Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть организационно-педагогические условия успешного управления школой. Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по данной теме и представить обзор исследуемого вопроса.
Рассмотреть управление как систему научно-педагогической организации.
Рассмотреть основы управлении образовательными системами.
Рассмотреть принципы управления педагогическими системами.
Ознакомиться со структурными компонентами педагогической системы.

Содержание

Введение…………………………………………………...…………………………3
Глава 1. Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема………………………………………………………………………..…….5
Характер управления системой образования…………..…………….5
Внутришкольное управление и внутришкольный менеджмент…………………………………………………...5
Основные признаки государственного управления………..6
Основные признаки общественного управления…………...9
Школа как система и объект управления……………………...…….11
Системообразующие факторы педагогической системы....13
Условия функционирования педагогической системы…...13
Структурные компоненты педагогической системы……...14
Принципы управления современной школой………………...……..16
Глава 2. Организационно-педагогические условия успешного управления школой……………………………………………………………………………....22
2.1. Организация учебно-воспитательной работы……………………….22
2.2. Работа директора и педагогического коллектива школы…………...23
2.3. Функциональные обязанности должностных лиц школы…………..23
2.4. Стили руководства директора школы………………………………..25
2.5. Принципы научной организации труда руководителя школы….….29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………....34

Работа содержит 1 файл

Курсовая педагогика.docx

— 64.41 Кб (Скачать)

Деятельность руководителя школы должна характеризоваться  демократизмом, чуткостью и заботой  о людях, умением поддерживать творческие поиски учителей, объективным анализом положительных сторон и недочетов  в работе всех подразделений школы [12].

 

2.4. Стили руководства  директора школы

Научное управление и стиль  руководства находятся в диалектическом единстве, причем наиболее подвижной  частью этого единства является стиль, так как он – личное дело руководителя [10].

Под стилем руководства обычно понимают способ взаимоотношений руководителя с подчиненными. Стиль руководства  может быть директивным, демократическим  и либеральным. Каждый из стилей руководства  характеризуется рядом определенных качеств, которые группируются по их формальной и содержательной стороне [3]. Формальная сторона стиля управления включает форму обращения, отношения руководителя к подчиненным, содержательная – содержание его отдельных действий и поступков, что составляет основу собственно управленческой деятельности.

Директивный стиль. Формальной стороной директивного стиля является обращение к подчиненным в основном в форме приказа, распоряжения, указания, тоном, исключающим возражения. При этом требования предъявляются завышенные, не учитываются реальные возможности и условия, всякое проявление чувств подавляется. Подчиненные боятся и не любят такого руководителя, часто дают ему различные прозвища, в которых высмеивают его неприветливость, неумение или нежелание видеть в человеке и его поступках хорошее. Руководители данного стиля негативно воспринимают действия подчиненных, отчего у них складывается отрицательная установка на неформальное общение с ними. Такой руководитель редко хвалит своих подчиненных, всегда недоволен ими, его оценка эффективности их деятельности субъективна.

Содержательная сторона  директивного стиля характеризуется  четким планированием предстоящей  деятельности и требованием этого  от подчиненных. Руководитель этого  стиля любит планировать все  до мелочей письменно, способен изобретать всевозможные бумаги сам и очень  часто скатывается к бюрократизму, так как признает только бумаги, верит только им, отдает предпочтение бумаге, а не человеку. Проявляя сам  разумную инициативу, в то же время  пресекает инициативу подчиненных, не верит в их способности, свое мнение считает единственно правильным и непогрешимым, ставит себя вне  критики. Эффективную деятельность подчиненных  обеспечивает в основном за счет «волевого нажима» на них, заставляет работать «на износ». Имеет  трудности в общении с людьми, очень часто сам бывает инициатором конфликтной ситуации. Обладает формальным авторитетом, обусловленным в основном его положением. К такому руководителю никогда не приходят посоветоваться, поделиться своими радостями и заботами его бывшие сотрудники. Такой стиль руководства часто вызывает противодействие [22;26].

Демократический стиль. Формальная сторона демократического стиля руководства выражается в обращении к подчиненным в основном в форме совета, просьбы, пожелания и требования, но без жесткости.

