Условия оптимизации детско-родительских отношений в условиях специализированного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить деятельность учреждений социальной защиты по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.
Задачи исследования:

1. изучить литературу по проблеме детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;

2. рассмотреть методы социально-педагогической работы с неблагополучными семьями;

3. провести диагностику детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;

4. разработать и реализовать программу по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Современные подходы к проблемам оптимизации детско-родительских отношений в социальных учреждениях…………………….6
Семья как первичный институт социализации ребёнка…………………6
Детско-родительские отношения как показатель социального благополучия……………………………………………………………...10
Методы исследования детско-родительских отношений………………16
Опыт работы в социальном центре по оказанию помощи семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации…………………………...23

Глава 2. Результаты работы по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях ……………………………………..32

2.1. Организация деятельности в ГСУ АО «Приводинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улитка» с неблагополучными семьями…..………………………………………………...32

2.2. Диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации…………………………………………………..39

2.3. Реализация программы«Крепкая семья» по работе с неблагополучными семьям…………………………………………………………………………….45

2.4. Обсуждение полученных результатов……………………………………..52

Заключение……………………………………………………………………….54

Библиографический список………………………………………………..…57

Работа содержит 1 файл

ВКР Сергеенковой 2011.doc

— 1.24 Мб (Скачать)

Как видно  из диаграммы 12, большая часть детей  проводит свое время вне дома, на улице, то есть в неблагополучных  семьях четко прослеживается отсутствие организации социально-полезного  досуга, также нет совместного проведения досуга детей со своими родителями. В итоге только у 36 % детей родители знают, чем занимается его ребенок, 30% знают не всегда, 21 % - иногда, а 9% родителей, по мнению детей, этот вопрос вообще не интересует. Отсюда и происходят отчужденные отношения, ребенок чувствует себя не нужным своим родителям, чаще встречаются взаимные упреки, непонимание и, как следствие, уход детей из дома, склонность к бродяжничеству.

      Треть опрошенных детей не считают необходимым  делиться своими переживаниями с родителями (33 %), либо делятся иногда, в зависимости от настроения (33%), 12% детей делятся только в крайних случаях, 3 % делятся, но их не слушают. И только 3 % респондентов постоянно делятся своими переживаниями. Что в очередной раз доказывает наличие явных нарушений детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.

      Таким образом, в ходе исследования были выявлены следующие особенности и проблемы детско-родительских отношений в неблагополучных семьях Котласского района:

      - подозрительность родителей и  детей из неблагополучных семей к их окружению, специалистам различных ведомств;

      - ослабленный контроль за поведением  детей со стороны родителей;

      - отсутствие совместного проведения  досуга всей семьей;

      - наличие повышенного тона общения  как приема воспитания, факты жестокого обращения с детьми;

      - нежелание детей делиться своими  переживаниями с родителями (отчужденные,  холодные взаимоотношения);

      - проведение детьми досуга вне  дома, в компании друзей;

      - взаимосвязь низкого образовательного  уровня родителей и применение негативных методов воспитания;

      - низкая материальная обеспеченность  семей.

2.3. Реализация  программы «Крепкая семья» по работе                                               с неблагополучными семьями

 

     В результате проведённого практического  исследования было выявлено множество проблем, возникающих в детско-родительских отношениях неблагополучных семей. Для продолжения работы и расширения деятельности Учреждения по данному вопросу нами была разработана социальная программа по работе с неблагополучными семьями «Крепкая семья».

     Разработчик программы – социальный педагог ГСУ АО «Приводинский СРЦН «Улитка» Сергеенковой Елены Петровны

     Цель:

     - активизация собственных сил  членов семей, находящихся в  трудной жизненной ситуации, направленных  на самостоятельное преодоление возникающих трудностей.

     Задачи:

     - информирование семей о правах, льготах, изменениях в законодательстве;

      - восстановление семейно-родственных  связей детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации;

     - оказание помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

      - повышение мотивации родителей  по преодолению трудной жизненной  ситуации.

     Сроки и этапы реализации программы – 2010-2011 год.

     Исполнители основных мероприятий  программы: сотрудники ГСУ АО «Приводинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улитка».

       Методы оценки эффективности программы: наблюдения, опросы, беседы с членами семьи, анкетирование.

     Основные  направления (Приложение 6):

     1. Информационный блок (статьи, родительские  собрания, беседы).

     2. Спортивно-досуговый блок (эстафеты, состязания).

     3. Культурно-просветительский блок (посещение  театра, досугового центра, выставок).

     4. Культурно-творческий блок (праздники,  конкурсы).

     5. Приобщение общественности к  проблеме (акции, тревожные листы).

