Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:52, дипломная работа
Цель работы: изучить деятельность учреждений социальной защиты по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.
Задачи исследования:
1. изучить литературу по проблеме детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;
2. рассмотреть методы социально-педагогической работы с неблагополучными семьями;
3. провести диагностику детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;
4. разработать и реализовать программу по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Современные подходы к проблемам оптимизации детско-родительских отношений в социальных учреждениях…………………….6
Семья как первичный институт социализации ребёнка…………………6
Детско-родительские отношения как показатель социального благополучия……………………………………………………………...10
Методы исследования детско-родительских отношений………………16
Опыт работы в социальном центре по оказанию помощи семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации…………………………...23
Глава 2. Результаты работы по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях ……………………………………..32
2.1. Организация деятельности в ГСУ АО «Приводинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улитка» с неблагополучными семьями…..………………………………………………...32
2.2. Диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации…………………………………………………..39
2.3. Реализация программы«Крепкая семья» по работе с неблагополучными семьям…………………………………………………………………………….45
2.4. Обсуждение полученных результатов……………………………………..52
Заключение……………………………………………………………………….54
Библиографический список………………………………………………..…57
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Современные подходы к проблемам оптимизации детско-родительских отношений в социальных учреждениях…………………….6
Глава 2. Результаты работы по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях ……………………………………..32
2.1. Организация
деятельности в ГСУ АО «Приводинский
социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних «Улитка» с неблагополучными
семьями…..………………………………………………..
2.2. Диагностика
детско-родительских отношений
2.3. Реализация
программы«Крепкая семья» по работе с
неблагополучными семьям………………………………………………………………
2.4. Обсуждение
полученных результатов……………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………..…57
Приложение……………………………………………………
Введение
Социально-экономические преобразования, осуществляемые в России уже более двух десятков лет, со всей остротой поставили вопрос о выживании и социальном благополучии личности и семьи в меняющемся социуме. Привычным становится существование в обществе так называемых «социально-незащищенных», «неблагополучных», «дисфункциональных», «социально нетипичных», «педагогически запущенных», «дезинтегрированных» социальных групп и семей [35, с. 76].
В современном обществе возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Воспитание детей в семье и забота о них - это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их всестороннем развитии [2, с. 21]. Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы с точки зрения морали и закона должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка.
Проблемы неблагополучной семьи, как фактора риска для развития ребенка, корректируются целенаправленной работой школы, учреждений социальной защиты и других структур.
К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: изменение типа взаимоотношений взрослых и детей - они чаще всего формальны. Многие взрослые не могут научить детей жить в обществе, так как они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы [46, с. 120]. Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного, семейное воспитание должно быть основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и на протяжении всей его жизни. Но если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из безусловно положительного становится отрицательным фактором формирования личности [31, с. 67].
Оптимизацию детско-родительских отношений рассматривали такие учёные как А.И.Захаров, И.С.Кон, Ю.М.Лотман и другие.
Всё
вышесказанное определило выбор
нами темы исследования «Оптимизация
детско-родительских отношений в
условиях специализированного
Цель работы: изучить деятельность учреждений социальной защиты по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.
Объект исследования: неблагополучная семья как среда личностного развития ребенка.
Предмет исследования: условия оптимизации детско-родительских отношений в условиях специализированного учреждения.
Гипотеза: мы предполагаем, что оптимизация детско-родительских отношений будет формироваться при условии:
Задачи исследования:
1. изучить литературу по проблеме детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;
2. рассмотреть методы социально-педагогической работы с неблагополучными семьями;
3. провести диагностику детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;
4. разработать и реализовать программу по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы, анализ статистических данных, нормативных актов;
- эмпирические: анкетирование, констатирующий, формирующий эксперимент.
База исследования: ГСУ АО «Приводинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улитка» Котласского района, Архангельской области.
Практическая значимость:
Программа будет использована в дальнейшей практической деятельности при работе с семьями и несовершеннолетними в ГСУ АО «Приводинский СРЦН «Улитка». Это поможет активизировать родителей к самостоятельному решению возникающих проблем, вовлечет их в жизнь своих детей, поможет сгладить конфликтные стороны детско-родительских отношений, снизится количество социальных сирот.
В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений понятия неблагополучная семья: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.
В научных исследованиях нет четкого определения семейного неблагополучия. Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это определение, поэтому во многих научных исследованиях понятие неблагополучная семья имеет разный смысл [41, с. 8].
Шульга Т.И. (1999) под неблагополучной семьей понимает семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и интересов.
Неблагополучная семья – это семья, которая характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому она не справляется с возложенными на нее функциями, при этом ее адаптивные возможности значительно снижены [48, с.12].
Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина:
медицинский - это семьи, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи; ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи;
социально-
психолого-педагогический - семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи [24, с. 6].
Понятие семьи группы риска включает в себя следующие категории семей:
-
внешне благополучные, но
-
семьи с неопределенным
- семьи, состоящие на учете в качестве «семей группы риска». В данном случае объектом профилактики являются дети и подростки, воспитывающиеся в семье. Профилактическое воздействие направлено на них в качестве потенциальных родителей, супругов. Необходимо отметить, что работа с детьми осуществляется в основном вне семейного окружения (в школе, специализированных учреждениях для несовершеннолетних).
Параллельно ведется коррекционная работа с родителями и иными членами семьи [48, с. 34].
Среди основных факторов, обуславливающих попадание семей в группу «социального риска», выделяют группы социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических, криминальных и социально-демографических факторов.
Социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи; плохие жилищные условия семьи; семьи, в которых один или оба родителя являются безработными; отсутствие возможности повышения квалификации, получения образования; снижение доступности детских дошкольных учреждений; снижение трудовой активности и т. д.
Медико-санитарные
факторы: экологически неблагоприятные
условия проживания семьи; хронические
заболевания родителей, особенно матери;
антисанитарное состояние жилища и
пренебрежение санитарно-
Психолого-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким образовательным и культурным уровнем, деформированными ценностными ориентациями; низкий воспитательный потенциал семьи; дефицит времени на общение и воспитание; дефекты семейного воспитания; отчуждение между родителями и детьми; предразводная и послеразводная семейная ситуация и т. д.
Криминальные факторы: алкоголизм; наркомания; аморальный образ жизни родителей; семейные дебоши; проявления жестокости и садизма; наличие в семье судимых и отбывших наказание и т. д.
Социально-