Тон обращения в основном дружеский, товарищеский, характер речи спокойный, приветливый, требования к  подчиненным адекватны их возможностям, учитывают деловые и профессиональные качества, индивидуальные особенности. Чутко реагирует на реакции подчиненных, постоянно советуется с ними, умеет  прислушиваться к коллективному  мнению. Такой руководитель является неформальным лидером в своем  коллективе, подчиненные его уважают  и любят. Он умеет общаться с ними и во внеслужебное время, однако не допускает панибратства.

Постоянно хвалит подчиненных  за их действительно хорошие дела, очень осторожен в оценке по формальным показателям. Умеет использовать положительные  стимулы в своей управленческой деятельности и отдает им предпочтение.

Содержательная сторона  демократического стиля характеризуется  умением руководителя составить  реальный перспективный план как  своих действий, так и действий подчиненных, работать без излишнего  бумаготворчества, видеть сначала человека: его дела, мотивы поступков, а затем  уже бумагу. Будучи сам инициативным, способен одобрить и поддержать всякое полезное начинание других, критически осмыслить как свои действия, так  и действия других; не пресекает  критику, самокритичен. Обеспечивая  эффективную деятельность подчиненных, не допускает их работы на «износ», проявляет истинную, а не формальную заботу о подчиненных. Никогда не бывает сам инициатором конфликтных  ситуаций, умеет «погасить» зарождающийся  конфликт. Пользуется истинным, неформальным авторитетом у подчиненных. Его  авторитет сохраняется надолго  и после прекращения им служебных  обязанностей. К нему приходят его  бывшие подчиненные за советом и  помощью, делятся своими радостями  и заботами [22;26]

Либеральный стиль. Формальная сторона стиля характеризуется непоследовательностью – то просьба или заискивание, то попытка приказа или угрозы. Подчиненные привыкают к бездеятельности со стороны такого руководителя, он же действует только «под нажимом» вышестоящего руководства. Тон речи у него часто ласково-заискивающий или нерешительный, он далеко не уверен, что его требования будут исполняться. Речь тороплива, так как этот руководитель стремится до минимума сократить всякое общение с подчиненными. Он быстро забывает о своих прежних требованиях и через непродолжительное время предъявляет противоположные ранее данным. Он делает вид, что учитывает настроения, пожелания и возможности подчиненных, однако требует выполнения нереальных указаний и распоряжений. При таком руководителе подчиненные широко развивают собственную инициативу, в их среде появляется неформальный лидер, который подменяет своего руководителя. Либерал является формальным лидером коллектива. Подчиненные его не любят, смеются над ним и часто дают прозвища, в которых подчеркивают его бесхарактерность, конъюнктурность, мягкотелость, слабоволие и т.д. он не способен объективно оценить результаты своих действий и действий подчиненных. В основном захваливает и себя и их. Фактически, имея слабые показатели, может отчитаться за работу, которая не проделана[22].

Содержательная сторона  деятельности либерального руководителя характеризуется полной безынициативностью в работе, стремлением уйти от малейшей ответственности и ни во что не вмешиваться. Он приветствует любую  инициативу, где исполнителем и ответственным  будет другой. Такой руководитель не имеет четкого плана действий, предпочитает работать «на авось». Не обеспечивая эффективной деятельности подчиненных, он не мешает органам самоуправления и действиям неформального лидера. С людьми он легко общается, ни с  кем не портит отношений, не выступает  с открытой критикой, ласков и доброжелателен со всеми, никогда не участвует в  производственных конфликтах. В ситуациях, затрагивающих его личность, либо пытается вызвать сострадание, либо проявляет неприкрытую агрессивность  к личности, «посмевшей» его критиковать. Обладает временным, формальным авторитетом, который фактически не позволяет  этому руководителю оказывать хоть сколько-нибудь заметное влияние на деятельность его подчиненных [22;28].

 

2.5. Принципы научной  организации труда руководителя  школы

Как известно, принцип –  это совокупность руководящих идей, которые определяют содержание, методику и организацию учебно-воспитательного  процесса.

