Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть организационно-педагогические условия успешного управления школой. Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по данной теме и представить обзор исследуемого вопроса.
Рассмотреть управление как систему научно-педагогической организации.
Рассмотреть основы управлении образовательными системами.
Рассмотреть принципы управления педагогическими системами.
Ознакомиться со структурными компонентами педагогической системы.
Введение…………………………………………………...…………………………3
Глава 1. Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема………………………………………………………………………..…….5
Характер управления системой образования…………..…………….5
Внутришкольное управление и внутришкольный менеджмент…………………………………………………...5
Основные признаки государственного управления………..6
Основные признаки общественного управления…………...9
Школа как система и объект управления……………………...…….11
Системообразующие факторы педагогической системы....13
Условия функционирования педагогической системы…...13
Структурные компоненты педагогической системы……...14
Принципы управления современной школой………………...……..16
Глава 2. Организационно-педагогические условия успешного управления школой……………………………………………………………………………....22
2.1. Организация учебно-воспитательной работы……………………….22
2.2. Работа директора и педагогического коллектива школы…………...23
2.3. Функциональные обязанности должностных лиц школы…………..23
2.4. Стили руководства директора школы………………………………..25
2.5. Принципы научной организации труда руководителя школы….….29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………....34
Деятельность руководителя школы должна характеризоваться демократизмом, чуткостью и заботой о людях, умением поддерживать творческие поиски учителей, объективным анализом положительных сторон и недочетов в работе всех подразделений школы [12].
2.4. Стили руководства директора школы
Научное управление и стиль
руководства находятся в
Под стилем руководства обычно
понимают способ взаимоотношений руководителя
с подчиненными. Стиль руководства
может быть директивным, демократическим
и либеральным. Каждый из стилей руководства
характеризуется рядом
Директивный стиль. Формальной стороной директивного стиля является обращение к подчиненным в основном в форме приказа, распоряжения, указания, тоном, исключающим возражения. При этом требования предъявляются завышенные, не учитываются реальные возможности и условия, всякое проявление чувств подавляется. Подчиненные боятся и не любят такого руководителя, часто дают ему различные прозвища, в которых высмеивают его неприветливость, неумение или нежелание видеть в человеке и его поступках хорошее. Руководители данного стиля негативно воспринимают действия подчиненных, отчего у них складывается отрицательная установка на неформальное общение с ними. Такой руководитель редко хвалит своих подчиненных, всегда недоволен ими, его оценка эффективности их деятельности субъективна.
Содержательная сторона
директивного стиля характеризуется
четким планированием предстоящей
деятельности и требованием этого
от подчиненных. Руководитель этого
стиля любит планировать все
до мелочей письменно, способен изобретать
всевозможные бумаги сам и очень
часто скатывается к
Демократический стиль. Формальная сторона демократического стиля руководства выражается в обращении к подчиненным в основном в форме совета, просьбы, пожелания и требования, но без жесткости.
Тон обращения в основном
дружеский, товарищеский, характер речи
спокойный, приветливый, требования к
подчиненным адекватны их возможностям,
учитывают деловые и
Постоянно хвалит подчиненных за их действительно хорошие дела, очень осторожен в оценке по формальным показателям. Умеет использовать положительные стимулы в своей управленческой деятельности и отдает им предпочтение.
Содержательная сторона демократического стиля характеризуется умением руководителя составить реальный перспективный план как своих действий, так и действий подчиненных, работать без излишнего бумаготворчества, видеть сначала человека: его дела, мотивы поступков, а затем уже бумагу. Будучи сам инициативным, способен одобрить и поддержать всякое полезное начинание других, критически осмыслить как свои действия, так и действия других; не пресекает критику, самокритичен. Обеспечивая эффективную деятельность подчиненных, не допускает их работы на «износ», проявляет истинную, а не формальную заботу о подчиненных. Никогда не бывает сам инициатором конфликтных ситуаций, умеет «погасить» зарождающийся конфликт. Пользуется истинным, неформальным авторитетом у подчиненных. Его авторитет сохраняется надолго и после прекращения им служебных обязанностей. К нему приходят его бывшие подчиненные за советом и помощью, делятся своими радостями и заботами [22;26]
Либеральный стиль. Формальная сторона стиля характеризуется непоследовательностью – то просьба или заискивание, то попытка приказа или угрозы. Подчиненные привыкают к бездеятельности со стороны такого руководителя, он же действует только «под нажимом» вышестоящего руководства. Тон речи у него часто ласково-заискивающий или нерешительный, он далеко не уверен, что его требования будут исполняться. Речь тороплива, так как этот руководитель стремится до минимума сократить всякое общение с подчиненными. Он быстро забывает о своих прежних требованиях и через непродолжительное время предъявляет противоположные ранее данным. Он делает вид, что учитывает настроения, пожелания и возможности подчиненных, однако требует выполнения нереальных указаний и распоряжений. При таком руководителе подчиненные широко развивают собственную инициативу, в их среде появляется неформальный лидер, который подменяет своего руководителя. Либерал является формальным лидером коллектива. Подчиненные его не любят, смеются над ним и часто дают прозвища, в которых подчеркивают его бесхарактерность, конъюнктурность, мягкотелость, слабоволие и т.д. он не способен объективно оценить результаты своих действий и действий подчиненных. В основном захваливает и себя и их. Фактически, имея слабые показатели, может отчитаться за работу, которая не проделана[22].
Содержательная сторона
деятельности либерального руководителя
характеризуется полной безынициативностью
в работе, стремлением уйти от малейшей
ответственности и ни во что не
вмешиваться. Он приветствует любую
инициативу, где исполнителем и ответственным
будет другой. Такой руководитель
не имеет четкого плана действий,
предпочитает работать «на авось».
Не обеспечивая эффективной
2.5. Принципы научной
организации труда
Как известно, принцип –
это совокупность руководящих идей,
которые определяют содержание, методику
и организацию учебно-
Эффективное управление предполагает создание в коллективе здоровой творческой обстановки, способствующей высокой производительности труда. Педагогическая деятельность требует от человека большого напряжения сил и энергии, поэтому особенно важны теплота взаимоотношений, доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность в коллективе учителей, ибо стиль их общения является примером и воспитывающим фактором для всех учащихся. Авторитет педагогов и руководителей школы в глазах учащихся формируется и укрепляется не декларациями, призывами и нравоучениями, а практическими действиями этих лиц. Авторитетный руководитель – это простой и скромный человек, деловой, чуткий, внимательный к людям.
Проблемы, стоящие перед
учебным заведением, решаются усилиями
всего коллектива. Любой, даже самый
талантливый, самый аккуратный и
исполнительный руководитель в одиночку
мало что сделает. Он и не может
считаться полноценным
Выводы по 2 главе:
На основе изложенного во второй главе материала, можно сделать следующие выводы:
Заключение
В настоящее время
Важное значение имеет правильно организованное взаимодействие всех звеньев ученического коллектива, степень его влияния на учебу и поведение школьников.
Это свидетельствует об огромной роли разработки научных основ управления школой и ее учебно-воспитательной работой. Очевидно, что директор является ключевой фигурой в общеобразовательном учреждении и ему принадлежит решающая роль в организации его жизнедеятельности.
В педагогической науке и практике
все более усиливается
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
В нашем теоретическом исследовании мы отразили основные моменты, которые составляют основу управления школой.
Управление школой невозможно
без внутришкольного
Высшим руководящим органом школы является конференция. Школа является объектом управления. В основе функциональных компонентов педагогической системы лежат устойчивые базовые связи структурных компонентов, которые возникают в процессе деятельности педагога.
Информация о работе Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема