Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть организационно-педагогические условия успешного управления школой. Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по данной теме и представить обзор исследуемого вопроса.
Рассмотреть управление как систему научно-педагогической организации.
Рассмотреть основы управлении образовательными системами.
Рассмотреть принципы управления педагогическими системами.
Ознакомиться со структурными компонентами педагогической системы.
Введение…………………………………………………...…………………………3
Глава 1. Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема………………………………………………………………………..…….5
Характер управления системой образования…………..…………….5
Внутришкольное управление и внутришкольный менеджмент…………………………………………………...5
Основные признаки государственного управления………..6
Основные признаки общественного управления…………...9
Школа как система и объект управления……………………...…….11
Системообразующие факторы педагогической системы....13
Условия функционирования педагогической системы…...13
Структурные компоненты педагогической системы……...14
Принципы управления современной школой………………...……..16
Глава 2. Организационно-педагогические условия успешного управления школой……………………………………………………………………………....22
2.1. Организация учебно-воспитательной работы……………………….22
2.2. Работа директора и педагогического коллектива школы…………...23
2.3. Функциональные обязанности должностных лиц школы…………..23
2.4. Стили руководства директора школы………………………………..25
2.5. Принципы научной организации труда руководителя школы….….29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………....34
Оглавление
Введение…………………………………………………...
Глава 1. Управление образовательными
системами как научно-
Глава 2. Организационно-педагогические
условия успешного управления
2.1. Организация учебно-
2.2. Работа директора и
педагогического коллектива
2.3. Функциональные обязанности должностных лиц школы…………..23
2.4. Стили руководства
директора школы………………………………..
2.5. Принципы научной организации труда руководителя школы….….29
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Решение теоретических и
практических задач управления образовательным
учреждением приобретает все
больший вес в связи с
В настоящее время
Школа – исключительно
сложный и весьма разветвленный
по своей внутренней структуре механизм,
который может успешно
Все это свидетельствует об огромной роли разработки научных основ управления школой и ее учебно-воспитательной работой. Очевидно, что директор является ключевой фигурой в общеобразовательном учреждении и ему принадлежит решающая роль в организации его жизнедеятельности.
Выбор темы исследования обусловлен желанием углубить знания в области педагогики управления школой. На наш взгляд, будущему учителю необходимо иметь хотя бы элементарное представление об организации управления в школе.
Объектом исследования является система управления образованием.
Предмет исследования - условия успешного управления школой.
Цель данной работы –
рассмотреть организационно-
При написании курсовой работы использовались следующие методы: исследовательский, анализ литературы, сравнение, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении представлены актуальность данной темы, определена цель и задачи исследования, а также предмет и объект исследования.
В первой главе рассматриваются вопросы об управлении: государственное и общественное управление, а также школа как объект и система управления, принципы управления современной школой.
Во второй главе рассматриваются
условия успешного управления школой:
работа директора, организация учебно-
В заключении представлены выводы, а также результаты теоретического исследования.
В списке литературы отражены источники, которые использовались для написания данной работы.
Глава 1. Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема
Будущему учителю, вступающему
в самостоятельную
1.1.1. Внутришкольное
управление и внутришкольный менеджмент
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [15]. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
Общеобразовательная школа
как сложная динамическая социальная
система выступает объектом внутришкольного
управления. Следовательно, мы можем
говорить об управлении школой и ее
отдельными компонентами или частями,
выступающими подсистемами более общей
системы — общеобразовательной
школы. Такими подсистемами являются целостный
педагогический процесс, классно-урочная
система, система воспитательной работы
школы, система эстетического
Внутришкольное
управление представляет собой целенаправленное,
сознательное взаимодействие участников
целостного педагогического процесса
на основе познания его объективных
закономерностей с целью
1.1.2. Основные признаки государственного управления
Одна из отличительных
особенностей современной системы
образования — переход от государственного
к государственно-
Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации "Об образовании", принятом в 1992 г. В соответствии с законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политический, международной сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти — Федеральным Собранием РФ на определенный промежуток времени [5].
Федеральная программа является
организационно-управленческим проектом,
содержание которого определяется как
общими принципами государственной
политики в сфере образования, так
и объективными данными проведенного
анализа состояния, тенденций и
перспектив развития образования. Поэтому
программа содержит три основных
раздела: аналитический, освеща
гуманистический характер образования,
приоритет общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья человека, свободного
развития личности. Воспитание гражданственности
и любви к Родине;
единство федерального, культурного и
образовательного пространства. Защита
системой образования национальных культур
и региональных культурных традиций в
условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся воспитанников;
светский характер образования в государственных,
муниципальных образовательных учреждениях; свобода
и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный
характер управления образованием. Автономность
образовательных учреждений.
Государственный характер управления
образованием проявляется также в соблюдении
органами управления государственных
гарантий прав граждан РФ на образование
независимо от расы, национальности, языка,
пола, возраста, состояния здоровья, социального,
имущественного и должностного положения,
социального происхождения, места жительства,
отношения к религии, убеждений [5].
Органы управления образованием
на местах проводят государственную
политику путем соблюдения государственн
Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов [16].
Государственные органы управления
— министерства образования, управления
образованием в краях, областях, автономных
округах в границах своей компетенции
решают такие вопросы, как разработка
и реализация целевых федеральных
и международных программ; разработка
государственных стандартов и установление
эквивалентности (нострификация) документов
об образовании; государственная аккредитация
образовательных учреждений, расширение
границ общественной аккредитации; аттестация
педагогических кадров; формирование
системы образования в стране
и конкретном регионе, определение
перечня профессий и
Для современного состояния системы управления
образованием наиболее характерен процесс
децентрализации, т.е. передача ряда функций
и полномочий от высших органов управления
низшим, при которой федеральные органы
разрабатывают наиболее общие стратегические
направления, а региональные и местные
органы сосредоточивают усилия на решении
конкретных финансовых, кадровых, материальных,
организационных проблем[16].
1.1.3. Основные признаки
общественного управления
Общественный характер управления
системой образования проявляется
в том, что наряду с органами государственной
власти создаются общественные органы,
в которые входят представители
учительского и ученического коллективов,
родителей и общественности. Их участие
в управлении создает реальные предпосылки
для создания атмосферы научного
поиска и положительного психологического
климата в коллективе школы. Реальным
воплощением общественного
Информация о работе Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема