Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть организационно-педагогические условия успешного управления школой. Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по данной теме и представить обзор исследуемого вопроса.
Рассмотреть управление как систему научно-педагогической организации.
Рассмотреть основы управлении образовательными системами.
Рассмотреть принципы управления педагогическими системами.
Ознакомиться со структурными компонентами педагогической системы.

Содержание

Введение…………………………………………………...…………………………3
Глава 1. Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема………………………………………………………………………..…….5
Характер управления системой образования…………..…………….5
Внутришкольное управление и внутришкольный менеджмент…………………………………………………...5
Основные признаки государственного управления………..6
Основные признаки общественного управления…………...9
Школа как система и объект управления……………………...…….11
Системообразующие факторы педагогической системы....13
Условия функционирования педагогической системы…...13
Структурные компоненты педагогической системы……...14
Принципы управления современной школой………………...……..16
Глава 2. Организационно-педагогические условия успешного управления школой……………………………………………………………………………....22
2.1. Организация учебно-воспитательной работы……………………….22
2.2. Работа директора и педагогического коллектива школы…………...23
2.3. Функциональные обязанности должностных лиц школы…………..23
2.4. Стили руководства директора школы………………………………..25
2.5. Принципы научной организации труда руководителя школы….….29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………....34

Работа содержит 1 файл

Курсовая педагогика.docx

— 64.41 Кб (Скачать)

Демократизация  и гуманизация управления педагогическими  системами. Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров — проявления демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направлены на утверждение демократизации в школе [25]. 

Системность и  целостность в управлении  
Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им.

Системный подход в управлении школой побуждает руководителя иметь  ясное представление о школе  как системе, ее основных признаках, составляющих эту систему в целостности, что и является ее (системы) первым признаком. Однако в управлении школой важно видеть не только ее основные части, но и те связи и отношения, которые возникают, складываются или  разрушаются между этими частями. Иначе говоря, какова структура этой системы, какие компоненты выступают  в качестве системообразующих, такова и перспектива развития этих связей и отношений. Следовательно, наличие  структуры и составляет второй признак  системы. Третий компонент системы  обладает своими свойствами и характеристиками, но в своем взаимодействии они  образуют новое, интегративное свойство системы, несводимое к свойствам  отдельных компонентов. Устойчивость интегративного свойства определяется целостностью системы. В управлении школой важно помнить и о проявлении четвертого свойства системы — о  ее тесной и специфической связи  с внешней средой. Взаимодействие школы и среды может протекать  в двух формах. В первом случае школа  приспосабливается к внешней  среде, перестраивая свои процессы, а  во втором — школа подчиняет среду для достижения своих целей. 

Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции  в равной степени важны[25]. 

Рациональное  сочетание централизации и децентрализации  
История школы и педагогики лишний раз доказала, что чрезмерная централизация неизбежно ведет к усилению администрирования в управлении. Централизация в управлении сковывает инициативу руководителей нижних уровней, учителей и учащихся, они становятся просто исполнителями принимаемых без их участия и желания решений. В условиях односторонней централизации происходит дублирование управленческих функций, потеря времени, перегрузка как руководителей, так и исполнителей. 

Именно сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы[16]. 

Единство единоначалия и коллегиальности в управлении  
Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело. 

Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического  процесса. Если коллегиальность приоритетна  на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо прежде всего  на этапе реализации принятых решений[16]. 

При определении тактических  действий целесообразно единоначалие, при разработке стратегических —  коллегиальность.  
Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов, слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения. Государственно-общественный характер управления образованием создает реальные возможности в центре и на местах для утверждения в практике принципа единства единоначалия и коллегиальности. 

Объективность и  полнота информации в управлении педагогическими системами. Эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды (Ю.А.Конаржевский, Л.И.Новикова).  
В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знания, но значительно меньше располагаем данными об особенностях направленности личности, ее становления в учебной и внеучебной деятельности, характера, способностей и др[16]. 

Управленческая информация может быть распределена по различным  признакам: по времени — ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления — аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления — внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению — директивная, ознакомительная, рекомендательная и др. 

Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную  организацию управленческого труда [16].

 

Выводы по 1 главе:

На основе изложенного в первой главе материала, можно сделать следующие выводы:

  1. Управление школой невозможно без внутришкольного менеджмента, так как деятельность управляющего строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создании для них ситуации успеха. Тем самым менеджмент дополняет внутришкольное управление.
  2. Система управления образованием характеризуется процессом децентрализации – передача функций и полномочий от высших органов управления низшим.
  3. Высшим руководящим органом школы является конференция.
  4. Наряду с государственными школами существуют и негосударственные школы.
  5. Школа является объектом управления.
  6. В основе функциональных компонентов педагогической системы лежат устойчивые базовые связи структурных компонентов, которые возникают в процессе деятельности педагога.
  7. Принципы управления, вытекающие из закономерностей управления, ориентируют руководителя.
  8. Руководство школы оказывает методическую помощь учителям и осуществляет контроль за качеством работы.

