Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть организационно-педагогические условия успешного управления школой. Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по данной теме и представить обзор исследуемого вопроса.
Рассмотреть управление как систему научно-педагогической организации.
Рассмотреть основы управлении образовательными системами.
Рассмотреть принципы управления педагогическими системами.
Ознакомиться со структурными компонентами педагогической системы.
Введение…………………………………………………...…………………………3
Глава 1. Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема………………………………………………………………………..…….5
Характер управления системой образования…………..…………….5
Внутришкольное управление и внутришкольный менеджмент…………………………………………………...5
Основные признаки государственного управления………..6
Основные признаки общественного управления…………...9
Школа как система и объект управления……………………...…….11
Системообразующие факторы педагогической системы....13
Условия функционирования педагогической системы…...13
Структурные компоненты педагогической системы……...14
Принципы управления современной школой………………...……..16
Глава 2. Организационно-педагогические условия успешного управления школой……………………………………………………………………………....22
2.1. Организация учебно-воспитательной работы……………………….22
2.2. Работа директора и педагогического коллектива школы…………...23
2.3. Функциональные обязанности должностных лиц школы…………..23
2.4. Стили руководства директора школы………………………………..25
2.5. Принципы научной организации труда руководителя школы….….29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………....34
Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами. Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров — проявления демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направлены на утверждение демократизации в школе [25].
Системность и
целостность в управлении
Понимание системной природы педагогического
процесса создает реальные предпосылки
для эффективного управления им.
Системный подход в управлении
школой побуждает руководителя иметь
ясное представление о школе
как системе, ее основных признаках,
составляющих эту систему в целостности,
что и является ее (системы) первым
признаком. Однако в управлении школой
важно видеть не только ее основные
части, но и те связи и отношения,
которые возникают, складываются или
разрушаются между этими
Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны[25].
Рациональное
сочетание централизации и
История школы и педагогики лишний раз
доказала, что чрезмерная централизация
неизбежно ведет к усилению администрирования
в управлении. Централизация в управлении
сковывает инициативу руководителей нижних
уровней, учителей и учащихся, они становятся
просто исполнителями принимаемых без
их участия и желания решений. В условиях
односторонней централизации происходит
дублирование управленческих функций,
потеря времени, перегрузка как руководителей,
так и исполнителей.
Именно сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы[16].
Единство единоначалия
и коллегиальности в
Реализация данного принципа направлена
на преодоление субъективности, авторитаризма
в управлении целостным педагогическим
процессом. В управленческой деятельности
важно опереться на опыт и знания коллег,
организовать их на разработку и обсуждение
решений, сопоставить разные точки зрения,
провести их обсуждение и принять оптимальное
решение. Коллегиальность вместе с тем
не исключает личной ответственности
каждого члена коллектива за порученное
дело.
Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений[16].
При определении тактических
действий целесообразно единоначалие,
при разработке стратегических —
коллегиальность.
Реализация принципа единства единоначалия
и коллегиальности в управлении учебно-воспитательным
процессом находит свое воплощение в деятельности
различного рода комиссий и советов, действующих
на общественных началах; в работе съездов,
слетов, конференций, где необходим коллективный
поиск и персональная ответственность
за принятые решения. Государственно-общественный
характер управления образованием создает
реальные возможности в центре и на местах
для утверждения в практике принципа единства
единоначалия и коллегиальности.
Объективность и
полнота информации в управлении
педагогическими системами. Эффективность управления
педагогическими системами в значительной
мере определяется наличием достоверной
и необходимой информации. Объективность
и полнота информации противопоставлены
неконкретности, поверхностности в отборе,
анализе и обработке информации. В социально-педагогических
науках информацию рассматривают либо
как средство коммуникации между педагогами
и воспитанниками, либо как совокупность
сведений о состоянии системы и окружающей
среды (Ю.А.Конаржевский, Л.И.Новикова).
В педагогических системах недостаток
информации чаще ощущается в области воспитательной
деятельности. В ходе учебно-воспитательного
процесса мы чаще получаем информацию
об успеваемости учащихся, качестве знания,
но значительно меньше располагаем данными
об особенностях направленности личности,
ее становления в учебной и внеучебной
деятельности, характера, способностей
и др[16].
Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени — ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления — аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления — внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению — директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.
Формирование информационных
банков данных, технологий их оперативного
использования повышает научную
организацию управленческого
Выводы по 1 главе:
На основе изложенного в первой главе материала, можно сделать следующие выводы:
Глава 2. Организационно-педагогические условия успешного управления школой
2.1. Организация учебно-воспитательной работы
Кардинальной проблемой
руководства школой со стороны директора
и его заместителей является организация
и совершенствование учебно-
Исключительно важное значение имеет научно обоснованное планирование учебных занятий. До начала учебного года директор школы и его заместитель по учебно-воспитательной работе организуют разработку учителями календарных планов изучения программного материала и их обсуждение в предметных комиссиях[26].
Большое значение имеет продуманное и научно обоснованное расписание занятий, которое составляется заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором. Первыми-третьими часами в нем должны быть занятия по более трудным предметам – математике, физике, химии и языкам. Учитывается также рациональная организация учебной работы учителей, к минимуму нужно сводить «окна» в урочных занятиях.
Руководителям школ и учителям нужно также позаботиться и продумать вопрос о том, как обеспечить всех учеников учебниками и учебными пособиями.
Не менее существенное значение имеет осуществление контроля со стороны директора школы и его заместителей за ходом учебно-воспитательного процесса, его содержанием и методическим совершенствованием. Функции контрольного посещения уроков и внеклассных мероприятий включают в себя: изучение и анализ их научно-методического содержания; решение учителями наиболее важных учебно-воспитательных задач в системе урочных занятий; выявление и распространение передового педагогического опыта; изучение качества знаний школьников; содержательность и воспитательная действенность внеклассных мероприятий.
2.2. Работа директора и педагогического коллектива школы
В настоящее время предусмотрено
осуществление обязательного
2.3. Функциональные обязанности должностных лиц школы
Определяющую роль в организации и руководстве учебно-воспитательной работой школы играет директор. На должность директора школы назначаются органами образования или избираются конференцией совета школы лучшие учителя, владеющие организаторскими способностями, имеющие необходимую педагогическую квалификацию и стаж практической педагогической работы не менее трех лет.
К важнейшим функциональным обязанностям директора школы относятся следующие:
Под непосредственным руководством
директора школы работают его
заместители по учебной и воспитательной
работе и другие должностные лица,
на которых возлагается
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе отвечает
за организацию учебно-
В обязанности заместителя
директора по воспитательной работе
входит организация и участие
в проведении внеклассной и внешкольной
воспитательной деятельности учащихся,
инструктирование и оказание помощи
в воспитательной работе классным руководителям
и воспитателям групп продленного
дня, а также поддержание деловых
контактов с внешкольными образовательно-
Информация о работе Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема