Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть организационно-педагогические условия успешного управления школой. Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по данной теме и представить обзор исследуемого вопроса.
Рассмотреть управление как систему научно-педагогической организации.
Рассмотреть основы управлении образовательными системами.
Рассмотреть принципы управления педагогическими системами.
Ознакомиться со структурными компонентами педагогической системы.

Содержание

Введение…………………………………………………...…………………………3
Глава 1. Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема………………………………………………………………………..…….5
Характер управления системой образования…………..…………….5
Внутришкольное управление и внутришкольный менеджмент…………………………………………………...5
Основные признаки государственного управления………..6
Основные признаки общественного управления…………...9
Школа как система и объект управления……………………...…….11
Системообразующие факторы педагогической системы....13
Условия функционирования педагогической системы…...13
Структурные компоненты педагогической системы……...14
Принципы управления современной школой………………...……..16
Глава 2. Организационно-педагогические условия успешного управления школой……………………………………………………………………………....22
2.1. Организация учебно-воспитательной работы……………………….22
2.2. Работа директора и педагогического коллектива школы…………...23
2.3. Функциональные обязанности должностных лиц школы…………..23
2.4. Стили руководства директора школы………………………………..25
2.5. Принципы научной организации труда руководителя школы….….29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………....34

Работа содержит 1 файл

Курсовая педагогика.docx

— 64.41 Кб (Скачать)

Высшим руководящим органом  школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Таким образом, Устав одной общеобразовательной школы в своих деталях может отличаться от Устава другой школы, но общая направленность Устава задается"Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях"[16]. Как коллегиальный орган совет школы утверждает основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяет язык обучения. Совет школы может создавать временные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным направлениям работы учебного заведения и устанавливает их права, обязанности, границы полномочий[4;5].

В период между конференциями  в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения). 

Деятельность совета школы  осуществляется по следующим основным направлениям: организует выполнение решений конференций; наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы этих учащихся; устанавливает возраст учащихся при наборе в I класс, необходимость и вид ученической формы;  
рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения; заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных педагогов; совместно с администрацией учебного заведения и его общественными организациями создает условия для педагогического образования родителей.  
Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствующих членов совета. 

Одним из важнейших показателей  усиления общественного характера  управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений. 

Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают  негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами  государственного аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных  интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений  и групп.  
Диверсификация (в пер. с лат. — разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, — как государственных, так и негосударственных [23]. 

 

    1. Школа как система и объект управления

 

Педагогическая система  является самостоятельной развивающейся  и управляемой целостностью, состоящей  из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет  ее целостность, с другой — позволяет  изменять, влиять на действие отдельных  ее компонентов. Функционирование педагогической системы, таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных  потребностями общества, которые  должны быть достигнуты в строго определенное время (9 — 11 лет). Цели определяют содержание педагогической системы, которое, в  свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализации. Функционирование педагогической системы возможно при  соответствующих социально-педагогических условиях. Как и всякая система, педагогическая система характеризуется уровнем достигнутых результатов. 

Отражая диалектическую природу  педагогических явлений, их целостный  характер, компоненты педагогической системы должны быть представлены как  необходимые и достаточные для  ее оптимального функционирования. На этом основании школа как педагогическая система представлена совокупностью системообразующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных компонентов. Системообразующие факторы представлены факторами целей и результатов; условия функционирования — социально-педагогическими и временными условиями; структурные компоненты — управляющей (педагогический коллектив) и управляемой (ученический коллектив) системами, содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности; функциональные компоненты —педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированием и корригированием [16]. 

Рассмотрение школы как  педагогической системы и объекта  управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и  использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы. В таком случае управление позволяет сохранять целесообразность педагогической системы и продуктивно  влиять на обновление составляющих ее компонентов.

 

1.2.1. Системообразующие факторы педагогической системы

 

Важнейшим системообразующим  фактором, исходным началом функционирования педагогической системы является цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на гармоническое развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития. Цель школы — сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую и другую культуру личности. Общая цель детализируется в частных целях, сформулированных по отдельным направлениям учебно-воспитательной работы. Одним из признаков эффективного управления является умение руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправления намечать частные цели и на каждом значительном временном этапе соотносить их с общей целью, регулируя и корригируя оптимальное достижение намеченных результатов. 

Результаты, как системообразующий фактор, определяются 
совокупностью наиболее устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих определение уровня воспитанности как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом. Наличие обоснованной системы критериев позволяет соотнести принятую цель деятельности с ее фактическим состоянием, определить пути конкретной коррекции деятельности учителей, отдельных звеньев школы, участвующих в педагогическом процессе на разных временных этапах [16].

