Управление дошкольным образованием

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Формировать знания и умения реализовать функции управленческой деятельности.
Задание вариант №4
Организация как функция управления дошкольным учреждением. Сущность, этапы, содержание и формы организационной деятельности руководства дошкольного учреждения.
Годовой план ДОУ: структура, формы, методики разработки.

Работа содержит 1 файл

Московский педагогический государственный университет им.doc

— 155.50 Кб (Скачать)
lign="justify">Обеспечение нормативно-правовых условий -- это  подготовка документов регламентирующего  характера (положений, уставов, решений, приказов и т.п.). После заполнения табл. 1 все включенные в нее действия переносятся в табл. 2 и согласуются по срокам. 

 Табл. 2 

Направления и задачи (Что?) 

Действия (мероприятия) (Как?) 

Место проведения (Где?) 

Сроки проведения начало и конец (Когда?) 

Ответственный исполнитель (Кто?) 

Объем финансирования (Сколько средств?)  
 
 
 

Всякое планируемое  действие должно быть соотнесено с  имеющимися ресурсами. Если для решения  задачи необходимо специальное финансирование, нужно определить его размеры  и источники. Когда средств не хватает, то нужно либо искать источники дополнительного финансирования, либо откорректировать программу развития, т.е. отказаться от части задач или сократить их объем. 

Для подготовки программы создается рабочая  группа (авторский коллектив) из числа  педагогов детского сада, которая привлекает к подготовке программы других педагогов, родителей, ученых. 

Программу нельзя списать, ее должны разрабатывать  те, кто будет реализовывать. Если к составлению программы рабочей  группой не привлечен весь педколлектив, то ее реализация обречена на провал, так как педагоги не считают программу своей, она им чужда и потому цели программы недостижимы. 

Вот как  участвовал в подготовке программы  педколлектив одного из детских садов  г. Москвы. Сначала в методкабинете  появилась выставка достижений соседних садов, затем последовало приглашение педагогам принять участие в «круглом столе» «Завтрашний день нашего детского сада». Вопросы к обсуждению были следующими: 

1. Чем наш  детский сад привлекает родителей? 

2. Что в  работе детсада вам не нравится? 

3. Какие  идеи вы можете привнести в  копилку размышлений о нашем  будущем? 

4. Что необходимо  изменить в нашей работе в  первую очередь? 

Через несколько  дней состоялось обсуждение этих и  возникших по ходу дискуссии других вопросов. Наиболее интересные предложения вошли в коллективный банк идей по развитию детсада. Была сформирована рабочая группа из инициативных педагогов, методиста, психолога, заведующей, для разработки перспективных идей и составления программы. 

Группа собиралась три раза в неделю и работала по схеме: обсуждение 1--2 вопросов, выработка единого мнения, формулирование задания каждому члену группы к следующей встрече, обсуждение проекта программы на заседании совета педагогов, доработка проекта с учетом замечаний, представление проекта плана развития детсада учредителям для экспертной оценки. 

Методика  разработки образовательной программы  ДОУ 

Образовательная программа является обязательным документом дошкольного образовательного учреждения. Образовательная программа, как подчеркивается в законе Российской Федерации «Об образовании», определяет содержание образования определенного уровня, специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом дошкольного уровня образования. Образовательная программа является основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения при необходимости платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей. Содержание образовательной программы может по мере необходимости корректироваться ежегодно. 

Структура образовательной программы включает 5 разделов: 

Раздел 1. Цели и задачи воспитания и обучения, определенные на основе анализа результатов  предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение. 

Раздел 2. Перечень используемых программ, технологий, их объединение в комплекс, выстраивание целостного педагогического процесса. Указываются названия программ, технологий с полными выходными данными по основному и дополнительному образованию. Этот раздел программы можно оформить в виде табл. 3. 

Табл. 3 

Линии развития 

Название  программы 

Название, технологии и пособия 

Примечание  
 
 
 

Раздел 3. Включает в себя материалы, связанные с проектированием, планированием и организацией текущей педагогической деятельности по всем направлениям и методикам, отбор форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранному содержанию. 

В этом разделе ДОУ необходимо представить: 

-- гибкий  режим деятельности в зависимости  от социального заказа родителей,  наличия специалистов, педагогов,  медицинских работников, подходы  к обучению дошкольников и  организации всех видов детской  деятельности; -- расписание занятий с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду; -- систему закаливающих мероприятий; -- модель воспитательно-образовательного процесса; -- содержание дополнительного образования и др. 

В образовательной  программе необходимо отразить специфику  ДОУ (детский сад присмотра и  ухода, детский сад общеразвивающего вида, детский сад компенсирующего  вида, детский сад комбинированного вида, детский сад -- центр развития ребенка). 

Данный раздел дополняется каждый учебный год  по мере необходимости. 

