Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:44, курсовая работа
Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения эффективности использования дидактических игр в целях умственного развития ребенка.
Цель работы: изучить особенности организации дидактических игр, способствующих умственному развитию дошкольников.
Глава 1. Теоретические основы исследования умственного развития дошкольников в процессе дидактических игр
1.1. Особенности формирования умственного развития ребенка
в период дошкольного детства
1.2. Применение дидактических игр в умственном развитии детей
Выводы по 1 главе
Глава 2. Методические рекомендации по организации дидактических игр, способствующих умственному развитию дошкольников
2.1. Руководство дидактическими играми в детском саду
2.2. Система дидактических игр, способствующих умственному
развитию детей в период дошкольного возраста
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Дошкольное детство – благоприятный период для формирования умственного развития, которое осуществляется в разнообразных видах деятельности. Главная роль принадлежит обучению на занятиях, в дидактической игре, в упражнениях с дидактическими пособиями.
Одним из средств умственного развития ребенка в период дошкольного детства является дидактическая игра. Дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Возможность обучать маленьких детей посредствам активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
В дидактических играх находят выражение присущая дошкольникам потребность в движении, в общении со сверстниками, заключается обильная пища для работы ума, воображения, выдумка, шутка, юмор, оптимистический характер – отличительные особенности русских народных игр. Они приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу.
В своей работе мы предложили систему дидактических игр, направленных на формирование умственного развития ребенка в период дошкольного возраста, которая, на наш взгляд, будет способствовать также и умению устанавливать ребенком связь между различными явлениями, самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, а также пользоваться своими знаниями и выражать их словом.
1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Кн. для восп. дет. сада. - М.: Просвещение, 1991 г.
2. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. М., Просвещение, 1991. - 160 с.
3. Васильева М.А. Программа развития и обучения в детском саду. М., 1987 г.
4. Гилева А. Дидактические игры и игровые занятия. Тбилиси, 1987 г.
5. Дошкольная педагогика /Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М., 1988.
6. Дошкольная педагогика./ Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина, - М: Просвещение, 1986.
7. Игрушки и пособия для детского сада /Под ред. В.М. Изгаршевой. – М., 1987.
8. Козлова И.Ф., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2000.
9. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. – М., 1980.
10. Крупская Н.К. Дети – наше будущее. – М.,1984.
11. Кузнецова А. Подготовка детей к обучению в школе. // Дошкольное развитие № 8 – 1989.
12. Лихачев Б.Т. Философия развития. – М.,1980.
13. Логинова В.И. Развитие и развитие детей в детском саду; Санкт-Петербург, 1995.
14. Менджерицкая Д.Б. Воспитателю о детской игре. /Под ред. Марковой: М., Просвещение, 1982
15. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка /Вопросы психологии, 1988, № 2. – 123-128.
16. Мухина В.С. Психология дошкольника/Под ред. Л.А.Венгера, М., Просвещение, 1985 г.
17. Немов Р.С. Психология. - М.,1990.
18. Никитин Б.П.«Развивающие игры. М. «Знание», 1994 г.
19. Новоселова С.Л. Игра дошкольника; М.: Просвещение, 1989. - 286 С.
20. Дьяченко О. Игры и упражнения для развития умственных способностей детей. // Дошкольное развитие №4 – 1988.
21. Пинкевич А.П. Педагогика. – М.,1928.- Т.1.-с.6.
22. Подготовка детей к школе в детском саду / под ред. В.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой, М., 1994 г.
23. Психология и педагогика игры дошкольника/Под ред. А.В.Запорожца и А.П. Усовой, М., 1966, с. 3.
24. Рогов Е.И. Психология общения. - М.,2001.
25. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1999.
26. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. - М.,1996.
27. Руководство играми детей в дошкольном учреждении.: из опыта работы/Под ред. Васильевой М.А.: М., Просвещение.
28. Рыжкова И. Учимся играя. // Дошкольное развитие № 2 – 1994.
29. Сербина Е. Развитие математических представлений и логических операций. // Дошкольное развитие № 9 – 1994.
30. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М.,2000.
31. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.: Пособие для воспитателя д/с. – М .: Просвещение, 1982 г.
32. Удальцова Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. М., 1982 г.
33. Умственное развитие детей дошкольного возраста/Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1984 г.
34. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1999.
35. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001.- 240с
Информация о работе Умственное развитие дошкольников в процессе дидактических игр