Влияние игр с песком на сенсомоторное развитие детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности и своеобразие сенсорного развития детей раннего возраста с использование игр с песком.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение закономерностей сенсорного развития детей раннего возраста.
3. Анализ особенностей влияния игр с песком на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………..5
Глава 1. Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в
психолого-педагогической литературе…………………………………….6
1.1.Сенсорная культура и умственное развитие ребенка раннего
возраста……….………………………………………………………….6
1.2.Игры с песком и их влияние на сенсорное развитие детей
раннего возраста.………………………………………………….…….15
Глава 2. Использование игр с песком в практике работы для
сенсорного развития детей раннего возраста……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

влияние игр с песком на сенсомоторное развитие детей раннего возраста.docx

— 144.03 Кб (Скачать)

Дошкольников учат группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее вырабатывают умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход  к выделению и узнаванию оттенков.

Более сложным является обучение детей обследованию формы предметов. Прежде всего возникает необходимость  отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов  сходной с ней формы, предметы (или их изображения) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению  формы предметов («круглый», «квадратный», «овальный» и т.п.). Однако немногие предметы имеют простую форму, приближающуюся к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев  форма предметов более сложна: в ней можно выделить общие  очертания, форму основной части, форму  и расположение более мелких (второстепенных) частей, наконец, отдельные дополнительные детали.

При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой  последовательности осмотра по определенной схеме . Этому порядку должно соответствовать  и словесное описание формы. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием  обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению  обводимой формы с усвоенными эталонами.

При сравнении предметов  по величине происходит развитие глазомера. Для совершенствования глазомера  необходимо учить детей решению  все более сложных глазомерных  задач. Простой глазомерной задачей, доступной для детей трех лет, является выбор на глаз большего (или  меньшего) предмета из двух, затем - выбор  предмета по образцу (когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему). Еще  сложнее произвести глазомерное  «сложение» - подобрать на глаз два  предмета, которые по своей суммарной  величине равны третьему. Наконец, на протяжении дошкольного возраста дети могут научиться соизмерять на глаз не только величины отдельных предметов, но и отношения между ними, т.е. овладеть зрительной оценкой пропорций.

В процессе обучения детей  способам обследования величины предметов  полезно научить их пользоваться простейшей меркой, выступающей в  качестве промежуточного средства при  переходе от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к глазомерному действию. Так, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец  полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер.

Особые трудности для  детского восприятия возникают в  тех случаях, когда требуется  оценить сочетание цветов, форм, величин, составляющее сложную структуру.

Восприятие сочетаний, связанное  с выделением элементов, из которых  они состоят, и связей между элементами, называется аналитическим.

Недостаточно уметь точно  воспринимать отдельные цвета и  оттенки. В природе и произведениях  искусства цвета находятся в  сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка нужно научить обследовать  эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных.  
Глубокое восприятие формы предполагает умение зрительно раздробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой.

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета - длины, ширины, высоты. Но нельзя длину  или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят  относительный характер: их определение  зависит от его положения в  пространстве. [3]

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это  обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися  яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления  об основных разновидностях цвета и  формы и об отношении между  двумя предметами по величине.

Одновременно с формированием  эталонов необходимо учить детей  способам обследования предметов: их группировке  по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и  описанию формы, выполнению все более  сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость  развивать у детей аналитическое  восприятие: умение разбираться в  сочетаниях цветов, расчленять форму  предметов, выделять отдельные измерения  величины.

 

 

 

 

 

1.2. Игры  с песком и их влияние на  сенсорное развитие детей раннего  возраста

   

Дети очень любят игры с водой и песком. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного  образования этим играм уделяется большое внимание.

Одним из педагогов, исследовавших эту проблему, была Тихеева Е.И. Рассматривая игровые возможности каждого материала в отдельности, Тихеева показала, как дети, созидая, совершенствуют свой чувственный опыт и практически познают некоторые свойства материалов. В сюжетной форме она наметила примерное содержание игр с водой, песком, глиной и указала, что эти игры требуют к себе самого внимательного отношения со стороны взрослых.

Высоко оценивала значение игр с природными материалами  и гигиенист Л. И. Чулицкая. При  разработке задач физического воспитания дошкольников игры с песком и водой она относила к играм, способствующим укреплению детского организма. С этой целью ею было разработано устройство песочных ящиков и водных бассейнов.  С жизненной потребностью ориентироваться в окружающей действительности, с необходимостью познавать свойства и качества материалов, с развитием изобразительного творчества детей связывает использование этих же игр Е. А. Флерина.  Вопрос о руководстве играми с водой и песком также неоднократно подчеркивался данными авторами.  Так, Е. И. Тихеева наряду с разработкой содержания игр требовала от воспитателей повседневной помощи дегям в осмысливании накапливаемого ими опыта.  
Е. А. Флерина, взяв за основу игр с природным материалом активно-действенное стремление ребенка исследовать этот материал, в то же время указывала на необходимость разумного развития этого стремления.

Воспитатель, по ее мнению, развивая игру, должен постоянно заботиться о «насыщенности материалов разнообразными качествами» с тем, чтобы игра ребенка не теряла познавательного  смысла и не приобретала характер однообразной и разрушительной деятельности [1].

Для правильного руководства  играми с природными материалами  необходимо знать особенности их. Каждый из этих материалов в определенных условиях может превращаться из одного состояния в другое, например: вода может быть жидкой, твердой (лед) и  парообразной, она может переливаться, журчать, бурлить, может быть светлой, прозрачной; песок может быть сухим, рассыпчатым, сырым, тяжелым и т. д.  
Интерес детей к играм с водой и другими природными материалами можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Возможность строить из песка, желание искупать свою любимую игрушку в воде создают благоприятные условия для сенсорного воспитания, совершенствования таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.  
Правильно поставленное сенсорное воспитание имеет большое значение для умственного развития ребенка, особенно в младшем дошкольном возрасте. Еще И. М. Сеченов указывал, что способность различать, отличать один предмет от других «приобретается человеком в раннем детском возрасте, и с этого начинается собственно сознательное знакомство с внешним миром».  
Познание качеств материалов, их чувственное различение, а также реализация творческих замыслов происходят у детей в разнообразных играх. Даже простейшие игровые действия с материалами могут принимать осмысленный характер и быть воспитательно ценными, если им уделяется внимание со стороны взрослых. Вот как проходила игра детей с водой:

Конечно, дети и без руководства  взрослых развиваются сенсорно, приобретают  различные представления. Так, в  игре с песком дети по собственному опыту отличают на ощупь влажность  и сухость песка, по его цвету  устанавливают, из какого песка можно  делать пирожки и строить, и т. д. Большое значение в упорядочении предметных действий имеют зрительные и осязательные восприятия. Исходя из воспитательного значения игр с водой и песком, мы считаем, что интерес детей к этим играм, их развитие зависят от того, насколько воспитатель, во-первых, научил ребенка сенсорным путем вычленять материалы и их свойства, во-вторых, сумел довести до сознания детей возможности использования этих материалов и, в-третьих, нашел им применение в конкретной детской деятельности [2]

Поэтому, признавая важность накопления чувственного опыта, мы считаем, что дети самостоятельно хотя и наблюдают  изменения материалов, но не могут  понять и осмыслить те связи и  отношения, которые имеются между  результатом игры и свойствами, качествами используемых ими материалов.

Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого  ребенка.

Развитие игр начинается с создания соответствующих условий, отвечающих как гигиеническим, так  и педагогическим требованиям. Песок, которым пользуются дети, нуждается  в постоянном уходе. Его периодически очищают, меняют, поливают, хорошо промешивают. Так как дети очень любят играть с песком и водой в любое  время года, эти материалы должны находиться в достаточном количестве не только на участках, но и в помещении.

Вначале ребенку доставляет большое удовольствие знакомиться  с материалом через простые действия: пересыпание, делание песочных пирожков, купание игрушек и т. д. Дети непроизвольно  стремятся поиграть с материалами, испробовать их. Такое стремление детей можно объяснить наличием живой ориентировочной реакции, названной И. П. Павловым «исследовательским рефлексом «что такое». Известно, что первоначальное констатирование, различение, выделение раздражителей осуществляется механизмом ориентировочного рефлекса. С его помощью ребенок производит первоначальный, самый общий анализ окружающей обстановки: ощупывает предметы рукой, взором, производит разнообразные пробы.  
Большое значение здесь имеет подбор игрушек. При овладении ребенком действиями, связанными с формовкой пирожков, пересыпанием песка, можно использовать пластмассовые формочки, воронки, сита, ведерки, лопатки.

Наиболее удачными игрушками  являются пластмассовые формы: к  ним не прилипает песок, они достаточно глубоки. Однако пластмассовые формы  часто бывают широкими в окружности. Дети с трудом закрывают их руками, поэтому песок вываливается из формы  прежде, чем они ее опрокинут.

Затруднения возникают и при снятии формочек: они иногда выскальзывают из рук детей. Во избежание этого было бы желательно как у пластмассовых форм, так и у деревянных сделать снаружи выступы. Для малышей неприемлемы металлические формы: об острые края дети могут порезаться.

Не следует давать детям  сразу много форм. Если есть 2—3 формочки на каждого ребенка (обыкновенно  играют 5—7 детей в течение 10—15 мин.), то ребята разнообразно используют песок. Очень удобны пластмассовые ведерки и совки: они легки и добротно сделаны.

Период первоначального ознакомления со свойствами материалов следует рассматривать как важный этап в процессе сенсорного воспитания. Подбором игрушек взрослый создает условия для разнообразных действий и накопления чувственных впечатлений.

Достаточное количество разнообразных  игрушек вызывает у детей радостное  настроение. Если же игрушки однообразны  или их мало, некоторые дети пытаются захватить все игрушки, брызгают друг в друга водой, кидают песок.

Однако организация обстановки для игры сама по себе еще не влияет на последовательность действий ребенка и не позволяет ему осознанно обобщать качество материалов и их состояние.  
Воспитание у детей в игре правильных и последовательных действий в пользовании игрушками — дальнейшая задача педагогического руководства. Наиболее эффективные результаты здесь дает совместная игра воспитателя с детьми, где воспитатель называет состояние материалов и их свойства, показывает всю последовательность игровых действий. Воспитатель подходит к детям, берет, например, формочки, лопатку и предлагает вместе испечь пирожок: «Давайте польем песок».  
(Воспитатель на глазах у детей поливает песок из лейки.) «Сырой песок — хороший пирог будет. Смотрите. Сначала наберу в формочку песку, а затем похлопаю, чтобы песок плотно прилегал к формочке. Вот у меня полная баночка песку. Теперь осторожно лопаткой уберу лишний песок, чтобы он был наравне с краями, положу лопатку и, придерживая левой рукой (смотрите как), быстро опрокидываю формочку, ставлю ее на подставку, постучу лопаткой по донышку: «Пекись, пирожок, пекись». Осторожно рукой снимаю баночку. Вот и получился пирожок. Смотрите, какой красивый, даже бабочку сверху видно. Попробуйте сделать сами. Сегодня хороший, сырой песок, мы его полили водой».  
Разговаривая с детьми, интересуясь их игрой, взрослый невольно обозначает словом свои действия и действия ребят, называет качества материалов. Своими словами и действиями взрослый развивает у детей восприятия и тем самым упорядочивает приобретенные ими знания. Он помогает ребенку вычленить и обобщить в слове связи и отношения между предметами. Совместная игра, попутные замечания по ходу игр постепенно сказываются на детском развитии, чувственные восприятия активно закрепляются детьми. В детских высказываниях отражается их опыт, наблюдательность: «Водичка блестит, переливается и журчит», «Она светлая, прозрачная», «Она живая, ее в руке не удержишь», «В ней видно шарик, уточку», «Капает: кап, кап, кап», «Она тепленькая», «В ней можно куколку купать», «Куколка не тонет — она легкая», «Этот шарик утонет — он тяжелый», «У, какой тяжелый песок — большой пирог будет» и т. п. [4]

Информация о работе Влияние игр с песком на сенсомоторное развитие детей раннего возраста