     Бюджет  программы составляет 25520 рублей (Приложение 7).

Мероприятия

Наименование  мероприятия Срок исполнения Исполнители Ожидаемые результаты
1 2 3 4
Статья  в СМИ «О значимости института  отцовства в семье» Январь 
Социальный  педагог Повышение роли отца в процессе воспитания детей
Проведение  лыжных стартов «Спорт – залог  здоровья»; катание с горки Январь Зам. дир. по ВР, социальный педагог Организации совместного  досуга, сплочение семьи
Собрание  родителей воспитанников

«Поощрение  и наказание в процессе воспитания »

Февраль 
Психолог,

социальный  педагог, специалист по социальной работе

Развитие адекватных форм воспитания в семьях.
Круглый стол с воспитанниками «Я, Ты, Мы. Конструктивное общение» Февраль Социальный  педагог, специалист по социальной работе Развитие у детей навыка конструктивного общения, снижение количества конфликтов.
Посещение катка, г. Красавино Февраль Зам.директора  по ВР Организация совместного  досуга, привлечение к ведению  ЗОЖ
Конкурс «А ну-ка девушки» (участие воспитанниц  Центра с родителями) 
Март  воспитатели,  социальный педагог Закрепление жизненных  навыков, раскрытие творческих способностей.
Посещение КДЦ «Гамма», г. Котлас март Зам дир. по ВР, социальный педагог Организации совместного  досуга, сплочение семьи
Родительское  собрание «Виды воспитания» Апрель Социальный  педагог Расширение  знаний о видах воспитания, решение  проблем, возникающих в процессе воспитания
Посещение школьного музея С. Преминина, г. Красавино Апрель Зам. Директора  по ВР Расширение  кругозора, развитие познавательного интереса
КТД: «Моя семья – моя крепость!» Май 
 
Зам. дир. по ВР, воспитатели, социальный педагог Повышение роли семьи, вовлечение родителей детей  в досуговую жизнь детей.
Совместное  посещение с семьями, находящимися в ТЖС драматического театра, г. Котлас Май 
Специалист  по социальной работе, социальный педагог Проведение  совместного досуга, вовлечение родителей  в жизнь детей.
Акция «Защити меня!» ко Дню защиты детей:

-распространение  буклетов:

о деятельности Центра,

о воспитании детей,

о правах ребенка

Май - июнь Зам. дир.по ВР, социальный педагог, специалист по социальной работе Повышение знаний детей об их правах, о правах и  обязанностей родителей, об учреждении, помогающему выйти из трудной  жизненной ситуации.
Собрание  родителей «Преодоление трудностей воспитания» Июнь 
Психолог,

социальный  педагог, специалист по социальной работе

Расширение  знаний в области процесса воспитания.
Статья  в СМИ «Укреплению семейных отношений» Июль Психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе Повышение роли семьи.
Помощь  в трудоустройстве родителей  и подростков (приглашение специалистов Центра занятости населения г. Котласа) Май, октябрь Специалист  по социальной работе Увеличение  занятости подростков в летний период, улучшение материального положения, занятость родителей.
Благотворительная акция 

«Копилка  помощи»

Цель: сбор вещей, различных бытовых принадлежностей  и др. для малообеспеченных семей

Июнь - июль 
 
 
Специалист  по социальной работе, социальный педагог Раздача вещей  малообеспеченным семьям Котласского района
Организация летнего отдыха:

- площадка  дневного пребывания;

- летний  трудовой лагерь;

- группа  дошкольников (подготовка в школе)

Май, июнь, июль, август Зам. дир. по ВР, специалист по социальной работе, социальный педагог Организация досуга в летний период, подготовка дошкольников к учебному процессу, развитие всесторонних способностей
Консультирование  по вопросам:

- профилактика  социально-педагогической запущенности;

- сбор  документов для оформления материальной  помощи;

- трудности в процессе воспитания

В течение года Психолог,

социальный  педагог, специалист по социальной работе

Снижение количества детей с социально-педагогической запущенностью.
Экскурсия в г. Великий Устюг по памятным местам Июль  Зам дир. по ВР, социальный педагог, специалист по социальной работе Расширение  кругозора, развитие познавательного  интереса
Выставка  «Композиция лета»: фотовыставка, рисунки, композиции, летние букеты. Июль Воспитатели, специалист по социальной работе Развитие творческих способностей детей и их родителей, вовлеченность родителей в жизнь детей.
Родительские  собрания в СОШ Котласского района

«О деятельности ГСУ «Приводинский СРЦН»

В течение года Специалист  по социальной работе, социальный педагог Пропаганда  о деятельности центра, повышение обращаемости за помощью
Родительское  собрание «Возрастные особенности  ребенка» Август Психолог, социальный педагог Снижение количества конфликтов в семьям в переходных периодах развития личности ребенка.
Акция «Скоро в школу» - акция по сбору школьных принадлежностей к учеб. году для детей из малообеспеченных семей Август Специалист  по социальной работе, социальный педагог Оказание социальной помощи малообеспеченным семьям в виде школьных принадлежностей
Выставка  «Плоды осени»

Цель: развитие творческого начала у родителей и их детей

Сентябрь Воспитатели, специалист по социальной работе Совместная  деятельность семьи, сплоченность участников выставки
Помощь  в трудоустройстве родителей  и подростков (приглашение специалистов Центра занятости г. Котласа) Октябрь 
 
Специалист  по социальной работе Трудоустройство безработных граждан, повышение  материального уровня семей
Родительское  собрание «Подросток – кто он?» Октябрь Социальный  педагог Прохождение подросткового  периода благоприятным образом. Взаимопонимание в семье.
День  открытых дверей:

«Общественная приемная»

Ноябрь Зам. директора  по ВР, социальный педагог, специалист по соц.работе, психолог Оказание разносторонней помощи детям и семьям, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации.
Круглый стол с детьми «Конфликт. Пути выхода» Ноябрь  Психолог, социальный педагог Снижение количества конфликтов в коллективе, разрешение конфликтов конструктивным путем.
Праздник  «Моя мама самая лучшая!», посвященный  Дню матери Ноябрь  Воспитатели Укрепление  жизненных навыков.
Праздник  «Мой папа лучше всех!» Ноябрь Воспитатели Укрепление  жизненных навыков. Повышение роли отца в жизни семьи
Праздник  «С Днем Рождения, Улитка!»  Декабрь 
Воспитатели, социальный педагог, специалист по социальной работе, психолог Вовлечение  родителей в жизнь детей; консультирование родителей по социально-правовым, педагогическим, психологическим вопросам
Акция «Подарим детям Новый год!» - организация  новогодних подарков к Новому году для детей из малообеспеченных семей. Ноябрь - декабрь Социальный  педагог, специалист по социальной работе Оказание социальной помощи малообеспеченным семьям в виде новогодних подарков
Экскурсия на Родину Деда Мороза, г. Великий Устюг Декабрь Зам. дир. по ВР, специалист по социальной работе Расширение кругозора, развитие познавательного интереса
Распространение тревожных листков с целью  выявления детей и семей, находящихся  в трудной жизненной ситуации В течение года Социальный  педагог, специалист по социальной работе Выявление детей  и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и оказание им разносторонней помощи.
 

     Ожидаемые результаты:

     - снижение количества семей, находящихся в социально-опасном положении;

     - гармоничные детско-родительские отношений; повышение значимости семейного воспитания;

     - повышение компетентности родителей по вопросам воспитания;

     - совместная организация и проведение досуга воспитанников с родителями;

     - уменьшение случаев рецидива ухудшения детско-родительских отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4. Обсуждение полученных результатов 

     В процессе реализации программы «Крепкая семья» мы ожидали активное участие родителей во всех блоках программы, так как характер мероприятий не принудительно-обязательный и формальный, а такой, который позволяет семье восполнить те ресурсы, которых не достаточно в семье. 

 Мероприятия Положительные результаты Отрицательные результаты
Проведение  лыжных стартов детей совместно  с родителями. Семья М. принимала совместное участие и  каждый член семьи поддерживали друг друга Родители  А. не пришли на лыжные соревнования и ребёнок вёл себя вызывающее, мешал проводить занятие
Посещение катка в г. Красавино Семья П. совместно была на катке, отец учил дочь кататься, начали складываться тёплые взаимоотношения между ними Родители  семьи А. не приняли приглашение  на совместную поездку и ребёнок очень был расстроен и обозлён на родителей
Конкурс «А ну-ка девушки», участие воспитанниц  Центра с родителями Мать  н. принимала участие в конкурсе совместно с мамой и у них  раскрылись новые творческие способности Мать  семьи Т. Не пришла на мероприятие и её дочь отказалась выступать и при посещении матерью Центра отказалась с ней разговаривать
Посещение драматического театра в г. Котлас Организован совместный досуг и сплочение  семьи В. Ребёнок А. отказался ехать в театр, так как родители не поехали с ним
Экскурсия в В. Устюг по памятным местам Расширение  кругозора и развитие познавательного  интереса семьи О. Д. был  очень расстроен, что его мать не согласилась принять участие  в поездке и в знак протеста не разговаривал с ней
Круглый стол родителей с детьми «Конфликт. Пути выхода» Снижение  количества конфликтов между родителями и детьми, разрешение конфликтов конструктивным путём И.очень  переживала, что её родители не узнали как решать конфликты конструктивным путём
Праздник  «Моя мама самая лучшая» Укрепление  семьи и укрепление жизненных  навыков дочери с матерью семьи  В. Н. отказалась от выступления когда узнала, что  её мать отказалась прийти на мероприятие
Праздник  «Мой папа лучше всех» Повышение роли отца в жизни семьи С., укрепление жизненных навыков. В. изломал  свой подарок, который готовил своими руками, когда узнал, что его отец не придёт на праздник
Экскурсия на Родину Деда Мороза в В. Устюг Расширение  кругозора, развитие познавательного  интереса и сплочение семьи У А. развилось чувство обиды и одиночества, когда узнала, что родители не поедут на экскурсию с дочерью
 

