Условия оптимизации детско-родительских отношений в условиях специализированного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить деятельность учреждений социальной защиты по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.
Задачи исследования:

1. изучить литературу по проблеме детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;

2. рассмотреть методы социально-педагогической работы с неблагополучными семьями;

3. провести диагностику детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;

4. разработать и реализовать программу по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Современные подходы к проблемам оптимизации детско-родительских отношений в социальных учреждениях…………………….6
Семья как первичный институт социализации ребёнка…………………6
Детско-родительские отношения как показатель социального благополучия……………………………………………………………...10
Методы исследования детско-родительских отношений………………16
Опыт работы в социальном центре по оказанию помощи семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации…………………………...23

Глава 2. Результаты работы по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях ……………………………………..32

2.1. Организация деятельности в ГСУ АО «Приводинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улитка» с неблагополучными семьями…..………………………………………………...32

2.2. Диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации…………………………………………………..39

2.3. Реализация программы«Крепкая семья» по работе с неблагополучными семьям…………………………………………………………………………….45

2.4. Обсуждение полученных результатов……………………………………..52

Заключение……………………………………………………………………….54

Библиографический список………………………………………………..…57

Работа содержит 1 файл

ВКР Сергеенковой 2011.doc

— 1.24 Мб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Современные подходы  к проблемам оптимизации  детско-родительских отношений в социальных учреждениях…………………….6

    1. Семья как первичный институт социализации ребёнка…………………6
    2. Детско-родительские отношения как показатель социального благополучия……………………………………………………………...10
    3. Методы исследования детско-родительских отношений………………16
    4. Опыт работы в социальном центре по оказанию помощи семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации…………………………...23

Глава 2. Результаты работы по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных  семьях ……………………………………..32

2.1. Организация  деятельности в ГСУ АО «Приводинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улитка» с неблагополучными семьями…..………………………………………………...32

2.2. Диагностика  детско-родительских отношений в  семьях, находящихся в трудной  жизненной ситуации…………………………………………………..39

2.3. Реализация  программы«Крепкая семья» по работе с неблагополучными семьям…………………………………………………………………………….45

2.4. Обсуждение  полученных результатов……………………………………..52

Заключение……………………………………………………………………….54

Библиографический список………………………………………………..…57

Приложение……………………………………………………………………..63 
 
 

Введение 

     Социально-экономические преобразования, осуществляемые в России уже более двух десятков лет, со всей остротой поставили вопрос о выживании и социальном благополучии личности и семьи в меняющемся социуме. Привычным становится существование в обществе так называемых «социально-незащищенных», «неблагополучных», «дисфункциональных», «социально нетипичных», «педагогически запущенных», «дезинтегрированных» социальных групп и семей [35, с. 76].

     В современном обществе возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Воспитание детей в семье и забота о них - это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их всестороннем развитии [2, с. 21]. Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы с точки зрения морали и закона должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка.

     Проблемы  неблагополучной семьи, как фактора  риска для развития ребенка, корректируются целенаправленной работой школы, учреждений социальной защиты и других структур.

      К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: изменение типа взаимоотношений взрослых и детей - они чаще всего формальны. Многие взрослые не могут научить детей жить в обществе, так как они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы [46, с. 120]. Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного, семейное воспитание должно быть основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и на протяжении всей его жизни. Но если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из безусловно положительного становится отрицательным фактором формирования личности [31, с. 67].

     Оптимизацию детско-родительских отношений рассматривали такие учёные как А.И.Захаров, И.С.Кон, Ю.М.Лотман и другие.

     Всё вышесказанное определило выбор  нами темы исследования «Оптимизация детско-родительских отношений в  условиях специализированного учреждения».

     Цель  работы: изучить деятельность учреждений социальной защиты по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.

     Объект  исследования: неблагополучная семья как среда личностного развития ребенка.

     Предмет исследования: условия оптимизации детско-родительских отношений в условиях специализированного учреждения.

     Гипотеза: мы предполагаем, что оптимизация детско-родительских отношений будет формироваться при условии:

  1. раннего выявления неблагополучия семьи;
  2. диагностики детско-родительских отношений;
  3. реализации программы, направленной на активизацию ресурсов семьи, по выходу из трудной жизненной ситуации;
  4. овладение родителями позитивными способами решения проблем взаимоотношений с детьми.

     Задачи  исследования:

     1. изучить литературу по проблеме детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;

     2. рассмотреть методы социально-педагогической работы с неблагополучными семьями;

     3. провести диагностику детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;

     4. разработать и реализовать программу по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.

     Методы  исследования:

     - теоретические: анализ литературы, анализ статистических данных, нормативных актов;

     - эмпирические:  анкетирование, констатирующий, формирующий эксперимент.

     База  исследования: ГСУ АО «Приводинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улитка» Котласского района, Архангельской области.

     Практическая  значимость:

     Программа будет использована в дальнейшей практической деятельности при работе с семьями и несовершеннолетними в ГСУ АО «Приводинский СРЦН «Улитка». Это поможет активизировать родителей к самостоятельному решению возникающих проблем, вовлечет их в жизнь своих детей, поможет сгладить конфликтные стороны детско-родительских отношений, снизится количество социальных сирот.

 

Глава 1. Современные подходы к проблемам оптимизации детско-родительских отношений в социальных учреждениях.

1.1. Семья как первичный институт социализации ребёнка.

 

      В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений понятия неблагополучная семья: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.

      В научных исследованиях нет четкого определения семейного неблагополучия. Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это определение, поэтому во многих научных исследованиях понятие неблагополучная семья имеет разный смысл [41, с. 8].

      Шульга  Т.И. (1999) под неблагополучной семьей понимает семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и интересов.

      Неблагополучная семья – это семья, которая  характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому она не справляется с  возложенными на нее функциями, при  этом ее адаптивные возможности значительно снижены [48, с.12].

      Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина:

      медицинский - это семьи, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи; ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи;

      социально-административный - семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития;

      психолого-педагогический - семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи [24, с. 6].

      Понятие семьи группы риска включает в  себя следующие категории семей:

      - внешне благополучные, но подвергшиеся  влиянию одного из «рисковых  факторов» (потеря одного из  родителей, резкое изменение уровня благосостояния). В данную группу можно отнести беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавших от несчастных случаев (пожар, кража);

      - семьи с неопределенным социогенезом. В данном случае специалисты имеют дело с семьями, о которых ничего не известно - история развития, взаимоотношения между членами семьи, семейные традиции. В эту категорию можно отнести семьи вновь приехавших в район будущих родителей (определение через женскую консультацию), с детьми дошкольного возраста (дошкольные учреждения), с детьми школьного возраста (образовательные учреждения);

- семьи,  состоящие на учете в качестве  «семей группы риска». В данном  случае объектом профилактики  являются дети и подростки,  воспитывающиеся в семье. Профилактическое воздействие направлено на них в качестве потенциальных родителей, супругов. Необходимо отметить, что работа с детьми осуществляется в основном вне семейного окружения (в школе, специализированных учреждениях для несовершеннолетних).

      Параллельно ведется коррекционная работа с родителями и иными членами семьи [48, с. 34].

      Среди основных факторов, обуславливающих попадание семей в группу «социального риска», выделяют группы социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических, криминальных и социально-демографических факторов.

      Социально-экономические  факторы: низкий материальный уровень жизни семьи; плохие жилищные условия семьи; семьи, в которых один или оба родителя являются безработными; отсутствие возможности повышения квалификации, получения образования; снижение доступности детских дошкольных учреждений; снижение трудовой активности и т. д.

      Медико-санитарные факторы: экологически неблагоприятные  условия проживания семьи; хронические  заболевания родителей, особенно матери; антисанитарное состояние жилища и  пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами в быту; низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста; высокая распространенность абортов; опасность врожденной умственной недостаточности и тяжелых наследственных заболеваний; снижение продолжительности жизни и т. д.

      Психолого-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким образовательным и культурным уровнем, деформированными ценностными ориентациями; низкий воспитательный потенциал семьи; дефицит времени на общение и воспитание; дефекты семейного воспитания; отчуждение между родителями и детьми; предразводная и послеразводная семейная ситуация и т. д.

      Криминальные  факторы: алкоголизм; наркомания; аморальный образ жизни родителей; семейные дебоши; проявления жестокости и садизма; наличие в семье судимых и отбывших наказание и т. д.

      Социально-демографические  факторы: отсутствие одного или обоих  родителей; многодетность семьи; повторный  брак; наличие неродных детей в  семье и т. д [38, с. 14].

Информация о работе Условия оптимизации детско-родительских отношений в условиях специализированного учреждения