Условия оптимизации детско-родительских отношений в условиях специализированного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить деятельность учреждений социальной защиты по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.
Задачи исследования:

1. изучить литературу по проблеме детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;

2. рассмотреть методы социально-педагогической работы с неблагополучными семьями;

3. провести диагностику детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;

4. разработать и реализовать программу по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Современные подходы к проблемам оптимизации детско-родительских отношений в социальных учреждениях…………………….6
Семья как первичный институт социализации ребёнка…………………6
Детско-родительские отношения как показатель социального благополучия……………………………………………………………...10
Методы исследования детско-родительских отношений………………16
Опыт работы в социальном центре по оказанию помощи семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации…………………………...23

Глава 2. Результаты работы по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях ……………………………………..32

2.1. Организация деятельности в ГСУ АО «Приводинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улитка» с неблагополучными семьями…..………………………………………………...32

2.2. Диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации…………………………………………………..39

2.3. Реализация программы«Крепкая семья» по работе с неблагополучными семьям…………………………………………………………………………….45

2.4. Обсуждение полученных результатов……………………………………..52

Заключение……………………………………………………………………….54

Библиографический список………………………………………………..…57

Работа содержит 1 файл

ВКР Сергеенковой 2011.doc

— 1.24 Мб (Скачать)
 

      Очень часто родители, обратившиеся за психологической помощью, не могут понять причин недовольства своими собственными детьми. Сегодняшняя реальность такова, что именно дети платят страданиями и даже жизнями за самоутверждение родителей, за устройство маминой или папиной личной жизни, дети становятся заложниками пьяных отцов и постоянно раздраженных матерей. Дети в своем нежном возрасте очень ранимы и очень зависимы от родителей, взрослых [36, с. 3].

     Из  социально-психологических исследований мы знаем, что семья занимает центральное место в жизнедеятельности общества, соответственно невнимание общества по отношению к семье оборачивается социальными проблемами: преступностью, алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией, психологическими отклонениями. Для того чтобы избежать подобных проблем, важно решать вопрос о формировании осознанного родительства, проводить работу по психологическому образованию родителей.

      Довольно  часто в общении с детьми родители выбирают нежелательные стили воспитания: одни излишне требовательны и директивны, другие попустительски относятся к воспитанию детей; третьи излишне опекают и потакают. Подобные родительские позиции приводят к столкновениям и конфликтам представителей старшего и младшего поколений в семье. Чтобы этого избежать, необходимо стремиться к оптимальному, гармоничному стилю воспитания.

      Гармоничный стиль общения должен отвечать трём главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться на том, чего он хочет добиться от своего ребёнка; знание и учёт его возможностей и склонностей – важнейшее условие его развития. Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность изменения стиля общения, способов воздействия на ребёнка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Прогностичность позиции выражается в её ориентации на «зону ближайшего развития» ребёнка и на задачи завтрашнего дня - это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменения общего подхода к ребёнку с учётом перспектив развития [32, с. 3].

      Основные  формы работы с семьёй. В работе семьей необходимо выделять те направления помощи, которые позволяют сконструировать действия специалистов в тех проблемах, в которых семья испытывает наибольшие затруднения. Помощь по-разному оценивается специалистами и самой семьей. Специалисты не могут бесконечно улучшать положение семьи, «двигать ее в светлое будущее», постоянно решать возникающие в семье проблемы, если сама семья не видит своих проблем, не хочет изменяться, не понимает и не решает их. Помощь и поддержку необходимо оказывать, максимально приближая ее к месту, где непосредственно живет ребенок и его семья, то есть по месту жительства. Главная задача государства не поместить его в государственное учреждение, а сохранить ребенка в его кровной семье и помочь ему и его семье.

        Виды помощи – это перечень  необходимых направлений деятельности специалистов и мероприятий, направленных на восстановление нормальной жизни детей и семей.

     Социальная помощь – совокупность специальных мер, направленных на поддержание нормальных условий жизнеобеспечения социальных групп, детей, семей, которые испытывают нужду в удовлетворении жизненно важных потребностей и деятельного существования. Она включает социальную реабилитацию (восстановление утраченных или ранее невостребованных социально значимых качеств личности), социальную защиту (комплекс экономических мер и гарантий, которые предоставляются гражданину для реализации его прав, необходимых для нормального существования, обеспечения оптимального биологического и социального развития ребенка), социальную адаптацию (обеспечение процесса приспособления индивида к социальной среде, принятия ее относительно стабильных условий, как, например, норм, ценностей, форм взаимодействия, отношений между ценностными ориентациями индивида и возможностью их достижения в социальной среде).

     Психологическая помощь – специальный вид деятельности профессиональных психологов, направленной на регуляцию эмоционального состояния ребенка, оказание психологической поддержки при возникновении трудностей, связанных с процессом адаптации и социализации. Психолог проводит диагностическую, психокоррекционную работу с детьми и подростками, их родителями по изменению ситуации в образовательном учреждении, семье, координирует деятельность разных узких специалистов, оказывающих помощь и поддержку, является посредником между ребенком и всеми взрослыми, оказывающими помощь и поддержку ребенку и защищающими его права.

     Педагогическая  помощь – это вид деятельности педагога, направленной на индивидуальное оказание помощи ребенку или подростку, имеющему трудности и проблемы в обучении. Такая помощь ориентирована на решение проблем в обучении детей (многие из них регулярно пропускают занятия в школе, педагогически запущены, бесконтрольны и безнадзорны).

     Социально-педагогическая помощь предполагает деятельность социального педагога, направленную на оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые нуждаются в защите, а также на изменение взаимоотношений в семье; повышение педагогического потенциала и проявление заботы о детях членами семьи; организацию досуга детей из неблагополучных семей; координацию взаимодействия влияния на ребенка педагогов, родителей, сверстников.

     Экономическая помощь – это ряд мер, направленных на материальную поддержку нуждающейся семьи с ребенком (назначение пособий, пенсий, разовых выплат, покупка одежды, обуви), оказание гуманитарной помощи, организация горячего питания детей, летнего оздоровительного отдыха.

     Правовая  помощь – это система мер, направленных на защиту прав детей и подростков в суде, в широкой социальной среде: от официального уровня до кругов неформального общения. Она предполагает знакомство с правами и обязанностями детей и подростков, обеспечение юридических гарантий, которые предоставляют каждому ребенку возможности для реализации его прав.

     Можно выделить также дополнительно следующие  моменты работы с неблагополучной семьей:

     Превентивная  работа, направленная на предотвращение или профилактику проблем, которые могут нарушить нормальную жизнь семьи.

     Необходимо  помогать строить отношения в  семье, уметь взаимодействовать с членами семьи, строить отношения в семье при отсутствии одного из членов семьи, брать на себя ответственность за нормальную жизнь семьи.

     Таким образом, в социальной работе с неблагополучной  семьей наиболее распространены такие  технологии как: социальный патронаж, консультирование (психологическое, социальное), групповые тренинги, ролевые игры. Для успешной, эффективной работы с неблагополучной семьей необходимо постоянно помнить и придерживаться основных принципов, выстраивать поэтапную работу, достигая цель каждого этапа и детального анализа результатов: что помогло, какие трудности встретились на пути разрешения проблемы. Цель необходимо ставить конкретную, достижимую, рассчитывая на внутренний потенциал каждого члена семьи и постоянно мотивируя их на максимально самостоятельное преодоление трудностей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Результаты по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях

2.1. Организация деятельности в ГСУ АО «Приводинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улитка» с неблагополучными семьями

 

     Одной из главных задач Учреждения является работа с семьей воспитанника: изучаются семейные родственные связи, взаимоотношения в семье, материально-бытовые условия семьи, социальный статус родителей. Семье оказывается ряд бесплатных социальных услуг: консультации психолога, юриста, социального педагога, беседы по разъяснению прав и обязанностей родителей, профилактике злоупотребления спиртных напитков, противопожарной безопасности в быту, материальная помощь. На протяжении всего реабилитационного периода с семьей поддерживается постоянная связь: телефонные разговоры, переписка, личные беседы, информирование родителей об успехах в учебе, состоянии здоровья детей. Проводится работа по восстановлению родственных связей, коррекция детско-родительских отношений, оптимизация процесса воспитания, даются рекомендации по закреплению полученных умений и навыков, отслеживание дальнейшей ситуации в семье выбывающего воспитанника [15].

ГСУ АО «Приводинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улитка» (далее Учреждение) осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 «От утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», Постановлением Минтруда РФ от 29.03.2002 года № 25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности

специализированных  учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», Постановлением Главы администрации  Архангельской области от 09.08.2005 года № 152 «Об утверждении положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних». Учреждение создано 01.12.2005 года, первые воспитанники начали поступать с 01.09.2006 года.

      Основной  целью деятельности Учреждения является профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им и их семьям помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального, материального положения, психологического статуса.

   Учреждение  имеет следующую организационную  структуру (Рис. 1): 
 

   

Рис. 1 Организационная структура Учреждения

      В Учреждении функционирует одно отделение  круглосуточного пребывания несовершеннолетних, рассчитанное на 15 мест для детей в возрасте от 7 до 18 лет [11].

      Учебно-воспитательская  и реабилитационная работа строится на комплексном, системном и индивидуальном подходе к воспитаннику.

     Кроме этого, для каждого несовершеннолетнего, попавшего в трудную жизненную ситуацию, разрабатывается индивидуальный реабилитационный маршрут (данная форма разработана специалистами центра) (Приложение 1).

     Все несовершеннолетние, помещенные в Учреждение, устраиваются в МОУ «Приводинская СОШ» [17].

      Учитывая  острую социальную потребность, работа с неблагополучными семьями и подростками с отклоняющимся поведением, в числе различных направлений деятельности ГСУ АО «Приводинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улитка», имеет приоритетную значимость.

      Алгоритм  работы с неблагополучной семьей:

      1. источниками для выявления неблагополучных семей, как правило, являются детские дошкольные учреждения, школы, детские поликлиники, комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, отделы по делам семьи, женщин и детей органов социальной защиты населения, знакомые, соседи, родственники членов неблагополучных семей посредством Тревожных листов (Приложение 2);

      2. любая поступившая информация о неблагополучных семьях, трудных детях и подростках проверяется специалистом по социальной работе и социальным педагогом путём взаимодействия с отделом внутренних дел, комиссией и инспекцией по делам несовершеннолетних, контактов с членами указанной семьи и лицами, окружающими ее;

      3. весь объем работы, необходимой для реабилитации и адаптации семьи, определяется в Учреждении Положением о социальном патронаже (Приложение 3). Контакты в процессе ознакомления с семьей могут быть достаточно длительными и тесными. После выявления причин специалисты совместно с членами семьи составляют программу реабилитации. Поэтому одной из форм работы является сетевая встреча, которая позволяет значительно расширить единое реабилитационное пространство, снять имеющиеся межведомственные барьеры.

      Так как семья – образование многоличностное, то социальный педагог в процессе знакомства должен не только понять людей, составляющих семью, но еще изучить как подсистемы внутри семьи, так и всю ее целиком.

      Под подсистемами понимают следующие внутрисемейные связи:

  1. брачная: муж-жена и их взаимоотношения;
  2. родительские: мать-отец и их взаимоотношения;
  3. детские: братья-сестры, взаимоотношения между детьми;
  4. родители-дети, детско-родительские взаимоотношения.

      Такое детальное изучение семьи и всех внутрисемейных связей необходимо для классификации семей по категориям, определения сложности имеющих место проблем и ожидаемых из-за них негативных последствий.

      Так, например, правильное определение категорий той или иной семьи позволяет предполагать или исключать возможную девиацию подростков.

      Практика  показала, что к группе семей, вызывающих нарушенное (девиантное) поведение детей, относятся следующие:

Информация о работе Условия оптимизации детско-родительских отношений в условиях специализированного учреждения