Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности и своеобразие сенсорного развития детей раннего возраста с использование игр с песком.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение закономерностей сенсорного развития детей раннего возраста.
3. Анализ особенностей влияния игр с песком на сенсорное развитие детей раннего возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………..5
Глава 1. Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в
психолого-педагогической литературе…………………………………….6
1.1.Сенсорная культура и умственное развитие ребенка раннего
возраста……….………………………………………………………….6
1.2.Игры с песком и их влияние на сенсорное развитие детей
раннего возраста.………………………………………………….…….15
Глава 2. Использование игр с песком в практике работы для
сенсорного развития детей раннего возраста……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР С ПЕСКОМ
Конспект совместной
игры-экспериментирования
«Отпечатки наших рук»
Программные задачи:
Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
Развивать фантазию, творческие способности.
Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
Оборудование:
Песок.
Разноцветные камушки.
Ход игры.
Воспитатель обращается к детям:
Сегодня мы с вами будем играть с песком, как можно играть с песком? ( насыпать в ведёрки, формочки, просеивать через сито, лепить пирожки)
А из какого песка можно слепить пирожки, из сухого или влажного? (из влажного)
Правильно из влажного, потрогайте наш песочек и скажите мне, какой у нас песочек сухой или влажный?(влажный)
На влажном песочке можно оставить любые следы, возьмите разноцветные камушки и оставьте на песочке следочки от камушков.
Дети выполняют задание. Показывают результаты работы воспитателю, своим товарищам.
Ещё на песке можно оставить следы и отпечатки наших рук.
Воспитатель прижимает свою ладонь и делает отпечаток, дорисовывает к большому пальцу гребешок, клювик, внизу ножки.
Посмотрите, какой забавный петушок получился!
Дети радуются, пытаются сами делать отпечатки своих рук. Воспитатель помогает дорисовывать контур.
Вот сколько, много петушков получилось!
У меня петушок большой, а деток, какие петушки? (маленькие).
Воспитатель предлагает детям оставить на песке отпечаток кулачка.
На что похоже? А если дорисовать хвостик?(рыбка)
Давайте выложим контур рыбки цветными камушками.
Дети самостоятельно печатают рыбок и выкладывают по контуру камушки.
«Кто оставил на песочке
Эти разные следочки?
Наши детки тут играли
Свои ручки рисовали.
Занятие: “День рождения Машеньки”
Программные задачи: продолжать воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызывать желание помочь им. Продолжать знакомить детей со свойствами мокрого песка. Учить лепить пирожные.
Материал: переносные песочницы, плоский настольный театр “Репка”, совочки, формочки по количеству детей, подносы, кукла, посуда, строительный материал, цветы.
Ход занятия:
Дети входят в группу (играет музыка, слышится песенка):
Я колобок, колобок…
Детки, кто это у нас в группе поет песенку?
Колобок!
Дети подходят к колобку.
Колобок, колобок, а ты куда собрался?
На день рождение к Машеньке. Меня испекла бабушка, я колобок не простой – именинный.
Воспитатель продолжает:
И прыг колобок на песок.
Ой, ой, а дорожки то нет. Я не могу катиться. Я опоздаю к Машеньке на день рождения. Где же дорожка?
Воспитатель:
А давайте ребятки поможем колобку, сделаем дорожку. (Дети делают дорожку, сажают деревья, цветы)
Спасибо детки, какая дорожка ровненькая, как хорошо по ней катиться. (Играет музыка)
Воспитатель:
Катится колобок по лесной дорожке, а на встречу ему кто?
Зайчик.
А что зайчик сказал?
Колобок, колобок я тебя съем – говорят дети.
Не ешь меня зайчик. Я не простой колобок – именинный, я к Машеньке спешу на день рождение.
Можно я тоже пойду к Машеньке на день рождение?
Хорошо приходи!
И покатился колобок дальше. Катится колобок, катится, а на встречу ему – кто?
Волк.
Волк говорит что?
Колобок, колобок я тебя съем! – говорят дети.
Не ешь меня, волк. Я колобок именинный, спешу на день рождение к Машеньке!
Дети договаривают текст сказки.
А я тоже хочу на день рождение.
Приходи волк. (И покатился волк дальше по лесной дорожке)
Катится, катится колобок, а на встречу ему – кто?
Лиса.
Здравствуй, колобок, какой ты пригоженький, румяненький.
Я на день рождение собрался к Машеньке.
Можно я с тобой пойду на день рождение?
Пойдем.
Воспитатель:
Шли, шли звери, и пришли к Маше. Подходят к столу, где сидит Маша.
Здравствуй Маша, мы пришли к тебе на день рождение. Поздравляем тебя Машенька! А почему ты такая грустная?
Я очень рада гостям, но чем же я их буду угощать?
Не расстраивайся Маша, мы с детками приготовим для твоих гостей угощение – фигурное печение.
Обращаясь к детям:
Дети поможем Машеньке, испечем для гостей пирожные?
Дети подходят к столу, берут формочки, совочки и начинают делать пирожные.
Дети, а из чего будем делать пирожные?
Из песка!
Из какого песка?
Из сырого (мокрого).
А из сухого песка можно лепить пирожные?
Нет, он сыпется!
Дети, а где же мы будем лепить пирожные?
На печке.
Печку сначала надо построить. Из чего будем строить? Помогите мне.
Дети строят печку вместе с воспитателем (закрепляют цвет и форму).
А из чего трубу построим?
Из цилиндров.
Вот какая у нас получилась печка – большая и красивая. А теперь будем делать печь пирожные.
У нас
сегодня праздник. Мы стряпаем печенье
Надеемся понравиться наше угощенье…
Ребятишки, а пирожное уже готово. Оно горячее на пачке пеклось. Давайте подуем, чтобы не обжечься и отнесем гостям.
Спасибо детки, - говорит Маша, - Вы меня выручили.
Художественное слово:
“Вот вам гости угощенье
Очень
вкусное печенье
Приготовили мы сами
И покушайте Вы с нами”
Детки посмотрите, какая Маша нарядная, веселая, у нее сегодня день рождения. Давайте споем для Маши песенку (исполняют песню “Каравай”). А сейчас детки пойдемте в нашем лесу порвем цветов, потанцуем с ними и подарим их Машеньке.
Дети пляшут с цветами, дарят цветы Маше.
Поздравляем тебя Маша! До свидания. Мы к тебе еще в гости придем.
Приходите.
Дети уходят.
Пляска с цветами
Как весело, как весело качается
цветок,
Как ярко светит солнышко и дует ветерок.
Ля-ля, ля-ля и дует ветерок.
Опустятся, опустятся цветочки наши вниз.
Все ниже опускаются, на землю улеглись.
Ля-ля, ля-ля на землю улеглись (спрятались
цветочки).
Смотрите-ка, смотрите-ка, у нас цветочков
нет.
Посадим их, посадим их
И соберем букет
Ля-ля, ля-ля и соберем букет.
Занятие “Мы ходили в огород”
Программные задачи: уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов: “овощи”, “огород”, “грядки”, “твердая”, “круглая”, “продолговатая”. Научить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке. Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Выкладывать любые формы из сырого песка с помощью формочек и совка.
Материал: дед (кукла) из сказки, шапочки персонажей сказки “Репка”, втыкалочки-овощи (лук, репка, свекла, огурец, помидор, морковь). Натуральные овощи – капуста, помидор, огурец и т.д., картинки с эмблемами овощей – 6 шт., ключи, полотенце, покрывало, корзина, скатерть, подносы, формочки, совки по количеству детей.
Ход занятия:
Стук в дверь. Входит дедушка, говорит:
Я к Вам в гости пришел, привет Вам детвора.
Ответ детей.
Воспитатель:
А кто ты такой, приходи к нам сюда.
Я знаю много сказок, в ладу с детьми живу, угадайте из какой я сказки?
Сам я
репку посадил,
Сам я вкусную растил.
А тащить ее пришлось
Все семейство собралось!
Воспитатель:
Из какой сказки к нам пришел дед? Как сказка называется? Дед, а мы знаем эту сказку. Расскажем и покажем сейчас. – Обращается к детям, - Дети вспомним, кто помогал деду репку тащить (Жучка, внучка, бабка …).
