Условия оптимизации детско-родительских отношений в условиях специализированного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить деятельность учреждений социальной защиты по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.
Задачи исследования:

1. изучить литературу по проблеме детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;

2. рассмотреть методы социально-педагогической работы с неблагополучными семьями;

3. провести диагностику детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;

4. разработать и реализовать программу по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Современные подходы к проблемам оптимизации детско-родительских отношений в социальных учреждениях…………………….6
Семья как первичный институт социализации ребёнка…………………6
Детско-родительские отношения как показатель социального благополучия……………………………………………………………...10
Методы исследования детско-родительских отношений………………16
Опыт работы в социальном центре по оказанию помощи семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации…………………………...23

Глава 2. Результаты работы по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях ……………………………………..32

2.1. Организация деятельности в ГСУ АО «Приводинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улитка» с неблагополучными семьями…..………………………………………………...32

2.2. Диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации…………………………………………………..39

2.3. Реализация программы«Крепкая семья» по работе с неблагополучными семьям…………………………………………………………………………….45

2.4. Обсуждение полученных результатов……………………………………..52

Заключение……………………………………………………………………….54

Библиографический список………………………………………………..…57

Работа содержит 1 файл

ВКР Сергеенковой 2011.doc

— 1.24 Мб (Скачать)

      Поэтому, организуя работу с неблагополучными семьями, специалисту необходимо четко определить для себя понятие «неблагополучная семья». Так как главным приоритетом является воспитание достойного гражданина, то наиболее четко отражающим суть данного понятия будет определение неблагополучной семьи, где для ребёнка отсутствует «благо», что необходимо для его полноценного функционирования в здоровом обществе.

 

1.2. Детско родительские отношения как показатель социального благополучия

 

      Вопросы, посвящённые проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учёными на протяжении всего развития психологической науки и практики.

      Успешная  совместная жизнь супругов требует  особых способностей от каждого его  участника. Любое взаимодействие в  семье требует минимума каких-то общих представлений, минимума «согласия», что обычно отсутствует в неблагополучных семьях. Очень большое значение для родителей из неблагополучных семей имеют аффилиативные ценности (потребность принадлежать к определённой группе и занимать какое-либо место в ней, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви). Они формируют чувство зависимости от мнения других, ложного коллективизма. Став родителем, такой человек вовлекается в бесконечную последовательность хаотичных действий по воспитанию. Стремясь руководить другими, он толком не знает, как управлять собственными поступками [29, с. 165-166].

      Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся  в особом состоянии страдания. Пройдя через бесчисленные переживания утрат и травм, члены таких семей накапливают слишком много боли, чтобы вновь подвергнуть себя риску ощущать утрату и опустошенность. Вместо этого они предпочитают пребывать в состоянии ярости и неприятия окружающего мира. Состояние кризиса является для них нормой. Вместо того чтобы становиться уязвимыми и подвергаться влиянию перемен, неблагополучные семьи учатся защищаться при столкновении с трудностями.

      Поведение родителей в таких неблагополучных  семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта с другими. Часто родители - это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии. Они похожи на детей, которых сильно обидели, и кажутся совершенно подавленными. Такие взрослые остаются на той стадии развития, когда они сами пережили невосполнимую утрату или тяжелейшую травму [47, с. 8-9].

      Стиль общения супругов между собой  и родителей с детьми эмоционален, часто бессодержателен и мелочен. Взаимные придирки, ссоры по пустякам. В разговорах преобладают темы, которые эмоционально возбуждают, динамичны, полны неожиданностей.

      Здесь формируется особая картина мира. В окружающих людях, даже родственниках, родители видят постоянную угрозу, скрытую зависть и намерение принести им вред. Других, но не себя, они подозревают в распутстве, воровстве, алчности. Не добившись успеха в жизни, причину они видят не в себе, а в других. Подобные ценности передаются по эстафете, и вскоре их дети начинают видеть мир злобным, неприветливым, враждебным [29, с. 167].

      Классификация неблагополучных семей. Ряд исследователей (С.В. Титова, О.П. Потапенко, Е.Ю. Фисенко и др.) выделяют следующие типы неблагополучных семей, исходя из оснований, отрицательно характеризующих семью.

      1. Неблагополучные семьи группы  социально-экономического и психолого-педагогического риска: малообеспеченные семьи, с низким материальным уровнем жизни, нерегулярными доходами родителей, плохими жилищными условиями, с эмоционально и физиологически страдающими от бедности и лишений детьми. Существенной характеристикой данной категории семей является потребительское отношение к ребенку, зачастую как к единственному источнику материального дохода (денежное пособие, дополнительное питание, социальный пакет и т. п.).

      В таких семьях имеют место грубые нарушения законных прав и интересов детей. Не обеспечивается полноценное воспитание, обучение и развитие, не осуществляется необходимый контроль за поведением и жизнью ребенка. Общая негативно-эмоциональная атмосфера в семье отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и результаты его обучения. Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые специально или непроизвольно втягивается ребенок. Отчетливо вырисовывается педагогическая несостоятельность родителей, которая порождает серьезные проблемы в поведении и психосоматическом здоровье ребенка.

      2. Семьи группы морально-нравственного  риска с криминальными характеристиками: семьи с родителями-алкоголиками, наркоманами, агрессивными к детям и другим членам семьи, с аморальным или паразитическим образом жизни, разделяющие традиции преступной субкультуры, имеющие судимость, допускающие инцест, имеющие склонность к садизму, страдающие психическими заболеваниями.

      3. Семьи, практикующие жестокое  обращение с детьми. Стиль семейных  отношений в таких семьях проявляется в физических наказаниях и лишении ребенка пищи, одежды, прогулок на свежем воздухе с целью «эффективного воспитания». Одним из основных факторов, провоцирующих жестокое отношение к детям, может являться пьянство одного или обоих родителей. Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, препятствует его полноценному развитию.

      4. Неблагополучные семьи с психически неустойчивыми родителями или другими членами семьи, с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями между супругами, с деформированными ценностными ориентациями транслируют детям двойную мораль, лицемерие и другие отрицательные человеческие черты.

      5. Семьи, пренебрегающие санитарно-гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни, - не прививают детям навыков гигиены, не следят за здоровьем своего ребенка, его физиологическим, познавательным, психологическим развитием. Дети из таких семей не обретают общепринятых в обществе навыков ухода за своим телом, одеждой, чем вызывают отвращение у сверстников, становятся изгоями, не могут построить долговременных взаимоотношений с представителями другого пола, не умеют позитивно решать свои возрастные задачи.

      6. Неблагополучные семьи могут возникать также в результате брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков, в которых есть сводные дети, вызывающие различное отношение родителей. В таких семьях дети остро ощущают либо свою ненужность, либо гиперопеку и подчеркнутую ненависть одного из родителей к себе или сводному брату (сестре). Дети страдают от того, что взрослые напрямую заявляют об их ненужности, воспринимают детей как тяжелую ношу, обузу, досадную помеху для своей свободной и счастливой жизни. Угрызения совести и морально-нравственные страдания ребенка приводят к нервно-психическим срывам, деструктивным или зависимым формам поведения, внутренним протестам в виде отказа от семьи, ухода из дома, бродяжничества, личностной деградации [18, с. 12].

      Основной  особенностью всех неблагополучных семей является отсутствие надзора за несовершеннолетними. В таких семьях калечатся судьбы детей, которые не нужны своей семье, и поэтому они находят себя вне дома, в компаниях сверстников, в неформальных асоциальных объединениях молодежи.

      Также неблагополучные семьи можно  классифицировать по группам, характеризующимися следующими неблагоприятными факторами (по Л. И. Курносовой, 2008):

    - социально-экономическими (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия);

    - медико-социальными (инвалидность либо хронические заболевания детей, родителей и других членов семьи);

    - социально-психологическими (низкий общеобразовательный уровень, деформированные ценностные ориентации, педагогическая несостоятельность родителей, конфликтные отношения супругов);

    - криминальными (аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, проявление жесткости, алкоголизм и наркомания).

      Результатом перечисленных факторов становится разрыв семейных связей и, следовательно, распад семьи, что в значительной доле случаев ведёт к безнадзорности, а то и беспризорности детей, их склонности к девиации [30, с. 51-52].

      Главной проблемой в неблагополучных семьях, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

      В. С. Торохтий (1996) разделяет неблагополучные семьи на конфликтные, кризисные и проблемные.

      Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния.

      Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения.

      Проблемные  семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи [37, с. 26].

      Таким образом, истоки взаимоотношения лежат, во многих случаях, в отрицательном жизненном опыте членов семьи.

1.3. Методы исследования детско-родительских отношений

 

            Метод - это путь, способ, приём теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь[51]. Отношение родителей к ребёнку, это система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов по отношению, его воспитания и характера. Детско-родительские отношения можно продиагностировать по следующим методикам: «Родительское сочинение», автор В.В. Столин, адаптация А.И. Тащевой в качестве, как основного, так и вспомогательного инструментария изучения характера детско-родительских отношений и особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (родителя), а также опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» И.И. Марковской для диагностики типа родительского отношения к ребёнку, игра-тест «Почта» модификация теста Е. Антони и Е. Бине для выявления отношения ребёнка к своему окружению [47, с. 56].

    Анализ  литературных и научно-методических пособий позволил изучить проблему и собрать необходимую информацию по проблеме детско-родительских отношений.

    Метод беседы и наблюдения помог ознакомится непосредственно с детьми и их родителями. Метод анкетирования и опроса выявляет характер детско-родительских взаимоотношений. Тестирование с помощью проективных игровых методик позволяет выявить эмоциональные оценки детьми взрослых и их представление об отношении со стороны членов семьи, а также позволяет увидеть эмоциональное самочувствие ребёнка в семье.

    Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д. Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка. Поэтому позитивное общение с родителями - важнейший фактор нормального психологического развития ребенка. Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми [46, с. 15].                                            С помощью методик диагностики  детско-родительских   отношений  можно получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, другие - глазами ребенка.        Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя,  обращают внимание на особенности семейного воспитания:

Информация о работе Условия оптимизации детско-родительских отношений в условиях специализированного учреждения