Условия оптимизации детско-родительских отношений в условиях специализированного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить деятельность учреждений социальной защиты по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.
Задачи исследования:

1. изучить литературу по проблеме детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;

2. рассмотреть методы социально-педагогической работы с неблагополучными семьями;

3. провести диагностику детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;

4. разработать и реализовать программу по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Современные подходы к проблемам оптимизации детско-родительских отношений в социальных учреждениях…………………….6
Семья как первичный институт социализации ребёнка…………………6
Детско-родительские отношения как показатель социального благополучия……………………………………………………………...10
Методы исследования детско-родительских отношений………………16
Опыт работы в социальном центре по оказанию помощи семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации…………………………...23

Глава 2. Результаты работы по нормализации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях ……………………………………..32

2.1. Организация деятельности в ГСУ АО «Приводинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улитка» с неблагополучными семьями…..………………………………………………...32

2.2. Диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации…………………………………………………..39

2.3. Реализация программы«Крепкая семья» по работе с неблагополучными семьям…………………………………………………………………………….45

2.4. Обсуждение полученных результатов……………………………………..52

Заключение……………………………………………………………………….54

Библиографический список………………………………………………..…57

Работа содержит 1 файл

ВКР Сергеенковой 2011.doc

— 1.24 Мб (Скачать)

    родительские  установки и реакции;

    отношение родителей к ребенку и жизни  в семье;

    нарушения воспитательного процесса в семье;

    причины отклонений в семейном воспитании;

    типы  воспитания;

    уровень родительской компетентности и т. п.

     Эти аспекты взаимоотношения родителей  и детей исследуются с помощью  социальных методик. Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании. Тест-опросник родительского  отношения  (ОРО) (А.Я.Варга, В. В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского  отношения  у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними [45, с. 83].           Методики  исследования  межличностных  отношений  в системе «родитель—ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных  исследованиях  межличностных  отношений  и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.  Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные  отношения  ребенка и его восприятие внутрисемейных  отношений .                                                                  Таким образом, у конфликтных родителей образ ребенка ориентирован в основном на внешнюю активность: определенные достижения ребенка в интеллектуальной, коммуникативной, деятельностной сферах; физическое состояние (здоровье, внешность, физическая активность). Эмоционально-личностная сторона образа затрагивается в Негативном контексте.             Согласно В.В. Столина, Е.О.Соколовой, А.Я. Варги выявляют несколько категорий детей с особенностями в личностной сфере, изучили стили воспитания родителей, типы взаимоотношений их с ребёнком и выделили несколько групп семей с различными вариантами детско-родительских отношений:                                                                                         1.контролирующая семья, родители ограничивают поведение ребёнка, однако при этом отсутствует разногласие между родителями и детьми, есть уважение, чёткое понимание ребёнком смысла ограничений. Если требования порой достаточно жёсткие, то у детей формируется слабый самоконтроль, развиваются чувства вины, порой страха, злобы, раздражения повышенной тревожности и застенчивости по отношению к взрослым членам семьи. С большим трудом проявляется душевная близость родителей с ребёнком, родители скупы на похвалу и выражения чувств, поэтому между ними редко возникает чувство привязанности.  Дети в этих семьях, наиболее эмоционально уязвимые, часто проявляется в отношении родителей агрессивность, вспышки гнева у ребенка, с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками. Эмоциональную недостаточность такой ребенок стремится компенсировать за счет неадекватного тактильного контакта со взрослым (цепляние, прижимание, приставание). Отсутствие взрослого дезорганизует поведение ребенка и толкает его к регрессивной аутостимуляции. Для детей из таких семей характерна сниженная самооценка с высоким уровнем притязаний;            2. демократическая семья, родители в таких семьях опираются на потребности и чувства ребёнка, помогают вместе преодолевать трудности, чутко реагируют на их запросы, проявляют симпатию и уважение к своему малышу. Проявляют твёрдость, сталкиваясь с капризами, гневом ребёнка. Дети из таких семей более инициативны, открыты, общительны, эмпатичны, более уверены в себе, развит самоконтроль. Родители в таких семьях авторитетны, пользуются уважением своих детей, они выделяют в ребёнке, такие личностные черты, как общительность, лидерство, активность, отзывчивость, способности. Считают, что их ребёнок является личностью и ребёнком – исключением. Компетентные дети в таких семьях, с устойчиво хорошим настроением уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремлением к исследованию, а не избеганию новых ситуаций, характеризуются стабильной привязанностью к родителям, развитыми кооперативными способами взаимодействия со сверстниками, богатой конструктивной игрой. При этом дети имеют адекватную и несколько завышенную самооценку при высоком и среднем уровне притязаний. Демократические семьи показывают высокий и средний уровень взаимодействия с ребёнком;                                                                                                                            3.попустительские семьи, родители не требуют ответственности и самоконтроля от ребёнка, не достаточно контролируют поведение своих детей, не обращают внимание на вспышки агрессии, злости, конфликтности ребёнка. Чаще всего родители проявляют неуважение и в единичных случаях антипатию к своему сыну или дочери, выражена эмоциональная дистанция между детьми и родителями, поэтому такие дети испытывают недостаток близости, любви, внимания, сочувствия со стороны взрослых мам и пап. Снисходительные родители своим равнодушием формируют отклонения в поведении ребёнка, проявляющееся в нарушениях дисциплины, правил, норм, требований. Такие родители часто применяют физическое наказание, кроме этого лишают детей своей любви, внимания, сочувствия. Незрелые дети, неуверенные в себе с плохим самоконтролем, они игнорируют близкого взрослого, защищаясь от дополнительной негативной стимуляции. Такие дети характеризуются повышенной уязвимостью к неуспеху, на который они реагируют уходом, сильным регрессом, смещенной активностью. Родители выделяют в личностных качествах своих детей – общительность, веселость, инициативность, своевольность, доверчивость, а также способности, лидерство, упрямство, хитрость, конфликность. Своего ребёнка в одних случаях родители считают ребёнком-исключением, в других ребёнком-раздражением и в-третьих ребёнком обычным. Дети часто проявляют себя импульсивно и агрессивно по отношению к окружающим, они имеют высокую самооценку со средним уровнем притязаний, в единичных случаях низкую самооценку с низким уровнем притязаний. Такие семьи показывают низкий уровень детско-родительского взаимодействия. Выделяют три группы семейно-необходимых качеств :  1. это потребности, обусловливающие желание человека жить в семье, преодолевать трудности и решать в ней возникающие проблемы. К ним относят: потребности в материнстве и отцовстве; потребности, удовлетворяемые в ходе супружеских взаимоотношений;                                                                                                        2. это совокупность способностей, навыков и умений, необходимых для поддержания супружеских отношений и воспитания детей (например, сопереживать, способность понять и принять другого);

    3. это качества, необходимые для регуляции своих эмоциональных состояний, умение подчинять желания данного момента целям будущего. Совокупное наличие вышеперечисленных качеств у супругов и помогают нормализовать детско-родительские отношения, улучшить эмоциональный климат внутри семьи. Из выше сказанного можно сделать следующие выводы: 1.  существует ряд факторов, которые влияют на тип детско-родительских отношений: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказаний до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учёт актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения;                                                2.   одним из важнейших направлений психологической помощи семье является консультативная работа. Работа психолога в этом направлении имеет своей целью выявление ошибок и пробелов в воспитании ребенка и оказание непосредственной помощи родителям и воспитателям                    3.   психокоррекционная работа с семьями дошкольников помогает ребёнку и взрослому развить собственные возможности, научиться управлять своим поведением, считаться с потребностями и нуждами других, замечать свои ошибки, переживать чужие радости и печали, как свои, т.е. развивать эмпатию и принятие другого;                                                                  4.   игровая семейная терапия позволяет родителям более адекватно, спокойно, внимательно и последовательно относиться к ребёнку, а у детей повышается активность и самооценка, уверенность, самостоятельность, как только они почувствуют надёжную родительскую поддержку. В целом после совместных занятий меняются детско-родительские отношения в лучшую сторону, лишь в единичных случаях коррекция в сфере отношений ребёнок – взрослый не дала результатов, когда сами родители недостаточно были заинтересованы.

    Таким образом, для того, чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на воспитание ребенка необходимо помнить  внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:  - принимать активное участие в жизни семьи;         - всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;                                     - интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;                         - не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым     самостоятельно принимать решения;                                                                      - иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;                              - уважать право ребенка на собственное мнение;                                                   - уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;                                                                                                   - с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Опыт работы в социальном центре по оказанию помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации

 

      Социальный  педагог работая в специализированном учреждении обычно работает с семьями, находящимися в социально-опасном  положении или в трудной жизненной  ситуации.  Опыт работы с неблагополучными семьями доказывает, что первым шагом в их реабилитации должно быть обращение к чувству собственного достоинства этих людей. Как ни странно, но первым толчком могут послужить санитарная обработка и ремонт квартиры, дома, который занимает семья. Жилище человека имеет для него совершенно особое значение. В психологическом плане оно является отражением и продолжением личности владельца, его «Я», внешней оболочкой, обеспечивающей комфорт и защиту. Выражение «мой дом – моя крепость» имеет глубокий смысл, поскольку обозначает отношение к жилищу не только как к территории безопасности, но и как к пространству самовыражения. Человек устраивает свой дом в соответствии со своим вкусом, своими привычками и потребностями. Не случайно, поэтому семейное неблагополучие, нарушение семейного уклада проявляет себя, прежде всего в состоянии жилья. Утрата чувства собственного достоинства применительно к членам неблагополучных семей, находящихся уже на стадии значительной деградации, является причиной того, что внешним проявлением «Я» становится грязная, запущенная квартира с затхлым запахом, ползающими везде тараканами и т. д. [25, с. 37-38].

      Социальный  педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи, где ребёнок живет в условиях постоянных ссор родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. Требуется повседневная защита социального педагога, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.

      Именно  в таких семьях у ребенка наблюдается  отклонения в поведении. Когда в  семье нет контактов, когда к  ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка. В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.

     Задача  социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

     К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий, предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи [34, с. 131].

     С самого начала взаимодействия с социальным педагогом клиент должен понять свою роль в этом взаимодействии. Положение  облегчится, если специалист в общении  с клиентом проявит неподдельный интерес к его личности, умение приспособиться к его характеру, ситуации, будет подчёркивать значимость его проблемы, внимательно слушать партнёра и не спорить с высказываемыми им суждениями. Нельзя забывать о том, что социальный педагог несёт всю полноту ответственности за результаты работы. Правило для работы одно – все действия должны проводиться с согласия клиента, по поводу его проблемы, в определённой последовательности, быть регулярными и соответствовать известной заповеди «Не навреди!» [28, с. 44-45].

     В  работе за основу берутся следующие принципы:

  1. необвинительность – вместо обличения, упреков, осуждения, даже вполне заслуженных – социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса;
  2. индивидуальный подход – решение конкретных проблем конкретной семьи, конкретного подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания;
  3. плотный и постоянный контакт с семьей в течение длительного времени;
  4. доверительное отношение между социальным педагогом и членами семьи;
  5. отношение с семьей строятся на деловой основе, как сотрудничество;
  6. уважение норм и ценностей патронируемых [30, с. 57-58].

      Основные этапы  работы с семьёй. Профилактическая и реабилитационная работа с неблагополучными семьями строится по следующим этапам:

      1. подготовительный – сбор информации о семье, ребёнке, социальном окружении с целью диагностики уровня социально-психологического состояния;

      2. организационный – анализ информации, выявление ресурсов, возможностей семьи, прояснение проблемного поля, разработка индивидуальной реабилитационной программы;

      3. практический – реализация индивидуальной реабилитационной программы, оказание помощи в налаживании жизнедеятельности и внутрисемейных отношений [24, с. 19].

     В работе с семьей, с целью ее реабилитации, используются такие методы, как:

     - консультирование с целью рациональной краткосрочной психотерапии, предоставление необходимой информации. Консультирование позволяет родителям взглянуть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые будучи источниками трудностей, обычно самим человеком не осознаются и не контролируются;

     - работа с психологами по специальным программам до достижения результатов.

Таблица 1.

Основные  этапы работы с семьей, цели и  задачи

(по Г.Л.  Ткаченко)

   Цели  работы с семьей    Задачи, решаемые на каждом этапе работы с  семьей
  1. Знакомство
Определение необходимости работы с данной семьей Оценка семейной ситуации
  1. Вхождение в семью
Организация мотивов длительной работы с семьей Установление  контакта с семьей, создание у нее  ясных представлений о деятельности, возможностях специалистов
  1. Изучение семьи
Сбор  полной информации о функционировании семьи Определение категории  семьи
  1. Анализ информации
Рассмотрение  и систематизация результатов обследования и наблюдений, формирование выводов  о семье      Выбор направления и способов работы с семьей: Групповые тренинги для родителей и детей с целью расширения коммуникативных возможностей и представлений патронируемых, семинары, круглые столы, дискуссии, ролевые, деловые игры, проведение мероприятий социокультурного плана.
  1. Коррекция семьи
Создание новых или восстановление разрушенных позитивных контактов семьи с социумом Решение конкретных проблем семьи, повышение уровня ее социальной компетентности
  1. Выход из семьи
Стабилизация  позитивных изменений      Разработка  перспективного плана работы с семьей. Контроль ситуации в семье через 3, 6, 9 месяцев. Социальный патронаж – плотное взаимодействие с семьей на протяжении периода от 3 месяцев до 1 года. Целью патронажа является оказание помощи семье в решении трудной жизненной ситуации.

Информация о работе Условия оптимизации детско-родительских отношений в условиях специализированного учреждения