тонус организма, стимулируют  творческую активность.

Социализация ребенка  с потребностями  средствами художественного  творчества понимается как процесс  вовлечения и приобщения ребенка  к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира. Степень вовлеченности и приобщенности  ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира является одним из главнейших, существеннейших факторов его социализации, в процессе которой немаловажное значение приобретает факт развития его самосознания посредством надлежащего образного воздействия.

Многие дети не имеют  возможности проявлять и реализовывать  свои творческие способности, это зависит  в первую очередь от того, что  нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими. Но доступность к  творческой деятельность у детей разных категорий не одинакова. Так при организации обучения на дому детей с ОВЗ по программе общеобразовательной школы, занятия проводятся по основным предметам. Занятия, направленные на развитие творческих способностей, такие как музыка, труд, ИЗО являются обязательными для учащихся общеобразовательных школ, для детей с ОВЗ не проводятся вообще. Дети лишены  педагогической помощи и сопровождения в формировании и развитии творческой деятельности. Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Так как способствуют раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных  навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.  Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум

Развитие  речи у детей с  ограниченными возможностями.

  В книге А.Р.  Маллера Ребенок с ограниченными возможностями говорится о том, что речь таких детей формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Как правило, эти дети понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект в произношении по причине недоразвития языка или голосовых связок, неправильного расположения зубов и пр. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи.

 Большая роль  в исправлении и постановке  звуков таких детей выполняется  логопедом, но и от усилий  родителей зависит многое. Родители  могут организовать упражнения  и гимнастику по тренировке  дыхания ребенка, развитию голосовых  связок и звукопроизношению. Полезные  конкретные рекомендации по этому  поводу родители могут увидеть  в этой книге.

 Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент академии педагогических наук М.М. Кольцова в книге Ребенок учится говорить подчеркивает, что при своевременном обращении к логопеду и систематических занятиях тугоухий и глухой ребенок вырастет полноценным человеком, только родителям не надо падать духом и настроить себя и ребенка на спокойную и длительную работу, которая, как правило, завершается успехом.

Информация о работе Влияние среды на развитие личности