Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности и своеобразие сенсорного развития детей раннего возраста с использование игр с песком.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение закономерностей сенсорного развития детей раннего возраста.
3. Анализ особенностей влияния игр с песком на сенсорное развитие детей раннего возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………..5
Глава 1. Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в
психолого-педагогической литературе…………………………………….6
1.1.Сенсорная культура и умственное развитие ребенка раннего
возраста……….………………………………………………………….6
1.2.Игры с песком и их влияние на сенсорное развитие детей
раннего возраста.………………………………………………….…….15
Глава 2. Использование игр с песком в практике работы для
сенсорного развития детей раннего возраста……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
После этого предлагаем ребенку закрыть глаза или отвернуться от ящика с песком. В это время вы прячете формочки в песок и просите ребенка найти (откопать) спрятанные формочки. Малыш ищет формочки в сухом песке, а вы обращаете его внимание на то, что песок просыпается между пальцами, что он сухой и т. п. Когда все формочки будут найдены и названы (при необходимости вы помогаете назвать их, отряхнуть от песка), попросите ребенка сказать еще раз, какой песок: сухой или мокрый. Затем вы продолжаете рассказ о том, как вы играли в песок, когда были маленьким, как любили приносить в баночке или кувшине воду и поливать песок, тогда он становился мокрым, и из него можно было лепить куличики. | |
Вместе с малышом полейте песок в одной половине ящика, а во второй половине песок оставьте сухим. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками, покажите как надо "испечь" куличик, выложив его на поднос и т. п. Когда куличики будут готовы, ребенок называет то, что он "испек". Затем мы можем предложить малышу сравнить "куличик" и настоящий овощ. Чем они похожи (формой, размером), чем отличаются (съедобный и несъедобный, твёрдый и хрупкий). А теперь попробуем "испечь" куличики из сухого песка. Спросите, можно ли это сделать, получатся ли куличики. Даже если ребенок дает неверные ответы, вы их не опровергает, а предлагает проверить опытным путем. Малыш насыпает сухой песок в формочки и пытается выложить их на чистый поднос. Естественно, что форма не сохраняется, тогда вы просите его объяснить, почему из мокрого песка куличики получились, а из сухого нет? Игра-занятие заканчивается уборкой игрового уголка. Совместно с малышом вы моете формочки, прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки. Поблагодарите ребенка за игру и труд. |
"Следы" Цель: сформировать умение считать движения, звуки, предметы и обозначать количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом. Нам понадобятся: музыкальный инструмент (треугольник, бубен, металлофон или колокольчик), поднос с песком. |
|
Ход игры. Вы просите ребенка послушать и сказать, сколько раз вы ударите по треугольнику, а затем показать это количество на пальцах. Потом вы просите оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых он показывал количество услышанных ударов. После этого вы вновь ударяет по треугольнику (столько же раз), а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью, но при необходимости оно может предлагаться поэтапно. Отдельные части игрового задания повторяются два-три раза. Взрослый говорит ребенку: "Посмотри, какой у меня музыкальный инструмент. Это треугольник (бубен, колокольчик или др.). С его помощью можно извлекать разные звуки. Я буду ударять по нему, а ты считай, сколько звуков ты услышишь. Назови, сколько ты услышал звуков, покажи на пальчиках. Держи пальчики, не опускай! А теперь окуни их в песок кончиками вниз. Я снова столько же раз ударю по треугольнику, а ты считай "следы" от пальчиков. Правильно ли ты показал?". |
Игры с песком для детей раннего возраста "Спрячь игрушки" Цель: сформировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать этого количество в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка. Нам понадобятся: песочный ящик, поднос, мелкие пластмассовые игрушки или природный материал (каштаны, орехи, ракушки). Ход игры. Взрослый говорит ребенку: "Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать. (Малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.) Мы с тобой прятали и находили игрушки, а теперь послушай, сколько игрушек я попрошу тебя спрятать. Я буду хлопать в ладоши, а ты возьмешь столько игрушек, сколько хлопков услышишь. Потом ты спрячешь их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек ты взял". (Малыш показывает выбранное количество игрушек, а затем прячет их в песке). | |
После того как ребенок
отберёт нужное количество игрушек
(природного материала), спрячет их
в песке, вы предлагаете достать
из песка столько игрушек (каштанов,
орехов, ракушек) сколько вы попросите.
Обратите внимание крохи на то, что
вы будет просить достать |
|
столько игрушек, сколько хлопков ты услышишь. Игрушки положи на поднос около себя". Игра повторяется несколько раз со сменой количества игрушек. |
Сказка "Три медведя" Цель: учить ребенка моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного материала; развивать воображение; учить располагать различные материалы по всей плоскости песочного ящика; рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика. Нам понадобятся: иллюстрации к сказке, аудиозапись сказки и магнитофон, песочный ящик, пластмассовые фигурки к сказке (набор для сказки "Три медведя"), веточки деревьев, шишки, раскрашенные в зеленый цвет, камешки, набор детской мебели. Ход игры. Взрослый говорит ребенку: "Сегодня мы с тобой откроем настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. (Если вы были с малышом в театре, то вспомните, какое представление вы смотрели, какие были декорации, что понравилось). Сейчас мы с тобой послушаем сказку "Три медведя", а затем начнём наше представление". После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации леса, в котором заблудилась Машенька. "Давай вспомним, какие деревья растут в лесу (березы, елки, дубы и т. п.). Выбери из этих предметов то, что похоже на разные деревья". Если ребенок затрудняются в выборе, то вы показываете образцы различных материалов, и говорите о том, что шишки раскрашены в зеленый цвет, чтобы были похожи на елки и т.п. "Почему Машенька заблудилась в лесу? Потому что он был густым, значит, деревьев в нём должно быть очень много. Вставь веточки и шишки (основанием вниз) в мокрый песок, так у нас получится настоящий лес. А как же Машенька добралась от дома до леса? (Она шла по тропинке) Из чего же нам выложить тропинку?". Если ребенок затрудняется в выборе материала, то вы помогаете ему, выбираете для этого камешки и прокладываете дорожку. Далее из деталей плоскостного пластмассового театра выкладываются дом медведей, мебель, фигурки персонажей, на стол ставится посуда и т.д. Взрослый берет на себя роль рассказчика, а малыш воспроизводит монологи от имени героев сказки. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Перспективный план игр-экспериментов с песком и водой 1-я младшая группа.