 

1.2.2. Условия функционирования педагогической системы 

 
Под социально-педагогическими условиями  функционирования педагогической системы  понимаются устойчивые обстоятельства, определяющие ее состояние и развитие. В управлении школой принято выделять, как минимум, две группы условий: общие и специфические. К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные, национальные, географические условия. К специфическим —особенности социально-демографического состава учащихся; местонахождение школы (городская или сельская); материальные возможности школы; воспитательные возможности окружающей среды. Существенным показателем эффективности педагогического процесса является характер морально-психологической атмосферы в педагогическом и ученическом коллективах, уровень педагогизации родителей учащихся.

Временная характеристика педагогической системы складывается из трех взаимосвязанных  периодов, обусловленных особенностями  возрастного, индивидуально-психологического развития детей, введением трех ступеней общеобразовательной школы (начальное  общее — I — III (IV) классы; основное общее  — IV (V) — IX классы; среднее (полное) общее  образование — X (XI) классы), охватывающих в общей сложности одиннадцать  лет совместной работы школы и  ученика. Каждая ступень общего образования  решает свои специфические задачи, но общая направленность деятельности подчинена основной цели — развитию личности школьника. Целесообразная деятельность на каждой ступени обучения способствует накоплению и фиксированию новых  количественных характеристик личности и последующему их переходу в новые качественные личностные образования. Переход от одной ступени обучения к другой является значительным скачком в индивидуально-личностном развитии. 

Системообразующие факторы, социально-педагогические и временные  условия определяют особенности  взаимодействия структурных и функциональных компонентов. 

 
1.2.3. Структурные компоненты педагогической системы

 

 

 Решающая роль в любой  социальной системе принадлежит  индивидуальному или коллективному  субъекту управления. Одним из основных определяющих структурных компонентов  педагогической системы школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей или управляющей системы. 

Анализ практики и специальных  исследований показывает, что коллектив  педагогов может эффективно осуществлять достижение целей не только при условии  расширения их функций, но и при их обоснованной дифференциации и координации. Так возникает проблема уровней управляющей системы. Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления. 

Первый уровень — директор школы, назначаемый государственным  органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений.

Второй уровень — заместители  директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный  за организацию общественно полезного  труда, старшие вожатые, помощник директора  школы по административно-хозяйственной  части, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении. 

Третий уровень — учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие  управленческие функции по отношению  к учащимся и родителям, детским  объединениям, кружкам в системе  внеучебной деятельности.

Четвертый уровень — учащиеся, органы классного и общешкольного  ученического самоуправления. Выделение  данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками[16]. 

Из приведенной иерархической  схемы взаимодействия видно, что  каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и  объектом управления по отношению к  вышестоящему уровню.  
Основное место в управляемой системе принадлежит ученическому коллективу, в котором также можно выделить два уровня управления по вертикали: общешкольный коллектив и классные коллективы. По горизонтали управляемая система представлена ученическими общественными организациями, спортивными секциями, творческими объединениями, кружками, бригадами и т.д. Управляемая система отражает единство и многообразие видов деятельности (учебной, исследовательской, спортивной, художественно-эстетической, общественно полезной), в которых участвуют школьники. 

Содержание как структурный компонент целостного педагогического процесса определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением — гимназией, лицеем, колледжем, школой с классами углубленного изучения или общеобразовательной школой. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания учебно-воспитательного процесса регулируется на основе государственных образовательных стандартов, включающих федеральный, региональный и школьный компоненты, а также Уставом общеобразовательного учреждения[16]. 

Таким образом, выделение  системообразующих факторов, социально-педагогических и временных условий, структурных  компонентов подчеркивает сложную  внутреннюю организацию педагогического  процесса и в то же время необходимость  тонкой и своевременной корректировки  каждого компонента в зависимости  от целей деятельности образовательного учреждения. Иначе говоря, каждый фактор, условие, компоненты должны быть постоянно  в поле зрения организаторов и  руководителей педагогической системы. 

Указанные компоненты не существуют сами по себе, они вплетены в деятельность учителя и образуют при этом функциональные компоненты педагогической системы. В основе функциональных компонентов лежат и устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагога [26].

    1. Принципы управления современной школой

Любая деятельность, в том  числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и  руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных  функций: целеполагания и планирования, организации и контроля и др. Мы же обратимся к характеристике принципов, имеющих отношение ко всем функциям, ко всему управленческому циклу. Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей  управления. К числу основных закономерностей  специалисты внутришкольного управления и менеджмента относят такие  закономерности, как зависимость  эффективности функционирования системы  управления учебно-воспитательной работой  от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления; обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой характером содержания и  методов организации педагогического процесса в школе и др. В числе ведущих закономерностей внутришкольного менеджмента называют также аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности [14, 34].

Вытекающие из закономерностей  управления принципы управления выступают  в качестве основных положений, ориентирующих  руководителя, директора, менеджера  в практической деятельности. К основным принципам относятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими  системами; системность и целостность  в управлении; рациональное сочетание  централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами. 

Информация о работе Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема