Управление дошкольным образованием

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Формировать знания и умения реализовать функции управленческой деятельности.
Задание вариант №4
Организация как функция управления дошкольным учреждением. Сущность, этапы, содержание и формы организационной деятельности руководства дошкольного учреждения.
Годовой план ДОУ: структура, формы, методики разработки.

Работа содержит 1 файл

Московский педагогический государственный университет им.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Московский  педагогический государственный  университет им. Ленина 

Контрольная работа 

Управление  дошкольным образованием 
 
 

  Цель 

Формировать знания и умения реализовать  функции управленческой деятельности. 

Задание вариант №4 

Организация как функция управления дошкольным учреждением. Сущность, этапы, содержание и формы организационной деятельности руководства дошкольного учреждения. 

Годовой план ДОУ: структура, формы, методики разработки. 

Составьте план беседы старшего воспитателя с  воспитателем любой  возрастной группы, после просмотра прогулки: основная цель и содержание беседы. Укажите место и время проведения беседы, расположение участников, перечень основных вопросов к воспитателю методы стимулирования и мотивации деятельности педагога. 

  Введение 

«Без одухотворения  живой мыслью и увлеченностью  педагога метод остается мертвой  схемой. Ибо с того момента, как  маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто ёго воспитывает, предъявляет ему требования, вкладывает в него свои духовные силы, хочет видеть в нем свой идеал»*. В.А. Сухомлинский 

 Ответ №1 

Дошкольное  учреждение имеет управляемую и  управляющую системы. Управляемая  система состоит из взаимосвязанных  между собой коллективов: педагогического, медицинского и обслуживающего. Организационная структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде трех уровней. 

На первом уровне управления находится заведующая детским садом, которая осуществляет руководство и контроль за деятельностью всех структур. Указания и распоряжения заведующей обязательны для всех участников образовательного процесса. Общее руководство учреждением осуществляет педагогический совет, в состав которого входят все педагоги. Педагогический совет решает вопросы своей деятельности на заседаниях. Педагогический совет правомочен: * принимать Устав, изменения и дополнения, вносимые в Устав; * утверждать расписание занятий; * определять направление воспитательно-образовательной деятельности учреждения; * утверждать годовой план работы ГОУ; * принимать программы воспитания и обучения в учреждении; * рассматривать вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров; * рассматривать и утверждать методические направления работы с детьми в различных группах, а так же все другие вопросы содержания, методов и форм воспитательно-образовательного процесса; 

На втором уровне управление осуществляют старший  воспитатель, завхоз, старшая медсестра, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующая осуществляет непосредственную и опосредованную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовки, опыта, а так же структуры дошкольного учреждения. 

Третий уровень  управления осуществляют воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель  по физической культуре. На этом уровне объектом управления являются дети и  их родители. 

Организация педагогического процесса рассматривается как сложная система, - цели, задачи, средства, формы и методы, субъект, объект управления, принципы и функции, определяющие его деятельность. 

Цели, определяющие деятельность субъектов управления, адекватны целям и задачам  педагогического процесса: развитие личности ребенка, формирование у него потребности в познании мира и самого себя, поэтому основным условием в деятельности ДОУ является признание всеми членами коллектива уникальности личности ребенка. 

Задача формирования личности ребенка - дошкольника наиболее успешно реализуется тогда, когда управленческие действия руководителя ДОУ сочетаются со стремлением педагогов оказать ребенку педагогическую поддержку в его развитии и становлении, совершенствовать методы работы, претворять в жизнь собственную управленческую концепцию образовательного учреждения. 

Реализация  такой концепции в значительной мере зависит от совокупности принципов  управления. 

"Под принципами  управления понимаются основные  положения, которыми руководствуется  в своей деятельности субъект управления, осуществляющий ее в определенных социально-экономических условиях." 

Анализ специальной  литературы и опыт организации педагогического  процесса в ДОУ позволил выделить следующие принципы управления: 

- целеполагания,  комплексности, демократизации, психологизации моделей обучения и воспитания. 

Все эти  принципы являются руководством к действию в развивающем и развивающемся  ДОУ, находятся в основе обновления его деятельности. В модели выделяем функции управления, которые отражают ход и последовательность управленческих действий, их завершенность: 
 

-информационно-аналитическую,  контрольно-диагностическую, планово-прогностическую,  регулятивно - коррекционную, мотивационно-целевую. 

Особенностью  данных функций управления является их взаимосвязь: 

информационно-аналитическая  функция предполагает повышение  эффективности управленческой деятельности в условиях демократизации на основе отбора информации, которая должна быть полной по своему объему и конкретной; в результате педагогического анализа информации о деятельности каждого звена образовательного учреждения формируются управленческие действия руководителя; 

мотивационно-целевая  функция предполагает стремление к  достижению желаемого результата (данная функция способствует тому, чтобы  все члены коллектива выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, соотнося потребности в достижении собственных и коллективных целей); 

планово-прогностическая  функция обеспечивает сочетание  перспективного прогнозирования и  текущего планирования ДОУ; 

организационно-исполнительская  функция относится к каждому  циклу управления и предполагает реализацию личностно-ориентированной  модели к организации деятельности в ДОУ; практическое распределение  обязанностей, рациональную организацию труда; 

контрольно-диагностическая  функция предполагает сочетание  административного и общественного  контроля внутри ДОУ с самоанализом участников педколлектива (взаимопосещения  при организации различных видов  детской деятельности среди педагогов, День открытых дверей, анкетирование родителей и т.д.); 

регулятивно-коррекционная  функция предполагает внесение корректив  в управление ДОУ с помощью  оперативных линий. 

Управление  педагогическим процессом в ДОУ  на научной основе актуализирует  проблему методов управления, которые обеспечивают координацию деятельности педколлектива при достижении поставленных целей. 

Анализ опыта  работы в ДОУ позволяет выделить следующие методы управления: 

- организационно-административные, психолого-педагогические, общественного воздействия: 

организационно-административные методы управления реализуется при  разработке и утверждении годовых  планов, перспективной Программы  развития ДОУ, решений педагогического  совета, при инструктировании исполнителей в форме указаний, распоряжений, приказов. С помощью этой группы методов управления в ДОУ поддерживается внутренний распорядок, предусмотренный Уставом, осуществляется подбор и расстановка кадров, создаются условия для рациональной организации дел, требовательности и личной ответственности каждого сотрудника; 

психолого-педагогические методы направляют коллектив ДОУ  на творческое решение стоящих задач; на основе этих методов осуществляется проектирование социального развития коллектива, устанавливается благоприятный  психологический климат, формируются положительные, социально значимые мотивы педагогической деятельности; 

метод общественного  воздействия характеризуется участием педагогов в управлении ДОУ на основе здоровой конкуренции, сотрудничества, организацией методической работы и  развитием демократических начал в управлении. 

Задача руководителя ДОУ - помочь каждому педагогу найти  в себе силы и нереализованные  возможности для повышения своего профессионального мастерства. 

Названные методы управления отличаются друг от друга, но "в комплексе представляют собой неразрывное и взаимодополняемое единство способов достижения поставленных целей и реализации функций управления" (А.Н. Орлов). 

Вместе с  тем анализ опыта практической работы показывает, что ведущей линией руководителя в управлении ДОУ является наличие у него собственной концепции, профессионального мышления, индивидуального стиля управленческой деятельности. 

Стиль работы руководителя, его деловые и личностные качества оказывают существенное воздействие  на режим и порядок работы ДОУ, на эффективность и результативность его деятельности. Поэтому управление в этом учреждении должно опираться на личностное начало, так как конечные результаты управленческой деятельности достигаются не самим руководителем, а всеми членами коллектива. 

"Стиль  руководства также создает и  воспроизводит в коллективе особую  атмосферу и порождает свой  этикет, определенный тип поведения  и взаимоотношений," - отмечают  В. Лазарев, Т. Афанасьева. 

Сплочению педагогов в коллектив способствует проведение таких мероприятий, в которых педагоги могут реализовать свое творчество, например, педагогические советы на тему: "Быть членом коллектива - это значит...", "Педагогика сотрудничества - как я ее понимаю", дискуссии "Моя педагогическая профессия" и т.д. Создание коллектива единомышленников - результат эффективного управления и одновременно залог эффективно организованного педагогического процесса. 

Изменения, происходящие в системе образования, существующая Концепция дошкольного  воспитания, привели к появлению  новых характеристик педагогического процесса, являющихся производными от новых принципов, таких, как принцип ценностных ориентаций, субъектности и данности (В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова). 

Основные  функции ДОУ на этом этапе - создание условий для подготовки детей к адаптации в обществе, самоопределению в нынешней и будущей жизни. Педагогические задачи мы видим в следующем: 

развитие  индивидуальности ребенка; 

установление  взаимоотношений ребенка с предметным миром и социумом; 

сохранение  самобытности детского коллектива при взаимопроникновении и взаимодействии взрослой и детской субкультур; 

помощь в  самоорганизации личности. 

Рис 1. 

Ответ № 2 

Общие подходы  и требования к планированию работы учреждения по результатам 

Планирование  и прогнозирование являются основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях. 

Применительно к управлению дошкольным учреждением  планирование и прогнозирование  заключаются в определении зон  ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельно определять направления своей деятельности, строить модель развития детского сада в соответствии с видовым разнообразием ДОУ, выбирать программу воспитания и обучения дошкольников. 

Планирование  должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Эти требования заключаются  в следующем: единство долгосрочного  и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов. 

Планирование  будет эффективным, если соблюдаются  три главных условия: 

-- объективная  оценка уровня работы дошкольного  учреждения в момент планирования; -- четкое представление тех результатов,  уровня работы, который к концу  планируемого периода должен  быть достигнут; -- выбор оптимальных  путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат. 

При разработке планов важно определить конкретные конечные результаты. Это требование относится как к перспективным, так и текущим планам. 

Информация о работе Управление дошкольным образованием