Раздел 4. Определение  способов систематической фиксации динамики детского развития. В таблице  необходимо представить перечень диагностических  методик, тестов, используемых в ДОУ для определения уровня выполнения программ и уровня развития детей. Методики подбираются каждым специалистом (музыкальным руководителем, психологом, педагогом дополнительного образования и др.). Указываются сроки проведения и ответственные. 

Раздел 5. Условия  реализации образовательной программы  ДОУ. Этот раздел также должен отражать специфику конкретного учреждения. Он включает в себя: управление реализацией  программы; создание и обновление предметно-развивающей  среды; инновационную или экспериментальную работу; формы сотрудничества с семьей; преемственность в работе ДОУ и школы; взаимодействие ДОУ с другими учреждениями. 

Планирование  работы на учебный год (годовой план ДОУ) 

Годовой план является обязательным документом дошкольного  образовательного учреждения. Он нацелен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию работы всего педагогического коллектива в данном учебном году. В соответствии с задачами в плане определены конкретные мероприятия и содержание работы с педагогическим, медицинским и обслуживающим персоналом. План предусматривает мероприятия по педагогическому просвещению родителей и совместную работу со школой. 

Годовой план работы ДОУ составляется с учетом вида дошкольного образовательного учреждения и профессионального уровня педагогических кадров. Приступая к составлению годового плана, заведующий руководствуется тем, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом. 

План работы на год может оформляться в  любой удобной для конкретного  педагогического коллектива форме: схематично-блочная, календарно-месячная, цикличная по формам работы и др. 

Ориентируясь  на наше видение основного содержания деятельности и направленность этой деятельности на конечные результаты, предлагаем годовой план работы ДОУ, в котором ежегодно присутствуют одни и те же разделы. Меняется содержание, которое определяется полученными результатами. 

Итак, годовой  план работы включает следующие разделы: 

1. Анализ  конечных результатов прошедшего  учебного года. 

2. Планирование  деятельности ДОУ на ______ учебный  год: 

2.1. Обеспечение  здоровья и здорового образа  жизни; 

2.2. Обеспечение  высокого уровня воспитания и  образования дошкольников в соответствии  с государственными стандартами  и программой «_________________»; 

2.3. Создание  условий для обеспечения готовности  старших дошкольников к обучению в школе; 

2.4. Научно-методическое  и кадровое обеспечение учебно-воспитательного  процесса; 

2.5. Взаимосвязь  в работе ДОУ с семьей, школой  и другими организациями; 

2.6. Укрепление  материально-технической и финансовой  базы. 

Годовой план ДОУ должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и  возможности использования. 

Приступая к составлению годового плана, руководитель помнит, что этот план будет выполняться  всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом. 

Следовательно, при составлении годового плана  руководитель учитывает кадровый потенциал  педагогического коллектива, согласованность  позиций, педагогический опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения. Для того чтобы предусмотреть в годовом плане оказание дифференцированной методической помощи каждому воспитателю, необходимо провести анкетирование или беседу с целью выявления реальных затруднений педагогов. Анкета может включать 3 вопроса: 

-- Что у  меня в работе получается очень  хорошо, и каким опытом я могу  поделиться с коллегами; -- Что  у меня в работе с детьми  получается хорошо; -- В чем я  испытывал затруднения. 

Анализ данных, полученных в результате анкетирования или бесед с педагогами, поможет старшему воспитателю составить карту педагогического мастерства, проект методических мероприятий на следующий учебный год, который выносится на всеобщее обсуждение итогового педсовета. 

Таким образом, прежде чем приступить к составлению  годового плана, необходимо провести предварительную  работу, включающую 2 этапа: 

-- анализ  выполнения всех разделов программы  воспитания и обучения; -- анализ  затруднений педагогов, воспитателей. 

План работы по конечным результатам предъявляет  особые требования к технологии его  реализации. 

Составленный  план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом. Обычно это  делается на производственном совещании, перед началом нового учебного года (в августе). 

Принятие  плана работы ДОУ означает начало деятельности по его реализации. 

Уточним, что  в какой бы форме не писался  годовой план работы ДОУ, первой его  частью является анализ конечных результатов  прошедшего учебного года. 

Данный раздел может быть оформлен в схемах с краткими выводами по каждому подразделу. Содержание аналитической части плана может быть следующим: 

1.1. Состояние  здоровья воспитанников, заболеваемость  детей и сотрудников в течение  года, суммарные данные по группам  здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др. Далее даются общие выводы по блоку (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год. 

1.2. Результаты  выполнения программы по всем  направлениям. Анализ уровня познавательного  развития детей, интеллектуального,  социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др. Общие выводы и резервы повышения уровня выполнения программы. 

1.3. Анализируется  уровень готовности к обучению  в школе детей подготовительной  к школе группы (результаты диагностики  развития детей, поступающих в  школу); анализ успеваемости выпускников детского сада, окончивших 1--3-е классы. Общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу. 

Информация о работе Управление дошкольным образованием