Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:15, курсовая работа
Формировать знания и умения реализовать функции управленческой деятельности.
Задание вариант №4
Организация как функция управления дошкольным учреждением. Сущность, этапы, содержание и формы организационной деятельности руководства дошкольного учреждения.
Годовой план ДОУ: структура, формы, методики разработки.
В качестве
повседневного плана действий в детском
саду выступает план работы на год, а в
качестве перспективного -- Программа
развития дошкольного образовательного
учреждения и образовательная программа.
Коротко остановимся на этих трех документах.
Методика
разработки программы развития ДОУ
Программа
развития дошкольного учреждения должна
отвечать следующим качествам:
Актуальность
-- свойство программы быть ориентированной
на решение наиболее важных проблем
для будущей системы
Прогностичность
-- свойство программы отражать в
своих целях и планируемых
действиях не только сегодняшние, но
и будущие требования к дошкольному
учреждению, т.е. способность программы
соответствовать изменяющимся требованиям
и условиям, в которых она будет
реализоваться.
Рациональность
-- свойство программы определять такие
цели и способы их достижения, которые
позволяют получить максимально
полезный результат.
Реалистичность
-- свойство программы обеспечить соответствие
между желаемым и возможным.
Целостность
-- свойство программы, обеспечивающее
полноту состава действий, необходимых
для достижения цели, а также согласованность
связи между действиями.
Контролируемость
-- свойство программы операционально
определять конечные и промежуточные
цели (ожидаемые результаты), т.е. определять
их таким образом, чтобы существовал способ
проверки реально полученных результатов
на их соответствие целям.
Чувствительность
к сбоям -- свойство программы своевременно
обнаруживать отклонения реального
положения дел от предусмотренного
программой, представляющие угрозу для
достижения поставленных целей. Чувствительность
к сбоям тем выше, чем более детализирована
программа.
Программу
дошкольного учреждения можно разрабатывать
по разным технологиям. Предлагаемая технология
включает следующие процедуры и разделы
программы:
1. Подготовка
информации о ДОУ;
2. Проблемный
анализ состояния учебно-
3. Формирование
концепции и разработка
4. Определение
этапов реализации программы;
5. Разработка
плана действий.
При аттестации
и аккредитации дошкольного образовательного
учреждения программа развития является
обязательным документом.
Структура
программы развития
Информация-справка
о ДОУ.
При составлении
информационной справки о дошкольном
учреждении необходимо помнить:
во-первых,
это анализ достигнутого; и коллективу
полезно подвести некоторые итоги,
взглянуть на себя как бы со стороны.
Это важный инструмент воспитания педколлектива;
во-вторых,
это информация для учредителей, экспертной
комиссии по аттестации или оценке представляемого
проекта программы развития;
в-третьих,
это рекламный материал для родителей,
населения микрорайона, жителей
города, т.е. нынешних и будущих клиентов.
Сейчас каждая уважающая себя фирма
имеет рекламу. Это требование рынка. И
не стоит образовательному учреждению
в условиях возрастающей конкуренции
этими требованиями пренебрегать.
Начать справку
можно с краткого анализа социума.
Указать окружающую зону: промышленный
район, центр города, «спальный» район,
ближайшие культурно-массовые объекты.
Далее следует
перейти к информации о дошкольном
учреждении: состояние материально-
Проблемный
анализ состояния воспитательно-
В этом разделе
выделяется положительный опыт и
нерешенные проблемы по каждому направлению,
а также конкретизируются задачи,
которые необходимо решать.
Опытные заведующие
сопровождают текст различными сравнительными
таблицами, схемами, графиками, материалами
опроса родителей и сотрудников.
Однако нередко
все сводится к традиционному
анализу выполнения разделов программы.
«За кадром» остаются такие важные
вопросы, как микроклимат в коллективе,
рост профессионального мастерства,
проблемы комфортности детей, родителей,
педагогов в саду, оценка развития детей
и т.д.
Всякая программа
развития дошкольного учреждения в
конечном итоге ориентирована на
решение одной главной проблемы
-- повышение качества обучения и
воспитания. Но в абстрактном виде
проблему не решить. Задача анализа и состоит
в том, чтобы конкретизировать эту общую
проблему, представить ее в виде связанных
между собой задач.
