Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:15, курсовая работа
Формировать знания и умения реализовать функции управленческой деятельности.
Задание вариант №4
Организация как функция управления дошкольным учреждением. Сущность, этапы, содержание и формы организационной деятельности руководства дошкольного учреждения.
Годовой план ДОУ: структура, формы, методики разработки.
Московский
педагогический государственный
университет им. Ленина
Контрольная
работа
Управление
дошкольным образованием
Цель
Формировать
знания и умения реализовать
функции управленческой
деятельности.
Задание
вариант №4
Организация
как функция управления
дошкольным учреждением.
Сущность, этапы, содержание
и формы организационной
деятельности руководства
дошкольного учреждения.
Годовой
план ДОУ: структура,
формы, методики разработки.
Составьте
план беседы старшего
воспитателя с
воспитателем любой
возрастной группы,
после просмотра прогулки:
основная цель и содержание
беседы. Укажите место
и время проведения
беседы, расположение
участников, перечень
основных вопросов к
воспитателю методы
стимулирования и мотивации
деятельности педагога.
Введение
«Без одухотворения
живой мыслью и увлеченностью
педагога метод остается мертвой
схемой. Ибо с того момента, как
маленький человек сделал первый
шаг по земле, он начинает сравнивать
себя с тем, кто ёго воспитывает,
предъявляет ему требования, вкладывает
в него свои духовные силы, хочет видеть
в нем свой идеал»*. В.А. Сухомлинский
Ответ
№1
Дошкольное
учреждение имеет управляемую и
управляющую системы. Управляемая
система состоит из взаимосвязанных
между собой коллективов: педагогического,
медицинского и обслуживающего. Организационная
структура управления в дошкольном учреждении
представляет собой совокупность всех
его органов с присущими им функциями.
Она может быть представлена в виде трех
уровней.
На первом
уровне управления находится заведующая
детским садом, которая осуществляет руководство
и контроль за деятельностью всех структур.
Указания и распоряжения заведующей обязательны
для всех участников образовательного
процесса. Общее руководство учреждением
осуществляет педагогический совет, в
состав которого входят все педагоги.
Педагогический совет решает вопросы
своей деятельности на заседаниях. Педагогический
совет правомочен: * принимать Устав, изменения
и дополнения, вносимые в Устав; * утверждать
расписание занятий; * определять направление
воспитательно-образовательной деятельности
учреждения; * утверждать годовой план
работы ГОУ; * принимать программы воспитания
и обучения в учреждении; * рассматривать
вопросы повышения квалификации и переподготовки
кадров; * рассматривать и утверждать методические
направления работы с детьми в различных
группах, а так же все другие вопросы содержания,
методов и форм воспитательно-образовательного
процесса;
На втором
уровне управление осуществляют старший
воспитатель, завхоз, старшая медсестра,
которые взаимодействуют с соответствующими
объектами управления. На этом уровне
заведующая осуществляет непосредственную
и опосредованную реализацию управленческих
решений через распределение обязанностей
между административными работниками
с учетом их подготовки, опыта, а так же
структуры дошкольного учреждения.
Третий уровень
управления осуществляют воспитатели,
музыкальный руководитель, воспитатель
по физической культуре. На этом уровне
объектом управления являются дети и
их родители.
Организация
педагогического процесса рассматривается
как сложная система, - цели, задачи, средства,
формы и методы, субъект, объект управления,
принципы и функции, определяющие его
деятельность.
Цели, определяющие
деятельность субъектов управления,
адекватны целям и задачам
педагогического процесса: развитие
личности ребенка, формирование у него
потребности в познании мира и самого
себя, поэтому основным условием в деятельности
ДОУ является признание всеми членами
коллектива уникальности личности ребенка.
Задача формирования
личности ребенка - дошкольника наиболее
успешно реализуется тогда, когда управленческие
действия руководителя ДОУ сочетаются
со стремлением педагогов оказать ребенку
педагогическую поддержку в его развитии
и становлении, совершенствовать методы
работы, претворять в жизнь собственную
управленческую концепцию образовательного
учреждения.
Реализация
такой концепции в значительной
мере зависит от совокупности принципов
управления.
"Под принципами
управления понимаются
Анализ специальной
литературы и опыт организации педагогического
процесса в ДОУ позволил выделить
следующие принципы управления:
- целеполагания,
комплексности, демократизации, психологизации
моделей обучения и воспитания.
Все эти
принципы являются руководством к действию
в развивающем и развивающемся
ДОУ, находятся в основе обновления
его деятельности. В модели выделяем
функции управления, которые отражают
ход и последовательность управленческих
действий, их завершенность:
-информационно-аналитическую,
контрольно-диагностическую,
Особенностью
данных функций управления является
их взаимосвязь:
информационно-аналитическая
функция предполагает повышение
эффективности управленческой деятельности
в условиях демократизации на основе
отбора информации, которая должна
быть полной по своему объему и конкретной;
в результате педагогического анализа
информации о деятельности каждого звена
образовательного учреждения формируются
управленческие действия руководителя;
мотивационно-целевая
функция предполагает стремление к
достижению желаемого результата (данная
функция способствует тому, чтобы
все члены коллектива выполняли работу
в соответствии с делегированными им обязанностями
и планом, соотнося потребности в достижении
собственных и коллективных целей);
планово-прогностическая
функция обеспечивает сочетание
перспективного прогнозирования и
текущего планирования ДОУ;
организационно-
контрольно-диагностическая
функция предполагает сочетание
административного и
регулятивно-коррекционная
функция предполагает внесение корректив
в управление ДОУ с помощью
оперативных линий.
Управление
педагогическим процессом в ДОУ
на научной основе актуализирует
проблему методов управления, которые
обеспечивают координацию деятельности
педколлектива при достижении поставленных
целей.
Анализ опыта
работы в ДОУ позволяет выделить
следующие методы управления:
- организационно-
организационно-
психолого-педагогические
методы направляют коллектив ДОУ
на творческое решение стоящих задач;
на основе этих методов осуществляется
проектирование социального развития
коллектива, устанавливается благоприятный
психологический климат, формируются
положительные, социально значимые мотивы
педагогической деятельности;
метод общественного
воздействия характеризуется
Задача руководителя
ДОУ - помочь каждому педагогу найти
в себе силы и нереализованные
возможности для повышения
Названные
методы управления отличаются друг от
друга, но "в комплексе представляют
собой неразрывное и взаимодополняемое
единство способов достижения поставленных
целей и реализации функций управления"
(А.Н. Орлов).
Вместе с
тем анализ опыта практической работы
показывает, что ведущей линией руководителя
в управлении ДОУ является наличие
у него собственной концепции, профессионального
мышления, индивидуального стиля управленческой
деятельности.
Стиль работы
руководителя, его деловые и личностные
качества оказывают существенное воздействие
на режим и порядок работы ДОУ,
на эффективность и результативность
его деятельности. Поэтому управление
в этом учреждении должно опираться на
личностное начало, так как конечные результаты
управленческой деятельности достигаются
не самим руководителем, а всеми членами
коллектива.
"Стиль
руководства также создает и
воспроизводит в коллективе
Сплочению
педагогов в коллектив
Изменения,
происходящие в системе образования,
существующая Концепция дошкольного
воспитания, привели к появлению
новых характеристик педагогического
процесса, являющихся производными от
новых принципов, таких, как принцип ценностных
ориентаций, субъектности и данности (В.А.
Сластенин, Н.Е. Щуркова).
Основные
функции ДОУ на этом этапе - создание
условий для подготовки детей к адаптации
в обществе, самоопределению в нынешней
и будущей жизни. Педагогические задачи
мы видим в следующем:
развитие
индивидуальности ребенка;
установление
взаимоотношений ребенка с
сохранение
самобытности детского коллектива при
взаимопроникновении и взаимодействии
взрослой и детской субкультур;
помощь в
самоорганизации личности.
Рис 1.
Ответ
№ 2
Общие подходы
и требования к планированию работы
учреждения по результатам
Планирование
и прогнозирование являются основой
управления и важнейшей стадией управленческого
цикла на всех уровнях.
Применительно
к управлению дошкольным учреждением
планирование и прогнозирование
заключаются в определении зон
ближайшего и перспективного развития
детского сада в конкретных условиях
окружающей среды на основе педагогического
анализа. Типовое положение о дошкольном
образовательном учреждении предоставляет
педагогическому коллективу право самостоятельно
определять направления своей деятельности,
строить модель развития детского сада
в соответствии с видовым разнообразием
ДОУ, выбирать программу воспитания и
обучения дошкольников.
Планирование
должно отвечать целому ряду принципиальных
требований. Эти требования заключаются
в следующем: единство долгосрочного
и краткосрочного планирования; осуществление
принципа сочетания государственных и
общественных начал; обеспечение комплексного
характера прогнозирования и планирования;
стабильность и гибкость планирования
на основе прогнозов.
Планирование
будет эффективным, если соблюдаются
три главных условия:
-- объективная
оценка уровня работы
При разработке
планов важно определить конкретные
конечные результаты. Это требование
относится как к перспективным,
так и текущим планам.