     Полученные  результаты:

     - снизилось количество семей, находящихся в социально-опасном положении;

     - гармоничные детско-родительские отношений; повысилась значимость семейного воспитания;

     - повысилась компетентность родителей по вопросам воспитания;

     - совместная проведение досуга воспитанников с родителями;

     - уменьшились случаи рецидива ухудшения детско-родительских отношений.

     Таким образом, мы видим, что где родители принимали совместное участие в мероприятиях с детьми, то у них нормализуются детско-родительские отношения, а где родители отстраняются от принятия участия, то конфликты в семье остаются и детско-родительские отношения не нормализуются. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Из  всего вышесказанного можно  сделать выводы, что, организуя работу с неблагополучными семьями, специалисту необходимо четко определить для себя понятие «неблагополучная семья». Так как главным приоритетом является воспитание достойного гражданина, то наиболее четко отражающим суть данного понятия будет определение неблагополучной семьи, где для ребёнка отсутствует «благо», что необходимо для его полноценного функционирования в здоровом обществе. Истоки взаимоотношения лежат, во многих случаях, в отрицательном жизненном опыте членов семьи [39, с. 378].

     Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

     Для успешной, эффективной работы с неблагополучной  семьей необходимо постоянно помнить и придерживаться основных принципов, выстраивать поэтапную работу, достигая цель каждого этапа и детального анализа результатов. Цель необходимо ставить конкретную, достижимую, рассчитывая на внутренний потенциал каждого члена семьи и постоянно мотивируя их на максимально самостоятельное преодоление трудностей.

     Для ребёнка семья – это целый  мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Детско-родительские отношения – сложная система. Они должны иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Взаимоотношения в семье, особенно проявления детско- родительских отношений в ней могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказываются тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребёнку в семье. Под влиянием типа родительских отношений и формируется личность ребёнка [23, с. 3].

        В результате проведенного эмпирического исследования по выявлению особенностей детско-родительских отношений в неблагополучных семьях Котласского района можно сделать следующие выводы:

      - большинство исследованных семей  являются малообеспеченными по  причине отсутствия работы, поэтому  основными трудностями в их  жизни является нехватка денежных средств, отсутствие работы, жилищные проблемы;

      - в детско-родительских отношениях  многие родители не осознают  наличие проблем, поэтому ничего не предпринимают по их разрешению. В то же время, дети отмечают, что родители на них кричат, не выслушивают их, не знают, чем они интересуются и где проводят свободное время. Чем старше ребенок, тем меньше ему уделяется внимания и происходит отчуждение между детьми и родителями.

      В ГСУ АО «Приводинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улитка» одним из главных направлений в работе является налаживание детско-родительских отношений, работая не только с ребенком, но максимально привлекая их родителей, чтобы работа шла не параллельно с родителями, а совместно. Также широко распространено вовлечение родителей в жизнь детей через совместную досуговую деятельность, организуются различные тематические праздники, спортивные мероприятия, родительские  собрания, ролевые игры.

        Изучив материал про неблагополучные  семьи, их особенности, проблемы, возникающие при детско-родительских отношениях в неблагополучных семьях, проанализировав практическое исследование, опыт работы Учреждения была разработана программа «Крепкая семья», целью которой является: активизация собственных сил членов семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленных на самостоятельное преодоление возникающих трудностей. Основные мероприятия направлены на максимально активное привлечение родителей в жизнь детей: совместные проведение праздников, тематических вечеров, спортивных мероприятий, посещение культурных учреждений, организация выставок.

     Выдвинутая гипотеза подтвердилась - оптимизация детско-родительских отношений  сформировалась при условии:

    1. раннего  выявления неблагополучия семьи;

         2.  диагностики детско-родительских отношений;

         3.реализации программы, направленной  на активизацию ресурсов семьи,  по выходу из трудной жизненной  ситуации;

Информация о работе Условия оптимизации детско-родительских отношений в условиях специализированного учреждения