Сентябрь
Неделя |
Название игры |
Цель |
Задачи |
Оборудование: |
2 |
«Сыпем, лепим»
|
Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка. |
Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони) Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности. |
Центр « Вода-песок». Формочки для песка. |
4 |
«Про маленькую капельку»
|
Познакомить детей со свойствами воды. |
Формировать у детей навык
практического Развивать активный словарь. Воспитывать положительное
отношение к персонажу
|
Игрушка-капитошка (синий воздушный шарик, надутый в виде капли) 2 тазика с водой (холодная, тёплая) Банка с грязной водой. Домашний фонтанчик Чистая кипячёная вода, чашки. Прозрачные одноразовые стаканчики. Цветные губки Плавающие игрушки. |
Октябрь
2 |
«Отпечатки наших рук» |
Закрепить знания
детей о свойстве влажного
песка- сохранять форму |
Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони. Развивать фантазию, творческие способности. Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
|
Песок. Разноцветные камушки. |
4 |
«Тонет ,не тонет ,плавает» |
Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет. |
Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками. Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики. Воспитывать положительное отношение к персонажу.
|
Центр- вода – песок. Маленькие резиновые мячики по количеству детей. Разноцветные камушки Резиновая утка.
|
2 |
«В гости к мышке»
.
|
Закрепить знания детей о свойствах воды и песка |
Формировать умение узнавать и называть основные цвета. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
|
Центр «Вода-песок». Дорожка. Подвижная мышка. Маленькие мышки по количеству детей. Цветные коробочки. Бочата- вкладыши. Косточки абрикоса, зёрна белой и красной фасоли, горох, семечки. Маленькие тарелочки. Красный и синий таз. |
4 |
«По ровненькой дорожке, шагают наши ножки». |
Формировать у детей
навык практического |
Учить детей действовать с природным материалом. Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. |
Камешки разного размера Пёрышки Таз с водой Ведёрки |
Ноябрь
Декабрь
2 |
«Речка и ручеёк»
|
Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду. |
Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький». Развивать фантазию, творческие способности. Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
|
Песок. Узкий и широкий совок. Мерные стаканчики. Ведро с водой. Большой и маленький бумажные кораблики. |
4 |
«Разноцветная водичка» |
Формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания. |
Приучать называть основные цвета. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.
|
Игрушка- капитошка. Одноразовые стаканчики с водой. Гуашевые краски. Морковный сок. |
Январь
2 |
«Норки для ежат»
|
Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка. |
Формировать представление о количестве (один- много), размере (большой- маленький). Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов. Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения. Воспитывать заботливое отношение к животным.
|
Игрушка-ёж Пластилиновые ежата по количеству детей. Сосновые иголки в тарелочках. Центр «Вода- песок» |
4 |
« Снеговик в гостях у детей» |
Дать представление о свойстве снега превращаться в воду. |
Формировать у детей навык
практического Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать положительное
отношение к персонажу-
|
Снеговик -игрушка Формочки для песка Совочки Подносы Цветные льдинки Чистый снег в тазу |
Февраль
2 |
«Горки для козлят»
|
Учить детей выкладывать форму из влажного песка. |
Формировать знания о высоте предмета- высокий, низкий. Развивать общую моторику рук, координацию движений. Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
|
Песок. Набор деревянного театра « Волк и семеро козлят». Ведёрки большие и маленькие. |
4 |
«Какая разная вода» |
Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд. |
Формировать умение называть основные цвета. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать положительное отношение персонажу.
|
Формочки из донышек пластиковых бутылок10-15штук. Вкладыш из-под шоколадных конфет в коробке. Стакан с прозрачной водой Цветная вода в стаканчиках Игрушка- зайчик |
Март
2 |
«Лисичка в гостях у ребят»
|
Закрепить умение определять свойства сухого ( сыпется) и мокрого (держит форму) песка. |
Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
|
Игрушка-Лисичка. Шнур. Крупные бусины 15шт. Песок в прозрачных стаканах.(по количеству детей) Сита (по количеству детей). Формочки, подносы . Лейка с водой. |
4 |
«Бусы для мишки» |
Дать понятие о свойствах и качествах льда. |
Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
|
Игрушки (заяц, медведь, белочка). Угощение для животных ( капуста, морковь, шишки, конфеты). Цветные бусы из льдинок. Крупные деревянные бусинки. Шнур для нанизывания бус. |
Апрель
2 |
«День рожденья куклы Маши»
|
Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка. |
Приучать детей договаривать слова знакомой сказки Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
|
Песок. Кукла –большая. Настольный театр «Колобок» Формочки. Подносы. Совки. Большой строительный материал. |
4 |
«Постираем кукле платье» |
Формировать у детей умение называть температуру воды. |
Упражнять в назывании предметов одежды, белья. Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз). Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
|
Кукла Тазик По ведру с горячей, холодной водой. Мыло Мыльница |
Информация о работе Влияние игр с песком на сенсомоторное развитие детей раннего возраста