Влияние среды на развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:31, реферат

Описание работы

Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Рассмотрим макросреду (естественную), географическую, социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влияни

Работа содержит 1 файл

пуепукнрукв.docx

— 155.64 Кб (Скачать)

П.Б: Как влияют отклонения в здоровье на средовую адаптацию  ребенка?

На процесс адаптации  ребенка влияют достигнутый уровень  психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В этой работе выделяются следующие направления:

1.подготовка детей  к поступлению в ДОУ и прогнозирование  адаптации к нему;

2.организация жизнедеятельности  детей в период адаптации; 

3. контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений. 

Б.С. Средовая адаптация  – это:

Приспособление личности к условиям социальной среды, развитие устойчивых социальных связей. 

Педагогическая реабилитация – это направленность воспитания на устранение проблем социализации личности, восстановление нарушенных связей и отношений со средой обитания. 

С.Б. Педагогическая задача.

Прозвенел звонок. Учитель  вошел в 6а класс на урок. Все  дети встали, а Толя повернулся спиной к учителю и на его слова  и замечания не реагирует. Объясните  возможные причины поведения  подростка. Выход из ситуации, реакция  учителя – предложите различные  варианты.

1)Возможно когда Толя провинился, учитель при всех сверстниках строго его отчитал. В этом возрасте подростки очень восприимчивы и для них важно мнение окружающих. Толе было неприятно что при всех его отругали, он обиделся на учителя. Выход: в таких ситуациях лучше на едине объяснить подростку в чем он не прав.

2)Возможно у Толи  проблемы в семье, он закрылся  от взрослых и не хочет ни  с кем общаться. Решение проблемы: поговорить с Толей, выяснить  какие проблемы у него есть. Вызвать в школу родителей  и с ними решить все вопросы.

3)Может быть Толя  является не любимым учеником  в классе и учитель на протяжении  долгого времени принижает способности  Толи, занижает оценки. И поэтому  сейчас у него такая реакция  на не любимого учителя. Вывод:  здесь неправильное поведение  учителя. В классе не должно  быть любимых и не любимых  учеников. Всех учащихся нужно  оценивать по реальным способностям. 

С.Р.  Составьте  примерный план беседы с родителями будущих первоклассников о средовой адаптации детей по приходу в  школу.

Беседа  учителя с родителями первоклассников.

1.Собрание  начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребёнка  Родители делятся друг с другом и классным руководителем теми впечатлениями, которые оставил первый школьный день в душе ребёнка, как его поздравляли члены семьи, в честь того, что он стал школьником.

2.Эмоциональный настрой на собрание

Родительский практикум  в виде игры «Радуга  чувств». На доске радуга, каждая дуга которой выражает  самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек.  После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование.  Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство. (Светлая цветовая гамма – положительный настрой, тёмная – проблемы в адаптации). 

  3.Обсуждение вопроса посредством фронтальной беседы

Уважаемые родители! Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что  объединяет вас – это наши дети. Но сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или  дочь, мы учимся постигать формулу  родительской педагогики. Возьмите листочки, которые лежат перед вами, рассмотрите  их: одна сторона его чиста, а вторая заполнена. На заполненной страничке  написаны предложения, в которых  рассказывается о том, что я, как  педагог, увидела  в вашем сыне или дочери за это время, на что  хочу обратить ваше внимание.Мы никогда не будем вслух анализировать проблемы, неудачи, горести детей. Они остаются для индивидуального общения с вами. Это станет нашим с вами законом общения, нашей традицией родительских собраний.   Также предлагаю сделать традиционными следующие рубрики: «Из истории воспитания детей в семье»; «Великие педагоги мира»; «Крылатые фразы о воспитании»;  «Азбука воспитания детей в семье»; «Книжная полка родителей»; «Обсудите вместе с ребёнком»;·   «Творческая мастерская семьи».

  Вспомните все  себя в возрасте ваших детей,  вспомните школу, в которой  вы учились и скажите, изменился  ли современный ребёнок-первоклассник,  по сравнению с ребёнком вашего детства? Изменилась ли школа? (Высказывания родителей, обсуждение).

  Обобщим сказанное:  «Да, современный ребёнок не  тот, который был несколько  лет, тем более несколько десятилетий тому назад».

Современный первоклассник имеет следующие особенности:

1.            У детей большие различия паспортного  и физиологического развития. Сегодня  нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.

2.            У детей обширная информированность  практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.

3.            У современных детей сильнее  ощущение своего «Я» и более  свободное независимое поведение. 

4.            Наличие недоверчивости к словам  и поступкам взрослых. Нет веры  во всё сказанное ими. 

5.            У современных детей более  слабое здоровье.

6.            Они в большинстве своём перестали  играть в коллективные «дворовые»  игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

  Школа тоже  не та. Приоритетная цель современной  школы – личностно-ориентированное  обучение. Задачи построения такого  обучения:

§  Сформировать все  психические процессы, которые обеспечат  полноценное образование.

§  Развить коммуникативную  деятельность, умение общаться и сотрудничать с другими людьми.

§  Сформировать учебную  деятельность. Научить ребёнка учиться:

-                уметь принимать учебную задачу;

-                находить способы её решения;

-                отбирать нужные средства;

-                контролировать свои шаги;

-                самому оценивать полученные результаты.

  Какие плюсы даёт такое обучение?

Ученику: развитие ума, воли, чувств, формирование потребности  учиться; радость от свободного умственного  труда, творчества и общения; самостоятельность, уверенность, ответственность; стремление к сотрудничеству.

Учителю: изменение  взгляда на образование ученика; технологию развития личности учащихся, их познавательных и созидательных  способностей; расширение возможностей для творчества.

Родителям: уверенность  в успешном будущем своего ребёнка.

4.         Обсуждение вопроса о проблемах адаптации ребёнка к школе

Поступление в школу  – переломный момент в жизни каждого  ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его  образ жизни: надо систематически и  напряжённо трудиться, соблюдать режим  дня, подчиняться разнообразным  нормам и правилам школьной жизни, выполнять  требования учителя и т.д. Все  дети наряду с переполняющими их чувствами  радости, восторга или удивления  по поводу всего происходящего в  школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям,  существует у всех первоклассников.

Адаптация -  процесс  довольно длительный и трудный. И  трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего  нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности  нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.

Физиологические условия  адаптации первоклассников к  школе

Приглашённый на собрание детский врач познакомит Вас  с проблемами, которые могут быть вызваны изменением режима дня по сравнению с детским садом и рекомендует следующее:

- организовать перерывы  в процессе выполнения уроков, наполняя их двигательной активностью;

- во время выполнения  домашних заданий обращать внимание  на  правильную посадку во избежание  искривления позвоночника, на освещение  рабочего места для предупреждения  близорукости;

- тренировать мелкие  мышцы кистей рук;

- обязательно вводить  в рацион витаминные препараты,  овощи, фрукты;

- создавать условия  для занятия спортом;

- воспитывать самостоятельность  и ответственность ребёнка как  главные качества сохранения  собственного здоровья.

Психологические условия адаптации первоклассников к школе

Воспитательная работа начинается с педагогической диагностики. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно узнать его во всех отношениях, так писал К. Д. Ушинский. Школьный психолог даст  Вам  практические советы  по адаптации первоклассников.   Но никогда не забывайте слова  В.А.Караковского: «Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому».

1.            Недопустимо применять физические  меры воздействия, запугивание,  критику в адрес ребёнка, особенно  в присутствии  других людей.

2.            Желательно познакомиться с одноклассниками  и пообщаться с ними после  уроков.

3.            Необходимо проявлять интерес  к школьным делам ребёнка, к  школе, классу, к каждому прожитому  в школе дню.

4.            Следует помнить, что первое  условие успеха в школе –  самоценность ребёнка для родителей.

5.            Создавать  благоприятный климат  в семье.

6.            Предоставлять ребёнку самостоятельность  в учебной работе и вместе  с тем обоснованно контролировать его учебную деятельность.

7.            Поощрять ребёнка, и  не  только за учебные успехи.

Задание для родителей

-Что обеспечит  успех ребёнка в школе?

-Что больше всего  способствует возникновению желания  учиться?

  Выберите из предложенных в данном перечне три, по вашему мнению, главных фактора, рассмотрите их по степени значимости.

а) Физическое здоровье.

б) Развитый интеллект.

в) Умение общаться и  способность взаимодействовать  со сверстниками.

г) Умение считать  и читать.

д) Выносливость и  работоспособность.

е) Аккуратность и  дисциплинированность.

ж) Хорошая память и внимание.

з) Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

- Обоснуйте свой  выбор.

Вывод: - Родительские притязания основаны не на понимании и учёте реальных возможностей ребёнка, а на абстрактных представлениях о неком идеале. Часто возникает ситуация завышенных требований. На ребёнка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для ребёнка. Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

С.Р. Подготовьте сообщение  о проблемах подростковой беспризорности, основываясь  на жизненных фактах своей местности (города, района, села).

Детская беспризорность — социальное явление, при котором  происходит отрыв детей от семьи  с утратой постоянного места  жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение  связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных  для человеческого жилья; добывание  средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам[1].

Информация о работе Влияние среды на развитие личности