Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:52, дипломная работа
Цель работы: изучить деятельность учреждений социальной защиты по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.
Задачи исследования:
1. изучить литературу по проблеме детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;
2. рассмотреть методы социально-педагогической работы с неблагополучными семьями;
3. провести диагностику детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;
4. разработать и реализовать программу по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Современные подходы к проблемам оптимизации детско-родительских отношений в социальных учреждениях…………………….6
Семья как первичный институт социализации ребёнка…………………6
Детско-родительские отношения как показатель социального благополучия……………………………………………………………...10
Методы исследования детско-родительских отношений………………16
Опыт работы в социальном центре по оказанию помощи семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации…………………………...23
Глава 2. Результаты работы по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях ……………………………………..32
2.1. Организация деятельности в ГСУ АО «Приводинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улитка» с неблагополучными семьями…..………………………………………………...32
2.2. Диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации…………………………………………………..39
2.3. Реализация программы«Крепкая семья» по работе с неблагополучными семьям…………………………………………………………………………….45
2.4. Обсуждение полученных результатов……………………………………..52
Заключение……………………………………………………………………….54
Библиографический список………………………………………………..…57
Как видно
из диаграммы 12, большая часть детей
проводит свое время вне дома, на
улице, то есть в неблагополучных
семьях четко прослеживается отсутствие
организации социально-
Треть опрошенных детей не считают необходимым делиться своими переживаниями с родителями (33 %), либо делятся иногда, в зависимости от настроения (33%), 12% детей делятся только в крайних случаях, 3 % делятся, но их не слушают. И только 3 % респондентов постоянно делятся своими переживаниями. Что в очередной раз доказывает наличие явных нарушений детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.
Таким
образом, в ходе исследования были выявлены
следующие особенности и
- подозрительность родителей и детей из неблагополучных семей к их окружению, специалистам различных ведомств;
-
ослабленный контроль за
-
отсутствие совместного
-
наличие повышенного тона
-
нежелание детей делиться
- проведение детьми досуга вне дома, в компании друзей;
-
взаимосвязь низкого
-
низкая материальная
В результате проведённого практического исследования было выявлено множество проблем, возникающих в детско-родительских отношениях неблагополучных семей. Для продолжения работы и расширения деятельности Учреждения по данному вопросу нами была разработана социальная программа по работе с неблагополучными семьями «Крепкая семья».
Разработчик программы – социальный педагог ГСУ АО «Приводинский СРЦН «Улитка» Сергеенковой Елены Петровны
Цель:
- активизация собственных сил членов семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленных на самостоятельное преодоление возникающих трудностей.
Задачи:
-
информирование семей о правах,
льготах, изменениях в
- восстановление семейно-
-
оказание помощи детям и
- повышение мотивации родителей
по преодолению трудной
Сроки и этапы реализации программы – 2010-2011 год.
Исполнители основных мероприятий программы: сотрудники ГСУ АО «Приводинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улитка».
Методы оценки эффективности программы: наблюдения, опросы, беседы с членами семьи, анкетирование.
Основные направления (Приложение 6):
1. Информационный блок (статьи, родительские собрания, беседы).
2. Спортивно-досуговый блок (эстафеты, состязания).
3.
Культурно-просветительский
4. Культурно-творческий блок (праздники, конкурсы).
5. Приобщение общественности к проблеме (акции, тревожные листы).
Бюджет программы составляет 25520 рублей (Приложение 7).
Мероприятия
|
Ожидаемые результаты:
- снижение количества семей, находящихся в социально-опасном положении;
- гармоничные детско-родительские отношений; повышение значимости семейного воспитания;
- повышение компетентности родителей по вопросам воспитания;
- совместная организация и проведение досуга воспитанников с родителями;
-
уменьшение случаев рецидива ухудшения
детско-родительских отношений.
2.4.
Обсуждение полученных
В
процессе реализации программы «Крепкая
семья» мы ожидали активное участие родителей
во всех блоках программы, так как характер
мероприятий не принудительно-обязательный
и формальный, а такой, который позволяет
семье восполнить те ресурсы, которых
не достаточно в семье.
Мероприятия | Положительные результаты | Отрицательные результаты | |||
Проведение лыжных стартов детей совместно с родителями. | Семья М. принимала совместное участие и каждый член семьи поддерживали друг друга | Родители А. не пришли на лыжные соревнования и ребёнок вёл себя вызывающее, мешал проводить занятие | |||
Посещение катка в г. Красавино | Семья П. совместно была на катке, отец учил дочь кататься, начали складываться тёплые взаимоотношения между ними | Родители семьи А. не приняли приглашение на совместную поездку и ребёнок очень был расстроен и обозлён на родителей | |||
Конкурс «А ну-ка девушки», участие воспитанниц Центра с родителями | Мать н. принимала участие в конкурсе совместно с мамой и у них раскрылись новые творческие способности | Мать семьи Т. Не пришла на мероприятие и её дочь отказалась выступать и при посещении матерью Центра отказалась с ней разговаривать | |||
Посещение драматического театра в г. Котлас | Организован совместный досуг и сплочение семьи В. | Ребёнок А. отказался ехать в театр, так как родители не поехали с ним | |||
Экскурсия в В. Устюг по памятным местам | Расширение кругозора и развитие познавательного интереса семьи О. | Д. был очень расстроен, что его мать не согласилась принять участие в поездке и в знак протеста не разговаривал с ней | |||
Круглый стол родителей с детьми «Конфликт. Пути выхода» | Снижение количества конфликтов между родителями и детьми, разрешение конфликтов конструктивным путём | И.очень переживала, что её родители не узнали как решать конфликты конструктивным путём | |||
Праздник «Моя мама самая лучшая» | Укрепление семьи и укрепление жизненных навыков дочери с матерью семьи В. | Н. отказалась от выступления когда узнала, что её мать отказалась прийти на мероприятие | |||
Праздник «Мой папа лучше всех» | Повышение роли отца в жизни семьи С., укрепление жизненных навыков. | В. изломал свой подарок, который готовил своими руками, когда узнал, что его отец не придёт на праздник | |||
Экскурсия на Родину Деда Мороза в В. Устюг | Расширение кругозора, развитие познавательного интереса и сплочение семьи | У А. развилось чувство обиды и одиночества, когда узнала, что родители не поедут на экскурсию с дочерью |
Полученные результаты:
- снизилось количество семей, находящихся в социально-опасном положении;
- гармоничные детско-родительские отношений; повысилась значимость семейного воспитания;
- повысилась компетентность родителей по вопросам воспитания;
- совместная проведение досуга воспитанников с родителями;
- уменьшились случаи рецидива ухудшения детско-родительских отношений.
Таким
образом, мы видим, что где родители принимали
совместное участие в мероприятиях с детьми,
то у них нормализуются детско-родительские
отношения, а где родители отстраняются
от принятия участия, то конфликты в семье
остаются и детско-родительские отношения
не нормализуются.
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что, организуя работу с неблагополучными семьями, специалисту необходимо четко определить для себя понятие «неблагополучная семья». Так как главным приоритетом является воспитание достойного гражданина, то наиболее четко отражающим суть данного понятия будет определение неблагополучной семьи, где для ребёнка отсутствует «благо», что необходимо для его полноценного функционирования в здоровом обществе. Истоки взаимоотношения лежат, во многих случаях, в отрицательном жизненном опыте членов семьи [39, с. 378].
Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Для успешной, эффективной работы с неблагополучной семьей необходимо постоянно помнить и придерживаться основных принципов, выстраивать поэтапную работу, достигая цель каждого этапа и детального анализа результатов. Цель необходимо ставить конкретную, достижимую, рассчитывая на внутренний потенциал каждого члена семьи и постоянно мотивируя их на максимально самостоятельное преодоление трудностей.
Для ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Детско-родительские отношения – сложная система. Они должны иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Взаимоотношения в семье, особенно проявления детско- родительских отношений в ней могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказываются тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребёнку в семье. Под влиянием типа родительских отношений и формируется личность ребёнка [23, с. 3].
В результате проведенного эмпирического исследования по выявлению особенностей детско-родительских отношений в неблагополучных семьях Котласского района можно сделать следующие выводы:
-
большинство исследованных
-
в детско-родительских
В
ГСУ АО «Приводинский социально-
Изучив материал про
Выдвинутая гипотеза подтвердилась - оптимизация детско-родительских отношений сформировалась при условии:
1. раннего
выявления неблагополучия
2. диагностики детско-родительских отношений;
3.реализации программы,