Влияние среды на развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:31, реферат

Описание работы

Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Рассмотрим макросреду (естественную), географическую, социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влияни

Работа содержит 1 файл

пуепукнрукв.docx

— 155.64 Кб (Скачать)

Определение

Понятие беспризорности отличается от понятия безнадзорности. В Федеральном законе от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  даны следующие определения:

безнадзорный —  несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный —  безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Т.о. в соответствии с законом, отличие беспризорного от безнадзорного состоит в отсутствии места жительства. В ряде публикаций понятия «беспризорность» и «безнадзорность» смешиваются.

Причины

Беспризорность вызывается причинами социально-экономического характера, такими как войны, революции, голод, стихийные бедствия и другие изменения условий жизни, влекущие за собой сиротство детей.

Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская  эксплуатация, конфликтная обстановка в семьях, асоциальное поведение  родителей, жестокое обращение с  детьми. Выделяются также медико-психологические причины (склонность некоторых несовершеннолетних к асоциальному поведению).

Психология беспризорников

Беспризорные дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным  возбудителям (наркотикам, алкоголю и  т. п.). Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Они также  отличаются выносливостью, активностью, солидарностью в групповых действиях.

Криминалисты отмечают, что у беспризорников жизненные  цели могут смещаться в сторону  психологического комфорта, получения  «сиюминутных удовольствий».

Последствия

Беспризорность влечёт за собой тяжёлые социальные последствия, такие как рост правонарушений и  преступлений среди несовершеннолетних, проституция, алкоголизм, наркомания.

В 2004 году в России было зарегистрировано более 154 тысяч  преступлений, совершённых несовершеннолетними, а также 60-70 тысяч преступлений, совершённых  детьми, не достигшими возраста привлечения  к уголовной ответственности. За нарушения правопорядка в милицию  было доставлено более 1 млн несовершеннолетних. К началу 2005 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России состояло свыше 655 тыс. детей и подростков.

Беспризорные дети, лишённые средств к существованию, могут подвергаться коммерческой и криминальной эксплуатации. Беспризорники вовлекаются в криминальные сферы деятельности (работа на улице во вредных условиях, проституция, порнографический бизнес, торговля табачной, алкогольной продукцией и т. д.), связанные с риском для здоровья, психологического и социального развития.

 По данным Курганского областного наркологического диспансера, в 2010 году в Зауралье с диагнозом «наркомания» на учете состояло 15 несовершеннолетних, 104 человека, не достигших 18 лет, находились на профилактическом учете. Сегодня, 7 апреля в Кургане пройдет научно-практическая конференция, на которой не только расскажут о существующей проблеме, но также обсудят конкретные пути ее решения. 

  

Ситуация с распространением алкоголизма и наркомании до сих в Курганской области стоит достаточно остро. Так, за 2010 год за совершение административных правонарушений, связанных с употреблением спиртных напитков и появлением в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, было привлечено к ответственности 1846 подростков, сообщает пресс-служба УФСКН России по Курганской области.

Более того, по данным органов внутренних дел, за минувший год было зарегистрировано 13 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных подростками. Участниками данных преступлений являлись учащиеся общеобразовательных школ: 12 юношей и 1 девушка в возрасте от 16 до 17 лет. Все они были уличены  в незаконном хранении наркотиков.

В Кургане

«В одном из домов  в поселке Северном в собачьей будке живет ребенок», - по телефону сообщила неизвестная женщина в  отделение полиции 31 августа . И назвала адрес, по которому выехала инспектор по делам несовершеннолетних вместе со службой экстренного реагирования.

За покосившимся забором на улице Чапаева стоял  сарай, сложенный из прогнивших железнодорожных  шпал. Когда полицейские вошли  во двор, то навстречу им, из сарая  вывалились несколько нетрезвых  мужчин, сотрясая воздух грязными словами.

Как выяснилось, это  друзья мужа, они распивают здесь  спиртное пока он на работе. Ни ребенка, ни его матери при застолье не присутствовало.

Продолжить его  поиск помогли местные ребятишки. Они показали сначала кусты, где  сидел мальчик, а потом дом, где  «отдыхала» его мамаша. Из-за многолетнего пьянства и нечистоплотности выглядела 25-летняя мать гораздо старше своих  лет. Не сразу она смогла сообразить и о каком ребенке идет речь. Не могла вспомнить его день рождения. В родительском доме инспектора не обнаружили ни еды, ни постельного белья, ни игрушек.

Семилетний Данилка, видя ежедневные гулянки, убегал из дома и находил приют в конуре у дворового пса. «Когда родители были в загуле, то спал малыш вместе со безродным дворовым щенком в той же собачьей конуре.У того тоже было нечего кушать. Но, по крайней мере, это было существо, которое тебя любит, и которое обогревало холодными ночами», - сообщил сотрудник пресс-службы УМВД по Курганской области Игорь Савченко В детский сад малыш не ходил. О том, что в этом году мальчику нужно было в школу - забыли напрочь. Чем питается и как проводит день ребенок - никого не интересовало.

Специалистами было принято решение об изъятии ребенка  и помещении его в социально-реабилитационный центр. В отношении матери возбуждено уголовное дело по статье 156 УК РФ «Неисполнение  обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». 

Тематика  рефератов

  1. Особенности формирования общения и различных видов деятельности у детей с ограниченными возможностями.

Дети  с ограниченными  возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

          Таким образом, детьми с ограниченными  возможностями здоровья можно  считать детей с нарушением  психофизического развития, нуждающихся  в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

   По классификации,  предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

Дети с нарушением речи (логопаты);

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Дети с умственной отсталостью;

Дети с задержкой  психического развития;

Дети с нарушением поведения и общения;

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

  В зависимости  от характера нарушения одни  дефекты могут полностью преодолеваться  в процессе развития, обучения  и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).

          Социокультурный статус ребенка  во многом определяется как  наследственными биологическими  факторами, так и социальной  средой жизни ребенка. Процесс  развития личности характеризуется  единством и взаимодействием  системы биологических и социокультурных  факторов. Каждый ребенок имеет  свои неповторимые врожденные  свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных  процессов; быстроту образования,  прочность и динамичность условных  связей...). От этих индивидуальных  особенностей высшей нервной  деятельности (в дальнейшем - ВНД)  зависят способности к овладению  социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы  создают предпосылки психического  развития человека.

          Очевидно, что слепота и глухота  есть факторы биологические, а  не социальные. “Но все дело  в том, - писал Л.С. Выготский, - что воспитателю приходится иметь  дело не столько с этими  биологическими факторами, сколько  с их социальными последствиями”. Сложность структуры атипичного  развития заключается в наличии  первичного дефекта, вызванного  биологическим фактором, и вторичных  нарушений, возникающих под влиянием  первичного дефекта в ходе  последующего своеобразного развития  на патологической основе. Так,  повреждение слухового аппарата  до овладения речью будет первичным  дефектом, а наступившая, как следствие  немота - вторичным дефектом. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения и воспитания при максимальном использовании сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.

          Интеллектуальная недостаточность,  возникшая в результате первичного  дефекта - органического поражения  коры головного мозга, порождает  вторичные нарушения - отклонения  в деятельности высших познавательных  процессов (активного восприятия  и внимания, произвольных форм  памяти, абстрактно-логического машления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка. Третичные недостатки - недосформированность психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.

Главная проблема детей  с ограниченными возможностями  заключается в нарушении их связи  с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении  с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного  образования. Эта проблема является следствием не только субъективного  фактора, каковым является состояние  физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного  сознания, которые санкционируют  существование недостаточно доступной  для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.

По мнению Г.А. Степановой, дети, имеющие инвалидность, могут  быть также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие  проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить  с их помощью пользу обществу им мешает неравенство возможностей. Дети-инвалиды не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Государство призвано, не просто предоставить ребёнку, имеющему инвалидность, определенные льготы и  привилегии, оно должно пойти навстречу  его социальным потребностям и активизировать создание системы социальных служб  повсеместно, позволяющих устранить ограничения, препятствующие процессам социализации и индивидуального развития детей-инвалидов.

Социальная адаптация  детей с ограниченными возможностями  проходит успешнее в случаях реабилитационной работы с ребёнком не только в ДОУ  или других МОУ, а и в семье, при организации комплексной  работы, включающей мероприятия медицинского, психологического, педагогического  характера, и подключение к реализации реабилитационной программы, здоровых (детей – старшеклассников, студентов), специально обученных основам реабилитационной работы детей.

Информация о работе Влияние среды на развитие личности