Влияние игр с песком на сенсомоторное развитие детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности и своеобразие сенсорного развития детей раннего возраста с использование игр с песком.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение закономерностей сенсорного развития детей раннего возраста.
3. Анализ особенностей влияния игр с песком на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………..5
Глава 1. Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в
психолого-педагогической литературе…………………………………….6
1.1.Сенсорная культура и умственное развитие ребенка раннего
возраста……….………………………………………………………….6
1.2.Игры с песком и их влияние на сенсорное развитие детей
раннего возраста.………………………………………………….…….15
Глава 2. Использование игр с песком в практике работы для
сенсорного развития детей раннего возраста……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

влияние игр с песком на сенсомоторное развитие детей раннего возраста.docx

— 144.03 Кб (Скачать)

 

Государственное учреждение образования

«Минский областной институт развития образования»

 

Кафедра педагогики и психологии дошкольного и начального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЛИЯНИЕ ИГР С ПЕСКОМ НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО  ВОЗРАСТА

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Воспитатель ГУО «Ясли-сад  №15 г.Борисова»

Валентинович Инесса Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

АННОТАЦИЯ………………………………………………………………..5

Глава 1. Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в 

психолого-педагогической литературе…………………………………….6

1.1.Сенсорная культура и умственное развитие ребенка раннего

      возраста……….………………………………………………………….6

1.2.Игры с песком и их влияние на сенсорное развитие детей

      раннего  возраста.………………………………………………….…….15

Глава 2. Использование игр с песком в практике работы для

сенсорного развития детей  раннего возраста……………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..24

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Конспекты занятий с использованием ир с песком..25

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Варианты игр  и игровых упражнений с песком……..32

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Перспективный  план игр-экспериментов с 

         песком и водой 1 младшая группа…………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый ребёнок появляется на свет с уже вполне сформированными, но ещё не способными к активному  функционированию органами чувств. Умению пользоваться своими ощущениями ему ещё только предстоит овладеть. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача — помочь накопить представление о цвете, форме, величине предметов. Задача воспитания детей раннего возраста — подвести их к усвоению общепринятых сенсорных эталонов, величин, форм, цветовых тонов, пространственных и временных отношений. Сенсорное развитие — это основа формирования познания окружающей действительности. От его уровня зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребёнка.

Учёные всего мира пытаются проникнуть в одну из величайших тайн природы — тайну возникновения  и развития человеческих способностей. И результаты их исследований удивительны. Так, например, биологи установили, что среди 15 миллиардов клеток головного  мозга активно работают лишь 15—20%. Это значит, что человеческий мозг несёт в себе огромный запас природных  возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а  высшая полнота проявления человеческого  ума.

Следовательно, каждый здоровый ребёнок может в своём развитии подняться на самые большие высоты. Но на практике мы чаще всего видим другое: многие дети с нежеланием идут в детский сад, школу, им трудно учиться. Почему один ребёнок с трудом заканчивает необходимый минимум среднего образования, а другой поступает в университет в 13—14 лет?

Результаты исследований показывают, что успешно овладевают знаниями те дети, которые ещё до школы обладали высоким уровнем  развития; развиваются же только те способности, для формирования которых созданы наилучшие условия. Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт познание окружающего мира.

К сожалению, многие родители, уделяя в первые годы жизни малыша основное внимание уходу за ним, правильному  питанию и режиму, красивой и удобной  одежде, не придают особого значения тому, что ребёнок помимо этого нуждается и в «пище» для ума. Какая разница, считают они, когда малыш научится делать постройки из кубиков, сортировать шарики по цвету и размеру, зашнуровывать ботинки, держать карандаш, рисовать, лепить, читать, писать. Зачем торопиться? Придёт время — всему научится, в конце концов, научат в детском саду или в школе, не будем отнимать у малыша детство!

