Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:31, реферат
Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Рассмотрим макросреду (естественную), географическую, социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влияни
Важным принципом
социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями
В изучении детей с ограниченными возможностями необходимо использовать все известные методы: изучение документации; изучение продуктов деятельности детей с церебральным параличом: детские рисунки, поделки, учебные работы, диктанты, решения задач и т.п.; метод наблюдения, метод беседы, метод эксперимента.
Нами, совместно со
специалистами – медиками, разработана
система комплексной помощи детям
с различными формами ограниченных
возможностей в семье и вне
семьи, которая предусматривает
блоки: медицинский (помощь врачей разного
профиля, лечебные процедуры); педагогический
(обучение детей на дому, коррекционная
работа логопедов по развитию речи,
музыкальные и театральные
Итогом переживаний родителей становятся установки на "оранжерейное" воспитание больного ребенка, предполагающее его гиперопеку и формирующее маленьких эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию материнского отношения и родительских забот. В некоторых семьях происходит скрытое или явное эмоциональное отвержение детей с ограниченными возможностями.
Социализация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество).
Ребенок, поставленный
лицом к лицу только с родителями
и врачами, у которых одна доминанта
- его болезнь, постепенно изолируется
от общества, и уж тут ни о каком
его воспитании и тем более
развитии речи быть не может.
Работа с родителями включает общие программные требования по развитию у ребёнка навыков самообслуживания, трудовых навыков, игровой деятельности, речи, познавательной сферы. Психологическая работа с родителями направлена на пересмотр ими отношений к больному ребёнку, а также на разъяснение значимости помощи студентов в работе с детьми – инвалидами.
В дошкольном возрасте ребенок с отклонениями в развитии незначительно отличается своим поведением от детей с нормальным развитием, а не сформированность навыков самообслуживания можно расценить как результат недостаточного воспитания. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, ибо это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Установка родителей на изоляцию ребенка с отклонениями в развитии от коллектива сверстников, общения с ними является тормозом в развитии ребенка. Дети с отклонениями в развитии не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников. Общение с ними – это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив, они становятся добрее, у них появляется желание помочь другому.
В развитии навыков самообслуживания большую роль играют родители и другие члены семьи. Всему этому лучше обучать в игровой форме. Воспитатели, которые занимаются с больными детьми, в специальных играх с куклами по возможности учат больных детей умениями и отрабатывают с ними навыками самообслуживания и после закрепления учат переносить эти умения и навыки на самих себя. Важной задачей такой помощи является обучение ребёнка самостоятельному приему пищи: пользоваться чашкой, ложкой, салфеткой, приучение его к употреблению разнообразной пищи, тщательно ее пережевывать.
Формирование трудовых навыков проводится через участие в работе по наведению порядка в игровом уголке ребенка, в своей комнате, в других комнатах. Начальный этап работы заключается в выполнении простейших поручений родителей, других членов семьи: убрать игрушки, поднять упавшие во время занятий предметы, выполнить отдельные поручения при накрывания на стол (разложить ложки в нужном количестве и правильном положении по отношению к сидящему за столом, поставить хлебницу и т.п.).
Психологический механизм
таких занятий заключается во
влечении ребенка в активную деятельность.
Важно приучать ребенка убирать
постель, ухаживать за комнатными растениями,
расставлять игрушки в шкафах,
помогать подклеивать рваные книжки,
мыть кисточку после рисования. Важно
привлекать детей к посильному участию
в уборке комнаты, к уходу за домашними
животными.
Психологическое содержание этой части коррекционной работы заключается в том, что детям всегда надо создавать «ситуацию успеха», давать возможность видеть результат своего действия.
В процессе этой работы происходит развитие двигательных умений и навыков, развитие мелкой моторики, координированных движений рук, развитие зрительно-моторных координаций. Психологическая сущность этой работы заключается в формировании познавательных и социально значимых мотивов трудовой деятельности, что способствует подготовке к жизни, к выбору профессии.
При развитии трудовых навыков необходимо учитывать психологическую значимость определенных умений и навыков, формировать положительное отношение к труду; расширять и обогащать словарный запас детей, активизировать коммуникативные навыки. Важную роль в развитии трудовых навыков, мелкой моторики играют занятия по ручному труду: изготовление поделок из картона, бумаги, пластилина и природного материала. Эти занятия проводят с больными детьми, как родители, так и воспитатели. Изготовляя различные подделки, дети учатся различать материалы по свойствам, пользоваться клеем, бумагой, ножницами, тканью, нитками, иголкой.
Развитие трудовых навыков, мелкой моторики и профессиональной ориентации происходит также на занятиях по машинописи, которые проводят педагоги, воспитатели и психологи.
В коррекционной
работе также формируются
Полезно использовать
упражнения имитации движений: «петушок
машет крыльями», «у мельницы крутятся
крылья», «дровосек колет дрова»,
«плотник стучит молотком». Упражнения
проводятся как родителями, так и
воспитателями, педагогами и психологами.
Кропотливая работа тех, кто занимается
с детьми, одобрения при неудачах,
поощрения за малейшие успехи, неназойливая
помощь и необходимая коррекция
помогают добиться успеха.
Важным моментом является психологическая коррекция по развитию речи детей, которая заключается в том, что работа над мимикой, жестами, интонацией ребёнка способствуют развитию коммуникабельности: устранение боязни говорить, развитие уверенной посадки за столом, манера, интонации, уместные жесты во время речевого общения.
Психологический механизм
этих коррекционно-развивающих
В развитии представлений об окружающем мире важное место занимают прогулки, так как у детей мыслительные процессы должны быть связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Ребёнок наблюдает природу в разное время года, взрослые направляют его внимание на существенные признаки. Важно создать эмоциональный настрой восприятия, что стимулирует мысль ребенка и его способность к длительному и интенсивному запоминанию увиденного.
Родители и другие взрослые учат также детей самостоятельной игре, а также игре с другими детьми. Это имеет большое значение для обучения больного ребёнка нравственным нормам поведения, помогает войти в коллектив сверстников.
Недостаточное владение
ребенком навыками игры, в результате
которого возникает психологический
конфликт, не единственный вариант
его непривлекательности в
Дети с отклонениями
в развитии, как правило, не имеют
навыков игры не только совместно
со сверстниками, но и с трудом играют
рядом с другими детьми. В играх
проявляется беспомощность
Н.Д. Соколова считает, что возраст от 2 до 6 лет является наиболее сензитивным к нравственному влиянию на ребенка и предоставляет наибольшую возможность формирования у него нравственных чувств и привычек. В полной мере это относится и к детям с отклонениями в развитии, поскольку практика обучения и воспитания располагает достаточными сведениями о восприимчивости этих детей к нравственному воздействию.
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с особенностями
развития имеют множество ограничений
в различных видах
Социализация ребенка
с потребностями средствами художественного
творчества понимается как процесс
вовлечения и приобщения ребенка
к сфере образного восприятия
и понимания окружающего мира.
Степень вовлеченности и
Многие дети не имеют
возможности проявлять и
Развитие речи у детей с ограниченными возможностями.
В книге А.Р. Маллера Ребенок с ограниченными возможностями говорится о том, что речь таких детей формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Как правило, эти дети понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект в произношении по причине недоразвития языка или голосовых связок, неправильного расположения зубов и пр. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи.
Большая роль
в исправлении и постановке
звуков таких детей
Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент академии педагогических наук М.М. Кольцова в книге Ребенок учится говорить подчеркивает, что при своевременном обращении к логопеду и систематических занятиях тугоухий и глухой ребенок вырастет полноценным человеком, только родителям не надо падать духом и настроить себя и ребенка на спокойную и длительную работу, которая, как правило, завершается успехом.