 

Глава 2. Организационно-педагогические условия успешного управления школой

2.1. Организация  учебно-воспитательной работы

Кардинальной проблемой  руководства школой со стороны директора  и его заместителей является организация  и совершенствование учебно-воспитательного  процесса.

Исключительно важное значение имеет научно обоснованное планирование учебных занятий. До начала учебного года директор школы и его заместитель  по учебно-воспитательной работе организуют разработку учителями календарных  планов изучения программного материала  и их обсуждение в предметных комиссиях[26].

Большое значение имеет продуманное  и научно обоснованное расписание занятий, которое составляется заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором. Первыми-третьими часами в нем должны быть занятия по более трудным  предметам – математике, физике, химии и языкам. Учитывается также  рациональная организация учебной  работы учителей, к минимуму нужно  сводить «окна» в урочных занятиях.

Руководителям школ и учителям нужно также позаботиться и продумать  вопрос о том, как обеспечить всех учеников учебниками и учебными пособиями.

Не менее существенное значение имеет осуществление контроля со стороны директора школы и  его заместителей за ходом учебно-воспитательного  процесса, его содержанием и методическим совершенствованием. Функции контрольного посещения уроков и внеклассных  мероприятий включают в себя: изучение и анализ их научно-методического  содержания; решение учителями наиболее важных учебно-воспитательных задач  в системе урочных занятий; выявление  и распространение передового педагогического  опыта; изучение качества знаний школьников; содержательность и воспитательная действенность внеклассных  мероприятий.

2.2. Работа директора  и педагогического коллектива  школы

В настоящее время предусмотрено  осуществление обязательного базового образования подрастающих поколений. Решение этой важной государственной задачи должно занимать видное место в работе директора, его заместителей и всего педагогического коллектива школы. Каждая школа имеет свой микрорайон, в пределах которого она отвечает за осуществление обучения детей, подростков, юношей и девушек. Выполнение закона об образовании требует также разъяснительной работы среди родителей и молодежи о путях получения образования. С этой целью школа организует родительские собрания, проводит беседы, лекции и доклады по этим вопросам, коллективные и индивидуальные консультации для родителей и учащихся по профессиональной ориентации. Учитывая сложность и многогранность проблем, связанных с осуществлением всеобуча молодежи школьного возраста, директор школы при их решении постоянно опирается на педагогический коллектив и общественные организации школы[26;507].

 

2.3. Функциональные обязанности должностных лиц школы

 

Определяющую роль в организации и руководстве учебно-воспитательной работой школы играет директор. На должность директора школы назначаются органами образования или избираются конференцией совета школы лучшие учителя, владеющие организаторскими способностями, имеющие необходимую педагогическую квалификацию и стаж практической педагогической работы не менее трех лет.

К важнейшим функциональным обязанностям директора школы относятся  следующие:

  • Руководство педагогическим коллективом, обеспечение правильного подбора и расстановки кадров, создание необходимых условий для повышения их научно-теоретического и психолого-педагогического уровня и стимулирования педагогического творчества учителей;
  • Контроль за ходом обучения, качеством знаний и поведением учащихся, содержанием и организацией внеклассной и внешкольной работы;
  • Организация работы по профессиональной ориентации учащихся;
  • Активизация деятельности ученического самоуправления, взаимодействие с общественными организациями учителей и учащихся;
  • Установление в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего распорядка и уставом школы круга обязанностей работников школы;
  • Поддержание связей с местными общественными организациями, базовыми предприятиями;
  • Организация работы с родителями учащихся;
  • Укрепление учебно-материальной базы школы;
  • Поддержание необходимого санитарно-гигиенического режима в школе, охрана труда и соблюдение техники безопасности в процессе учебных занятий и других видах деятельности учащихся, учителей и обслуживающего персонала школы;
  • Прием на работу и увольнение с работы обслуживающего персонала школы;
  • Представление учителей и других работников школы по согласованию с советом школы к мерам поощрения и наградам.

Под непосредственным руководством директора школы работают его  заместители по учебной и воспитательной работе и другие должностные лица, на которых возлагается руководство  отдельными участками школьной работы[26].

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за организацию учебно-воспитательного  процесса, за выполнение учебных программ, качество преподавания и знаний учащихся, осуществляет контроль за ходом урочных  и других видов учебных занятий, поведением школьником, регулирует их учебную нагрузку, составляет расписание занятий, готовит отчеты об учебно-воспитательной работе школы.

В обязанности заместителя  директора по воспитательной работе входит организация и участие  в проведении внеклассной и внешкольной  воспитательной деятельности учащихся, инструктирование и оказание помощи в воспитательной работе классным руководителям  и воспитателям групп продленного  дня, а также поддержание деловых  контактов с внешкольными образовательно-воспитательными  учреждениями, комиссиями содействия семье и школе.

Информация о работе Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема