родительские
установки и реакции;
отношение
родителей к ребенку и жизни
в семье;
нарушения
воспитательного процесса в семье;
причины
отклонений в семейном воспитании;
типы
воспитания;
уровень
родительской компетентности и т. п.
Эти
аспекты взаимоотношения родителей
и детей исследуются с помощью
социальных методик. Тест-опросник анализа
семейного воспитания и профилактики
нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер,
В. В. Юстицкис) предназначен для изучения
нарушений в жизни семьи и причин отклонений
в семейном воспитании. Тест-опросник
родительского отношения (ОРО)
(А.Я.Варга, В. В. Столин) представляет собой
психодиагностический инструмент, ориентированный
на выявление родительского отношения
у лиц, обращающихся за психологической
помощью по вопросам воспитания детей
и общения с ними [45, с. 83].
Методики исследования межличностных
отношений в системе «родитель—ребенок»
глазами ребенка. Наиболее популярен графический
тест «Рисунок семьи», который широко
используется в многочисленных исследованиях
межличностных отношений и практических
разработках благодаря простоте процедуры
проведения и точности показателей, получаемых
в результате работы. Широко известна
также проективная методика Р. Жиля, исследующая
межличностные отношения ребенка
и его восприятие внутрисемейных отношений .
Таким
образом, у конфликтных родителей образ
ребенка ориентирован в основном на внешнюю
активность: определенные достижения
ребенка в интеллектуальной, коммуникативной,
деятельностной сферах; физическое состояние
(здоровье, внешность, физическая активность).
Эмоционально-личностная сторона образа
затрагивается в Негативном контексте. Согласно В.В. Столина,
Е.О.Соколовой, А.Я. Варги выявляют несколько
категорий детей с особенностями в личностной
сфере, изучили стили воспитания родителей,
типы взаимоотношений их с ребёнком и
выделили несколько групп семей с различными
вариантами детско-родительских отношений:
1.контролирующая семья, родители ограничивают
поведение ребёнка, однако при этом отсутствует
разногласие между родителями и детьми,
есть уважение, чёткое понимание ребёнком
смысла ограничений. Если требования порой
достаточно жёсткие, то у детей формируется
слабый самоконтроль, развиваются чувства
вины, порой страха, злобы, раздражения
повышенной тревожности и застенчивости
по отношению к взрослым членам семьи.
С большим трудом проявляется душевная
близость родителей с ребёнком, родители
скупы на похвалу и выражения чувств, поэтому
между ними редко возникает чувство привязанности.
Дети в этих семьях, наиболее эмоционально
уязвимые, часто проявляется в отношении
родителей агрессивность, вспышки гнева
у ребенка, с преобладанием уныло-грустного
настроения, трудно устанавливающие контакты
со сверстниками. Эмоциональную недостаточность
такой ребенок стремится компенсировать
за счет неадекватного тактильного контакта
со взрослым (цепляние, прижимание, приставание).
Отсутствие взрослого дезорганизует поведение
ребенка и толкает его к регрессивной
аутостимуляции. Для детей из таких семей
характерна сниженная самооценка с высоким
уровнем притязаний;
2. демократическая семья, родители в таких
семьях опираются на потребности и чувства
ребёнка, помогают вместе преодолевать
трудности, чутко реагируют на их запросы,
проявляют симпатию и уважение к своему
малышу. Проявляют твёрдость, сталкиваясь
с капризами, гневом ребёнка. Дети из таких
семей более инициативны, открыты, общительны,
эмпатичны, более уверены в себе, развит
самоконтроль. Родители в таких семьях
авторитетны, пользуются уважением своих
детей, они выделяют в ребёнке, такие личностные
черты, как общительность, лидерство, активность,
отзывчивость, способности. Считают, что
их ребёнок является личностью и ребёнком
– исключением. Компетентные дети в таких
семьях, с устойчиво хорошим настроением
уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем
поведения, умением устанавливать дружеские
отношения со сверстниками, стремлением
к исследованию, а не избеганию новых ситуаций,
характеризуются стабильной привязанностью
к родителям, развитыми кооперативными
способами взаимодействия со сверстниками,
богатой конструктивной игрой. При этом
дети имеют адекватную и несколько завышенную
самооценку при высоком и среднем уровне
притязаний. Демократические семьи показывают
высокий и средний уровень взаимодействия
с ребёнком;
3.попустительские семьи, родители не требуют
ответственности и самоконтроля от ребёнка,
не достаточно контролируют поведение
своих детей, не обращают внимание на вспышки
агрессии, злости, конфликтности ребёнка.
Чаще всего родители проявляют неуважение
и в единичных случаях антипатию к своему
сыну или дочери, выражена эмоциональная
дистанция между детьми и родителями,
поэтому такие дети испытывают недостаток
близости, любви, внимания, сочувствия
со стороны взрослых мам и пап. Снисходительные
родители своим равнодушием формируют
отклонения в поведении ребёнка, проявляющееся
в нарушениях дисциплины, правил, норм,
требований. Такие родители часто применяют
физическое наказание, кроме этого лишают
детей своей любви, внимания, сочувствия.
Незрелые дети, неуверенные в себе с плохим
самоконтролем, они игнорируют близкого
взрослого, защищаясь от дополнительной
негативной стимуляции. Такие дети характеризуются
повышенной уязвимостью к неуспеху, на
который они реагируют уходом, сильным
регрессом, смещенной активностью. Родители
выделяют в личностных качествах своих
детей – общительность, веселость, инициативность,
своевольность, доверчивость, а также
способности, лидерство, упрямство, хитрость,
конфликность. Своего ребёнка в одних
случаях родители считают ребёнком-исключением,
в других ребёнком-раздражением и в-третьих
ребёнком обычным. Дети часто проявляют
себя импульсивно и агрессивно по отношению
к окружающим, они имеют высокую самооценку
со средним уровнем притязаний, в единичных
случаях низкую самооценку с низким уровнем
притязаний. Такие семьи показывают низкий
уровень детско-родительского взаимодействия.
Выделяют три группы семейно-необходимых
качеств : 1. это потребности, обусловливающие
желание человека жить в семье, преодолевать
трудности и решать в ней возникающие
проблемы. К ним относят: потребности в
материнстве и отцовстве; потребности,
удовлетворяемые в ходе супружеских взаимоотношений;
2. это совокупность способностей, навыков
и умений, необходимых для поддержания
супружеских отношений и воспитания детей
(например, сопереживать, способность
понять и принять другого);
3.
это качества, необходимые для регуляции
своих эмоциональных состояний, умение
подчинять желания данного момента целям
будущего. Совокупное наличие вышеперечисленных
качеств у супругов и помогают нормализовать
детско-родительские отношения, улучшить
эмоциональный климат внутри семьи. Из
выше сказанного можно сделать следующие
выводы: 1. существует ряд факторов, которые
влияют на тип детско-родительских отношений:
особенности личности родителей и форм
их поведения; психолого-педагогическая
компетентность родителей и уровень их
образования; эмоционально-нравственная
атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного
воздействия (от наказаний до поощрений);
степень включенности ребенка в жизнедеятельность
семьи; учёт актуальных потребностей ребенка
и степень их удовлетворения;
2. одним из важнейших направлений психологической
помощи семье является консультативная
работа. Работа психолога в этом направлении
имеет своей целью выявление ошибок и
пробелов в воспитании ребенка и оказание
непосредственной помощи родителям и
воспитателям
3. психокоррекционная работа с семьями
дошкольников помогает ребёнку и взрослому
развить собственные возможности, научиться
управлять своим поведением, считаться
с потребностями и нуждами других, замечать
свои ошибки, переживать чужие радости
и печали, как свои, т.е. развивать эмпатию
и принятие другого;
4. игровая семейная терапия позволяет
родителям более адекватно, спокойно,
внимательно и последовательно относиться
к ребёнку, а у детей повышается активность
и самооценка, уверенность, самостоятельность,
как только они почувствуют надёжную родительскую
поддержку. В целом после совместных занятий
меняются детско-родительские отношения
в лучшую сторону, лишь в единичных случаях
коррекция в сфере отношений ребёнок –
взрослый не дала результатов, когда сами
родители недостаточно были заинтересованы.