  • Важнейшим принципом научной организации труда является принцип оптимальности. Его нарушение приводит чаще всего к перегруженности планов. Выявление условий оптимальности той или иной деятельности и соблюдение этих условий и являются главной задачей научной организации труда.
  • Ключевым во всякой научной организации труда является принцип экономии времени, средств и энергии. Этот принцип предусматривает также рациональный расход внеучебного времени педагога, которое затрачивается на различные совещания и заседания, на составление и оформление бумаг.
  • Принцип индивидуализации  и конкретности поручения и дел.
  • Принцип единства теории и практики.
  • Принцип коллективности. Научная организация труда может быть итогом только коллективной деятельности. Реализация  принципа коллективности на практике является одновременно и условием эффективного воспитания членов коллектива, формирования у них чувства долга, ответственности, самостоятельности и активности[22].
  • Принцип плавности. Планирование – одно из важнейших средств повышения эффективности работы школы. Научиться планировать работу своего коллектива и свою собственную – важнейшая задача руководителя школы. Четкий, хорошо продуманный план является ориентиром любого руководителя, позволяющим ему успешно осуществлять учебно-воспитательный процесс.
  • Принцип систематичности контроля. Нарушение этого принципа на практике снижает эффективность управления учебно-воспитательным процессом в целом.
  • Принцип гуманизации максимально реализуется только тогда, когда в коллективе создан благоприятный психологический климат, способствующий выработке положительной установки на учебную деятельность у всех членов этого коллектива.

Эффективное управление предполагает создание в коллективе здоровой творческой обстановки, способствующей высокой производительности труда. Педагогическая деятельность требует от человека большого напряжения сил и энергии, поэтому особенно важны теплота взаимоотношений, доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность в коллективе учителей, ибо стиль их общения является примером и воспитывающим фактором для всех учащихся. Авторитет педагогов и руководителей школы в глазах учащихся формируется и укрепляется не декларациями, призывами и нравоучениями, а практическими действиями этих лиц. Авторитетный руководитель – это простой и скромный человек, деловой, чуткий, внимательный к людям.

Проблемы, стоящие перед  учебным заведением, решаются усилиями всего коллектива. Любой, даже самый  талантливый, самый аккуратный и  исполнительный руководитель в одиночку мало что сделает. Он и не может  считаться полноценным работником, если не проявляет творческого подхода  к делу, не чувствует пульса жизни, не поддерживает инициативу снизу [22;18].

 

Выводы по 2 главе:

На основе изложенного во второй главе материала, можно сделать следующие выводы:

  1. Важное значение для эффективности управления школой имеет научно обоснованное планирование учебных И ВНЕУЧЕБНЫХ занятий. В противном случае в управлении школой будет наблюдаться либеральный стиль.
  2. При решении проблем директор школы постоянно опирается на педагогический коллектив и общественные организации школы. В противно случае это будет способствовать формированию директивного стиля управления.
  3. Деятельность директора школы должна характеризоваться демократизмом, чуткостью и заботой, объективным анализом, иначе такой руководитель будет считаться формальным.
  4. Для директора рекомендуется использование демократического стиля руководства. Этот стиль наиболее оптимален для успешного руководства школой.
  5. Эффективность управления зависит от степени здоровой творческой обстановки, которая способствует высокой производительности труда.
  6. Основными функциями управления являются: планирование, организация, руководство и контроль. Все данные функции ложатся основным грузом на руководителя школы. Руководитель школы принимает серьезные и ответственные решения, которые отражаются на деятельности всего педагогического коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время общеобразовательная  школа должна решать актуальные задачи совершенствования учебно-воспитательного  процесса и управления им на высоком  уровне.

Важное значение имеет  правильно организованное взаимодействие всех звеньев ученического коллектива, степень его влияния на учебу  и поведение школьников.

Это свидетельствует об огромной роли разработки научных основ управления школой и ее учебно-воспитательной работой. Очевидно, что директор является ключевой фигурой в общеобразовательном  учреждении и ему принадлежит  решающая роль в организации его  жизнедеятельности.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение  многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в  области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных  социальных систем, в том числе  педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку  решений, организацию, контроль, регулирование  объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в  данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области  или города, а также районные отделы образования.

В нашем теоретическом  исследовании мы отразили основные моменты, которые составляют основу управления школой.

Управление школой невозможно без внутришкольного менеджмента, так как деятельность управляющего строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создании для них ситуации успеха. Тем самым менеджмент дополняет  внутришкольное управление. В свою очередь система управления образованием характеризуется процессом децентрализации  – передача функций и полномочий от высших органов управления низшим.

Высшим руководящим органом  школы является конференция. Школа  является объектом управления. В основе функциональных компонентов педагогической системы лежат устойчивые базовые  связи структурных компонентов, которые возникают в процессе деятельности педагога.

Информация о работе Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема