Влияние игр с песком на сенсомоторное развитие детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности и своеобразие сенсорного развития детей раннего возраста с использование игр с песком.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение закономерностей сенсорного развития детей раннего возраста.
3. Анализ особенностей влияния игр с песком на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………..5
Глава 1. Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в
психолого-педагогической литературе…………………………………….6
1.1.Сенсорная культура и умственное развитие ребенка раннего
возраста……….………………………………………………………….6
1.2.Игры с песком и их влияние на сенсорное развитие детей
раннего возраста.………………………………………………….…….15
Глава 2. Использование игр с песком в практике работы для
сенсорного развития детей раннего возраста……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

влияние игр с песком на сенсомоторное развитие детей раннего возраста.docx

— 144.03 Кб (Скачать)

Большое значение в сенсорном  воспитании имеет формирование у  детей представлений о сенсорных  эталонах - общепринятых образцах внешних  свойств предметов. В качестве сенсорных  эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные  отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного  детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это  вовсе не значит научиться правильно  называть то или иное свойство (как  иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь  пользоваться такими представлениями  для анализа и выделения свойств  самых различных предметов в  самых различных ситуациях. Иначе  говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств  веществ. [3]

В каждом возрасте перед  сенсорным воспитанием стоят  свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства  и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться  хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его  величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» - это то, что  можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что  охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.).

Сенсорное воспитание в этот период - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых  впечатлений, оно становится необходимым  не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального  общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в  условиях ограниченности притока впечатлений  младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам  общего развития.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок  раннего возраста еще не готов  к усвоению сенсорных эталонов, у  него начинают накапливаться представления  о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы  эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что  ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями  свойств - шестью цветами спектра (голубой  цвет следует исключить, так как  дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

В практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция  знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами  и требовать запоминания и  правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах  предметов. Более того, заучивание отдельных  разновидностей свойств ведет к  тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый  как желтый.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать  свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник  он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь  с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого  от воспитанников. Достаточно, чтобы  дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с  величиной предметов. Величина не имеет  «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой  по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной  форме. [1]

Чтобы привлечь внимание ребенка  раннего возраста к свойствам  предметов, выработать устойчивые представления  об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при  которых для получения нужного  результата требуется сопоставить  предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое  сопоставление вначале дети не могут  выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме  и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления  дети постепенно переходят к сопоставлению  на глаз. Это дает им возможность  устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между  такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить  вплотную (например, между объемными  предметами).

Дети третьего года жизни  уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов  из строительного материала). Но при  этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого  материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять  простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок  усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с  общепринятыми сенсорными эталонами  и способами их использования.

Сенсорными эталонами  в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, черный.

Хроматические цвета расположены  в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому в зависимости  от длины световой (электромагнитной) волны. Смешение двух цветов, лежащих  в спектре не подряд, дает промежуточный  между ними цвет, а смешение соседних цветов - оттенок (красно-оранжевый, желто-зеленый  и др.). Хроматические цвета делятся  на две группы - теплых (от красного до желтого) и холодных тонов (от зеленого до фиолетового). Каждый хроматический  цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота - это степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщенность - степень его чистоты, т.е. примеси к данному цвету  серого цвета той же светлоты.

Вначале у детей формируют  представления о хроматических  цветах, белом и черном цвете, создают  условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить  не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается  с трудом (в быту и взрослые обычно путают синий и голубой цвета  и называют голубыми светлые оттенки  синего). Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний  период, когда дети получают представление  об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении  на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность  сопоставить светло-синий и голубой  цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет  определить голубой цвет как находящийся  между зеленым и синим.

При ознакомлении детей с  оттенками цветовых тонов нецелесообразно  рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно-зеленый, светло-желтый), имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов  по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь  в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми таких названий вполне допустимо (кроме неверного называния светло-синего цвета голубым), но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в еще большей степени к названиям оттенков по цветовому тону (т.е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый и т.п.).

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы  предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также  форма трапеции. Однако во всех случаях  имеется в виду умение узнавать соответствующую  форму, называть ее и действовать  с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т.п.). Прямоугольник  и квадрат, овал и круг даются детям  как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией (т.е. квадрат  не рассматривается в качестве частного случая прямоугольника).

Разновидности геометрических форм, с которыми следует знакомить  детей, - это овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся  по соотношению сторон («короткие» и «длинные»), а также прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники (дети должны различать эти разновидности  на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщаются, а  названия разновидностей не даются).

Важное значение имеет  вопрос о целесообразности использования  при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные  фигуры являются более обобщенными  по сравнению с объемными. Они  отображают наиболее существенную для  восприятия сторону формы предмета - его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных  предметов. Так, круг выражает особенности  формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба и др.) может вызвать  лишь дополнительные трудности.

Особый характер носят  эталоны величины. Поскольку величина - относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно  устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер  и способов их использования - особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу  дошкольного обучения. Но в области  восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой (хотя ее применение вполне возможно).

Величина предмета обычно устанавливается в зависимости  от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака - это  собака, которая больше большинства  других собак. Но при этом она намного  меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают  представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в  ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т. д.). Усложнение этих представлений  заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов  к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное воспитание тесно  переплетается здесь с развитием  мышления ребенка. Специальные исследования показали, что эта задача вполне посильна для дошкольника.

Перейдем к вопросу  об ознакомлении детей с системами  сенсорных эталонов. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее - с их разновидностями. Важно, чтобы воспитатель, показывая  и называя их, предлагал детям  задания, направленные на сопоставление  разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого  эталона в памяти. В момент действий с эталонами от дошкольников требуется  запоминание и использование  их названий. Это закрепляет представления  о каждом эталоне и дает возможность  выполнять действия по словесной  инструкции.

Знакомство с каждым видом  эталонов имеет свои особенности, поскольку  с разными свойствами предметов  могут быть организованы разные действия. Дети лучше запоминают цвета спектра  и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно (например, получали все более бледные оттенки  при разведении красок). Знакомя  детей с геометрическими формами  и их разновидностями, педагог обучает  их приему обведения контура с  одновременным зрительным контролем  за движением руки, а также сопоставлению  фигур, воспринимаемых зрительно и  осязательно. Формированию представлений  о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или  нарастающей величины. При этом сначала  ребенок ориентируется на общую  форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего).

Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются  в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.

Ребенок должен научиться  воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления  о хроматических и ахроматических цветах, а позднее - и об их оттенках. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени (цвет морской волны, кофейный, бордовый и т.п.).

Информация о работе Влияние игр с песком на сенсомоторное развитие детей раннего возраста