Но ведь главное в  раннем развитии ребёнка — не упустить время! По исследованиям психологов, ребёнок в возрасте до трёх лет  приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь — 30—40%. Поэтому задача воспитателей всех дошкольных учреждений заключается в выстраивании своей работы с малышом таким образом, чтобы максимально использовать возможности его возраста.[3]

Большие возможности для  сенсомоторного развития детей раннего  возраста представляют игры с песком. В играх с песком происходит сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов - их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию, проводить игры на знакомство с окружающим миром, строить с детьми заборчики (высокие и низкие), знакомиться с домашними и дикими животными, по ходу объясняя различие между ними, знакомить со средой обитания. Так постепенно дети получают информацию об окружающем мире.

Первый коммуникативный  опыт у ребенка появляется в процессе игры с песком. Едва научившись ходить, наши малыши с удовольствием ковыряются в песочнице. Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков - умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

В играх-упражнениях с  песком и другими сыпучими материалами  активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Известный педагог  Мария Монтессори ещё в начале XX века говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя сознательным, творит из себя Человека и с помощью  собственных рук и собственного опыта он становится разумным [5].

Объектом исследования является целенаправленный педагогический процесс.

Предметом исследования является сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе использования игр с песком.

Цель исследования: изучить  особенности и своеобразие сенсорного развития детей раннего возраста с использование игр с песком.

Задачи исследования:

1. Анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования.

2. Изучение закономерностей сенсорного развития детей раннего возраста.

3. Анализ особенностей  влияния игр с песком на сенсорное развитие детей раннего возраста.

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

Тема выпускной работы, выбранная мною, «Влияние игр с песком на сенсорное развитие детей раннего возраста».

В теоретической части  рассматриваются теоретические аспекты сенсорного развития детей раннего возраста, приведены данные исследований отечественных и зарубежных педагогов и психологов.  Раскрыты закономерности сенсорного развития детей раннего возраста, описаны возможности использования игр с песком для сенсорного развития детей раннего возраста. Рассмотрены требования по созданию условий для организации игр с песком.

В практической части описан свой опыт работы по практическому использованию игр с песком для сенсорного развития детей раннего возраста. Приведены конкретные приемы, методы, которые позволяют добиться наилучших результатов.

В приложении размещены конспекты занятий с использованием игр с песком, перспективный план игр-экспериментов с песком и водой для детей 1 младшей группы, варианты игр с песком для детей раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сенсорное  развитие ребенка раннего возраста в психолого-педагогической литературе

    1. Сенсорная культура и умственное развитие детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и  формирование представлений о внешних  свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений  об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители  отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо  считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной  из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной  стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с  другой стороны, имеет самостоятельное  значение, так как полноценное  восприятие необходимо и для успешного  обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов  труда.

С восприятия предметов и  явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное  восприятие.

В детском саду ребенок  обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и  умениями во всех этих областях требует  постоянного внимания к внешним  свойствам предметов, их учета и  использования. Так, для того чтобы  получить в рисунке сходство с  изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности  его формы, цвета. Конструирование  требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок  выясняет взаимоотношения частей в  пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних  свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления  о явлениях живой и неживой  природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами  и их разновидностями, сравнение  объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых  звуков - и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно  было бы умножить.

Готовность ребенка к  школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть  трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной  точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения  в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может  воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного  обучения ребенка. Не менее важно  иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в  ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов  и явлений. А истоки сенсорных  способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в  ранние периоды детства.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни  выдвигает перед теорией и  практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования  наиболее эффективных средств и  методов сенсорного воспитания в  детском саду. Главное направление  сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной  культурой.  
Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и  других свойств предметов, в частности  игрушек и предметов домашнего  обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без  целенаправленного воспитания, так  или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического  руководства взрослых, оно нередко  оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное  воспитание - последовательное планомерное  ознакомление ребенка с сенсорной  культурой человечества.

Информация о работе Влияние игр с песком на сенсомоторное развитие детей раннего возраста