Дети образуют круг, распределяют роли (надевают шапочки с эмблемами).
Воспитатель:
Ах
ты, репка крепкая, не играй ты в
прятки,
Вылезай ты, репка, из родимой грядки.
Дед тянет репку.
Ведущая:
Дед позвал бабку на помощь.
Дед:
Бабка, иди, помоги!
Бабка:
Иду, иду!
Ведущая:
Тянут, потянут, вытянуть не могут!
Бабка:
Внучка, иди, помоги!
Внучка:
Бегу, бегу! Жучка, выходи, помоги! И т.д.
Дед:
Молодцы, ребятишки, хорошо сказку знаете.
Воспитатель:
А у нас, дедушка, есть огород, там твоя репка растет. Посмотри, дедушка, какой у нас огород. Сколько много овощей здесь растет. Давайте посмотрим, что на этой грядке растет? Помоги мне вытянуть овощ, Катя. Как он называется? Сколько много корзинок! В какую корзинку мне овощ положить, не знаю. Помоги мне, Вика, сорви огурчик. Положи в корзинку. А на этой грядке, что растет? Правильно – помидоры. Куда положим помидор? А теперь давайте соберем все овощи. Каждый овощ положим в свою корзинку. (Дети раскладывают овощи по корзинкам с эмблемами)
Воспитатель:
Как много мы собрали овощей. Посмотри, дедушка, правильно дети положили овощи по корзинам?
Дед:
Молодцы ребята, хорошо потрудились.
Воспитатель:
А теперь подойдите сюда, посмотрите, что здесь? Вот они настоящие овощи. Сколько много, назовем их. А сейчас я буду загадывать загадки про овощи, а вы – отгадывайте.
Расту
в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая (морковь)
Алена, покажи, где у нас морковка. Какая она расскажи, Оля
А меня
вот все боятся
От меня глаза слезятся (лук)
Заставлю плакать всех вокруг
Хотя я не драчун, а …
Круглая, да не лупа,
С хвостиком, да не мышь (репка)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко, что это… (репка)
Дети отгадывают загадки, называют цвет, форму, величину, обследуют на твердость.
Воспитатель:
А теперь я их спрячу, а вы угадайте (на ощупь).
Дед собирается уходить.
Дед:
Молодцы, детушки! Хорошо вы овощи знаете. Но мне пора уходить, меня бабка заждалась.
Воспитатель:
Дети, дед к нам в гости пришел, мы должны его угостить. Настряпаем пирожных?
Стряпают пирожные с помощью формочек, угощают деда.
Дед:
Спасибо, ребята, вкусное печенье. А я вам тоже угощение приготовил. Вот вам репка желтая, крепкая.
Репка нарезана кусочками на тарелке. Дети моют руки, садятся вокруг стола, кушают репку.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Варианты игр и игровых упражнений с песком | |
"Печем куличики" Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка; сформировать представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить "лепить" куличики, тщательно заполняя всю емкость формочки, уплотняя песок; развивать мелкую моторику рук; учить понимать и использовать в речи слова-антонимы: сухой - мокрый, много - мало песка; называть овощи (в соответствии с формочками и реальными овощами). |
|
Нам понадобятся: ящик для песка, просеянный и прокаленный песок, кувшин с водой или маленькая леечка, пластмассовые формочки: "помидор", "огурец" (по 2-3 формочки), помидор и огурец, два пластмассовых подноса, шишки, фартуки для вас и ребенка. Ход игры. Для того, что бы вызвать у ребенка первоначальный интерес, расскажите малышу историю о том, как вы любили играть в песок в детстве. В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. Затем вы говорите о том, что ребенок может поиграть с песком. Обратите внимание малыша на то, что песок прохладный и сыпучий. После этого "разогреваем" ручки, чтобы было легко шевелить пальчиками в песке. Даём малышу еловую шишку, показываем, как надо катать ее между ладонями вверх-вниз (массаж рук). Потом проверяем ладошки, просим рассказать о своих ощущениях. (Они разогрелись, стали теплыми и т. п.) |
Информация о работе Влияние игр с песком на сенсомоторное развитие детей раннего возраста