Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности и своеобразие сенсорного развития детей раннего возраста с использование игр с песком.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение закономерностей сенсорного развития детей раннего возраста.
3. Анализ особенностей влияния игр с песком на сенсорное развитие детей раннего возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………..5
Глава 1. Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в
психолого-педагогической литературе…………………………………….6
1.1.Сенсорная культура и умственное развитие ребенка раннего
возраста……….………………………………………………………….6
1.2.Игры с песком и их влияние на сенсорное развитие детей
раннего возраста.………………………………………………….…….15
Глава 2. Использование игр с песком в практике работы для
сенсорного развития детей раннего возраста……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
Государственное учреждение образования
«Минский областной институт развития образования»
Кафедра педагогики и психологии дошкольного и начального образования
ВЛИЯНИЕ ИГР С ПЕСКОМ НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Исполнитель:
Воспитатель ГУО «Ясли-сад №15 г.Борисова»
Валентинович Инесса Александровна
Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
АННОТАЦИЯ………………………………………………………
Глава 1. Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в
психолого-педагогической литературе…………………………………….6
1.1.Сенсорная культура и умственное развитие ребенка раннего
возраста……….………………………………………………
1.2.Игры с песком и их влияние на сенсорное развитие детей
раннего
возраста.………………………………………………….…
Глава 2. Использование игр с песком в практике работы для
сенсорного развития детей раннего возраста……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Конспекты занятий с использованием ир с песком..25
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Варианты игр и игровых упражнений с песком……..32
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Перспективный план игр-экспериментов с
песком и водой 1 младшая группа…………………...36
ВВЕДЕНИЕ
Каждый ребёнок появляется на свет с уже вполне сформированными, но ещё не способными к активному функционированию органами чувств. Умению пользоваться своими ощущениями ему ещё только предстоит овладеть. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача — помочь накопить представление о цвете, форме, величине предметов. Задача воспитания детей раннего возраста — подвести их к усвоению общепринятых сенсорных эталонов, величин, форм, цветовых тонов, пространственных и временных отношений. Сенсорное развитие — это основа формирования познания окружающей действительности. От его уровня зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребёнка.
Учёные всего мира пытаются проникнуть в одну из величайших тайн природы — тайну возникновения и развития человеческих способностей. И результаты их исследований удивительны. Так, например, биологи установили, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 15—20%. Это значит, что человеческий мозг несёт в себе огромный запас природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а высшая полнота проявления человеческого ума.
Следовательно, каждый здоровый ребёнок может в своём развитии подняться на самые большие высоты. Но на практике мы чаще всего видим другое: многие дети с нежеланием идут в детский сад, школу, им трудно учиться. Почему один ребёнок с трудом заканчивает необходимый минимум среднего образования, а другой поступает в университет в 13—14 лет?
Результаты исследований показывают, что успешно овладевают знаниями те дети, которые ещё до школы обладали высоким уровнем развития; развиваются же только те способности, для формирования которых созданы наилучшие условия. Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт познание окружающего мира.
К сожалению, многие родители, уделяя в первые годы жизни малыша основное внимание уходу за ним, правильному питанию и режиму, красивой и удобной одежде, не придают особого значения тому, что ребёнок помимо этого нуждается и в «пище» для ума. Какая разница, считают они, когда малыш научится делать постройки из кубиков, сортировать шарики по цвету и размеру, зашнуровывать ботинки, держать карандаш, рисовать, лепить, читать, писать. Зачем торопиться? Придёт время — всему научится, в конце концов, научат в детском саду или в школе, не будем отнимать у малыша детство!
Но ведь главное в раннем развитии ребёнка — не упустить время! По исследованиям психологов, ребёнок в возрасте до трёх лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь — 30—40%. Поэтому задача воспитателей всех дошкольных учреждений заключается в выстраивании своей работы с малышом таким образом, чтобы максимально использовать возможности его возраста.[3]
Большие возможности для сенсомоторного развития детей раннего возраста представляют игры с песком. В играх с песком происходит сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов - их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию, проводить игры на знакомство с окружающим миром, строить с детьми заборчики (высокие и низкие), знакомиться с домашними и дикими животными, по ходу объясняя различие между ними, знакомить со средой обитания. Так постепенно дети получают информацию об окружающем мире.
Первый коммуникативный опыт у ребенка появляется в процессе игры с песком. Едва научившись ходить, наши малыши с удовольствием ковыряются в песочнице. Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков - умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Известный педагог Мария Монтессори ещё в начале XX века говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя сознательным, творит из себя Человека и с помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным [5].
Объектом исследования является целенаправленный педагогический процесс.
Предметом исследования является сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе использования игр с песком.
Цель исследования: изучить особенности и своеобразие сенсорного развития детей раннего возраста с использование игр с песком.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-
2. Изучение закономерностей сенсорного развития детей раннего возраста.
3. Анализ особенностей влияния игр с песком на сенсорное развитие детей раннего возраста.
АННОТАЦИЯ
Тема выпускной работы, выбранная мною, «Влияние игр с песком на сенсорное развитие детей раннего возраста».
В теоретической части рассматриваются теоретические аспекты сенсорного развития детей раннего возраста, приведены данные исследований отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Раскрыты закономерности сенсорного развития детей раннего возраста, описаны возможности использования игр с песком для сенсорного развития детей раннего возраста. Рассмотрены требования по созданию условий для организации игр с песком.
В практической части описан свой опыт работы по практическому использованию игр с песком для сенсорного развития детей раннего возраста. Приведены конкретные приемы, методы, которые позволяют добиться наилучших результатов.
В приложении размещены конспекты занятий с использованием игр с песком, перспективный план игр-экспериментов с песком и водой для детей 1 младшей группы, варианты игр с песком для детей раннего возраста.
Глава 1. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста в психолого-педагогической литературе
Сенсорное развитие ребенка
- это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних
свойствах предметов: их форме, цвете,
величине, положении в пространстве,
а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем
и дошкольном детстве трудно переоценить.
Именно этот возраст наиболее благоприятен
для совершенствования
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы умножить.
Готовность ребенка к
школьному обучению в значительной
мере зависит от его сенсорного развития.
Исследования, проведенные психологами,
показали, что значительная часть
трудностей, возникающих перед детьми
в ходе начального обучения (особенно
в I классе), связана с недостаточной
точностью и гибкостью
Но дело не только в том,
что низкий уровень сенсорного развития
резко снижает возможность
Значение сенсорного развития
ребенка для его будущей жизни
выдвигает перед теорией и
практикой дошкольного
Понятие «сенсорная культура» вошло в
дошкольную педагогику благодаря работам
М. Монтессори. Однако она считала, что
для приобретения такой культуры достаточно
систематически упражнять органы чувств
ребенка в различении формы, цвета, величины
и других свойств предметов. Такая точка
зрения была ошибочной, она не учитывала,
что развитие ребенка коренным образом
отличается от развития детенышей животных.
Ребенок развивается путем «социального
наследования», которое, в отличие от наследования
биологического, предполагает не упражнение
врожденных способностей, а приобретение
новых при усвоении общественного опыта.
Сенсорная культура ребенка - результат
усвоения им сенсорной культуры, созданной
человечеством (общепринятые представления
о цвете, форме и других свойствах вещей).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Информация о работе Влияние игр с песком на сенсомоторное развитие детей раннего возраста