Анализ образовательной
ситуации по конечным результатам за
1--2 года включает: уровни здоровья и
здорового образа жизни, воспитания
и обучения дошкольников в соответствии
с государственными стандартами; готовности
детей к школе. Важно проанализировать
научно-методическое обеспечение развивающегося
учебно-воспитательного процесса; уровень
профессиональной компетенции педагогов.
Продолжая анализ проблемы, необходимо
дать конкретные ответы на вопрос: «Из-за
каких недостатков учебно-воспитательного
процесса существует расхождение результатов
и требований социального заказа?».
Завершая
анализ, необходимо выделить перечень
тех недостатков, устранение которых является
наиболее актуальным.
Так, актуальной
проблемой является повышенная заболеваемость
детей и, естественно, снижение посещаемости
детского сада. Решение ее предполагает
проведение целого ряда мероприятий, связанных
с закаливанием дошкольников, введением
фитотерапии, физиотерапии, витаминотерапии,
организации лечебной физкультуры и дыхательной
гимнастики. В свою очередь, это требует
провести обучение кадров, создать условия,
приобрести инвентарь, оборудование и
т.д.
Концепция
и стратегия развития ДОУ.
Концепция
(от лат. conceptic) -- понимание, система, трактовка
каких-либо явлений, основная точка
зрения, руководящая идея для их
освещения, ведущий замысел, конструктивный
принцип различных видов
При формировании
концепции развития ДОУ необходимо
прежде всего определить, на реализацию
какой части социального заказа к дошкольному
образованию он будет сориентирован. Например,
это может быть коррекционно-диагностический
центр на базе детского сада компенсирующего
вида, имеющего большой опыт работы по
развитию и восстановлению физических
и психических функций организма, сумевшего
создать комплекс лечебно-оздоровительной
помощи для детей или «Центр развития
ребенка». Он создается на базе детского
сада общеразвивающего вида, имеющего
хорошие результаты в интеллектуальном
развитии детей, в организации обучения
по новым технологиям, поддерживающего
постоянную связь со школой и анализирующего
процесс адаптации к ней своих воспитанников.
Концепция
развития дошкольного учреждения должна
состоять из двух частей.
Первая часть
-- характер будущего дошкольного учреждения,
где дается:
-- структура
нового и модернизированного
воспитательно-
Вторая часть
-- проект новой системы управления.
Он создается на основе уже полностью
разработанного проекта нового (модернизированного)
учреждения и содержит:
-- новую
или модифицированную
Стратегия
-- это обобщенный замысел процесса
перехода к новому детскому саду. Разработка
стратегии начинается с определения
ориентировочного времени реализации
концепции и этапов преобразования
дошкольного образовательного учреждения
в новый статус. Например, обозначенные
цели и задачи могут быть реализованы
за пять лет, в три этапа.
Так как
всю концепцию нового детсада
сразу реализовать невозможно, нужно
наметить промежуточные этапы. Разработка
стратегии начинается с определения
ориентировочного времени реализации
концепции. Затем выделяются этапы преобразования
существующего учреждения, основные действия,
реализуемые на каждом этапе.
Для каждого
этапа реализации концепции должны
быть определены направления и задачи
действий. Сформулировать задачу -- значит
указать конкретный результат, который
предполагается получить при реализации
того или иного направления действий на
данном этапе программы. Например, если
направление связано с обновлением содержания
образования, то задачей может стать переход
на новую программу с такого-то года.
План действий.
Он пишется
на каждый этап отдельно и может
оформляться в виде таблицы, где
указываются мероприятия, сроки
их проведения (начало и окончание),
ответственный исполнитель, используемые
средства для получения результата. По
окончании срока обозначенного этапа
дается краткий анализ выполнения (что
удалось, не удалось, причины) и затем пишется
план действий на следующий этап.
В конечном
итоге программа есть модель, определяющая,
какие действия, кто, когда, где, какими
средствами должен выполнить, чтобы получить
желаемые результаты.
Чтобы план
действий мог эффективно выполнять
свои функции, он должен быть полным, целостным,
скоординированным и
Целесообразно
представить план в табличной
форме (см. табл. 1).
Табл. 1
Задачи
Условия
Организационные
Кадровые
Научно-методические
Материально-технические
Финансовые
Мотивационные
Нормативные
1
2
3
4
5
6
7
8
Обеспечение
финансовых условий -- это не деньги,
которые нужны для