Таким
образом, для того, чтобы максимизировать
положительные и свести к минимуму
отрицательное влияние семьи
на воспитание ребенка необходимо помнить
внутрисемейные психологические факторы,
имеющие воспитательное значение:
- принимать активное участие в жизни семьи;
- всегда находить время, чтобы поговорить
с ребенком;
- интересоваться проблемами ребенка,
вникать во все возникающие в его жизни
сложности и помогать развивать свои умения
и таланты;
- не оказывать на ребенка никакого нажима,
помогая ему тем самым самостоятельно
принимать решения;
- иметь представление о различных этапах
в жизни ребенка;
- уважать право ребенка на собственное
мнение;
- уметь сдерживать собственнические инстинкты
и относиться к ребенку как к равноправному
партнеру, который просто пока что обладает
меньшим жизненным опытом;
- с уважением относиться к стремлению
всех остальных членов семьи делать карьеру
и самосовершенствоваться.
1.4. Опыт
работы в социальном центре по оказанию
помощи семьям, находящимся в трудной
жизненной ситуации
Социальный
педагог работая в специализированном
учреждении обычно работает с семьями,
находящимися в социально-опасном
положении или в трудной жизненной
ситуации. Опыт работы с неблагополучными
семьями доказывает, что первым шагом
в их реабилитации должно быть обращение
к чувству собственного достоинства этих
людей. Как ни странно, но первым толчком
могут послужить санитарная обработка
и ремонт квартиры, дома, который занимает
семья. Жилище человека имеет для него
совершенно особое значение. В психологическом
плане оно является отражением и продолжением
личности владельца, его «Я», внешней оболочкой,
обеспечивающей комфорт и защиту. Выражение
«мой дом – моя крепость» имеет глубокий
смысл, поскольку обозначает отношение
к жилищу не только как к территории безопасности,
но и как к пространству самовыражения.
Человек устраивает свой дом в соответствии
со своим вкусом, своими привычками и потребностями.
Не случайно, поэтому семейное неблагополучие,
нарушение семейного уклада проявляет
себя, прежде всего в состоянии жилья.
Утрата чувства собственного достоинства
применительно к членам неблагополучных
семей, находящихся уже на стадии значительной
деградации, является причиной того, что
внешним проявлением «Я» становится грязная,
запущенная квартира с затхлым запахом,
ползающими везде тараканами и т. д. [25,
с. 37-38].
Социальный
педагог сталкивается с разными неблагополучными
семьями. Это семьи, где ребёнок живет
в условиях постоянных ссор родителей,
где родители пьяницы или наркоманы, хронически
больные или инвалиды. Современные условия
добавили ещё и безработицу родителей.
Требуется повседневная защита социального
педагога, когда в семье нет отца или матери
и ребенок воспитывается у бабушки или
родственников, когда во время запоев
или загулов родителей ребенок остаётся
одиноким, когда родители отвергают любовь
ребенка или «спекулируют» любовью к нему
в своих отношениях.
Именно
в таких семьях у ребенка наблюдается
отклонения в поведении. Когда в
семье нет контактов, когда к
ребенку относятся формально, любовь и
доброжелательность взрослых положительно
влияют на ребенка. В современных условиях,
когда на семью возлагается вся ответственность
за воспитание и содержание детей, поддержку
престарелых, важно суметь создать такую
внутрисемейную обстановку, климат семьи,
которые бы обеспечивали соответствующие
условия для этого.
Задача
социального педагога в работе с семьей
- это разрешение кризисных ситуаций. Кроме
того, следует обратить внимание и на их
своевременное предупреждение и нейтрализацию.
К
предупреждению относится материальная
помощь семьям со стороны государства
в виде выплаты пособий, предоставление
льгот, социальной помощи. Социальный
педагог решает социальные, экономические,
медицинские и психологические задачи
[34, с. 131].
С
самого начала взаимодействия с социальным
педагогом клиент должен понять свою
роль в этом взаимодействии. Положение
облегчится, если специалист в общении
с клиентом проявит неподдельный
интерес к его личности, умение
приспособиться к его характеру,
ситуации, будет подчёркивать значимость
его проблемы, внимательно слушать партнёра
и не спорить с высказываемыми им суждениями.
Нельзя забывать о том, что социальный
педагог несёт всю полноту ответственности
за результаты работы. Правило для работы
одно – все действия должны проводиться
с согласия клиента, по поводу его проблемы,
в определённой последовательности, быть
регулярными и соответствовать известной
заповеди «Не навреди!» [28, с. 44-45].
В
работе за основу берутся следующие принципы:
- необвинительность
– вместо обличения, упреков, осуждения,
даже вполне заслуженных – социальная
защита, создание платформы для выхода
из кризиса;
- индивидуальный
подход – решение конкретных проблем
конкретной семьи, конкретного подростка
в реальных жизненных условиях и в местах
их пребывания;
- плотный и
постоянный контакт с семьей в течение
длительного времени;
- доверительное
отношение между социальным педагогом
и членами семьи;
- отношение
с семьей строятся на деловой основе, как
сотрудничество;
- уважение
норм и ценностей патронируемых [30, с. 57-58].
Основные этапы
работы с семьёй. Профилактическая
и реабилитационная работа с неблагополучными
семьями строится по следующим этапам:
1.
подготовительный – сбор информации о
семье, ребёнке, социальном окружении
с целью диагностики уровня социально-психологического
состояния;
2.
организационный – анализ информации,
выявление ресурсов, возможностей семьи,
прояснение проблемного поля, разработка
индивидуальной реабилитационной программы;
3.
практический – реализация индивидуальной
реабилитационной программы, оказание
помощи в налаживании жизнедеятельности
и внутрисемейных отношений [24, с. 19].
В
работе с семьей, с целью ее реабилитации,
используются такие методы, как:
-
консультирование с целью рациональной
краткосрочной психотерапии, предоставление
необходимой информации. Консультирование
позволяет родителям взглянуть на свои
проблемы и жизненные сложности со стороны,
продемонстрировать и обсудить те стороны
взаимоотношений, которые будучи источниками
трудностей, обычно самим человеком не
осознаются и не контролируются;
-
работа с психологами по специальным программам
до достижения результатов.
Таблица
1.
Основные
этапы работы с семьей, цели и
задачи
(по Г.Л.
Ткаченко)
Цели
работы с семьей |
Задачи,
решаемые на каждом этапе работы с
семьей |
- Знакомство
|
Определение
необходимости работы с данной семьей |
Оценка семейной
ситуации |
- Вхождение
в семью
|
Организация
мотивов длительной работы с семьей |
Установление
контакта с семьей, создание у нее
ясных представлений о деятельности,
возможностях специалистов |
- Изучение
семьи
|
Сбор
полной информации о функционировании
семьи |
Определение категории
семьи |
- Анализ информации
|
Рассмотрение
и систематизация результатов обследования
и наблюдений, формирование выводов
о семье |
Выбор
направления и способов работы с
семьей: Групповые тренинги для родителей
и детей с целью расширения коммуникативных
возможностей и представлений патронируемых,
семинары, круглые столы, дискуссии, ролевые,
деловые игры, проведение мероприятий
социокультурного плана. |
- Коррекция
семьи
|
Создание
новых или восстановление разрушенных
позитивных контактов семьи с социумом |
Решение конкретных
проблем семьи, повышение уровня ее
социальной компетентности |
- Выход из
семьи
|
Стабилизация
позитивных изменений |
Разработка
перспективного плана работы с семьей.
Контроль ситуации в семье через 3, 6, 9 месяцев.
Социальный патронаж – плотное взаимодействие
с семьей на протяжении периода от 3 месяцев
до 1 года. Целью патронажа является оказание
помощи семье в решении трудной жизненной
ситуации.
|